Кладбища с. Варзуга Тетринская волость Кольский уезд Архангельской губернии.
Успенская церковь с. Варзуга Тетринская волость Кольский уезд Архангельской губернии.
Афанасьевская церковь с. Варзуга Тетринская волость Кольский уезд Архангельской губернии.
Петропавловская церковь с. Варзуга Тетринская волость Кольский уезд Архангельской губернии.
Ва́рзуга — село в Терском районе Мурманской области. Административный центр сельского поселения Варзуга.
Население — 351 житель (2002); 363 жителя (2010).
Расстояние от районного центра 140 км. Село расположено на двух берегах реки Варзуги в 22 км от её впадения в Белое море. Левая, более древняя сторона села носит название Никольской, а правая — Пречистенской, или Успенской стороны (по названиям храмов).
Включёно в перечень населённых пунктов Мурманской области, подверженных угрозе лесных пожаров.
Некогда Варзуга была крупнейшим селом Кольского полуострова. Одно из первых упоминаний о ней содержится в грамоте 1466 года, когда варзужанин Тимофей Ермолинич передал Соловецкому монастырю свои угодья в реке Варзуге и по морскому берегу — ловища и леса.
В ранний период существования Варзуги важную роль в жизни селения играл Соловецкий монастырь, который построил в Варзуге подворье, стал вести в реке лов сёмги, а также в марте 1491 года была освящена церковь во имя Святого Николая Чудотворца — покровителя мореходов.
После падения самостоятельности Новгорода (1478 год) Терская земля перешла под власть Москвы. Варзуга именуется «волостью» — отдельной административной единицей, подчинённой двинскому наместнику великого князя с резиденцией в Холмогорах.
Вид на село
Подробные сведения о Варзужской волости содержатся в описи 1563 года. В государевом селе насчитывалось 167 семей в 124 дворах. По масштабам Русского Севера это — весьма многолюдное селение. Промысловые и сельскохозяйственные угодья (луки и сенные покосы) в волости находились в совместном владении местной сельской общины, церковных (Соловецкий, Николо-Корельский и Антониев-Сийский монастыри) и светских собственников.
В 1568 селения Северо-Западного Беломорья подверглись опричному погрому, совершенному отрядом Басарги Леонтьева, Варзуга тоже не осталась в стороне. Это событие вошло в историю как «Басаргин правёж» (правёж — взыскание долгов или податей посредством мучений). Донесения о правёже не сохранилось, но результаты и последствия этого злодеяния отчётливо видны в описи села, проведённой в мае 1575 года. Спустя семь лет после «Басаргина правёжа» в Варзуге было 79 пустых дворов и 33 поросших бурьяном места, на которых до погрома стояли крестьянские дома; никем не использовались 11 семужьих тонь, а Успенская и Никольская церкви «стояли без пенья».
В 1614—1619 годах Варзужская волость стала вотчиной Соловецкого и Новоспасского монастырей и Патриаршего Дома. За пользование тонями и покосами варзужские крестьяне платили своим владельцам оброчную подать. Но Екатерина II в 1764 году своим указом ликвидировала духовные вотчины, перевела монастырских и патриарших крестьян в разряд государственных с передачей им в общинное владение всех волостных угодий. Деревня стала свободной и быстро разбогатела.
По переписи 1897 года в Варзуге насчитывалось 793 жителя, а в 1910 в селе уже проживало 1001 житель, действовали училище Министерства народного просвещения и церковно-приходская школа.
Революция 1917 года не прошла для Варзуги незаметно. Жизнь начала перестраиваться, и 1 мая 1930 года четырнадцать семей варзужан объединились в колхоз, который назвали «Всходы коммунизма».
Панорамный вид на село Варзуга
Численность населения | |
---|---|
2002 | 2010 |
399 | ↘363 |
Численность населения, проживающего на территории населённого пункта, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года составляет 363 человека, из них 191 мужчина (52,6 %) и 172 женщины (47,4 %).
В 2013 году население села составляло 371 человек.
Почти вся экономическая жизнь села связана с колхозом, который до сих пор носит название «Всходы коммунизма». Колхоз имеет статус рыболовецкого и занимается производством, переработкой, сбытом сельскохозяйственной и рыбной продукции. Колхоз входит в Союз рыболовецких колхозов Мурманской области (Мурманский рыбакколхозсоюз), на учёте в реестре мурманских судов состоит пять его промысловых судов: «Жемчужина», «Аметист», «Катрин», «Таврический», «Усма», и три транспортных: «Катран», «Лоухи», «Смольнинский». На них заняты 300 человек.
Новым направлением деятельности колхоза в 1990-е годы стало развитие рыболовного туризма. На реках Варзуга, Умба, Кица и других было возведено 14 спортивно-туристических лагерей для российских и иностранных туристов. Их посещают туристы из 97 стран мира, главным образом из Великобритании. Одним из известных гостей был Эрик Клэптон. Для обслуживания туристов имеется вертолёт. Колхоз внесён в единый федеральный реестр туроператоров Федерального агентства по туризму Российской Федерации (Свидетельство номер МВТ 002864).
В конце 2000-х годов колхоз решил расширить сферу любительского рыболовства и арендовал 12 озёр по всему Терскому берегу. Путёвки на отлов рыбы распространяются, в основном, среди жителей Мурманской области; наиболее популярен зимний подледный лов.
Колхоз занимается также животноводством и переработкой сельскохозяйственной продукции. В селе производится масло, колбаса. Кроме того, он осуществляет жилищное строительство в селе, в его ведении находятся детский сад и общеобразовательная школа (до 9 классов).
Основным источником доходов местного населения во все времена были продажа сёмги, вылавливаемой в реке Варзуге. Кроме того, большое значение имел также «торосовый» (бой тюленя) и рыбный промыслы. В прошлом веке в селе Варзуге также существовала добыча жемчуга из раковин, водившихся как в Варзуге, так и в других реках. Кроме того, жители деревни занимались и скотоводством: разводили крупный рогатый скот, а также овец, лошадей и оленей. Растениеводство из-за сурового климата было развито плохо. Жители села сами строили свои дома, делали кирпич и клали из него печи. Мужчины строили («шили») лодки, женщины пряли и ткали. Также Варзуга остаётся одним из немногих мест, где хранится поморский устный фольклор.
Козули — это игрушки из теста, фигурки оленей, бычков, коровок, козликов, птичек, тюленей, изготовленные из ржаного теста. Пекли раньше козули в Рождество, перед Новым годом, на праздник Коляды. Пекут их и сейчас на рождение ребёнка, на свадьбу, новоселье. Козули сразу не съедаются и не выкидываются, считается, что они охраняют дом от чужих духов.