Недалеко от Омска, в селе Ачаир, находится обитель, известная как Ачаирский женский монастырь во имя Животворящего Креста Господня. Монастырь был основан в последние годы девятнадцатого века. Сегодня он входит в состав Таврической и Омской епархии РПЦ. Дореволюционная история Ачаирского Крестового женского монастыря. В конце девяностых годов девятнадцатого века рядом с казачьим поселком Очаир образовалась женская община, посвященная Михайлово-Архангельской Богородице. Первой настоятельницей стала М.А. Махалова, вдова надворного советника. В мае 1903 года была построена и освящена в честь Михаила Архангела каменная церковь. Место под нее выбирал и освящал сам Иоанн Крондштадтский (землю для обители подарил казак М. Бубнов). Вскоре после начала строительства община получила статус «женского общежительского монастыря». Большая часть строительных работ оплачивалась из специального фонда, созданного для таких целей еще императором Александром Третьим. Новый монастырь был благословлен в 1913 году архиепископом Андроником. Ачаирский женский монастырь в советские годы. Советская власть стала палачом для тысяч храмов России. Среди этих тысяч был и Ачаирский Крестовый женский монастырь. В конце лета 1920 года произошел арест настоятельницы монастыря игуменьи Е. Рождественской. Имущество обители было конфисковано и разграблено. Уцелевшие постройки перешли во владение НКВД. В конце тридцатых годов прошлого века в их стенах организовалась ГУЛАГовская колония № 8. Заключенные, которых доставляли сюда водным путем (по Иртышу) и на подводах, умирали от тяжелых условий содержания: тонкостенные бараки, отсутствие теплой одежды, лекарств и пищи. Одновременно в лагере «проживали» 800 – 900 человек. Колонию расформировали только после смерти Сталина… Новое время Возрождение монастыря началось после посещения в 1991 году развалин лагеря № 8 Владыкой Феодосием. Пораженный увиденным и историями о монастырском прошлом, он стал ходатайствовать о восстановлении обители. Осенью 1992 года рабочие установили закладной крест, и через несколько лет монастырь из строящегося стал действующим. В 1993 году строительство освятил патриарх Алексий Второй.
Источник: http://omsk.media/dostoprimechatelnosti/hramy-i-cerkvi/177-achairskiy-krestovyy-zhenskiy-monastyr-foto.html
Ачаирский женский монастырь Честного Креста Господня вырос на берегу Иртыша как символ Той Голгофы, на которую взошла Россия в годы безбожного лихолетья. Кровь мучеников – семя Церкви. И в землю Омского Прииртышья эти семена были обильно посеяны. Непрекращающиеся гонения, в которых рождалась Вселенская Церковь, казалось, обошли Россию. Русь приняла христианство готовым, выстраданным другими, из рук своего правителя – Великого равноапостольного князя Владимира – и вросла в него весьма малыми жертвами. Но могла ли Русская Церковь миновать общий всем христианам путь, начертанный Христом? «…возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая… в темницы, и поведут пред… правителей за имя Мое…» (Лк. 21, 12).
Это Божие определение Церкви открылось со всей очевидностью еще в апостольские времена. А для России час испытания ее веры, час подвига за Христа пришел в XX веке, ибо без России Вселенская Церковь не могла достигнуть полноты духовного возраста и совершенства. Почти через тысячелетие после принятия христианства с небывалой силой на Русскую Православную Церковь обрушилось гонение богоборчества, целью которого было стереть Церковь с лица земли и изгладить само воспоминание о Боге в сердцах россиян. В относительно короткий период – за семьдесят лет – земная Русская Церковь пополнила Небесное Отечество множеством святых мучеников и исповедников.
На том месте, где ныне стоит Ачаирский женский монастырь, была колония № 8, входившая в систему ГУЛАГа. Многие безвестные страдальцы нашли в этой земле место своего последнего пристанища и упокоения. Молитвы о них, как искупительное служение, стали основой монашеского делания сестёр обители. Крест, как символ примирения Неба и земли, стал знамением, давшим монастырю имя Крестовый…
Ачаирский женский монастырь расположен в удивительно живописном и благодатном месте. Возвышающийся берег Иртыша, зеленое кружево березовых перелесков, упоительный аромат медоносных лугов — здесь отдыхает утомленный человеческий взор, непривычный к тишине слух внимает лишь птичьим голосам да легкому дыханию ветра…
Все это невольно влечет к себе путника, едет ли он по шоссе или совершает свое путешествие по Иртышу.
Святые врата и надвратная колокольня обители выходят на Черлакский тракт, здесь же находится и надвратный храм Анастасии Узорешительницы. Золотыми главками приветливо сияет пятикупольная церковь во имя Димитрия Солунского. Это привратный храм монастыря, где совершаются уставные службы.
Успенский собор — главный и самый большой храм Ачаирского монастыря, средоточие его литургической и духовной жизни архитектурная доминанта всего монастырского комплекса. Девять золотых куполов собора вместе с куполом колокольни увенчанные крестами и видимые далеко окрест словно парят над землей . А сам храм, несмотря на свою монументальность и внушительную осанку, создает впечатление чудесным образом замершего невесомого движения к распростершемуся над ним небу…
Здесь же, в крипте Успенского собора, находится главная святыня монастыря — Сибирская Голгофа. Это придел новомучеников и исповедников Российских, посвященный памяти всех почивших наших соотечественников и сугубо тех, кто стяжал венец славы верностью, даже и до смерти, истинам веры и Церкви Православной.
Одно из сокровищ этого благословенного уголка — источник с целебной минеральной водой (+37 градусов), который 14 сентября 1993 года освятил Святейший Патриарх Алексей II. Ныне на этом месте возведен храм Иоанна Крестителя–на-водах.
Недалеко от источника под сенью берез ждет паломника и еще один замечательный храм во имя мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии — настоящая жемчужина деревянного храмового зодчества. Теплом веет здесь и от деревянных стен, и от узорчатого резного иконостаса, и от ликов святых… Нижний придел храма освящен во имя прославленного святителя Сильвестра — первого новомученика омского.
А еще в монастыре, как и положено, есть гостиница, сестринские корпуса с кельями насельниц, хозяйственный двор и, конечно же, трапезная, которой не миновать ни одному паломнику. Разделить после службы трапезу со всеми предстоявшими и молившимися на службе да и просто со всяким человеком, кого на ту пору Бог послал в святую обитель, — старинный и священный закон странноприимства, неукоснительно соблюдаемый и исполняемый насельницами от всей души и от чистого смиренного сердца.
Все устроение монастыря органично вписано в окружающий природный ландшафт, являет собой пример гармоничного единения природы и человека, как и должно быть по замыслу Божию в сотворенном Им мире, как и было на земле когда-то давным-давно…