Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Тот, кто говорит, также и что-то думает. (еврейская)

Атбасар г. Атбасар уездный город Атбасарского уезда Акмолинской области.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Казахстан, Акмолинская обл, г Атбасар

Кладбища г. Атбасар Атбасарский уезд Акмолинской области.

Мечеть г. Атбасар Атбасарский уезд Акмолинской области.

Церковь Атбасар



Атбаса́р — город в Казахстане в Акмолинской области, центр одноимённого района. Расположен на правом берегу реки Жабай (приток реки Ишим) в 229 км к западу-северо-западу от г. Нур-Султан и в 196 км к югу от областного центра г. Кокшетау.

Географически Атбасар расположен на пересечении линии 51 градуса 49 минут северной широты и 68 градусов 21 минута восточной долготы, на высоте 290 м над уровнем моря (центр города) в западной части Акмолинской области в центре северного Казахстана.

Характерный для окружающей местности рельеф — мелкосопочник, наряду с которым распространены холмисто-увалистые и плоско-равнинные пространства.

 

Атбасар, Козерог

  • Атбасар находится на одной широте с городами: Роттердам (Голландия), Мюнстер, Вернигероде (именно в этом городе в 1978 году снимался знаменитый советский художественный фильм «Тот самый Мюнхгаузен») и Котбус (ФРГ), Лодзь (Польша), Хомутовка и Курск, Воронеж, Оренбург, Экибастуз, Белокуриха, Кызыл и обелиск «Центр Азии», Листвянка на озере Байкал, Улан-Удэ, Шилка и Нерчинск, Новый Ургал на БАМе, а также на одной широте с космодромом «Восточный» и южной частью полуострова Камчатка.
  • Один из районов на юго-западе города неофициально имеет такое же название, как и столица Великобритании — Лондон, который лежит на той же широте (51 °C. ш.), что и Атбасар, но имеет мягкий климат, как и во всей Западной Европе, который обусловлен воздействием тёплого океанического течения Гольфстрим. Зима в Лондоне такая же тёплая, как в городах севера субтропического пояса (например, Сочи), с абсолютным минимумом −16,6 °C, что на 1,3 градуса выше средней температуры января (-17,9 °C) в Атбасаре.

«Кровавая» луна в Атбасаре в ночь с 27 на 28 июля 2018 (01.25 по местному времени)

  • Истинный полдень в Атбасаре наступает в 13.26 (UTC+6), то есть расхождение действующего времени с местным средним солнечным временем составляет +1 час 26 минут. Для сравнения истинный полдень наступает: в Усть-Каменогорске в 12.30, в Астане — 13.14, в Кокшетау — 13.22, в Костанае — 13.46.
  • Последнее полное солнечное затмение можно было наблюдать в Атбасаре 31 июля 1981 года и 29 марта 2006 года.
  • Последнее полное лунное затмение произошло в Атбасаре в ночь с 27 на 28 июля 2018 года.
  • Кольцеобразное солнечное затмение можно будет наблюдать в Атбасаре 1 июня 2030 года.
  • Следующие полные солнечные затмения можно будет наблюдать на территории Казахстана 11 июня 2048 года (Актау), 30 апреля 2060 года (Шымкент) и 20 апреля 2061 года (Уральск, Актобе).

История

Герб Атбасара 1858 г.

Основан в 1845 году как казачья станица Атбасарская.

Жилой дом купца С.Белова конец XIX века на ул. Бегельдинова (бывшая Центральная)

Предыстория основания Атбасара связана с постройкой пограничного поста (пикета) во второй половине 1830-х годов на почтовом тракте Кокчетав — Акмола, у слияния рек Атбасарка (старое название р. Жабай) и Керегетас. Пост был окружён земляным валом и рвом с водой. На посту располагался небольшой отряд казаков, который нёс почтовую службу и охранял торговые караваны, двигавшиеся из Средней Азии в Петропавловск и Омск. Начавшийся в 1837 году мятеж Кенесары Касымова послужил поводом для усиления поста казачьими войсками. Первые упоминания об Атбасаре появились в 30-х годах девятнадцатого века. У слияния рек Атбасарка и Керегетас был построен пограничный пункт № 96, через 10 лет он был преобразован в Атбасарское укрепление № 89, осуществляющее связь между Акмолой и Кокшетау. С годами вследствие того, что оно находилось в центре караванных путей, роль его возрастает и усиливается.

Лавка купца С.Белова конец XIX века

В 1843 году генерал — губернатор Западной Сибири Горчаков предложил построить вместо укреплённого пункта станицу Атбасарскую. В марте того же года предложение губернатора было одобрено Николаем I. Данный укреплённый пункт постоянно затапливало паводковыми водами, поэтому при строительстве станицы пришлось отступить на три версты к юго-западу от первоначального места. Весной 1845 года на место строительства новой станицы прибыла команда мастеровых строительных рабочих из 29 человек во главе с урядником второго класса Василием Фураевым. Первое жалование строители получили 6 июня 1845 года. Это дата и является началом летоисчисления Атбасара (хотя в литературе часто указывается 1846 — дата торжественного открытия уже основанной станицы). К осени 1845 года в станицу переселились 413 казаков Сибирского казачьего войска. Среди первых её жителей были Пётр и Яков Бородины, Василий Уткин, Арап, Егор и Иван Копотиловы, Ефрем Катанаев, Михей и Никита Безъязыковы, Сергей Черепанов со своими семьями.

Атбасар, жилой дом конца XIX века

Название города связано с названием реки и окружающей местности. Атбасар возник на пересечении караванных и скотопрогонных дорог, по которым перегонялись огромные табуны лошадей и другой скот. Это было известное место торговли скотом — «ат базар», то есть конский базар; по одной из версий слово «атбасар» происходит от казахских слов «ат»-лошадь и «басар»-топтать.

