Воскресенский собор г. Кола Кольско-Лопарская волость Кольский уезд Архангельской губернии.
Храм Благовещения Богородицы г. Кола Кольско-Лопарская волость Кольский уезд Архангельской губернии.
Церковь Варлаама Керетского г. Кола Кольско-Лопарская волость Кольский уезд Архангельской губернии.
Кладбища Кола г. Кольско-Лопарская волость Кольский уезд Архангельской губернии.
Ко́ла — город (с 1784) в России, административный центр Кольского района Мурманской области, исторический центр Кольского полуострова, город-спутник Мурманска.
Население — 9701[1] чел. (2017).
Город расположен при слиянии рек Кола и Тулома, близ их впадения в Кольский залив Баренцева моря, в 12 км от центра города Мурманска.
Город получил своё название от реки Кола, на которой он стоит. У происхождения названия реки есть две версии. Первая предполагает, что название пошло от финно-угорского Кульйоки — «рыбная река», однако письменных источников, подтверждающих эту версию, не найдено. Согласно другой версии, название происходит от саамского Кольйок — «золотая река». Считается, что сначала оно было усвоено русскими в виде полукальки «Кола-река», упоминаемой в летописи под 1532 годом, которая затем трансформировалась в современное «река Кола»
Кола — бывший центр Кольского уезда, расположенный за Северным Полярным кругом, в зоне распространения вечной мерзлоты. Город расположен на стрелке слияния рек Колы и Туломы. В настоящее время является центром Кольского района Мурманской области. Недалеко от города расположен областной центр — Мурманск (12 километров от центра), также в 15 километрах находится посёлок городского типа Мурмаши с международным аэропортом «Мурманск», посёлки Молочный, Выходной и Зверосовхоз. Самая высокая точка города — гора Соловарака.
Как раньше считали историки, датой основания Колы можно было считать 1565 год. Это говорили данные за вышеупомянутый год, что в Коле есть три дома. Эту версию предложил профессор Иван Фёдорович Ушаков. До этого предположения бытовало мнение, что Кола была основана в 1264 году. Эта дата вошла во все советские энциклопедии, но вышеупомянутым историком она была опровергнута. В наше время российские учёные обнаружили несколько неизвестных грамот великого князя Василия III 1517 года. Эти грамоты хранятся в архивах Норвегии и Дании. В одной из этих грамот сообщается следующее: «Когда сборщик дани отправится из этого Терского погоста, то должен послать терскую дань назад, к Варзуге-реке, а сам ехать в Ловозеро, в Колу…». Исходя из этого появилась точка зрения (краевед В. В. Сорокажердьев), согласно которой дату основания Колы следует отнести к 1517 году, а не к 1264 и 1565, как думали раньше. С другой стороны, есть основание сомневаться в корректности публикации документа 1517 г. и предполагать, что вместо «Колы» в действительности имелся в виду саамский Колдонский погост. Официальной датой основания Колы считается 1565 год. В 2015 г. Мурманская область отметила 450-летие своего древнейшего города.
Город Кола возник на острове между рекой Туломой и Колой, а также Кольским заливом. Жители Колы занимались тем, что ходили на промыслы в море. Большинство населения были мужчины. Кола торговала с голландцами, шведами, норвежцами.
Но были и печальные страницы в истории города: соседние государства также приносили полнейший разгром не только Коле, но и всему Кольскому побережью. Если в 1565 году в Коле было три дома и три семьи, то в 1573/74 году, по писцовой книге Василия Агалина, в Коле было уже 33 двора. Кола росла благодаря торговле с Антверпенской компанией. Благодаря этой торговле в 70-е 80-е годы XVI века Кола превратилась в основной международный торговый порт, где велась торговля. Там закупали рыбу, а также пушнину.
К концу XVI — началу XVII веков Кола являлась сильно укрепленным, а также единственным опорным пунктом в Заполярье. А в середине XVII века в Кольском остроге сторожевую службу несли уже 500 человек, возглавляемые стрелецким головой и пятью сотниками, а также 9 пушкарей, имелся большой запас боеприпасов. Первым кольским воеводой стал Аверкий Иванович Палицын.
XVIII век.
В августе 1700 года началась Северная война, и шведы стали угрожать Кольскому полуострову и Беломорью. Указом Петра I было велено произвести полную реконструкцию острога с целью лучшей обороны от противника. Тем не менее эскадра под руководством адмирала К. Х. Леве всё же пыталась захватить Колу, но у него ничего не вышло. В 1706 году восстановление и укрепление Кольского острога закончилось.
18 (29) декабря 1708 года Россия была поделена на восемь губерний. Кольский уезд вошёл в состав Архангелогородской губернии. В 1713 году стрелецкий полк в Коле был переименован в солдатский, а главные управители в уездах стали именоваться комендантами. В 1719 году Кольский острог с небольшими изменениями выглядел также, как в начале XVII века. У него было 5 башен: Егорьевская и Никольская, Водяная и Ерзовская, а также Чепучинная. В 1723 году Пётр I учредил Кольское китоловство. На него отпускалось 5000 рублей. Но Пётр I умер, а его дело было практически заброшено. За 1726—1729 годы было добыто только 5 китов. В феврале 1731 года Кольское китоловство из-за понесённых убытков ликвидировалось. В Коле в то время бывал Ломоносов, сын Василия Дорофеевича Ломоносова из Курострова Двинского уезда. В 1727 году Санкт-Петербургской академией наук в Колу был командирован французский астроном Людовик Делиль де ла Круайер.
Обсерваторию для профессора обосновали на горе Соловарака. Это была первая академическая экспедиция в России. Со второй половины 17 века неугодных правительству людей стали ссылать в Колу. Особенно много людей сослали после восстания Емельяна Пугачёва.
В 1775 году Кола перестала быть Кольским острогом и крепостью С 6 февраля 1780 года стала официально называться городом в составе Вологодского наместничества, а через четыре года, именовалась уездным центром Архангельской губернии. В территорию Кольского уезда были включены Варзуга и Умба, до этого относившееся к Двинскому уезду. С 1797 года комендантов заменили городничие, а бурмистров — земские исправники. Последним комендантом и первым городничим в Коле был полковник Б. И. Ернер, умерший в 1800 году. 2 октября 1781 года был утверждён и внесён в Полное собрание законов Российской Империи герб уездного города Колы: «В первой части щита герб Вологодский (в красном поле выходящая из-за облака рука, держащая золотую державу с серебряным мечом). Во второй части- кит в голубом поле. В знак того, что жители того города в ловле сих рыб упражняются».
27 февраля 1783 года Екатерина II пожаловала Коле 8000 рублей на постройку каменного храма.
В 1804—1807 годах в Коле был построен каменный Благовещенский храм. В 1807 году было построено каменное здание уездного казначейства. В 1800 году по указу Павла I артиллерию и боеприпасы с Кольского острога стали отправлять в Соловецкий монастырь. В Коле осталась только инвалидная команда.
В 1809 году британская эскадра разорила всё Кольское побережье, в том числе и Колу.
В мае-августе 1826 года под руководством Михаила Францевича Рейнеке, морского офицера, была произведена подробная опись Кольского залива. В 1830 году в Санкт-Петербурге была издана книга «Описание города Колы в Российской Лапландии». В 1837 и 1842 годах в Коле побывал автор «Калевалы», фольклорист, Элиас Лённрот. В 1839 году, 31 марта, было открыто одноклассное приходское училище — первое на Кольском полуострове.
В 1854 году, в результате бомбардировки английским корветом «Миранда» под командованием капитана Эдмунда Мобри Лайонсаruen, был полностью разрушен Кольский острог с Воскресенским собором, выдающимся памятником деревянного зодчества, а также выгорела большая часть Колы. Героически проявили себя все коляне, в особенности организатор обороны Колы лейтенант флота Андрей Мартынович Бруннер.
Кола пришла в полный упадок. В 1858 году Кольский уезд ликвидировали, его бывшую территорию отнесли к Кемскому уезду, а Колу отнесли к заштатным городам. Несмотря на то, что Кола пребывала в полном запустении, Святейший Синод выделил на восстановление Благовещенского храма 8514 рублей. С лета 1855 года уехавшие жители стали возвращаться в Колу.
В 1866 году в Коле насчитывалось 96 частных домов и 734 жителя. В 1867 году в Коле появился первый фотограф, норвежец, исследователь саамского языка, писатель, Йенс Фрис. В 1870 годуКолу посетила группа офицеров и архангельских чиновников во главе с сыном императора Александра II — великим князем Алексеем Александровичем. В 1875 году, 6 мая, было открыто Архангельско-Мурманское срочное пароходство. В январе 1878 года в Коле на берегу Туломы начала действовать метеорологическая станция — первая на Кольском полуострове. 8 февраля 1883 года по указу Александра III был восстановлен Кольский уезд с центром в городе Коле. Летом 1885 года в городе побывал брат императора Александра III — великий князь Владимир Александрович. В 1886 году в Коле проживало 686 жителей, было 124 жилых здания, 83 хозяйственные постройки, 10 торговых лавок, 4 каменных здания, 2 церкви. В 1886 году кольская администрация приобрела маломощный пароход «Мурман» с местом базирования в Екатерининской гавани. Летом 1894 года на участке Кандалакша-Кола работала группа инженера путей сообщения Б. А. Риппаса для изыскания трассы будущей железной дороги. 28 июня 1895 года в Коле был освящён святой водой и водружён первый телеграфный столб. 12 октября 1896 года телеграф заработал, он связал Колу с Кемью и Норвегией.
В 1897 году в городе жили 615 человек родным языком указали: 587 — русский, 20 — финский.
XX век.
В начале XX века Кола утратила статус уездного центра. В 1901 году в Коле проживало 503 человека, в 1910 году 659 человек. Основу населения составляли мещане. В городе были сиротский суд, училище, санитарная часть, две церкви, торговые лавки И. П. Хипагина, В. А. Чертова, А. В. Жеребцова, в Колу ходил пароход Архангельск — Варде. За порядком в городе следили полицейский надзиратель с двумя помощниками-городовыми. В 1903 году в Колу снова начали ссылать. В конце 1904 года в Коле было 13 политссыльных, а летом 1906 года — 14. В январе 1908 года Кола перестала быть местом ссылки. С весны 1915 года Кола, в связи с началом стройки железной дороги, порта, а также города Романов-на-Мурмане, стала вновь многолюдной. В неё приехало 700 строителей. 3 ноября 1916 года закончилось сооружение Мурманской железной дороги, самого северного в мире железнодорожного пути. Заканчивалась Мурманская железная дорога самой северной на тот период железнодорожной станцией — Кола, которая была построена одновременно со строительством мурманской железной дороги в 1916 году. В 1918 году в Коле поселились английские интервенты. В 1920 году они ушли. 23 февраля 1920 года в кольском училище состоялось общее собрание жителей, открыл его председатель земской управы А. В. Жеребцов, а вёл собрание В. Н. Беглецов, секретарём был А. М. Кочеров. Была зачитана телеграмма из Мурманска и одобрена приветственная телеграмма в связи с восстановлением советской власти в уезде. 27 февраля коляне избрали Временный волостной исполнительный комитет во главе с председателем Иваном Павловичем Хипагиным. 8 марта на заседании временного волисполкома был избран исполнительный комитет Кольско-Лопарского Совета рабочих и крестьянских депутатов. В начале 1920-х годов в Коле было 112 дворов и 610 жителей. 15 марта 1926 года (по другой версии в январе 1925[5]) Кола стала селом. В 1935 годусело Кола стало рабочим посёлком. В 1920 году возникли партийные ячейки на станции Кола, через два года они объединились в одну организацию. В 1924 году был создан волостной комитет комсомола, в том же году появились первые пионерские отряды. На станции Кола открылся клуб имени М. И. Калинина, а потом в самом селе — «Красный рыбак». 27 июля 1927 года состоялась первая партийная конференция Кольско-Лопарского района. В 1928 году Кольскую начальную школу преобразовали в семилетнюю, в 1937 году школа стала средней, накануне войны состоялся первый выпуск. 2 апреля 1930 года некоторые коляне объединились в рыболовецкий колхоз «Пробуждение». В 1928 году в городе появилось электричество. В 1934 году построена грунтовая дорога Мурманск-Кола. С расширением города Мурманска, ставшего 28 мая 1938 года областным центром, Кола по существу стала его пригородом. В Великую Отечественную войну Кола играла роль важной станции Кировской железной дороги и перевалочной базы через Кольский залив. Для переброски войск и техники здесь находилась понтонная переправа. С 1940 года в Коле дислоцировался 33-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион под командованием майора Ермошкина. Немцы немного бомбили и Колу, но не так сильно, как Мурманск. Около трёхсот колян не вернулись с войны. В 1948 году в Коле начали строить водопровод. он тянулся от водонапорной башни у горы Соловарака через Туломское шоссе по главным улицам посёлка. В 1951 году вошёл в строй Кольский пивоваренный завод. 23 февраля 1951 года открылась новая средняя школа, в 1955 году был открыт Дом культуры. В 1953 году Кольскую амбулаторию преобразовали в котельную. В 1954 годузаработала мебельная фабрика, в 1959 году макаронная фабрика. В 1956 году появился асфальт на улице Красная набережная, а в 1957 году на Советском проспекте. В 1962 году вступила в строй городская котельная. В 1974 году открылось сельское профессионально-техническое училище. 10 февраля 1954 года через Колу в Печенгу по новой магистрали стали ходить поезда. В это же время построили шоссе Кола-Печенга. В 1952 году берега реки Туломы соединил новый металлический мост. В середине 60-х годов Кола была рабочим посёлком с развитой лёгкой промышленностью, оснащённым автоматикой железнодорожным узлом. 2 августа 1965 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий посёлок Кола был преобразован в город районного подчинения. В 400 — летие города на Красной набережной возводится первый типовой панельный дом. В 1990 году у Колы снова появился свой старый герб.
XXI век.
Сейчас Кола представляет собой город с населением 10000 человек, является центром Кольского района Мурманской области. В 2001 году в Коле возвели храм преподобного Варлаама Керетского.
На 1 января 2017 года по численности населения город находился на 939 месте из 1112 городов Российской Федерации.
Кола на протяжении своей истории никогда не была большим городом. Построенная для торговли и обороны северных территорий России от врагов, в Коле жили только члены семей служащих в Кольском остроге, священники, члены братии Кольско-Печенгского монастыря, когда тот был в городе, а также торговцы и поморы с коренными народами Кольского полуострова. После варварской бомбёжки города в 1854 году из города уехали практически все жители. Население города начало увеличиваться в начале XX века в связи с постройкой Мурманской железной дороги, Мурманского порта, а также самого Мурманска. В период с 1930 по 1990 года в Коле с небольшими изменениями в худшую или в лучшую сторону жили примерно 15 000 жителей. Так как город является спутником Мурманска, то в нём также живут и те люди, у которых не хватило денег на покупку квартиры в Мурманске, а работа у них находится в областном центре. Но с оттоком населения из Мурманска, который продолжается с 1990-х годов по наше время, из Колы также начали уезжать. В настоящее время прослеживается тенденция к дальнейшему снижению населения.
Гендерный состав
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года 4770 мужчин (45,7 %) и 5667 женщин (54,3 %)