Кладбища с. Татево Глуховская волость Бельский уезд Смоленской губернии.
Церковь во имя Живоначальной Троицы с. Татево Глуховская волость Бельский уезд Смоленской губернии.
Село Татево, Ивановское, первое название которого произошло от владельцев - князей Татьевых, второе - от перваго храма в честь Рождества Иоанна Предтечи, — расположено на северо-восточной окраине Бельского уезда, близ границы с Тверской губернией, в 45 в. от Белого (летом в 60 в.). Глуховское волостное правление находится в 12 в. от села, почтовое отделение и железная дорога — в 10 в. Ближайшие села: Бельского у. — Глухово в 9, Кострицы и Егорье (Береза) в 12, Шопотово — в 15, Знаменское (Меженинка) в 18 в.; Ржевского уезда, Тверской губ. — Спас-Береза в 5, Рогалево в 8, Бобровка и Завидово в 15 в.
В селе, возле церкви, всего пять домов: три церковных дома, в которых живут члены причта, церковная сторожка и церковно-приходская школа. В ¼ в. от села - мелочная лавка. В таком же расстоянии с другой стороны — родовое имение Рачинских Татево, с каменным двухэтажным домом, огромным парком и садом, оранжереями, хозяйственными службами и проч. Здесь жил, между прочим, прадед С.А. Рачинскаго, Богдан Алексеевич Рачинский — депутат Бельского уезда в Екатерининской Комиссии об уложении.
Первый храм построен (а вместе основано и село) в начале ХVIII в. Бывший тогда владельцем с. Татева Григорий Григорьевич Пенский 15 февраля 1714 г. испросил у митр. Дорофея благословение на построение в своей деревне Коптелой деревянного храма во имя Рождества Ианна Предтечи "ради поминовения родителей своих и ради крестьян своих великия их нужды". До тех пор нынешний Татевский приход принадлежал к приходу с. Егорья (Березы), которое удалено было от некоторых деревень на 20 и более верст. "И в те деревни того села Березы (говорилось в прошении Г.Г. Пенского) попу к крестьянам со всякою духовною потребою в иныя времена за водами да за болотами выезжать удалено". Когда построена и освящена эта церковь, - неизвестно; но она упоминается в документах первой половины ХVIII в., и со времени её построения село стало называться Ивановским.
Нынешняя каменная церковь во имя Живоначальной Троицы, с тогдашним приделом Покрова Пр. Богородицы, построена сыном ктитора первого храма, поручиком Смоленской шляхты Михаилом Григорьевичем Пенским, в 1748 г. Антиминс, выданный в том же году епископом Гедеоном в придельную церковь, хранился в ризнице Смоленского Архиерейского дома. Эта церковь упоминается в 1774 И 1780 г.г. Ктитор в 1748 и 1749 г.г. пожертвовал в пользу церкви остальную землю дер. Коптелой, а также пустошь, при чем владевших ей крестьян помянутой деревни обязался в январе 1751 г. перевести в другое место.
Внук Михаила Григорьевича Пенского, Николай Богданович Потемкин, — коему досталось Татево, по духовному завещанию, от матери его Феодосии Михайловны, — пожертвовал 25000 р. на постройку церкви в с. Воротышине, Духовщ. уезда, сожженной французамии, и на обновление церкви в с. Татеве. Воля его была исполнена его зятем Антоном Михайловичем Рачинским, во владение котораго поступило Татево. Церковь получила тогда тот вид, который она имеет и до настоящаго времени. (Грамота на пристройку к каменной церкви Пресв. Троицы каменного же придела во имя Рождества Пр. Богородицы выдана Николаю Богд. Потемкину епископом Парфением 20 мая 1789 г.; антиминс же в эту, придельную, церковь выдан был в 1808 г.
Храм имеет форму широкого четыреугольника, с двумя полукруглыми алтарями в ряд. Колокольня стоит отдельно, с западной стороны, и соединена с церковию крытою галереей, на 8 каменных столбах. Вход в церковь — через галерею. Архитектура церкви — незатейливая: простой, без украшений, четверик; выше — такой же величины осмерик; все заканчивается шейкой, с небольшой главой. Несколько красиве колокольня: здесь — два стройных, высоких четверика, с большими пролетами, красивой овальной крышей и высоким шпилем.
Внутреннее устройство церкви — также простое. При входе — небольшой притвор; из него прямо — вход в главный храм (холодный), направо — в теплый придел. Последний устроен в ряд с настоящей церковью и соединяется с ней большой аркой. Двухярусный, резной, с позолотой, иконостас настоящей церкви, на 4-х колоннах — тонкой старинной работы. Ризы на иконах, находящихся в нем, — серебряные, чеканной, с позолотой, работы 1775—1779 г.г., весом 2 - 3½ ф. (всех таких икон восемь). Главный храм поновлен в 1910 г. на пожертнованную В.А. Рачинской (в год её смерти) сумму до 2000 р.
Утварью церковь достаточна. Имеются два набора старинных массивных серебряных сосудов и два старинных Евангелия с серебряными крышками — одно 1744, другое 1798 г. В архиве хранятся, храмозданная грамота митр. Дорофея, от 15 февраля 1714 г., Гр. Гр. Пенскому на построение первого храма; 2., дарственные записи 1748 и 1749 г.г. Мих. Гр. Пенского на землю, в количестве 162 дес., для прокормления причта; 3, храмозданная грамота епископа Парфения, от 20 мая 1789 г., Николаю Богд. Пенскому на пристройку к храму Пр. Троицы каменного придела во имя Рождества Пр. Богородицы.
С особенной торжественностью празднуется в селе день памяти свв. братьев—просветителей славян Кирилла и Мефодия (11 мая). Накакуне ученики, после обеда, собираются в школу. В 6 час. вечера совершается всенощное бдение. На другой день утром в школе читается священником и учителями житие свв. братьев и изъясняется смысл праздненства. В 9 час. начинается звон. Ученики идут в церковь, неся хоругви—буквы, т.е. большие, прикрепленные к древкам листы бумаги, с напечатанной на каждом крупной буквой кириллицы. По окончании литургии, одни ученики берут хоругви—буквы, другие — икону свв. Кирилла и Мефрдия и, в сопровождении священника, при пении тропаря свв. первоучителям, идут вокруг храма, а затем, через церковную площадь, в школу, где совершается торжественный молебен. После молебна ученикам раздаются в награду книги и предлагается чай и обед.
Причт в 1774 г. состоял из священника и двух причетников. В 1915 году причте состояли священник, диакон и псаломщик. В 1910 г., для облегчения трудов священника по наблюдению за школами, диакон с. Татева Петр Дунаев рукоположен во священника, с оставлением на диаконской вакансии; псаломщик же Михаил Семенов рукоположен во диакона, с оставлением на вакансии псаломщика. Священником с 3 мая 1911 г. состоит Константин Кулагин, возведенный в 1913 г. в сан протоиерея.
Приход в 1774 г. состоял из 100 дворов. Прихожан в 1915 году в селе Татеве, в деревнях: Демидове, Татеве, Зехине, Гурошах, Борках, Кулаках, Шкалах, Пшенной, Коротнях, Комисарове, Гришине, Бредовах, Пустыньке, Кулаковке - 310 дворов (1072 мужчины, 1158 женщин).
По указу Св. Синода, от 19 марта 1913 г., в состав прихода включены крестьяне д. Халютина, Ржевск. уезда (в 1 в. от с. Татева), хлопотавшие об этом в течение двух лет. В благодарность за это они соорудили в храме с. Татева, шелковые хоругви, стоимостью в 55 р.
Кроме того в приходе есть отдельные поселения и хутора: Пузаниха, Заходы (мельницы), Белоусово, Химаново (хутора), Скрипка, Соболевка (латышские поселки), Перхерево, Мокрое (поселки) и Столбоваха (имение). В дер. Кулаковке 15 дворов раскольников (44 м. и 44 ж.), предки которых переселены сюда в 1818 г. из Гжатского и Сычевского уездов.
Прихожане отличаются религиозностью. Часто они обращаются с вопросами религиозного характера к священнику. Далекие от городов и фабрик, они ведут простую, нравственную жизнь, руководясь дедовскими преданиями и обычаями. Среди них высоко стоит авторитет отца, и, где есть отец, братья живут вместе, разделяясь только по смерти его. Семейные узы крепки. Водка употребляется лишь при случае да в престольные и великие праздники (Пасха, Рождество, масляница).
Народное образование стоит в приходе весьма высоко благодаря деятельности С.А. Рачинского. В селе в память этого школьного деятеля, в 1907 г. устроена Св. Синодом двухклассная церк.-приходская школа с 6-годичным курсом, помещающаяся в каменном двухэтажном здании, с общежитием на 60 человек, рекреационной залой, сельско-хозяйственными и ремесленными курсами. В праздничные дни, между утреней и обедней, ведутся в этой школе внебогослужебные чтения. В особом помещении сохраняется вся обстановка жизни С.А. Рачинского в старой его школе. С 1908 г. существует еще в селе одноклассная церковно-приходская школа для девочек. Попечительницей школ состояла В.А. Рачинская, после же её смерти († 17 мая 1910 г.) попечительство над всеми церковными школами Татевского прихода принял на себя её племянник, камергер Высочайшего Двора, Член Государств. Совета, почетный попечитель церковных школ Конотопского уезда, Черниг. губ., Александр Константинович Рачинский, жертвующий ежегодно свыше 2000 р на четыре школы.
В д. Шкалах (?) открыта С.А. Рачинским в 1891 г. школа грамоты; в 1909 г. она преобразована в одноклассную церк.-приходскую школу. Точно также открытая С.А. Рачинским школа в дер. Зехине в 1909 г. преобразована в одноклассную церк.-приходскую. Поочередно в этих двух школах в воскресные дни вечером служатся всенощные бдения (как для учеников, так и для жителей, удаленных от храма на 6 — 10 в.). После службы бывает чтение назидательных статей и рассказов и бесид по поводу прочитанного. Всенощные и беседы нравятся народу, и их посещают до 300 человек, так что школьное здание не вмещает всех. В 1911 г. открыто земское начальное училище в д. Кулаках.
Церк.-приходская школа в дер. Вязовах устроена С.А. Рачинским преимущественно также для прихожан с. Татева, и обслуживает она пять деревень этого прихода и только две деревни Кострицкого прихода, в пределах коего находится. Бывшие сотрудники и ученики С.А. Рачинского во всех этих школах стараются поддерживать традиции и порядок, заведенный им. Отношение народа к школе, особенно Татевской, самое доброе, даже благоговейное, так как школа эта не только дала многим грамотность и твердое нравственное воспитание, но многих также вывела и на путь широкой общественной деятельности.
Могила Марии Константиновны Толстой (Мани Рачинской) в селе Татево
В селе Татево Оленинского района есть церковь Троицы Живоначальной, Каменная Троицкая церковь была построена в 1748 в селе Татеве Бельского уезда Смоленской губ., ныне с. Татево Оленинского района Тверской обл.
Закрыта в 1937 году. С 1995 года службы были возобновлены, церковь неспешно восстанавливается. Если в 2003 году можно было видеть ремонт откосов церкви с помощью гипсокартона, то уже в 2008 церковь восстанавливалась более солидно, оштукатуриванием стен цементным раствором. Вероятно, появился какой-то прихожанин, жертвующий более-менее приличные деньги на ремонт храма.
Церковь была - вероятно - домовым храмом семьи Рачинских, местных помещиков. Два алтаря. Чтимый святой - уроженец этих мест равноапостольный Николай Японский.
В ограде церкви похоронена Мария (Маня) Константиновна Рачинская (род. 29 сентября 1865 г., ум. 2 июля 1900 г. в Англии (12.10.1865 — 15.07.1900) -- дочь директора Петровской сельско-хозяйственной академии Константина Александровича Рачинского, племянница педагога Сергея Александровича Рачинского, с которым Толстой был знаком и находился в переписке.
Была первой женой (с 9 (или 10) июля 1895 - разошлись 19 ноября 1896 г.) старшего сына Льва Толстого (28 июня 1863, Ясная Поляна - 23 декабря 1947, Москва). Девушка образованная, но своеобразная. Говорится, что она была хорошим математиком. Небольшое уточнение от 2014 года: Мария Рачинская закончила Женскую частную классическую гимназию Софьи Николаевны Фишер (Москва). "Воспитанницам, кончившим курс женской классической гимназии, предоставлено право поступать в институт без всяких поверочных и дополнительных испытаний..." Далее она поступила в первый женский колледж (1869) Кембриджского университета и закончила его курс по факультету математики.
Дочь Толстого пишет в дневнике 15 февраля 1889: Утром приходила Маня Рачинская. Вот жалкая: богатая, хорошенькая, любит отца и брата, ими любима, и не только не может найти смысл жизни, но не умеет даже веселиться, ноет, какие-то глупости делает и всем завидует.
Младшая дочь Толстого Александра Львовна пишет: Большой радостью для всей семьи была женитьба Сергея на Мане Рачинской, дочери директора знаменитой сельскохозяйственной Петровской Академии. Трудно было себе представить застенчивого, скрытного, стыдящегося выражения всяких чувств, некрасивого Сережу, ухаживающим за хорошенькой, привлекательной девушкой, Маней Рачинской. Танина подруга была прелестна, умна, мила, образована (она окончила университет в Англии).
В апреле 1895 года Толстой писал жене: Я после завтрака вошел в Танину комнату. Там была Маня . Я думал, что она одевается, извинился и хотел затворить дверь. — «Нет, вы не мешаете», — сказала она, и тут же выступил от стены Сережа сконфуженный, тоже заявляя, что я не мешаю. Они оба были так сконфужены, что я был уверен, что свершилось, но, к сожалению, когда я вернулся после велосипеда, Сережа сказал, что она едет нынче, и когда я спросил о том, что у них было с Маней, он сказал: «Щекотливый разговор». Она нынче уехала в Англию.
Сережа с Маней уехали за границу - Лев Толстой, 19 октября 1895 г. Ясная Поляна. После свадебного путешествия они расстались.
А.Л. Толстая: ...настолько женитьба Сергея оказалась большим для всех огорчением. Никто не знал настоящей причины, почему неожиданно Маня, которую так ласково приняли в семью, которую Сергей так любил, неожиданно его бросила. Кругом делалось, как всегда, много предположений, обвиняли Маню, гадко сплетничали. Сергей молчал. Он уединился в свой маленький домик в Никольском-Вяземском, играл на фортепиано, сочинял, и в музыке изливал свое горе. У Маниродился сын Сергей. После родов она вскоре заболела туберкулезом и умерла.
Для меня неожиданно было прочитать, что у Марии Рачинской родился сын. Интересно проследить, что с ним случилось в дальнейшем. Вот оно, находим дальше в архиве Толстого: ...Маня, первая жена Сергея, которая ушла от него, умерла несколько лет назад от чахотки. Единственный сын от этого брака, Сережа, воспитывался у деда Рачинского.
Любопытно, что случилось далее с Сергеем:
Сергей Сергеевич Толстой (1897-1974), переводчик с русского на английский язык, кандидат педагогических наук.
Да, кстати, находим информацию - родился 24 августа 1897 в Англии. Отсюда его хорошее знание английского языка. Позднее переехал в СССР. В сети есть заметка, что он преподавал на курсах английского языка (до войны).
Еще о нем найдено совершенно неожиданное и любопытное. Автор воспоминаний: Виктор Сергеевич Тутунов, ученый-кардиолог. Я нашел его адрес, он сделал интересные уточнения.
Семья моей бабушки вплоть до 1974 года жила в особняке, который расположен в Лёвшинском переулке (дом сохранился). А во время войны всё семья голодала, и им помогал Сергей Сергеевич Толстой (внук Л.Н.Толстого, сын старшего сына Льва Николаевича - Сергея Львовича), который так же жил в этом особняке на 1 этаже (бабушка с детьми жила на втором). У Сергея Сергеевича был хороший паёк и он всё время подкармливал детей. Были и яблоки из Ясной Поляны.
Сергей Сергеевич в 1921 году был дьяконом у митрополита Трифона (Туркестанова), который так же изображён Кориным на картине «Русь уходящая». Надо сказать, что Сергей Сергеевич сильно картавил, владыка Трифон шутил, что его никто так не ругает как граф Толстой. А дело вот в чем: вместо «граду и храму» диакон Толстой возглашал так «гаду и хаму»…
Сергей Сергеевич снял сан и женился на Абрикосовой (знаменитые купцы), которая страдала, видимо, гемофилией и умерла. Сергей Сергеевич стал жить один…
Умер он в 50 годы, мои родители были на его похоронах.
И еще, уже в ответе на мой запрос: Могу ещё добавить, что Сергей Сергеевич во время войны перешёл в Старообрядческую церковь, он считал, что не дело Церкви собирать деньги на оружие. Хотя, надо сказать, старообрядцы тоже собирали на это деньги.
Но отпевали его в храме РПЦ.
Последние годы жизни он был женат на малокультурной женщине, по профессии - почтальонше.
Про смерть в 50х годах - это ошибка, конечно.
Годы службы дьяконом, получается - с 1919 по 1927 (примерно).
Первым браком женат с 1918 г. на Марии Александровне Кражановской (1898 † 1919)
Вторым браком - с 02.05.1927 на Вере Христофоровне Абрикосовой (27.03.1906 † 29.04.1957)
Третьим браком - с 29.07.1966 на Раисе Васильевне Чучковой. (1922 - ?). Разведены с 1974 года.
Вот его фотография в 50х гг прошлого века (с В.Х. Абрикосовой):
Скончался 18 сентября 1974 года и похоронен на Введенском кладбище.
На этом ветвь заканчивается, т.к. детей у него не было. Этим и объясняется то, что у могилы нет ухода.
К сожалению, фотографии самой Марии (Мани) Константиновны Рачинской я не нашел.
Есть только ее надгробный камень.
Могильная плита смотрится неухоженно. Такое впечатление, что все плиты и памятники - а их несколько - просто стащены в одно условное место вне церкви и приблизительно расставлены.
Это, к сожалению, имеет под собой основание. Если в исторических мемуарах советского времени хищение ценного мрамора приписывается немецко-фашистским оккупантам (взорвали усыпальницу и украли камень, взорвали барский дом и украли паркет), то более откровенные современные историки указывают на то, что памятники были растащены местными жителями в пост-революционное время. Плиты использовались как опора для правки металла. Останки были выброшены из фамильной усыпальницы...
Источник: https://oleg-dubov.livejournal.com/537530.html
Позже добавлены фотографии:
Село Татево Бельского уезда Смоленской губернии было знаменито в XIX веке сельской школой С.А.Рачинского. Ныне село относится к Оленинскому району Тверской области, и поэтому история его как-то ускользает от смоленских краеведов. Открывая эту тему интереснейшей публикацией из западнодвинской районной газеты "Авангард" (Тверская обл., г.Западная Двина), предлагаю дополнять ее всем интересным найденным материалом о селе и о школе.
ОБРАЗЦОВАЯ ШКОЛА В ИМЕНИИ С. А. РАЧИНСКОГО
В различных периодических изданиях, поднимающих вопрос русского национального воспитания, упоминается имя Сергея Александровича РАЧИНСКОГО, внесшего большой вклад в теорию и практику русского воспитания и образования, в историю русской культуры.
С. А. Рачинский родился 2 (14) мая 1833 г. в селе Татеве Бельского уезда Смоленской губернии (ныне Оленинский район), в старинной дворянской семье Рачинских-Баратынских. Кроме Сергея Александровича в семье были еще три брата и две сестры. В доме царила атмосфера добра и внимания, ценилось всякое проявление таланта, поощрялось трудолюбие.
В 1844 г. семья переехала в университетский город Дерпт (ныне Тарту в Эстонии), чтобы дети имели возможность подготовиться к поступлению в Московский университет. В 1849 г. Рачинский поступил на медицинский факультет университета, в дальнейшем перешел на естественный факультет и блестяще его окончил. К этому времени он прекрасно владел как родным, русским, так и немецким, английским, французским, греческим, латинским и старославянским языками.
После сдачи магистерского экзамена С. А. Рачинский служил около двух лет в архиве Министерства иностранных дел. Но в 1856 г. он уезжает за границу, где энциклопедические знания, многообразие интересов и дарований молодого ученого притягивали к нему самых разных людей. За время путешествия по Бельгии, Швейцарии, Италии, Франции, изучая вопросы народного образования, Сергей Александрович приходит к выводу, что наступило время возрождения педагогики, время смелых опытов в воспитании.
В 1859 г. Рачинский защищает магистерскую диссертацию, в 1866 г. – докторскую.
А в 60-е гг. ХIХ века в России начались репрессии против молодых профессоров, и Сергей Александрович принимает решение поселиться в Татеве окончательно, определив себе стезю школьного учителя и целиком отдавшись главному делу своей жизни – созданию народной сельской школы. В 1875 г. он построил новое здание школы, где и учительствовал более 25 лет. Педагог не ограничил свою деятельность одной Татевской школой и все свои силы и средства вкладывал в создание других школ в деревнях и селах Бельского уезда (всего около 30).
Сторонник развития женского образования, С. А. Рачинский одним из первых в губернии стал обучать совместно девочек и мальчиков, добился открытия двух школ для крестьянских девочек – Шоптовской и Тарховской. Ни одной земской или министерской школы по Бельскому уезду не было оставлено Рачинским без внимания и материальной помощи. С 1888 по 1897 годы он израсходовал своих средств больше, чем земство, в 13 раз, чем Министерство народного просвещения – в 32,3 раза. Всего на нужды школ С. А. Рачинский внес более 100 тыс. рублей.
Сергей Александрович много внимания уделял просветительской деятельности, приветствовал создание сельских бесплатных библиотек и сам посылал книги с этой целью в школы других уездов и губерний. Его беспокоило, что в обществе нет интереса к народной культуре, поэтому он старался спасти от забвения драгоценные «обломки» фольклора, кустарных ремесел. В его тетрадях сохранились сказки, предания, записи родословных.
Село Татево в 80-90-е гг. ХIХ в. сделалось культурным и педагогическим центром. Туда приезжали учителя, священники, деятели народного просвещения.
Народный педагог и просветитель, Рачинский обучил грамоте несколько поколений крестьян. Он создал сельскую школу, отвечающую интересам народа, «школу благочестия и добрых нравов», школу духовности. Кроме того, свою Татевскую школу он сделал центром борьбы за трезвость. К 1902 г. в «Татевскую книгу трезвости» были вписаны две тысячи крестьян окрестных деревень, давших обет не пить спиртного.
Наблюдения за крестьянскими детьми, личный опыт работы в народной школе легли в основу многих статей Сергея Александровича Рачинского, которые затем были собраны в книгу под названием «Сельская школа» (1891 г.), явившуюся итогом его жизни. За эту работу педагог был избран в члены-корреспонденты по отделению русского языка и словесности Петербургской Академии наук.