Первоначальным ядром в сложившейся планировочной структуре существующего ныне Атбасара является казачья станица. Станица была расположена на правом высоком берегу р. Жабай, имела компактное в плане очертание. Застройка велась в западную сторону от реки по генеральному плану, разработанному Омским инженерным управлением. Как и все казачьи станицы имела строго регулярную планировку с мелкими кварталами и прямоугольной сеткой улиц: восемь улиц, параллельных береговой полосе, и двенадцать перпендикулярных им улочек. В центре станицы на площади находилась Знаменская церковь (1854). Казарма, полковые конюшни, цейхгауз, гауптвахта, провиантский магазин размещались в укреплённой части станицы, среди жилой постройки — станичные, служебно-административные здания и прочие постройки. Названия улиц станицы указывали на их месторасположение: Центральная (позже К.Маркса, Бегельдинова), Казарменная (Урицкого, Достык), Казначейская (Р.Люксембург, Атбасарская), Колодезная (Володарского, К.Мукушева), Набережная (В.Ленина, Победы), Непроезжая и др.

Жилые дома кон. XIX-нач. XX на ул. Победы (Набережная, Ленина)

В 1859 году в станице имелось всё необходимое для нормального обустройства переселенцев: полковой дом с флигелем, кухней, людской, конюшней, завозней и амбаром с ледником, офицерская школа первой и второй сотен, караульные дома, аммуничья, цейхгауз, дом для обер-офицеров, пороховой и пожарный погреба. В новой казачьей станице большую заботу проявляли о лошадях, имелись конюшни для строевых и почтовых лошадей, конный лазарет, манеж. Из двух построенных магазинов один принадлежал провиантскому ведомству, а другой — Сибирскому линейному казачьему войску. Имелось в станице и питейное заведение — винный подвал. К гражданскому ведомству относился только заложенный артиллерийский парк. Недалеко за частными домами были размещены мусульманское и православное кладбища. В начале 1860-х в станице насчитывалось 206 дворов, население составляло 1557 человек. Построена мечеть, появляются новые по функциональному назначению здания: одноклассное училище, казахские мужская и женская школы, почтово-телеграфная контора, метеостанция. Развивались кустарные предприятия по переработке продуктов животноводства и торговля: салотопенный завод, паровая, пять ветряных и две водяных мельницы, три кузницы, 29 лавок. Станица расширялась в северном, вдоль речки, и западном направлениях.

Значение станицы Атбасарской, как опорного поста русских войск в степи, возрастало. Уже в пятидесятых годах сюда был перенесён окружной приказ Аманкарагайского округа. С присоединением к России среднеазиатских владений станица утратила роль приграничной крепости и в 1879 году получила статус города. Атбасар стал уездным центром одноимённого уезда.

Жилой дом кон. XIX-нач. XX на ул. Атбасарской (бывшая Казначейская)

В XIX веке был известен летней Петровской ярмаркой (с 10 июня по 5 июля). Пользуясь выгодами степного положения и близостью к населённым пунктам Акмолинской области, Атбасарская ярмарка с каждым годом приобретает всё большее значение, привлекая к себе торговцев не только из Тобольской, Оренбургской и Пермской губерний, но и из более отдалённой Бухары. Главными предметами на ярмарке служили скот и продукты скотоводства.

 

Атбасар в ЭСБЕ

В конце XIX — начале XX века на страницах Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона Атбасарская станица была описана следующим образом:

Атбасарская станица — при речке Атбасарке, по Петропавловско-Акмолинскому почтовому тракту. Уездное городское поселение Атбасарского уезда Акмолинской обл. Дворов 206, жит. об. п. 1557. Деревянная православная церковь, мечеть, уездное и станичное правление, оружейный склад, городское одноклассное училище, станичная женская школа, казахские (киргизские) мужские и женские школы, приёмный покой, почтово-телеграфная контора, почтовая станция, салотопенный завод, 29 лавок, 3 кузницы, 2 ярмарки в году.

Здание бывшей гимназии и памятник В. И. Ленину

Атбасарский уезд (до 1878 г. Сарысуйский) Акмолинской области, пространство 118630 кв. верст, в том числе земли казённой, казачьей и частновладельческой — 412 кв. вер., киргизской — 118218 кв. версты. Населённых мест — 8, со включением Атбасарской станицы, киргизских аулов — 5 5; жителей — 64106, из них городск. сословия — 1557, казачьего — 99, крестьян — 81 и киргизов — 61769.

Скотоводство в Атбасарском у. составляет главное занятие кочевого населения. По сведениям 1882 г., в Атбасарск. у. было всякого рода скота, включая и лошадей, 4418 голов у оседлого населения (1,9 головы на одного жит.) и 535075 голов у кочевого населения (8,6 гол. на 1 жит.). Из диких представителей фауны, свойственных исключительно Атбасарскому уезду, нужно отметить серого фазана (Crossoptilon auritus), встречающегося в южной части уезда. В уезде ярмарка с 15 мая по 15 июня (Бакчентайская, на уроч. Джаныкской).

Кроме этой статьи в ЭСБЕ имеется статья под названием Атбасар.

На рубеже XIX—XX веков Атбасар имел типичный для степных районов облик городка, выросшего из казачьей станицы. Городское благоустройство отсутствовало. Застройка была в основном деревянной. В центре размещались капитальные постройки станичного и городского уездного управлений, жилые и торговые дома купечества. Каждый квартал включал в себя четыре дома с надворными постройками. Жилые дома зажиточного населения возводились из дерева, с крестообразной планировкой из четырёх комнат, под железной или тесовой кровлей. Дворы с хозяйственными постройками обносились оградой. Некоторые дома были выстроены с каменными полуподвалами. В декоре фасадов использовались характерные элементы деревянного зодчества: резные детали карнизов, наличников, ворот и ставней. Большинство жителей ограничивалось строительством пятистенка — двухкомнатного дома. В панораме застройки доминировали крупные сооружения: церкви, общественные здания — гимназия, Народный дом и др. Православные церкви представляли собой высокие деревянные сооружения, основу которых составлял ярусный тип русского храма с трёхчастной структурой плана и многогранной колокольней. Колокольня и кровли завершались небольшими главками.

Атбасар

К началу XX века в городе было уже три церкви, городское и русско-казахское четырёхклассное училища, женская школа, татарская школа, библиотека, аптека, медицинский приёмный пункт. Промышленность была представлена кустарными и полукустарными предприятиями: три салотопенных завода, кирпичный завод, несколько мелких кожевенных заводов, скотобойня. Имелось два больших склада орудий, мукомольная и две водяных мельницы. В окрестностях размещались низшая сельскохозяйственная школа и конский завод султана Мейрама.

В 1913 году в уезде было 5 волостей и 1 станица: Знаменская, Кийминская, Мариинская, Покровская, Сергеевская волости и станица Атбасарская. К 1914 году численность населения Атбасара составляла 3870 человек.

До революции в Атбасарском уезде производительные силы были слабо развиты, функционировала паровая мукомольная мельница, а также несколько мелких кожевенных и салотопленных заводов. Три раза в год проводились ярмарки-продажи, где сбывалось огромное количество крупного и мелкого скота, лошадей, разного сырья и материалов.

К началу 20-х годов в Атбасарском уезде насчитывалось 9 промышленных предприятий, из них 7 в городе и 2 в селах.

В 1928 году на территории Казахстана Автономной Республики создаются новые районы. Постановлением ВЦИК от 17 января 1928 года был ликвидирован Атбасарский уезд и 28 сентября образован Атбасарский район в составе Акмолинского округа из Атбасарской, Тас-Уткульской и части Карагандинской волостей Атбасарского уезда с административным центром в г. Атбасаре. При образовании в 1932 году Карагандинской области район входил в её состав, а в 1936 году был передан в состав Северо-Казахстанской области.

Панорама города

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 октября 1939 года была образована Акмолинская область, за счёт части территории Карагандинской и Северо-Казахстанской областей с центром в г. Акмолинске. С образованием Акмолинской области Атбасар был включён в неё.

Большое значение для экономики города имело строительство в 1939—1943 годах железной дороги Акмолинск — Карталы, связавшей Атбасар с Карагандинским угольным бассейном, Уралом и другими экономическими центрами страны.

Освоение целинных и залежных земель в 1954—1958 также способствовало дальнейшему росту и развитию экономики города. Особенно это коснулось пищевой промышленности и стройиндустрии. В Атбасаре действовали комбинат хлебопродуктов, два хлебозавода, сыродельный и мясокомбинаты, маслозавод, элеватор, крупные автобазы, каменно-щебёночный карьер, комбинаты железобетонных конструкций и керамзитобетонных изделий. Атбасар становится одним из крупных агропромышленных центров области и важнейшим ж.-д. пунктом по вывозу зерна и хлебопродуктов.

В 1954 году было начато строительство сети узкоколейных железных дорог Атбасар — Бараккуль (в дальнейшем продлено до Шантобе) и Атбасар — Краснознаменская. В 1955 построены вторые железнодорожные пути на основном направлении Акмолинск — Карталы. В начале 1960-х гг. на дороге осуществлён переход с паровозной на тепловозную тягу, начаты работы по электрификации: линия Целиноград — Атбасар — Тобол (1968).

Главная городская площадь


С 26 декабря 1960 года Атбасар вошёл в состав Целинного края, образованного постановлением ЦК КПСС из пяти северных областей Казахской ССР с центром в городе Целиноград (до 20 марта 1961 года — Акмолинск). По инициативе Н. С. Хрущёва рассматривался вопрос о передаче Целинного края (казахи составляли около 10-15 % населения) в состав РСФСР. Однако, с приходом к власти Л. И. Брежнева и возвращением на пост первого секретаря ЦК КП Казахстана Д. А. Кунаева, этот вопрос был снят, а 19 октября 1965 года Целинный край был упразднён.

С середины 1960-х годов одно временно с ростом крупных предприятий развернулось и жилищное строительство. Атбасар продолжал развиваться в западном и южном направлении. Строительство велось по типовым проектам. В конце 1970-х — начале 1980-х к юго-западу от старой части города, между улицами Школьная (Валиханова) и Луки Белаш, формируются новый общественный центр, главная городская площадь. По периметру площадь застраивается многоэтажными зданиями современной архитектуры: райком, универмаг, гостиница, жилые дома. Улицы в старой части города расширяются и благоустраиваются, превращаясь в улицы общегородского значения: ул. Ленина, Ирченко, К.Либкнехта, Школьная и др. Были построены новые здания общественного назначения, культурно-бытового обслуживания, торговли, современные здания школ и детских дошкольных учреждений. На левобережье р.Жабай предполагалось создание общегородского спорткомплекса.

Памятник И.Есенберлину

С конца 1980-х годов началась эмиграция немцев, после 1991 года — славянского населения. Привычной картиной для города стали остановка предприятий, заброшенные частные и многоэтажные дома даже на центральной площади и главных улицах. Инфраструктура и коммунальное хозяйство — в плачевном состоянии. Только считанные улицы города убираются от снега и мусора. Дороги превратились в полосу препятствий, преодолевая которую, автомобилисты лавируют между выбоинами на асфальте, постоянно выезжая на встречную полосу движения. По причине практически полного отсутствия тротуаров, пешеходы вынуждены выходить на проезжую часть, подвергая свою жизнь опасности. В тёмное время суток население использует карманные фонарики для освещения дороги. По непонятным причинам вырубаются парки и скверы. Появились многочисленные дукены (небольшие магазины, где зачастую продавщицы хамят покупателям и грубо нарушают правила торговли, как в магазине «Полюс»), частные гостиницы и дешёвые закусочные (например "БыстроЕшка", где нагло обманывают посетителей, взимая плату за блюда выше, чем указано в меню). На месте небольшого базара на привокзальной площади вырос рынок «Ширак», который местные власти несколько раз безуспешно пытались закрыть.

После обретения независимости жилищное строительство прекратилось, только наводнение апреля 2014 года заставило руководство города построить для пострадавших несколько многоквартирных домов и восстановить одно из заброшенных общежитий. После очередного наводнения апреля 2017 года, некоторые участки города вдоль реки Жабай, опустели. В 2016—2017 годах власть наконец-то обратила внимание на состояние автодорог и были отремонтированы большинство центральных улиц, которые быстро пришли в негодность.

О сражении между Абулхаир ханом Шейбани с Мустафой ханом Шейбани при поддержке  Ваккас бия Мангыта в середине XV века на реке Жабай около современного города Атбасар в Акмолинской области.

Атбасар, детский развлекательный центр

МАСУД БЕН ОСМАНИ КУХИСТАНИ «ТАРИХ-И АБУ-Л-ХАЙР-ХАНИ», XVI век.

«…В то время года, когда художница-весна нарисовала чудесные рисунки во всех сторонах степи, и весенний ветер поднял покрывало с лица напившихся досыта бутонов, и подобные мечам колючки покрыли шипами лица роз, и порыв утреннего ветра освободил пространство пестрого цветника от уныния, , хан могущественного двора, что был весенним цветником государства и полновластия и кипарисом сада халифского достоинства и монаршества, восседал в величии на лугу, который претендовал красой на равенство с райским садом и соперничал с садом рая, оживляющим жизнь, караульные победоносные войска, прийдя , удостоились чести доложить, что Мустафа-хан с многочисленным и огромным войском и со старанием Ваккас-бия, приведя войско в порядок и подняв знамена вражды, выступает , чтобы сразиться с войском победоносным . хан, море благодеяний, опираясь на милость бога всевышнего, приказал с полным достоинством, , чтобы войско небесного великолепия собралось и, приведя в порядок оружие, приготовилось к сражению.

Атбасар, вид из самолета, рейс Аэрофлота SU-1963 Нур-Султан-Москва 8 августа 2019

Бахтийар-султан и великие эмиры и известные бахадуры, как-то: Бузунджар-бий кыйат, Бишкент -оглан иджан, Тули-Ходжа-бий кушчи, Кунгур-бай кушчи, Хаким-Шайх кушчи, Мухаммад-бек конграт, Кыльгч-бай-бахадур уйшун, Мурад-Суфи утарчи, Сарыг-sanitized_by_modx& #39Усман украш-найман, Абу-Бакр украш-найман, Суфи-бек джат, Кибек-бий кушчи, Хаджи-мирза джат, Хасан- оглан чимбай, Шадбахт-балх, Кутлук-Бука-тархан, sanitized_by_modx& #39Абд ал-Малик карлук и другие известные и предводители войска приготовились и, выстроив правое и левое крыло войска, направились к месту сражения.

Бахтийар-султан, согласно приказу хана, подобного небу, с отрядом из храбрецов и бахадуров отправился в авангарде, остальные бахадуры и витязи левого и правого крыльев , каждый на своем месте, выступили в путь...

Когда оба войска по предопределению всевышнего сблизились друг с другом, солнце вложило блестящий меч в ножны ночи, и шах Занзибара протянул завесу черного войска над миром. Оба войска сошлись друг против друга. хан, могущественный, как небо, приказал, чтобы могучие воины, бесчисленные, как муравьи, подобные охотничьему льву, в страхе перед полыхающим огнем и сверкающими, словно молния, мечами которых огонь в сердце камня и железа становился, словно текучая вода, преградили путь врагам и, исполняя условия осторожности, засели в засаде ненависти...

Хакан, Фаридуну, приведя в ту ночь войско в порядок, украсив центр и оба крыла войска отважными храбрецами и славными бахадурами, по обычаю, достойному царей, вдел ногу твердого решения в стремя покорителя мира и с надеждой на бога направил поводья норовистого коня завоевателя мира в сторону реки Ат-Басар.

От многочисленности войска пыль от земли поднялась до небесного свода, и от пыли, победоносным войском, над полем битвы образовался мрачный круг даже другая земля.

Мустафа-хан с многочисленным войском без страха и боязни выступил навстречу.

Звуки труб и литавр обоих войск начали достигать до вращающегося небесного свода. Оба войска кровожадных, подобно огню и воде, пришли в движение, и земля на поле битвы от крови храбрецов стала , подобно тюльпану, и начал гореть огонь битвы и убиения...

Когда войска обеих сторон смешались друг с другом, бахадуры-меченосцы и храбрые витязи , выйдя из засады ненависти, нахмурили брови храбрости и, вынув мечи ненависти, подобно небесному року, окружили , они по воле всевышнего господа зажгли огонь битвы и сражения.

Когда люди непокорности и мятежа, т. е. воины Мустафа-хана, увидели, что море войска , завоевателя миpa, окружает их, подобно рыбе на суше, пришли в смятение и на лицах их появился ужас дня страшного суда и самый великий страх, и выпустив из рук поводья воли, обратились в бегство. Мустафа-хан, выбросив из мысли своей сильную страсть предводительствования и падишахства, обратился в бегство. Войско, приют победы, с помощью бога обратило на них меч кровопролития, и было убито так много людей из войска противника, что счетовод разума был бессилен сосчитать .

По необходимости отказавшись сердцем от имущества,  государства и семьи Мустафа-хан с помощью норовистого коня переправил душу в здравии на противоположный берег сей кровавой реки, и большинство слуг и челяди, и имущества, и сокровищ его перешло в руки воинов хана, обладателя знамени победы. Говорят, что в той битве было убито около четырех с половиной тысяч человек…».

 

Численность населения
1845 1861 1897 1914 1926 1959 1970 1979 1989
413 ↗1557 ↗3038 ↗3870 ↗6500 ↗34 316 ↗37 228 ↘36 250 ↗39 163
 
1991 1999 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
↗40 000 ↘32 288 ↘28 693 ↗28 886 ↘28 794 ↘28 744 ↘28 440 ↗30 436 ↘30 308
 
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
↘30 116 ↘29 984 ↘29 853 ↘29 733 ↘29 653 ↗29 726 ↘28 888 ↘28 735 ↗28 757

Атбасар, мечеть

В 1930—1940-е годы численность населения района и города возросла за счёт переселенцев из других частей СССР: политические ссыльные, депортированные из Западной Украины и Белоруссии, немцы Поволжья, народы Крыма и Северного Кавказа, эвакуированные из захваченных Германией регионов. 28—29 января и 8—10 февраля 1942 года по распоряжению НКВД были высланы в Атбасар почти все итальянские семьи из Керчи, всего 438 человек. В Атбасаре (как и Казахстане в целом) проживает масса этнических групп — это наследие эпохи массовых депортаций, когда советское правительство использовало продуваемые ветрами степи в качестве места ссылки для политических заключённых и тех этнических групп, которые казались Сталину недостаточно лояльными. Освоение целины с середины 1950-х годов привело к значительному росту населения города. Затем рост замедлился и даже сменился естественной и миграционной убылью русскоязычного населения с начала 1990-х годов. С середины 2000-х годов население города практически стабилизировалось как за счёт естественного, так и миграционного прироста (в основном, за счёт миграции казахов из сельских регионов республики (преимущественно Акмолинская область и юг Казахстана)). Последнее связано с изменениями национального состава Атбасара. Национальный состав города, отличавшийся абсолютным преобладанием европейского (русские около 55 %, немцы, украинцы, белорусы и др.) этноса до конца XX века, находился в активной переходной фазе в период между 1989—1999 годами, и в начале XXI века характеризуется соотношением: две трети европейского и одна треть казахского населения.

С конца 1990-х годов языковая среда города трансформируется из исключительно русскоязычной в двуязычную. За несколько лет казахский язык прочно укрепился во всех сферах жизни города, что объясняется изменением демографической ситуации, а также политикой правительства страны.

Атбасар, жилые дома

Национальный состав (на 1 января 2013 года):

  • русские 40 %
  • казахи 35 %
  • украинцы, немцы, белорусы, татары, ингуши и др. 25 %

Мужчин 13855 (48,2 %), женщин 14880 (51,8 %).

По численности населения Атбасар занимает 51-е место в Казахстане и 4-е в Акмолинской области (после Кокшетау, Степногорска и Щучинска). В Целиноградской области город занимал 2-е место, но в середине 1970-х годов уступил его Степногорску.

Несмотря на своё малое население, город занимает большую территорию для такой численности в силу особенностей архитектуры (велика доля среди зданий частных домов одноэтажной застройки).

Транспорт

Атбасар, район вокзала, вид с высоты птичьего полёта

Атбасар является станцией на железнодорожной магистрали Тобол — Есиль — Астана. Здесь останавливаются все проходящие пассажирские поезда в Москву, Санкт-Петербург, Киев, Алма-Ату, Аркалык, Костанай, Актобе, Атырау, Мангышлак.

Из Атбасара по железной дороге можно было доехать без пересадок до 110 городов. Всего через ст. Атбасар проходили 24 скорых и пассажирских поезда. Среди самых дальних пунктов: Адлер (3431 км), Киев (3415 км), Санкт-Петербург (3170 км). Весной 2016 года пассажирские поезда из Астаны в Москву и Санкт-Петербург через Атбасар были отменены.

Через город проходят автомагистрали на Астану, Костанай и Кокшетау. От автовокзала отправляются многочисленные межобластные, внутриобластные и пригородные маршруты.

Атбасар, вид с высоты птичьего полёта

Городской общественный транспорт развит слабо и представлен всего несколькими автобусными маршрутами. Широкое распространение получили обычные такси. Состояние дорог оставляют желать лучшего. Автомобили по городу пробираются с трудом, по причине отсутствия нормального дорожного покрытия — всюду выбоины в старом асфальте, который давно нуждается в замене. Пешеходные тротуары в городе практически исчезли.

Аэропорт Атбасар (в данное время не функционирует, на его месте базируется несколько самолётов АН-2 сельхозавиации), расположен в нескольких километрах к северу от города. В списке Международной ассоциации воздушного транспорта ему присвоен индивидуальный код ATX. Аэропорт имеет две небольшие взлетно-посадочные полосы с грунтовым покрытием и их длина составляет 1500 метров, которые достаточны для взлёта самолётов АН-24. Терминал (сейчас полностью разрушен) был расположен на высоте 308 метров над уровнем моря.

  • В знаменитом фильме Эльдора Уразбаева Транссибирский экспресс (Казахфильм, 1977) с Асанали Ашимовым в главной роли в эпизоде (на 53-й минуте) название селения, из которого одна из героинь, девушка-казашка Айжан (Наталья Аринбасарова), очень похоже на «Атбасар». По сюжету фильма события происходят в октябре 1927 года, однако рабочее движение на железнодорожной линии Карталы — Атбасар — Акмолинск было открыто не ранее 1940 года. Транссибирская магистраль проходила через местность, где теоретически могло быть казахское население в районе Петропавловска (линия Омск-Курган), что почти на 350 км севернее Атбасара.
  • Пассажиры авиарейса Астана-Москва могут увидеть (если повезёт) Атбасар и одноимённый район с высоты нескольких тысяч метров из иллюминатора самолёта по левому борту примерно через 23 минуты после начала взлёта.

В 1983 году от ст. Экибастуз до ст. Карталы (1116 км) через ст. Атбасар впервые в мировой практике совместно учёными ВНИИЖТ и специалистами Целинной железной дороги был успешно проведён сверхтяжеловесный поезд, гружённый 30 000 т угля. В 1986 году на 300-километровом участке был проведён на тот период времени самый тяжеловесный состав в мире — 440 вагонов общим весом 43 407 тонн, длина поезда достигла 6,5 км.

Узкоколейная железная дорога

Основная статья: Узкоколейная железная дорога Атбасар — Промышленная

Памятная доска на здании вокзала (восстановленная)

Памятная доска на здании вокзала (оригинальная)

Атбасарская сеть узкоколейных железных дорог обязана своим появлением плану освоения целинных и залежных земель. Знаменитое «поднятие целины» было одним из самых грандиозных проектов в истории Советского Союза. Одной из главных проблем, с которой пришлось столкнуться при освоении целины, была неразвитость дорожной сети. Отсутствие дорог не только затрудняло доставку на вновь осваиваемые земли сельскохозяйственной техники и других необходимых грузов, но и грозило потерей собранного урожая зерна из-за невозможности его своевременного вывоза.

Стандартным для того времени вариантом решения транспортной проблемы могло бы явиться ускоренное строительство автомобильных дорог. Однако был утверждён к реализации более оригинальный вариант: среди прочих объектов, в районах освоения целинных и залежных земель было решено построить несколько узкоколейных железных дорог, имеющих значительную протяжённость.


Считается, что инициатором нестандартного решения был лично Н. С. Хрущёв (первый секретарь ЦК КПСС, фактический руководитель СССР в 1953—1964 годах). Предполагалось, что узкоколейные железные дороги станут основными путями сообщения в целинных районах, по ним будут подвозиться все необходимые грузы для строящихся посёлков, будет производиться доставка топлива и вывоз зерна, а также пассажирские перевозки. Намечалось строительство двух гигантских магистралей колеи 750 мм: меридиональной (Курган — Пески-Целинные — Тахтаброд — Атбасар), и широтной (Кустанай — Пески-Целинные — Кокчетав — Иртышск). Суммарная протяжённость единой сети составила бы свыше тысячи километров.

План строительства единой сети узкоколейных железных дорог не был реализован. Построенные линии были намного скромнее по своим масштабам, они не были взаимосвязаны. В 1954 году началось строительство узкоколейной железной дороги вблизи города Атбасар Акмолинской области. Первые участки пути были уложены в том же году, временное движение на участках Атбасар — Бараккуль и Атбасар — Краснознаменская было открыто в августе 1955 года. В 1957 году они были приняты в постоянную эксплуатацию, в 1958 году участок Бараккуль — Тахтаброд, а в 1960 году участок Бараккуль — Балапан. Первоначально на узкоколейной железной дороге использовались паровозы. Однако уже в 1956 году в Атбасар поступили тепловозы ТУ2, построенные Калужским машиностроительным заводом. Тепловоз ТУ2 был спроектирован специально для работы на целинных узкоколейных железных дорогах. В некоторых газетных публикациях того времени его называли «кораблём целины».

Район на западе города

На южной окраине города Атбасара была построена станция Атбасар II — главная на узкоколейной железной дороге. На ней появилось локомотивное депо, вокзал и другие сооружения. Станция впечатляла своим размахом: она протянулась в длину почти на два километра, на ней было несколько десятков путей.

Имелся соединительный участок между станцией Атбасар II и станцией Атбасар I (главная городская станция, расположенная на железнодорожной линии Тобол — Целиноград). Он пролегал параллельно пути широкой колеи. Перевалка грузов из вагонов широкой колеи в вагоны узкой колеи производилась в основном на станции Атбасар II. Участок от станции Атбасар II до станции Атбасар I использовался для доставки зерна на элеватор, расположенный у станции Атбасар I, напротив главного железнодорожного вокзала.

По состоянию на 1970 год, протяжённость линий узкоколейной дороги составляла 277 километров (118 километров — участок Атбасар II — Краснознаменская, 120 километров — участок Атбасар II — Тахтаброд, 36 километров — участок Бараккуль — Балапан, 3 километра — участок Атбасар II — Атбасар I).

Панорама города

С 1964 года, после прихода на пост Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева, отношение к «целинным» узкоколейным железным дорогам поменялось. Новый руководитель страны подверг критике многие идеи своего предшественника, в том числе и идею строительства узкоколейных железных дорог в районах освоения целинных и залежных земель. Развитие целинных узкоколейных железных дорог после 1964 года прекратилось, однако их полного уничтожения не произошло. Четыре «степные магистрали» (в Шильде, Булаеве, Ковыльной, Атбасаре) продолжали работать. Атбасарская сеть узкоколейных железных дорог как по протяжённости, так и по объёму перевозок заметно превосходила остальные.

Участок Бараккуль — Балапан в «советский» период истории узкоколейной железной дороги занимал особое место. Он появился благодаря началу разработки урановой руды месторождения «Балкашинское». В 1956 году вблизи месторождения началось строительство посёлка Шантобе. Основной объём работ был выполнен военными строителями. В 1957 году началась добыча урановой руды, первоначально она велась открытым способом — в карьерах на окраине Шантобе. В 1960 году был принят в постоянную эксплуатацию участок узкоколейной железной дороги протяжённостью 36 километров от станции Бараккуль до станции Балапан, расположенной в посёлке Шантобе.

Панорама города

Урановая руда является стратегическим сырьём, необходимым для производства ядерного оружия и топлива для атомных электростанций. Вплоть до начала 1990-х годов факт добычи урановой руды был засекречен. Посёлок Шантобе являлся «закрытым» населённым пунктом, его жителей обязывали заявлять, что на шахте добывается сырьё для производства удобрений. О добыче «удобрений» рассказывали и ученикам шантобинских школ. Участок узкоколейной железной дороги Бараккуль — Балапан обслуживался МПС, однако не обозначался в большинстве общедоступных схем и атласов железных дорог. Пассажирские поезда на участке Бараккуль — Балапан не отображались в общедоступных расписаниях движения поездов.

Несмотря на низкую скорость, пассажирские перевозки имели важное значение для жителей степных районов, особенно в зимнее время, когда движение по автомобильным дорогам бывает затруднено из-за снежных заносов. На станции Атбасар II имелся вокзал, который в обиходной речи называли «Казанским вокзалом», что подчёркивало его важность (на Казанский вокзал Москвы прибывали следовавшие через Атбасар скорые поезда). Вокзал являлся гордостью железнодорожников — он был красиво отделан, зал ожидания был украшен картинами. Для пересадки с поезда широкой колеи на поезд узкой колеи пассажиры пользовались городским автобусом.

В конце 1991 года была объявлена независимость Казахстана. За этим последовал катастрофический упадок в экономике и бегство значительной части русско-язычного населения. Привычным для Казахстана «пейзажем» стали развалины заводов и зернотоков, наполовину опустевшие, а нередко и практически полностью вымершие города и посёлки со множеством заброшенных многоэтажных домов. Одна из крупнейших узкоколейных железных дорог СССР за короткое время была приведена в почти нерабочее состояние.

Средняя школа № 1

Производство зерна и другой сельскохозяйственной продукции значительно сократилось. Использование железнодорожного транспорта было оправданным при больших объёмах грузоперевозок. Но после их многократного сокращения стало дешевле использовать автомобильный транспорт.

Движение пассажирских поездов прекратилось. Альтернативы пассажирским поездам не возникло. Добраться из Атбасара прямыми автобусами в Тахтаброд, Краснознаменское и многие другие крупные населённые пункты вблизи бывших станций узкоколейной железной дороги невозможно до сих пор. Почти все мелкие посёлки вблизи бывших станций не имеют никакого рейсового сообщения. По состоянию на конец 2000-х годов, в селе Краснознаменское следов узкоколейной железной дороги почти не оставалось.

В 2013 году дорога была варварски разобрана неустановленными лицами.

Средняя школа (бывшая № 146)

Учебные заведения

В городе имеется 8 школ, обеспечивающих среднее образование, ЦОР (центр олимпийского резерва) для подготовки участников предметных олимпиад. 2 октября 2000 года открыт Атбасарский филиал Аграрного университета им. С. Сейфуллина на базе ПТЛ № 9, ныне названный как ИТК № 1, где осуществляется обучение на двух факультетах: энергетическом и профессионально-техническом. Имеются также филиал экономико-юридического колледжа г. Астана и профессионально-техническая школа № 17.

Районный Дом Культуры

Комбинат хлебопродуктов, район ЖБК-КБИ

Локомотивное депо

  • Железнодорожный узел (в том числе главная станция крупнейшей в Казахстане узкоколейной железной дороги)
  • Центр переработки сельскохозяйственного сырья
  • Пищевая промышленность
  • Завод железобетонных конструкций (ЖБК) ранее имевший союзное значение и ныне не существующий
  • Завод керамзитобетонных изделий (КБИ) ныне не существующий
  • Пивзавод (Атбасар-2) ныне не существующий
  • Мясокомбинат (Атбасар-2) ныне не существующий
  • ТОО «Интер трайд» (Атбасар-2) — производство муки
  • Локомотивное депо
  • Атбасарский ремонтно-механический завод — капитальный и текущий ремонт узлов и агрегатов тракторов, изготовление запасных частей к сельхозмашинам, производство технического и медицинского кислорода
  • Комбинат хлебопродуктов (КХП)
  • Электровозоремонтный завод
  • ТОО «Атбасарские Мельницы»
  • Автотранспортное предприятие (АТП) (ныне не действующий)
  • Сель хоз. химия (ныне не действующий)
  • Автобусный парк (ПАТП)
  • Спец ПМК 3, ныне ресторан «Дарина» (Специализированная передвижная колонна)
  • Межколхозстрой-ПМК-74 (Передвижная механизированная колонна)

Детская железная дорога

К моменту разделения в 1977 году Казахской железной дороги на Западно-Казахстанскую, Алма-Атинскую и Целинную вновь остро встал вопрос о нехватке железнодорожных кадров. Памятуя о том, как помогли после войны в его решении Целиноградская и Карагандинская детские железные дороги, тогдашний начальник Целинной магистрали Николай Петрович Овсяник счёл нужным пойти по тому же пути, аналогично поступили и начальники других дорог. Так началась вторая волна строительства ДЖД в Казахстане. В конце 70-х годов одновременно в нескольких городах (Кокчетав, Кустанай, Павлодар, Семипалатинск, Щучинск, Чимкент) были построены детские магистрали.

Детская железная дорога

В ноябре 1979 года Атбасар также вошёл в число «избранных» городов СССР, получивших детскую железную дорогу. «Малую магистраль» удавалось построить далеко не в каждом крупном городе, её не было даже в Москве. Факт появления детской железной дороги в районном центре с населением около 35 тысяч жителей стал неординарным событием.

Детская железная дорога находилась на восточной окраине города, на левом берегу р. Жабай (в районе Заречное), недалеко от «большой магистрали». Представляла собой кольцевую узкоколейную линию с минимальным путевым развитием. Протяжённость — около 1 километра. Имелись две станции — Балапан и Атбасар. Была названа именем первой женщины-космонавта В. В. Терешковой. Детская железная дорога не составляла единой сети с узкоколейной железной дорогой Краснознаменская — Атбасар — Шантобе. Подвижной состав (тепловоз ТУ2-024, три вагона Pafawag) был доставлен из депо Атбасар II с помощью большегрузных автомобилей.

После 1993 года работа детской железной дороги прекратилась. В последующие годы она была полностью разобрана.

Достопримечательности

В период интенсивного строительства в 1970-е — 1980-е годы историческая застройка XIX-нач. XX в. сильно пострадала. Так, было снесено одно из ранних зданий, построенное ещё в 1854 г. в Атбасарской станице , — типовая одноэтажная каменная солдатская казарма, вытянутая в плане, под железной кровлей с кухней и магазином. В последнее время в нём располагался Атбасарский техникум механизации сельского хозяйства.

Памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны

Немногие сохранившиеся памятники истории и культуры рубежа XIX-нач. XX вв. расположены в старой части города.

  • Жилой дом купца Волоснякова с магазином, кон. XIX в., ул. Победы. В 1970-х годах здание занимала детская музыкальная школа.
  • Жилой дом купца С.Белова с лавкой, кон. XIX в., ул. Бегельдинова. Занимает большой дворовый участок между двумя параллельными улицами. Образец жилой купеческой застройки с комплексом строений с торговыми и жилыми функциями. Лавка — типичный пример небольшой торгово-складской постройки периода эклектики.
  • Жилые дома кон. XIX-нач. XX в. Расположены в старой части города в квадрате улиц Победы, Валиханова, Ирченко, Либкнехта. Характеризуют историческую жилую застройку Атбасара этого периода. Представляют собой двухэтажные срубы из брёвен.
  • Дом, в котором родился и жил Ильяс Есенберлин, 1890, ул. Есенберлина, 47. Дом — одноэтажный деревянный сруб. На нём установлена мемориальная доска с текстом на русском и казахском языках.
  • Гимназия (вспомогательная школа), нач. XX в., ул. Победы,61. Находится в старой части города. Было построено для высшего начального училища в 1909, затем здесь размещалась гимназия. В годы Великой Отечественной войны в здании располагался эвакуационный госпиталь.
  • Городская усадьба купца А.Белова (Историко-краеведческий музей), 1911, ул. Победы, 28. Занимает квартальный участок. Принадлежала крупнейшей купеческой фамилии города Беловым. Представляет собой комплекс построек расположенных по периметру участка: главный дом, флигель для служащих, конюшня. В 1917—1918 в здании находился уездный Совет депутатов.
  • Мечеть, нач. XX в., ул. Победы. Расположена в старой части города напротив усадьбы купца А.Белова.
  • Братская могила борцов за установление Советской власти, 1919. Находится в старой части города рядом с вспомогательной школой. Здесь похоронены участники Мариинского восстания, расстрелянные колчаковцами. В 1921 на братской могиле был установлен деревянный обелиск. В 1967 установлен бетонный обелиск.
  • Памятник Адильбеку Майкутову (1876—1919) — одному из организаторов Советской власти в районе, который 20 июня 1919 года был расстрелян колчаковцами в окрестностях г. Атбасар. Бюст А. Майкутова был установлен на высокий постамент в виде усечённой пирамиды в парке железнодорожников. Ныне утрачен.
  • Памятник В. И.Ленину. Был установлен на главной городской площади в конце 1970-х годов. В 1990-е годы перенесён в старую часть города рядом со вспомогательной школой (бывшей гимназией).
  • Памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Расположен в сквере Победы.

Памятник первоцелинникам

  • Памятник первоцелинникам. Установлен в 1970 при въезде с юго-востока в город на пересечении трёх магистралей. 5 марта 1954 в Атбасар прибыл первый эшелон с первоцелинниками. Их было 300 человек. Трактор С-80 с прицепом, выпущенный Челябинским заводом, установлен на постамент в память об этом событии. Таких тракторов в 1954—1955 на целину в Акмолинскую область поступило около 20 тыс.
  • Памятная доска на здании железнодорожного вокзала со стороны перрона с текстом «Сюда в марте 1954 года прибыл первый отряд посланцев Ленинского комсомола-покорителей целины. Открыто в честь 50-летия ВЛКСМ». Во время ремонта вокзала, в марте 2015 года, оригинальная доска была утрачена. Была изготовлена заново и установлена на прежнем месте в мае 2017 года.
  • Памятник воинам-интернационалистам, погибшим в Афганистане. Расположен в сквере Победы с правой стороны от входа.
  • Литературный музей Ильяса Есенберлина, 1999. В музее хранится около 2000 экспонатов: личные вещи писателя, письма, книги и рукописи, домбра, фотографии семьи и даже рабочий стол, за которым он писал свои произведения. За свою жизнь Есенберлин написал девятнадцать романов и две трилогии («Кочевники», «Золотая Орда»), которые переведены на 30 языков мира, включая японский. Исторические романы Есенберлина являются значимым событием в культуре Казахстана.
  • Памятник писателю Ильясу Есенберлину. Установлен на главной площади города в сентябре 2015 года к 100-летию со дня рождения.
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов