Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Зимой за малиной не ходят. (мордовская)

Малые Чапурники с. Светлоярская волость Черноярского уезда Астраханской губернии.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Волгоградская обл, Светлоярский р-н, село Малые Чапурники

Добавление информации доступно только зарегистрировавшимся пользователям!

Церковь с. Малые Чапурники Светлоярская волость Черноярского уезда Астраханской губернии.

Кладбища Малые Чапурники с. Светлоярская волость Черноярского уезда Астраханской губернии.

Мечеть д. Малый Чапурин Больше-Чапурниковская волость Черноярского уезда Астраханской губернии.



Об основании сёл Большие и Малые Чапурники  протоиерей Ефрем Зорин писал, что селение Чапурники разделяется на две части, в одной, именуемой Большие Чапурники, (с. Чапуринское) жительствуют великороссияне, в другой, отстоящей около двух верст, называемой Малые Чапурники, живут татары, крещеные и некрещеные. «С. Большие Чапурники образовалось около 1775 г. из переселенцев, перешедших по вызову начальства из Саратовской губернии, Царицынского уезда селения Ярзовки [5]. Их тогда было около 55 душ муж. пола. Приходом принадлежали они сначала к Отрадинской Николаевской церкви Саратовской губернии Царицынского уезда,  а впоследствии к Светлоярской Николаевской церкви».  До 1817 г. в селении  не было ни церкви, ни молитвенного дома.  В 1817 г. усердием прихожан устроен деревянный молитвенный дом во имя Рождества Пресвятой Богородицы, который в  1843 г. по указу Астраханской духовной консистории от 3 ноября 1843 г. № 2952 обращен во временную церковь, а с 1847 г. начата постройкою новая деревянная церковь».  Е. Зорин сообщал, что причт в Больших Чапурниках открыт в 1820 г.  Между жителями этого селения в 1852 г. были и раскольники, хотя и немного. Селение Малые Чапурники состоит из  крещеных и некрещеных татар,  первые переселились в 1780 г. [6] из Казанской губернии Спасского уезда  разных поселений [7]. Сначала их было не более 80 душ муж. пола. Приход их принадлежит к причту Больших Чапурников. Некрещеные же татары  переселились из  Пензенской губернии Ломовского уезда  в числе 65 душ  муж. пола  около 1778 г. и имеют свою мечеть и муллу. ( Ф. 599. Оп. 1. Д. 123. Л. 5).

Из  документов Астраханской казенной палаты видно, что  Чапурники сначала значились как одно село. В 1803 г. под селением Чапурники находилось 21 десятин 100 сажень, 5630 дес. удобной и 1990 дес.  неудобной земли. На 19 мая 1806 г. здесь значилось 181 душ казенных малороссиян, новокрещенных (татар) 93, татар мусульман 55 душ.

По 8 народной переписи в ревизских сказках 1816 г. и 1835 г. значатся уже два села – Большие и Малые Чапурники. Так, в селе Б. Чапурники в 1816 г. проживало 97 семей, 205 душ мужского и 207 душ женского пола, податель ревизской сказки – государственный крестьянин Ивлей Афанасьевич Кузнецов (вероятно, сельский староста) (Ф. 687. Оп. 1а. Д. 3). В  1835 г. в Б. Чапурниках числилось  95 семей государственных крестьян (265 душ мужского и 286  душ женского пола) [8] (Ф. 687. Оп. 1а. Д. 29. Св. 19).

В Малых Чапурниках в 1816 г. проживало 29 семей (100 душ муж. и 92 душ женского пола), податель сказки – Ямбай Адельшин (Ф. 687. Оп. 1а. Д. 29. Св. 19), а в 1835 г. уже 71 семья, 267 м. и 255 ж. [9]

Сёла Большие Чапурники (Чапуринское) и Малые Чапурники распологались на р. Сарпе.  В середине XIX в. она протекала через Астраханский, Енотаевский  Черноярские уезды и  по прерывному своему течению представляла ряд небольших озер и одно большое Сарпинское озеро, из которого продолжала свое течение  в Царицынский уезд.   (Ф. 857. Оп. 1. Д. 26. Л. 161). Жители Чапурников использовали воду из р. Сарпы, но со временем русло её в этом месте превратилось в озеро. После эпидемии холеры, бывшей в 1859 г. губернские власти побудили их строить колодцы как источник чистой воды. В летнее жаркое время вода в р. Сарпе портилась, зарастала илом и камышом и становилась непригодна для питья. В своем рапорте 25 апреля 1859 г. окружной врач Завьялов писал, что в Чапурниках крестьяне довольствуются водою из озера, относящегося к бассейну Сарпинских озер, застойная вода которого способствовала к поддержанию эпидемии. (Ф. 794. Оп. 1. Д. 857. Л. 1). 

По предписанию Палаты Государственных  имуществ в 1862 г.  была составлена смета на построение 3-х  колодцев в с.  Чапурниках, а также предполагалось провести водопровод  из родника, расположенного в 8 верстах от Больших Чапурников.  Но от постройки водопровода пришлось отказаться, так как родник не изобиловал водой в достаточном количестве. (Ф. 794. Оп. 1. Д. 857. Л. 256). Сохранился рапорт гражданского инженера Шкультецкого 26 ноября 1863 г. по вопросу о снабжении жителей сел Чапурников пресной водой. В нем говорится, что сельское общество на собрании единодушно приняло решение об устройстве  колодцев своими средствами. Крестьяне, основываясь на бывшем опыте такого строительства, заверяли чиновников, что вода будет в изобилии и самого хорошего качества, но от содействия со стороны правительства в снабжении их водой  почему-то упорно отказывались. (Ф. 794. Оп. 1. Д. 857. Л. 280). В 1864 г. по предписанию Палаты Госимуществ инженер Шкультецкий представил свои предложения о снабжении сел Чапурников пресной водой. Он сообщал, что провести воду родниковую из эргеней, находящихся к западу от селении, не представляется  возможным по обратному лощинному склону поверхности земли от поселений к подошве эргеней, дальности расстояния родников и дороговизне подобного водопровода. Крестьянин с. Больших Чапурников Иван Иванов Маштаков своими средствами вырыл в 1864 г. колодец против своей усадьбы на площади, где раньше была церковь, сгоревшая при пожаре в мае того же года. В колодце на глубине 6 сажень оказалась пресная вода, годная к употреблению. «Колодец, рытый Маштаковым на удачу, – писал инженер Шкультецкий, –  открыл возможность найти годную воду, но он по малому своему размеру  удовлетворить может не многих». По его мнению, в с. Большие Чапурники нужно построить еще 3 таких колодца, а в Малых Чапурниках – 2. (Там же. Л. 48).

Селе Малые Чапурники, население крестьяне собственники из бывших государственных всего 174 двора, 575 муж. и 593 жен. В селе татарская мечеть, школа, хлебный магазин, 2 торговые лавки. При селе расположены хутора: Татьянка, Сухой Чапурник (Ф. 32. Оп. 1. Д. 297. Л. 275 об.). Крестьянскому обществу совместно с крестьянами Больших Чапурников принадлежало 19 023 дес. земли, жители содержали 120 лошадей, 1030 голов рогатого скота.

В с. Малые Чапурники  мелочной торговлей занимались крестьяне Якуп Алькичев, Фахретдин Джашев, Шамбула Шарипов, Шамбула Шарипов; мануфактурно-бакалейной – Усман Ибрагимов.


 

В Астраханской губернии, в Черноярском уезде есть село Малый Чапурин, жители которого составляют человек 600 насильнокрещенных(мукрах), а остальные из мусульман. Передается, что и насильнокрещенные, и мусульмане переехали сюда из Казанской губернии в 1785-86-ых годах. Насильнокрещенные были записаны как христиане в 1646 году, когда еще проживали в Казанской губернии.

По прибытию в Астраханскую губернию, эти насильнокрещенные, все еще считаемые государством как христиане, были закреплены за церквями. Они шли в церковь когда государство притесняло их, а когда же государство проявляло мягкость, они оставляли церковь и проводили дни, исполняя обряды своей старой религии – ислама. В конце концов, в 1845 году чапуринцы совсем перестали ходить в церковь. По этой причине, консистория отправила к ним двух попов, чтобы они увещевали их и постарались вернуть в лоно христианства. Они доложили в рапорте 1846 года, что не смогли довести слово до чапуринцев и что они уже давно вышли из того этапа, когда им поможет увещевание. Основываясь на этом, консистория направила письмо в губернское правление, требуя действовать в соответствии с циркуляром, данным министром губернатору. Дела насильнокрещенных чапуринцев были переданы в рассмотрение астраханскому окружному начальнику и были учинены всяческие трудности, чтобы не совершали обряды по исламскому обычаю. В результате этих трудностей, 20 апреля 1849 года архиерей синоду, а военный губернатор министру написали, что кроме Данила Михайлова все вернулись назад в православную веру. (Нет нужды доказывать, что это всего лишь информация выданная чиновниками).

В соответствии со статьей 191 устава закона о наказаниях Данилу Михайлову были прикреплены специальные попы. Но Михайлов воспринял все притеснения и наказания приставов и попов с широкой душой, получая даже от этого удовольствие и в вопросах религии противостоял трудностям хладнокровно.

После того как попы и чиновники устали бороться с Михайловым, они забросили это дело. Таким образом, чапуринцы после этого более сорока лет были вынуждены жить отдельно. Сколько был ни приходили к ним попы, но от них не увидели приветливого лица. И имамы мусульман не могли служить им из-за строгого запрета государства. Таким образом они сами, внутри общины придерживались ислама.

В 1889 году чапуринцы через Оренбургский муфтият писали прошения на имя губернатора, далее министра о том, что они истинные мусульмане и никогда не придерживались христианской веры, а записали их в христианские списки насильно и неправедно попы и чиновники. Но все их прошения остались без внимания. После объявления манифеста 17 апреля 1905 года совместно со всеми мусульманами, считавшимися по бумагам христианами, чапуринцы тоже вздохнули свободно и подав прошение на имя астраханского губернатора, попросили зарегистрировать исламскую махаллю, в соответствии с манифестом. Согласно 3 пункту манифеста, и 4 пункта циркуляра МВД от 18.08.1905 №4028, астраханское губернское правление 25 декабря 1905 года официально зарегистрировало чапуринцев, как мусульман. Так завершилось дело мусульман Чапуринки.

Газета «Вакыт» 1906 год, №14 

https://www.facebook.com/groups/torkilardonyasi/permalink/1526473544194185/

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2025 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов