Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Быстрого коня нет нужды подгонять, умелому человеку нет нужды помогать. (башкирская)

Большие Чапурники с. Светлоярская волость Черноярского уезда Астраханской губернии.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Волгоградская обл, Светлоярский р-н, село Большие Чапурники

Церковь с. Большие Чапурники Светлоярская волость Черноярского уезда Астраханской губернии.

Кладбища Большие Чапурники с. Светлоярская волость Черноярского уезда Астраханской губернии.



Об основании сёл Большие и Малые Чапурники  протоиерей Ефрем Зорин писал, что селение Чапурники разделяется на две части, в одной, именуемой Большие Чапурники, (с. Чапуринское) жительствуют великороссияне, в другой, отстоящей около двух верст, называемой Малые Чапурники, живут татары, крещеные и некрещеные. «С. Большие Чапурники образовалось около 1775 г. из переселенцев, перешедших по вызову начальства из Саратовской губернии, Царицынского уезда селения Ярзовки [5]. Их тогда было около 55 душ муж. пола. Приходом принадлежали они сначала к Отрадинской Николаевской церкви Саратовской губернии Царицынского уезда,  а впоследствии к Светлоярской Николаевской церкви».  До 1817 г. в селении  не было ни церкви, ни молитвенного дома.  В 1817 г. усердием прихожан устроен деревянный молитвенный дом во имя Рождества Пресвятой Богородицы, который в  1843 г. по указу Астраханской духовной консистории от 3 ноября 1843 г. № 2952 обращен во временную церковь, а с 1847 г. начата постройкою новая деревянная церковь».  Е. Зорин сообщал, что причт в Больших Чапурниках открыт в 1820 г.  Между жителями этого селения в 1852 г. были и раскольники, хотя и немного. Селение Малые Чапурники состоит из  крещеных и некрещеных татар,  первые переселились в 1780 г. [6] из Казанской губернии Спасского уезда  разных поселений [7]. Сначала их было не более 80 душ муж. пола. Приход их принадлежит к причту Больших Чапурников. Некрещеные же татары  переселились из  Пензенской губернии Ломовского уезда  в числе 65 душ  муж. пола  около 1778 г. и имеют свою мечеть и муллу. ( Ф. 599. Оп. 1. Д. 123. Л. 5).

Из  документов Астраханской казенной палаты видно, что  Чапурники сначала значились как одно село. В 1803 г. под селением Чапурники находилось 21 десятин 100 сажень, 5630 дес. удобной и 1990 дес.  неудобной земли. На 19 мая 1806 г. здесь значилось 181 душ казенных малороссиян, новокрещенных (татар) 93, татар мусульман 55 душ.

По 8 народной переписи в ревизских сказках 1816 г. и 1835 г. значатся уже два села – Большие и Малые Чапурники. Так, в селе Б. Чапурники в 1816 г. проживало 97 семей, 205 душ мужского и 207 душ женского пола, податель ревизской сказки – государственный крестьянин Ивлей Афанасьевич Кузнецов (вероятно, сельский староста) (Ф. 687. Оп. 1а. Д. 3). В  1835 г. в Б. Чапурниках числилось  95 семей государственных крестьян (265 душ мужского и 286  душ женского пола) [8] (Ф. 687. Оп. 1а. Д. 29. Св. 19).

В Малых Чапурниках в 1816 г. проживало 29 семей (100 душ муж. и 92 душ женского пола), податель сказки – Ямбай Адельшин (Ф. 687. Оп. 1а. Д. 29. Св. 19), а в 1835 г. уже 71 семья, 267 м. и 255 ж. [9]

Сёла Большие Чапурники (Чапуринское) и Малые Чапурники распологались на р. Сарпе.  В середине XIX в. она протекала через Астраханский, Енотаевский  Черноярские уезды и  по прерывному своему течению представляла ряд небольших озер и одно большое Сарпинское озеро, из которого продолжала свое течение  в Царицынский уезд.   (Ф. 857. Оп. 1. Д. 26. Л. 161). Жители Чапурников использовали воду из р. Сарпы, но со временем русло её в этом месте превратилось в озеро. После эпидемии холеры, бывшей в 1859 г. губернские власти побудили их строить колодцы как источник чистой воды. В летнее жаркое время вода в р. Сарпе портилась, зарастала илом и камышом и становилась непригодна для питья. В своем рапорте 25 апреля 1859 г. окружной врач Завьялов писал, что в Чапурниках крестьяне довольствуются водою из озера, относящегося к бассейну Сарпинских озер, застойная вода которого способствовала к поддержанию эпидемии. (Ф. 794. Оп. 1. Д. 857. Л. 1). 

По предписанию Палаты Государственных  имуществ в 1862 г.  была составлена смета на построение 3-х  колодцев в с.  Чапурниках, а также предполагалось провести водопровод  из родника, расположенного в 8 верстах от Больших Чапурников.  Но от постройки водопровода пришлось отказаться, так как родник не изобиловал водой в достаточном количестве. (Ф. 794. Оп. 1. Д. 857. Л. 256). Сохранился рапорт гражданского инженера Шкультецкого 26 ноября 1863 г. по вопросу о снабжении жителей сел Чапурников пресной водой. В нем говорится, что сельское общество на собрании единодушно приняло решение об устройстве  колодцев своими средствами. Крестьяне, основываясь на бывшем опыте такого строительства, заверяли чиновников, что вода будет в изобилии и самого хорошего качества, но от содействия со стороны правительства в снабжении их водой  почему-то упорно отказывались. (Ф. 794. Оп. 1. Д. 857. Л. 280). В 1864 г. по предписанию Палаты Госимуществ инженер Шкультецкий представил свои предложения о снабжении сел Чапурников пресной водой. Он сообщал, что провести воду родниковую из эргеней, находящихся к западу от селении, не представляется  возможным по обратному лощинному склону поверхности земли от поселений к подошве эргеней, дальности расстояния родников и дороговизне подобного водопровода. Крестьянин с. Больших Чапурников Иван Иванов Маштаков своими средствами вырыл в 1864 г. колодец против своей усадьбы на площади, где раньше была церковь, сгоревшая при пожаре в мае того же года. В колодце на глубине 6 сажень оказалась пресная вода, годная к употреблению. «Колодец, рытый Маштаковым на удачу, – писал инженер Шкультецкий, –  открыл возможность найти годную воду, но он по малому своему размеру  удовлетворить может не многих». По его мнению, в с. Большие Чапурники нужно построить еще 3 таких колодца, а в Малых Чапурниках – 2. (Там же. Л. 48).

Село Большие Чапурники крестьян собственников. В селе всего 200 дворов, 694 муж. и 703 жен., в селе деревянная церковь Рождества Богородицы, школа, хлебный магазин, торговая лавка, питейный дом. При селе хутора – Дубовая балка, Почта при р. Волге, 5 дворов. Жители содержали 2524 лошадей, 250 голов рогатого скота, 117 свиней.

В с. Большие Чапурники  по сведениям за 1901 г. мелочной торговлей занимались крестьяне Родион Григорьевич Чотков, Матвей Филиппович Волохов, Афанасий Ефимович Гадышев, Матрена Игнатьевна Дубоносова, Наталья Панкратьева Гладышева, Степан Семёнович Сыроедов; винной торговлей занимался крестьянин Светлого Яра Петр Рудаков, мануфактурно-бакалейной торговлей – крестьянин  Василий Николаевич Баев.

С. Большие Чапурники, Б. Чапурниковской волости, – волостной старшина – Иван Егорович Сагалаев 1-й; 495 дворов, 1283 муж., и 1222 жен., 4873 дес. удобной и 5612 дес. неудобной земли. Село расположено в 10 верстах от станции железной дороги. Учителя начального народного училища – свящ. Петр Борзунов, завед. Михаил Васильевич Шишов, Елена Ивановна Беднякова; учителя церковно-приходской смешанной школы – свящ. Петр Борзунов и Александра Лексина.

В 1906 г. жители содержали 1924 голов крупного рогатого скота, 320 лошадей, 6 верблюдов, 2406 овец, 400 коз, 45 свиней. В селе было 8 бакалейных и 1 мануфактурная лавка, 16 мельниц, овчинное заведение. 

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов