Спасо-Преображенский собор в селе Холмогоры Архангельской области — единственный шестистолпный храм к северу от Каргополя. Выстроен в 1685—91 гг. архиепископом Афанасием на месте более ранних деревянных храмов как кафедральный собор новообразованной Холмогорской и Важской епархии. До назначения Афанасия в Холмогоры все храмы епархии были деревянными[1]. К западу от собора высится невысокая шатровая колокольня-часозвоня (1681—1683 гг.), постройка которой предшествовала возведению храма. Памятник архитектуры федеральной категории охраны.
Собор был заложен 11 мая 1685 года и строился 6 лет под руководством «каменных и колокольных дел подмастерий» Федора и Ивана Стафурова. Соборная колокольня была решена весьма оригинально, с двумя циферблатами, пропущенным под ярусом звона поясом ширинок и башенками наподобие пинаклей вкруг четверика; её стены были в своё время расписаны «розными красками узорочно»[2]. Неподалёку Афанасий повелел возвести архиерейский двор с домовой церковью и особой колоколенкой.
В последующие годы храм служил усыпальницей епископов; прямо напротив содержалось в заточении «брауншвейгское семейство». После 1920 года памятник подвергся разорению и едва избежал полного уничтожения. Из пяти барабанов уцелели только три, и те оказались обезглавленными.[1] По всей высоте храма прошла хорошо видимая на фотографиях трещина, угрожающая его полным разрушением. Во 2-й половине XX века вместо реставрации памятник был законсервирован «до лучших времён», стены скреплены металлическими стяжками, однако колокольня была отреставрирована.
В настоящее время открыт как приходский храм, однако средств на реставрацию у местных жителей недостаточно. Не оставляет надежды на завершение работ и скудное государственное финансирование, приуроченное к 300-летию рождения М. В. Ломоносова (празднуется в 2011 году).[3]Службы ведутся в двух расположенных подле собора малых церквях более поздней постройки — Сошествия Святого Духа и Двенадцати Апостолов. [4] Рядом с собором сохранился архиерейский двор Афанасия; его фасады украшены орнаментальными корунами.
Подобно другим северным соборам конца XVII века, храм получил суровый средневековый облик и был увенчан мощным пятиглавием. Его высота составила 42 метра. Зодчие того времени уже отходили от древних позакомарных покрытий; холмогорский храм получил развитый карниз с четырехскатной крышей. Декоративное оформление фасадов довольно скромное: полосы поребрикаи сухариков; перспективные порталы; необычный узор наличника находит соответствия в словаре мастеров московского узорочья. В то же время структурно собор сохранил многие архаические черты, восходящие к Успенскому собору Фиораванти: «крестовые своды в одном уровне, почти равные между собой компартименты, межалтарные двойные арки»