Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Язык без костей: скажет и обратно спрячется. (татарская)

Большие Чапурники с. Светлоярская волость Черноярского уезда Астраханской губернии.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Волгоградская обл, Светлоярский р-н, село Большие Чапурники

Добавление информации доступно только зарегистрировавшимся пользователям!

Церковь с. Большие Чапурники Светлоярская волость Черноярского уезда Астраханской губернии.

Кладбища Большие Чапурники с. Светлоярская волость Черноярского уезда Астраханской губернии.



Об основании сёл Большие и Малые Чапурники  протоиерей Ефрем Зорин писал, что селение Чапурники разделяется на две части, в одной, именуемой Большие Чапурники, (с. Чапуринское) жительствуют великороссияне, в другой, отстоящей около двух верст, называемой Малые Чапурники, живут татары, крещеные и некрещеные. «С. Большие Чапурники образовалось около 1775 г. из переселенцев, перешедших по вызову начальства из Саратовской губернии, Царицынского уезда селения Ярзовки [5]. Их тогда было около 55 душ муж. пола. Приходом принадлежали они сначала к Отрадинской Николаевской церкви Саратовской губернии Царицынского уезда,  а впоследствии к Светлоярской Николаевской церкви».  До 1817 г. в селении  не было ни церкви, ни молитвенного дома.  В 1817 г. усердием прихожан устроен деревянный молитвенный дом во имя Рождества Пресвятой Богородицы, который в  1843 г. по указу Астраханской духовной консистории от 3 ноября 1843 г. № 2952 обращен во временную церковь, а с 1847 г. начата постройкою новая деревянная церковь».  Е. Зорин сообщал, что причт в Больших Чапурниках открыт в 1820 г.  Между жителями этого селения в 1852 г. были и раскольники, хотя и немного. Селение Малые Чапурники состоит из  крещеных и некрещеных татар,  первые переселились в 1780 г. [6] из Казанской губернии Спасского уезда  разных поселений [7]. Сначала их было не более 80 душ муж. пола. Приход их принадлежит к причту Больших Чапурников. Некрещеные же татары  переселились из  Пензенской губернии Ломовского уезда  в числе 65 душ  муж. пола  около 1778 г. и имеют свою мечеть и муллу. ( Ф. 599. Оп. 1. Д. 123. Л. 5).

Из  документов Астраханской казенной палаты видно, что  Чапурники сначала значились как одно село. В 1803 г. под селением Чапурники находилось 21 десятин 100 сажень, 5630 дес. удобной и 1990 дес.  неудобной земли. На 19 мая 1806 г. здесь значилось 181 душ казенных малороссиян, новокрещенных (татар) 93, татар мусульман 55 душ.

По 8 народной переписи в ревизских сказках 1816 г. и 1835 г. значатся уже два села – Большие и Малые Чапурники. Так, в селе Б. Чапурники в 1816 г. проживало 97 семей, 205 душ мужского и 207 душ женского пола, податель ревизской сказки – государственный крестьянин Ивлей Афанасьевич Кузнецов (вероятно, сельский староста) (Ф. 687. Оп. 1а. Д. 3). В  1835 г. в Б. Чапурниках числилось  95 семей государственных крестьян (265 душ мужского и 286  душ женского пола) [8] (Ф. 687. Оп. 1а. Д. 29. Св. 19).

В Малых Чапурниках в 1816 г. проживало 29 семей (100 душ муж. и 92 душ женского пола), податель сказки – Ямбай Адельшин (Ф. 687. Оп. 1а. Д. 29. Св. 19), а в 1835 г. уже 71 семья, 267 м. и 255 ж. [9]

Сёла Большие Чапурники (Чапуринское) и Малые Чапурники распологались на р. Сарпе.  В середине XIX в. она протекала через Астраханский, Енотаевский  Черноярские уезды и  по прерывному своему течению представляла ряд небольших озер и одно большое Сарпинское озеро, из которого продолжала свое течение  в Царицынский уезд.   (Ф. 857. Оп. 1. Д. 26. Л. 161). Жители Чапурников использовали воду из р. Сарпы, но со временем русло её в этом месте превратилось в озеро. После эпидемии холеры, бывшей в 1859 г. губернские власти побудили их строить колодцы как источник чистой воды. В летнее жаркое время вода в р. Сарпе портилась, зарастала илом и камышом и становилась непригодна для питья. В своем рапорте 25 апреля 1859 г. окружной врач Завьялов писал, что в Чапурниках крестьяне довольствуются водою из озера, относящегося к бассейну Сарпинских озер, застойная вода которого способствовала к поддержанию эпидемии. (Ф. 794. Оп. 1. Д. 857. Л. 1). 

По предписанию Палаты Государственных  имуществ в 1862 г.  была составлена смета на построение 3-х  колодцев в с.  Чапурниках, а также предполагалось провести водопровод  из родника, расположенного в 8 верстах от Больших Чапурников.  Но от постройки водопровода пришлось отказаться, так как родник не изобиловал водой в достаточном количестве. (Ф. 794. Оп. 1. Д. 857. Л. 256). Сохранился рапорт гражданского инженера Шкультецкого 26 ноября 1863 г. по вопросу о снабжении жителей сел Чапурников пресной водой. В нем говорится, что сельское общество на собрании единодушно приняло решение об устройстве  колодцев своими средствами. Крестьяне, основываясь на бывшем опыте такого строительства, заверяли чиновников, что вода будет в изобилии и самого хорошего качества, но от содействия со стороны правительства в снабжении их водой  почему-то упорно отказывались. (Ф. 794. Оп. 1. Д. 857. Л. 280). В 1864 г. по предписанию Палаты Госимуществ инженер Шкультецкий представил свои предложения о снабжении сел Чапурников пресной водой. Он сообщал, что провести воду родниковую из эргеней, находящихся к западу от селении, не представляется  возможным по обратному лощинному склону поверхности земли от поселений к подошве эргеней, дальности расстояния родников и дороговизне подобного водопровода. Крестьянин с. Больших Чапурников Иван Иванов Маштаков своими средствами вырыл в 1864 г. колодец против своей усадьбы на площади, где раньше была церковь, сгоревшая при пожаре в мае того же года. В колодце на глубине 6 сажень оказалась пресная вода, годная к употреблению. «Колодец, рытый Маштаковым на удачу, – писал инженер Шкультецкий, –  открыл возможность найти годную воду, но он по малому своему размеру  удовлетворить может не многих». По его мнению, в с. Большие Чапурники нужно построить еще 3 таких колодца, а в Малых Чапурниках – 2. (Там же. Л. 48).

Село Большие Чапурники крестьян собственников. В селе всего 200 дворов, 694 муж. и 703 жен., в селе деревянная церковь Рождества Богородицы, школа, хлебный магазин, торговая лавка, питейный дом. При селе хутора – Дубовая балка, Почта при р. Волге, 5 дворов. Жители содержали 2524 лошадей, 250 голов рогатого скота, 117 свиней.

В с. Большие Чапурники  по сведениям за 1901 г. мелочной торговлей занимались крестьяне Родион Григорьевич Чотков, Матвей Филиппович Волохов, Афанасий Ефимович Гадышев, Матрена Игнатьевна Дубоносова, Наталья Панкратьева Гладышева, Степан Семёнович Сыроедов; винной торговлей занимался крестьянин Светлого Яра Петр Рудаков, мануфактурно-бакалейной торговлей – крестьянин  Василий Николаевич Баев.

С. Большие Чапурники, Б. Чапурниковской волости, – волостной старшина – Иван Егорович Сагалаев 1-й; 495 дворов, 1283 муж., и 1222 жен., 4873 дес. удобной и 5612 дес. неудобной земли. Село расположено в 10 верстах от станции железной дороги. Учителя начального народного училища – свящ. Петр Борзунов, завед. Михаил Васильевич Шишов, Елена Ивановна Беднякова; учителя церковно-приходской смешанной школы – свящ. Петр Борзунов и Александра Лексина.

В 1906 г. жители содержали 1924 голов крупного рогатого скота, 320 лошадей, 6 верблюдов, 2406 овец, 400 коз, 45 свиней. В селе было 8 бакалейных и 1 мануфактурная лавка, 16 мельниц, овчинное заведение. 

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2025 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов