Церковь с. Малые Чапурники Светлоярская волость Черноярского уезда Астраханской губернии.
Кладбища Малые Чапурники с. Светлоярская волость Черноярского уезда Астраханской губернии.
Мечеть д. Малый Чапурин Больше-Чапурниковская волость Черноярского уезда Астраханской губернии.
Об основании сёл Большие и Малые Чапурники протоиерей Ефрем Зорин писал, что селение Чапурники разделяется на две части, в одной, именуемой Большие Чапурники, (с. Чапуринское) жительствуют великороссияне, в другой, отстоящей около двух верст, называемой Малые Чапурники, живут татары, крещеные и некрещеные. «С. Большие Чапурники образовалось около 1775 г. из переселенцев, перешедших по вызову начальства из Саратовской губернии, Царицынского уезда селения Ярзовки [5]. Их тогда было около 55 душ муж. пола. Приходом принадлежали они сначала к Отрадинской Николаевской церкви Саратовской губернии Царицынского уезда, а впоследствии к Светлоярской Николаевской церкви». До 1817 г. в селении не было ни церкви, ни молитвенного дома. В 1817 г. усердием прихожан устроен деревянный молитвенный дом во имя Рождества Пресвятой Богородицы, который в 1843 г. по указу Астраханской духовной консистории от 3 ноября 1843 г. № 2952 обращен во временную церковь, а с 1847 г. начата постройкою новая деревянная церковь». Е. Зорин сообщал, что причт в Больших Чапурниках открыт в 1820 г. Между жителями этого селения в 1852 г. были и раскольники, хотя и немного. Селение Малые Чапурники состоит из крещеных и некрещеных татар, первые переселились в 1780 г. [6] из Казанской губернии Спасского уезда разных поселений [7]. Сначала их было не более 80 душ муж. пола. Приход их принадлежит к причту Больших Чапурников. Некрещеные же татары переселились из Пензенской губернии Ломовского уезда в числе 65 душ муж. пола около 1778 г. и имеют свою мечеть и муллу. ( Ф. 599. Оп. 1. Д. 123. Л. 5).
Из документов Астраханской казенной палаты видно, что Чапурники сначала значились как одно село. В 1803 г. под селением Чапурники находилось 21 десятин 100 сажень, 5630 дес. удобной и 1990 дес. неудобной земли. На 19 мая 1806 г. здесь значилось 181 душ казенных малороссиян, новокрещенных (татар) 93, татар мусульман 55 душ.
По 8 народной переписи в ревизских сказках 1816 г. и 1835 г. значатся уже два села – Большие и Малые Чапурники. Так, в селе Б. Чапурники в 1816 г. проживало 97 семей, 205 душ мужского и 207 душ женского пола, податель ревизской сказки – государственный крестьянин Ивлей Афанасьевич Кузнецов (вероятно, сельский староста) (Ф. 687. Оп. 1а. Д. 3). В 1835 г. в Б. Чапурниках числилось 95 семей государственных крестьян (265 душ мужского и 286 душ женского пола) [8] (Ф. 687. Оп. 1а. Д. 29. Св. 19).
В Малых Чапурниках в 1816 г. проживало 29 семей (100 душ муж. и 92 душ женского пола), податель сказки – Ямбай Адельшин (Ф. 687. Оп. 1а. Д. 29. Св. 19), а в 1835 г. уже 71 семья, 267 м. и 255 ж. [9]
Сёла Большие Чапурники (Чапуринское) и Малые Чапурники распологались на р. Сарпе. В середине XIX в. она протекала через Астраханский, Енотаевский Черноярские уезды и по прерывному своему течению представляла ряд небольших озер и одно большое Сарпинское озеро, из которого продолжала свое течение в Царицынский уезд. (Ф. 857. Оп. 1. Д. 26. Л. 161). Жители Чапурников использовали воду из р. Сарпы, но со временем русло её в этом месте превратилось в озеро. После эпидемии холеры, бывшей в 1859 г. губернские власти побудили их строить колодцы как источник чистой воды. В летнее жаркое время вода в р. Сарпе портилась, зарастала илом и камышом и становилась непригодна для питья. В своем рапорте 25 апреля 1859 г. окружной врач Завьялов писал, что в Чапурниках крестьяне довольствуются водою из озера, относящегося к бассейну Сарпинских озер, застойная вода которого способствовала к поддержанию эпидемии. (Ф. 794. Оп. 1. Д. 857. Л. 1).
По предписанию Палаты Государственных имуществ в 1862 г. была составлена смета на построение 3-х колодцев в с. Чапурниках, а также предполагалось провести водопровод из родника, расположенного в 8 верстах от Больших Чапурников. Но от постройки водопровода пришлось отказаться, так как родник не изобиловал водой в достаточном количестве. (Ф. 794. Оп. 1. Д. 857. Л. 256). Сохранился рапорт гражданского инженера Шкультецкого 26 ноября 1863 г. по вопросу о снабжении жителей сел Чапурников пресной водой. В нем говорится, что сельское общество на собрании единодушно приняло решение об устройстве колодцев своими средствами. Крестьяне, основываясь на бывшем опыте такого строительства, заверяли чиновников, что вода будет в изобилии и самого хорошего качества, но от содействия со стороны правительства в снабжении их водой почему-то упорно отказывались. (Ф. 794. Оп. 1. Д. 857. Л. 280). В 1864 г. по предписанию Палаты Госимуществ инженер Шкультецкий представил свои предложения о снабжении сел Чапурников пресной водой. Он сообщал, что провести воду родниковую из эргеней, находящихся к западу от селении, не представляется возможным по обратному лощинному склону поверхности земли от поселений к подошве эргеней, дальности расстояния родников и дороговизне подобного водопровода. Крестьянин с. Больших Чапурников Иван Иванов Маштаков своими средствами вырыл в 1864 г. колодец против своей усадьбы на площади, где раньше была церковь, сгоревшая при пожаре в мае того же года. В колодце на глубине 6 сажень оказалась пресная вода, годная к употреблению. «Колодец, рытый Маштаковым на удачу, – писал инженер Шкультецкий, – открыл возможность найти годную воду, но он по малому своему размеру удовлетворить может не многих». По его мнению, в с. Большие Чапурники нужно построить еще 3 таких колодца, а в Малых Чапурниках – 2. (Там же. Л. 48).
Селе Малые Чапурники, население крестьяне собственники из бывших государственных всего 174 двора, 575 муж. и 593 жен. В селе татарская мечеть, школа, хлебный магазин, 2 торговые лавки. При селе расположены хутора: Татьянка, Сухой Чапурник (Ф. 32. Оп. 1. Д. 297. Л. 275 об.). Крестьянскому обществу совместно с крестьянами Больших Чапурников принадлежало 19 023 дес. земли, жители содержали 120 лошадей, 1030 голов рогатого скота.
В с. Малые Чапурники мелочной торговлей занимались крестьяне Якуп Алькичев, Фахретдин Джашев, Шамбула Шарипов, Шамбула Шарипов; мануфактурно-бакалейной – Усман Ибрагимов.
В Астраханской губернии, в Черноярском уезде есть село Малый Чапурин, жители которого составляют человек 600 насильнокрещенных(мукрах), а остальные из мусульман. Передается, что и насильнокрещенные, и мусульмане переехали сюда из Казанской губернии в 1785-86-ых годах. Насильнокрещенные были записаны как христиане в 1646 году, когда еще проживали в Казанской губернии.
По прибытию в Астраханскую губернию, эти насильнокрещенные, все еще считаемые государством как христиане, были закреплены за церквями. Они шли в церковь когда государство притесняло их, а когда же государство проявляло мягкость, они оставляли церковь и проводили дни, исполняя обряды своей старой религии – ислама. В конце концов, в 1845 году чапуринцы совсем перестали ходить в церковь. По этой причине, консистория отправила к ним двух попов, чтобы они увещевали их и постарались вернуть в лоно христианства. Они доложили в рапорте 1846 года, что не смогли довести слово до чапуринцев и что они уже давно вышли из того этапа, когда им поможет увещевание. Основываясь на этом, консистория направила письмо в губернское правление, требуя действовать в соответствии с циркуляром, данным министром губернатору. Дела насильнокрещенных чапуринцев были переданы в рассмотрение астраханскому окружному начальнику и были учинены всяческие трудности, чтобы не совершали обряды по исламскому обычаю. В результате этих трудностей, 20 апреля 1849 года архиерей синоду, а военный губернатор министру написали, что кроме Данила Михайлова все вернулись назад в православную веру. (Нет нужды доказывать, что это всего лишь информация выданная чиновниками).
В соответствии со статьей 191 устава закона о наказаниях Данилу Михайлову были прикреплены специальные попы. Но Михайлов воспринял все притеснения и наказания приставов и попов с широкой душой, получая даже от этого удовольствие и в вопросах религии противостоял трудностям хладнокровно.
После того как попы и чиновники устали бороться с Михайловым, они забросили это дело. Таким образом, чапуринцы после этого более сорока лет были вынуждены жить отдельно. Сколько был ни приходили к ним попы, но от них не увидели приветливого лица. И имамы мусульман не могли служить им из-за строгого запрета государства. Таким образом они сами, внутри общины придерживались ислама.
В 1889 году чапуринцы через Оренбургский муфтият писали прошения на имя губернатора, далее министра о том, что они истинные мусульмане и никогда не придерживались христианской веры, а записали их в христианские списки насильно и неправедно попы и чиновники. Но все их прошения остались без внимания. После объявления манифеста 17 апреля 1905 года совместно со всеми мусульманами, считавшимися по бумагам христианами, чапуринцы тоже вздохнули свободно и подав прошение на имя астраханского губернатора, попросили зарегистрировать исламскую махаллю, в соответствии с манифестом. Согласно 3 пункту манифеста, и 4 пункта циркуляра МВД от 18.08.1905 №4028, астраханское губернское правление 25 декабря 1905 года официально зарегистрировало чапуринцев, как мусульман. Так завершилось дело мусульман Чапуринки.
Газета «Вакыт» 1906 год, №14
https://www.facebook.com/groups/torkilardonyasi/permalink/1526473544194185/