Данная статья продолжает цикл методических рекомендаций на тему проведения генеалогических исследований, восстановления истории своего Рода. Цель этой работы — разъяснение вопросов и различных аспектов проведения исследовательской работы с родственниками, которые должны стать первым источником информации в деле любого начинающего генеалога.
Для начала необходимо прийти к согласию относительно трактования некоторых генеалогических терминов, имеющих в естественном языке несколько расплывчатые определения. Для более точного применения ниже приводятся чёткие определения, которые будут спользоваться в этом и дальнейших методических материалах.
Род — вся совокупность родственников и предков, между двумя представителями которых можно провести непрерывную линию родства и/или свойства (как известно, на Руси «свояками» издревле называли родственников супруга). Т.е. в один Род входят люди, которые могут и не состоять друг с другом в родственных отношенях. Например, человек и родственники жены брата его супруги однозначно входят в один Род. В идеале, единый Род — это весь Русский народ, в который маленькими ручейками входят ветв из многих других народов. В частном случае, Род — это небольшой срез единого Рода, доступный для обозрения в текущий момент времени для конкретного исследователя-генеалога.
Фамилия — срез Рода по вертикали. Фамилии имеют своим источником одного человека в глубине веков и разрастаются в поколениях по мужским линиям. Фамилии живут в поколениях так же, как люди живут на протяжении своей собственной жизни. Фамилии могут разрастаться, быть стабильными и умирать. В более конкретном понимании фамилии состоят из персоналий, состоящих в непосредственном родстве и имеющих одно фамильное имя (фамилию в обычном понимании).
Клан — срез Рода по горизонтали. Кланы обычно состоят из представителей нескольких фамилий, связанных отношениями родства и/или свойства, при этом представители кланов образуют более связанное сообщество, чем обычно, т.к. имеют дополнительные скрепляющие связи (дружеские, производственные, хозяйственные и т.п.). В «цивилизованном обществе» кланы считают пережитком прошлого и признаком варварства, однако такие типичные европейские клановые общества, как шотландцы, ирландцы, корсиканцы почему-то считаются вполне цивилизованными, а сама клановая организация не мешает указанным народам динамично развиваться в современном мире. Более того, именно клановая организация обществ позволит в дальнейшем иметь больше преимуществ в борьбе народов за ресурсы планеты.
Семья — самая маленькая единица Рода, состоящая как минимум из двух персон, связанных узами брака. Сам этот термин можно рассматривать в двух аспектах — малая семья и большая семья. Малая семья — это семья в обыденном смысле: родители и их дети. при этом малые семьи в конечном итоге «размножаются», т.к. обычно дети создают собственные семьи — это процесс жизни фамилий. Большая семья — это горизонтальный срез фамилии с входящими в неё побочными ветвями (женскими). Можно считать, что большая семья — это три или четыре поколения живущих в одно время родственников, связанных непосредственными родственными связями. Малая семья входит в две, три или четыре больших семьи. При этом малую семью составляют представители двух фамилий (за редким исключением одной фамилии, когда супруги — однофамильцы), а большую семью составляют представители от одной до восьми фамилий в зависимости от размера большой семьи в поколениях.
Общество русской деревни до первой половины XX в., когда началось планомерное уничтожение традиционного сельского уклада жизни, представляет собой типичный клан, т.к. подавляющее большинство жителей деревни, села, посёлка состояли не только в родственных отношениях, но и в хозяйственных и производственных. Более того, клановая организация русской деревни помогала динамично развиваться крестьянским хозяйствам во времена более древние — времена крепостного права. И, надо отметить, что жупел крепостничества, так легко используемый красным агитпропом для обоснования «освобождения крестьян», легко разбивается при помощи архивных документов. По материалам десяти проведённых в Российской Империи ревизий можно получить график динамики роста населения в те времена:
Рисунок 1. Динамика роста населения Российской Империи на примере мужского крестьянского населения
Как видно по графику за полтора века численность мужского крестьянского населения Российской Империи возросла почти в пять раз. Естественно предположить, что то же самое касалось и женского населения, т.е. в 1861 году (год последней, десятой ревизии податного населения) на Руси было около 50 миллионов крестьян. Надо отметить, что в дальнейшем рост населения уже шёл больше экспоненциальными шагами, сдерживаемый только войнами и распределением крестьянских хозяств на новые земли для освоения Сибири и Дальнего Востока. Так что вдумчивый читатель может самостоятельно подсчитать гипотетическое количество населения в России, если бы оно продолжалось теми же темпами, что и на указанном графике.
Кстати, очень показательно резкое снижение роста население между 1800 и 1820 гг. Его можно вполне объяснить, вспомнив историю. Именно в этот период произошла первая в истории нашей Родины Отечественная война. И именно из числа крестьян в первую очередь набирали солдат для этой войны. И если бы не эта небольшая депопуляция, в 1861 году крестьянское население оценочно составляло бы 60 — 70 миллионов человек.
Указанное отступление от основной темы статьи приведено для иллюстрации того, как широк может быть Род человека. И исследователь должен подходить со всей ответственностью к обнаружению всех самых тонких связей между родственниками. Именно для этого осуществляется первоначальное определение границ поиска, проводимое посредством общения с родственниками.
Работа с родственниками имеет несколько аспектов. Естественно, что первый из них — составление генеалогической базы данных. Но не менее важным аспектом является и расширение дружеских связей между представителями одного Рода. Уже неоднократно писалось, что наш век информатизации и жёсткого индивидуализма приносит полное разобщение. Чтобы этого не было на помощь приходит общение с родственниками. А что может лучше скрепить родственные связи, как не восстановление и составление генеалогических данных?
К сожалению, у большинства людей родня не интересуются генеалогией и родственными связями, поэтому не хотят даже сотрудничать, не предоставляют никаких документов. Такое положение дел оправдывается разными причинами — вплоть до того, что «дело это бесполезное, всё равно это никому не нужно». Многие генеалогические исследования закончились именно на этом этапе. Таких людей сложно мотивировать, ведь генеалогия — это для исследователя серьезно, а для обычного человека — вполне возможно, что и не особо. У родни обычно свои проблемы, хлопот выше головы, поэтому вряд ли кто-то сможет считать себя обязанными сначала искать документы, потом снимать с них копии или сканировать, а потом ещё и тратить вечер, а то и не один, на то, чтобы общаться с самим исследователем.
Всех людей можно разделить на несколько возрастных категорий — дети, подростки, взрослые и старшее поколение. Так складывается жизнь, что наиболее легко заинтересовать исследованиями подростков, а проводить интервью легче с представителями старшего поколения (однако, как и во всех вещах, и тут бывают исключения). Хорошо то, что именно старшее поколение обычно помнит больше всего, поэтому тут сама жизнь помогает. Единственное, что остаётся — заинтересовать людей, мотивировать их потратить своё время, которого и так осталось совсем немного, на генеалогические исследования.
В первую очередь необходимо работать с ближайшими родственниками. Необходимо расспросить родителей, бабушек и дедушек, тёть и дядь обо всём, что они помнят. Родственников, проживающих в других городах мжно интервьюировать письмами, а лучше по телефону или электронной почте. Использование современных способов связи ускоряет процесс, и может быть использован для общения с теми родственниками, кто понимает современные технологии (по крайней мере, может использовать электронную почту). Со старшим поколением лучше всего общаться при помощи обычной почты, тем более, что практика показывает, что представители старшего поколения (особенно деревенские) любят получать письма и отвечать на них.
Не стоит обижаться, если вновь найденные родственники не приглашают в гости — мало ли какие у них условия или обстоятельства. Тем не менее, если родня живёт в одном населённом пункте, желательно не переписываться, а общаться лично. Проводить интервью необходимо в приятной, расслабляющей обстановке, лучше всего дома у интервьюируемого, но может подойти и что-то другое. Главное, чтобы опрашиваемый никуда не спешил — двадцатиминутный обеденный перерыв для серьезного опроса не годится. Если родня иногда собирается на праздники, свадьбы, дни рождения — этот случай можно использовать по максимуму для получения генеалогической и иной смежной информации.
Удобнее всего, конечно, было бы записывать всё на диктофон, т.к. довольно трудно запомнить сразу всю информацию. Если возможности использования диктофона нет, то по крайней мере, необходимо записывать все ключевые моменты в блокнот, и одновременно записывать вопросы, которые пришли в голову в процессе рассказа. Понятно, что большинство людей смущается, когда кто-то записывает их слова, поэтому разговор надо вести так, чтобы человек увлёкся рассказом. Если у есть фотоаппарат, обязательно надо взять его с собой — возможно, представится возможность сфотографировать какие-то семейные реликвии, документы и самого рассказчика.
Назначая встречу с родственником, необходимо его предупредить, что в процессе интервью всё будет фиксироваться при помощи диктофона и/или фотоаппарата — человеку нужно заранее психологически подготовится. Естественно, что перед самим собеседованием следует объяснить, зачем всё это делается, каким будет конечный результат и можно ли будет с этим результатом ознакомиться.
Заранее необходимо подготовить список вопросов, причём формулировки должно делать таким образом, чтобы на сами вопросы нельзя было ответить односложно. К примеру, вопрос: «А Вы помните, как звали родителей дедушки?» не годится, т.к. в ответ очень легко получить простое «Нет». Даже вопрос: «А что Вы помните о родителях вашего дедушки?» не слишком хорош, т.к. на него можно получить ответ: «Ничего». Вопрос должен прозвучать так, чтобы человек отвечал на него как можно дольше, поэтому нужно сначала спросить о самом дедушке, о его характере, о том, что он рассказывал о своём детстве, а если не рассказывал, то почему, а потом уже постепенно переходить к его родителям. Если в процессе диалога всё-таки получен односложный ответ, можно попробовать уточнить: «А почему?»
Поскольку каждая семья уникальна, нельзя заранее составить список вопросов, подходящий для всех. Но вот некоторые темы, которые можно обсудить:
Лучше всего начать с какого-то простого вопроса, на который можно отвечать не задумывась — про время и место рождения, или о какой-то ранее рассказанной этим собеседником истории.
Выдумывая вопрос, необходимо в первую очередь представить реакцию собеседника. Лучше всего начинать разговоры с тех родственников, кто заведомо хорошо к относится как к самому исследователю, так и к препринимаемым им усилиям. В процессе разговора вполне возможно узнать что-то и о других источниках, что-то вроде: «Бабушка Авдотья может про это рассказать намного больше — у неё как раз память лучше всего работает на тот интервал времени».
В процессе собеседования ни в коем случае не следует зацикливаться на заданном списке вопросов и стремиться все задать их все — задававать надо только те вопросы, которые подходят к разговору. Если человек задумался, не следует его торопить. Если возникла не предусмотренная списком вопросов тема, не стоит прекращать разговора, т.к. пригодится всё. Не надо пытаться говорить только о прошлых временах и событиях — необходимо фиксировать всё, что интервьюируемые хотят и могут сказать. Можно стимулировать рассказывать семейные истории, казусы и анекдоты. Они интересны даже и в том случае, если не соответствуют историческим фактам, т.к. позволяют понять историю семьи во всей полноте, со всеми мечтаниями и предрассудками предков, со смыслом их жизни и со смыслом существования самой семьи.
В обязательном порядке необходимо просить собеседника использовать в разговоре старые документы, семейные фотографии, даже какие-то бытовые предметы, если они сохранились — всё это помогает вспомнить. Когда диалог будет подходить к концу, можно просмотреть список вопросов и ответов на них — может быть, в ходе разговора какая-то тема не была затронута. Если собеседник устал, не следует настаивать на продолжении, лучше договориться о следующей встрече. Опыт показывает, что нормальная продолжительность беседы — от часа до двух.
После окончания интервью необходимо без откладывания в долгий ящик систематизировать все вновь полученные данные, всю информацию, отметив особо то, что поможет в дальнейшем поиске. Все полученные материалы также должны быть систематизированы и подготовлены к дальнейшей работе. При получении письма от родственника, живущего в отдалении, текст письма желательно перевести в электронный вид, а само письмо положить в архив — это поможет дольше его сохранить, т.к. в дальнейшем работа будет вестись с электронной копией.
В процессе интервью (даже посредством писем) очень помогают так называемые опросные карточки. Они могут иметь различный формат и различное предназначение. Интервьюируемый может сам заполнить такие карточки, а может предоставить этот процесс исследователю. Примерный формат и структура опросной карточки по одной персоне может выглядеть следующим образом:
В верхней части листа пишется фамилию, имя, отчество. Для женщин также указывается девичья фамилию (урождённая такая-то). Далее следуют данные:
Но в любом случае надо стараться записывать всё, даже описания внешности, привычек и смешные истории. В обязательном порядке необходимо записывать, кто и когда это всё рассказал.
Особое внимание необходимо уделить старым фотографиям. При возможности их следует сразу же отсканировать, причём с как можно более высоким разрешением (практика показывает, что разрешение сканирования должно быть не менее 600 dpi). Электронные образы фотографий позволят без проблем делать копии (даже с изменением масштаба), причём с предварительной ретушью (улучшением качества, что предполагает убирание царапин, помятостей и т.п.). Естественно, что такие копии можно будет распространить среди всех заинтересованных лиц (с согласия предоставившего фотографии, разумеется) — это ещё больше сможет мотивировать родню на проведение генеалогических исследований.
Для каждой фотографии необходимо делать не только цифровой образ, но и, по возможности, записывать, кто изображён на фотографии, когда была сделана фотография, какое событие на ней запечатлено. При работе с фотографиями обязательно надо изучать не только лицевую сторону, но и оборотую. Очень часто на оборотах имеются пометки, записи и даты, которые очень могут помочь в дальнейших исследованиях. По возможности у владельца фотографии также надо спрашивать, что обозначают найденные пометки.
Все фотографии желательно оформлять в виде электронного фотоальбома на компакт-дисках — так их проще распространять, копировать и модифицировать. Из компакт-дисков со старыми фотоальбомами можно составлять целые архивы фотографий, которые со временем будут иметь всё большую и большую ценность в качестве семейной реликвии.
Таким образом, взаимодействие с родственниками, их мотивация на поприще генеалогических исследований позволяет решить несколько задач. Во-первых, это проведение первоначальной границы Рода, очерчивание областей поиска и проведение основных направлений дальнейших исследований. Во-вторых, это сбор и накопление сведений, систематизация и архивирование в одном месте всей информации о Роде, о фамилиях, о семьях. В-третьих, это помогает сблизить родственников, укрепить родственные связи и наладить общение с новыми представителями Рода.
В интернете по адресу http://roman-dushkin.narod.ru/genealogy.html читатель сможет найти различные шаблоны для документирования работы с родственниками, ведения архивов генеалогической информации и т.п. Кроме того, по этому же адресу имеются дополнительные информационные материалы, помогающие проводить генеалогические исследования. Автор также будет признателен всем, кто пришлёт свои отзывы и комментарии по адресу электронной почты darkus.14@gmail.com.
Напоследок далее описываются две истории из опыта автора, которые наглядно показывают, насколько важна работа с родственниками для определения родственных связей, восстановления генеалогической информации и понимания того, что в обществе Русских людей существуют прочные связи, которые, к сожалению, нами перестали осознаваться.
История первая. На текущем месте работы есть у меня коллега — Алексей Л. Работали мы с ним вместе уже более трёх лет, пока не обнаружилась интересная связь. А дело в том, что жена Алексея родом из тех же мест, что и я сам. Узнали об этом факте совершенно случайно, но после этого стали сопоставлять фамилии. И нашлась одинаковая фамилия для обеих семей — Москвичёвы (надо отметить, что род Москвичёвых с Тамбовщины весьма обширен блягодаря древним весьма плодовитым предкам). Стали восстанавливать родственные связи и обнаружили, что наименование родственной связи Алексея со мной может выглядеть как «муж внучатой племянницы жены четверородного внучатого дяди». Как говорится — «седьмая вода на киселе», но тем не менее.
История эта получила продолжение. Оказалось, что жена моего двоюродного брата по другой ветви работает в подчинении у тёщи Алексея Л. Можно сказать, что Род закольцевался ещё раз.
История вторая. Есть две ветви у меня в Роду — из Тамбовской области и из Владимирской области. Казалось бы, далеко отстоят эти земли друг от друга, но вот что обнаружилось в процессе генеалогических исследований. Со стороны тамбовской ветви есть у меня троюродная сестра — Мария С. Со стороны владимирской ветви есть у меня двоюродная сестра — Инна Х. Так вот они в свою очередь также оказались связаны родственной связью в обход меня самого. Через эту связь Мария становится мне «внучатой племянницей свекрови родной сестры жены дяди по материнской линии», а Инна — «племянницей жены племянника мужа внучатой тёти».
Истории сии наглядно показывают, что в среде Русского народа существует множество незримых и неосязаемых связей, которые неизвестны большинству представителей нашего этноса. Однако связи эти как раз и создают ту основу Русского народа, которая делает нас именно народом, Великой Русской Нацией. И вполне естественно, что кукловодам очень хочется, чтобы эти связи были нарушены как можно более сильно, невосстановимо, чтобы Русский Народ превратился в российское народонаселение, вполне удобное для управления. И наша задача — помешать этим планам.
Писано на Родной земле в лето 2005.
Славянскому Роду во славу!
Добрым людям на пользу!