Кладбища г. Шемаха Шемахинского уезда Бакинской губернии.
Джума мечеть г. Шемаха Шемахинского уезда Бакинской губернии.
Мечеть г. Шемаха Шемахинского уезда Бакинской губернии.
Шемахы́ (Шемаха́; азерб. Şamaxı ) — город в Азербайджане, административный центр Шемахинского района.
Расположен в юго-восточных предгорьях Большого Кавказа на высоте 800 метров над уровнем моря, на автодороге Баку — Тбилиси, в 122 км к западу от Баку и в 72 км к северо-востоку от железнодорожной станции Кюрдамир.
Археологические раскопки, проведённые в северо-западной его части, обнаружили поселение, относящееся к V—IV векам до н. э.. Шемаха как город Кавказской Албании упоминается у Птолемея (II век) под названием Кемахея или Мамахея. Остатки древней Шемахи находятся к западу от современного города и занимают площадь более 50 га. Здесь, на поселении эпохи ранней бронзы, в конце IV в. до н. э. появилось новое поселение, которое, интенсивно развиваясь, приобрело городские черты. В начале X века город стал столицей государства Ширван. В XII веке в Шемахе по инициативе известного фармацевта и врача Кафеиддина Омара ибн Османа (дяди персидского поэта Хагани Ширвани) была основана медицинская школа, в которой, наряду с обучением, велись исследования лечебных свойств лекарственных растений и врачевание с их помощью.
В 1222 году после длительной осады Шемаха была захвачена и разрушена монголо-татарами. Город упоминается в персидском анонимном труде начала XIII века «Аджаиб ад-Дунья»:
Шемахи — город в Арране. Это очень укрепленное место, жители необычайно фанатичны в делах вер. |
на фото: Шемаха на гравюре 1683 года Э.Кемпфера
В 1607 году, согласно монахам-кармелитам, посетившим город, население состояло из тюрок и армян. Армяне заселяли целые улицы и занимались активной торговлей. Сверх обыкновенной подати, армянское население платило еще и налог для иноверцев - «харач».
В 1669 году после участия в Большом Московском Соборе 1666—1668 годов в Шемахе останавливался православный патриарх Антиохии Макарий со своим сыном и диаконом Павлом Алеппским. Их миссия имела церковный и дипломатический характер.
В 1712 году в связи с бунтом лезгин и других горских народов Шемаха был разграблен. Географическое месторасположение города на стыке транзитных путей предопределяло огромное количество набегов и разбойных нападений на Шемаху, осуществлявшихся соседними народами и войсками других ханств, нёсших с собой опустошение и разрушение. В 1721 году Шемаха подверглась нападению войска предводителя лезгин Хаджи Дауда Мушкурского, были убиты находившиеся там русские купцы и нанесены огромные убытки русским торговцам шёлком. Армяне, количество которых в городе было весьма внушительным, подвергались постоянным нападениям и грабежам, по приказу Хаджи Дауда они наравне с евреями должны были на своей груди носить жёлтый отличительный знак —для того, чтобы мусульмане не приветствовали их. Результатом этого события был предпринятый Петром Великим Персидский поход 1722—1723 гг. В 1734 году Надир-шах, разорив город, перевел её жителей на другое место, но вскоре город возродился на старом месте.
Шемаха. Гравюра из «Описания путешествия». А. Олеария. 1656 г.
С 1742 года после смерти Надир-шаха Шемаха — столица Ширванского ханства. В 1805 году ширванский хан Мустафа-хан вступил в русское подданство. Присоединение Ширванского ханства к России в 1805 было подтверждено Гюлистанским мирным договором 1813 года. В 1820 году русская администрация заменила в Ширване ханское управление. В период с 1840 по 1846 годы административный центр Каспийской области, затем до 1859 года — Шемахинской губернии. После разрушительного землетрясения, произошедшего 2 декабря 1859 года, центр губернии был перенесён в город Баку, после чего Шемаха стал административным центром Шемахинского уезда в составе Бакинской губернии.
Миниатюра XV векаиз Шемахи
Несмотря на высокую сейсмичность региона (самые крупные землетрясения произошли в 1607, 1669, 1859 и 1902 годах), многие важные исторические памятники сохранились до сих пор, в частности такие, как Джума мечеть — пятничная соборная мечеть VIII века, «Едди Гюмбез» («Семь Куполов») — кладбище и группа мавзолеев, усыпальниц ширванских ханов XVIII—XIX вв., руины крепости Гюлистан XI—XII веков, которые являются главными достопримечательностями города. На холме, восточнее города расположено кладбище «Лалезар», где также много могил XVII—XVIII вв. Самым древним же кладбищем города является «Шахандан», где предположительно имеется могила поэта Шахандана, брата поэта Насими.
Длительное время Шемаха была одним из важнейших пунктов на протяжении всего Великого Шёлкового пути. Этим обусловлено то, что город на протяжении долгого времени был одним из центров ширвано-апшеронской архитектурной школы и школы декоративно-прикладного искусства (ковроделия) и миниатюры. Находясь на пересечении караванных путей, Шемаха являлась одним из крупных торгово-ремесленных центров на Ближнем Востоке, занимая важное место в торговле шёлком, ещё в XVI векеупоминаются торговые связи шемахинских и венецианских купцов. В Шемахе вели торговлю азербайджанские, иранские, арабские, среднеазиатские, русские, индийские и западноевропейские купцы, владевшие здесь факториями, имелись многочисленные шелкоткацкие, бумагопрядильные и ковровые мастерские.
Слева герб города 1843 года, справа сам город в 1849 году |
Город прославился как родина многих видных азербайджанских (Сабир) и персидских (Хагани, Насими) философов, архитекторов и учёных.
Шемаха упоминается великим русским поэтом А. С. Пушкиным в «Сказке о золотом петушке» («Подари ж ты мне девицу, шемаханскую царицу») и запечатлена на картинах русского художника Г. Г. Гагарина «Шамахинская баядерка», «Танцовщица из Шемахи», «Танцовщица Ниса». Своей оригинальностью отличались танцы шемахинских девушек. Шемахинская тематика отражена в двух великолепных альбомах художника: «Scenes, paysages, meurs et costutnes du Caucase» и «La Caucase pittoresge dessine dsanitized_by_modx& #39 apres nature» (Париж, 1847 год). Рисунки «Женщина из Шемахи» и «Танцовщица Ниса» представляют собой этнографический интерес с точки зрения изучения элементов женской национальной одежды Ширвана в XIX веке: рубашки, архалыка с овальным покроем воротника, нагрудных и налобных украшений, женских украшений из самоцветов, кольцевых серег с подвесками. Оригинальный женский костюм XIX века из Шемахи, переданный в 1906 году в Кавказский музей в Тифлисе, был одним из наиболее популярных экспонатов музея.
«Баядерки из Шемахи». Г. Гагарин, XIX век.
5 июня 2010 года в Шемахе был открыт памятник одинокому турецкому солдату. На памятнике запечатлены слова из стихотворения Б. Вагабзаде «Тенха мезар». Памятник установлен в честь офицера Кавказской исламской армии.
В 1607 году, согласно монахам-кармелитам, посетившим город, население состояло из тюрок и армян. В 1670-х годах испанский путешественник Педро Куберо Себестьян пишет, что жителями Шемахи были персы, армяне и грузины. Однако в этот период под термином «персы» подразумевали также тюркоговорящих.
По сообщениям английского путешественника Джона Белла, в 1715 году общим языком для жителей города был тюркский, однако городская элита говорила на персидском, было значительное число грузин и армян.
По данным Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона в Шемахе в конце XIX века жило 20 008 человек (10 450 мужчин и 9558 женщин): азербайджанцев (в словаре — «азербайджанских татар») — 79 %, армян 18 %, русских 3 %. 79 % — мусульмане, из которых около 22 % сунниты, остальные же шииты; остальные 21 % — христиане (армянского вероисповедания и православные). Местное население в основном было занято винопроизводством, скотоводством, ковроткачеством.
По всесоюзной переписи населения 1989 года в Шемахе проживало 24 681 человек. По данным на начало 2010 года население города составляло 31 704 жителей.
Город расположен на высоте 800 метров над уровнем моря в южной части Большого Кавказа, в предгорной котловине, окружённой отрогами Большого Кавказа, в долине реки Пирсагат. На юге протекает река Зогалавай, на востоке Пирсагат. Город окружён горами: с севера — Бинаслы и Гушгана, с северо-запада — Пирдиреки и Гюлистан-Гызгаласы, а с запада — гора Мейсери. Эти горы представляют собой оконечность небольшого горного кряжа, тянувшегося до реки Ахсу.
Шемахинский район богат горными лесами и лугами, находится в зоне умеренной влажности. Большая часть этого района является курортной зоной со множественными родниками горной воды, что делает город привлекательным для привлечения инвестиций в туристический бизнес.
Пониженная запыленность атмосферы и преобладающее количество ясных дней в году позволило начать строительство в 1957 году в 22 километрах от города одной из значимых обсерваторий бывшего Советского Союза — Шемахинской астрофизической обсерватории.
Шемахинская обсерватория
Вид Шемахинского перевала зимой
В Шемахе, которая издревле славилась как один из центров ковроткачества в Азербайджане, и по сей день функционирует ковроткацкая фабрика. Учитывая благоприятный для виноградарства климат, развивается винная промышленность, предполагается полная реконструкция винно-водочного завода. В результате принятия «Государственной программы по развитию регионов Азербайджана» в Шемахе открылись новые производства: совместное ирано-азербайджанское предприятие по сборке легковых автомобилей «Азсаманд», завод по производству электронной бытовой аппаратуры. В рамках реализации проекта «Электронная Шемаха» в Шемахе установлена новая АТС с использованием коммуникационного пакета системы NGN. В ноябре 2009 года сдан в эксплуатацию новый лечебно-диагностический центр. Полностью реконструирована автомобильная дорога Баку-Шемаха протяженностью 112 км.
Джума-мечеть
Мечеть Имамзаде
Едди гюнбез
Шахандан
Лалезар
Развалины крепостиГюлистан
Зогалавачайское водохранилище
Бёюк Хыныслы
Пирдиреки
Дом-музей М. А. Сабира
Музей Г. Алиева
Автовокзал
Стадион
Гостиница
Карта расположения объектов Шемахи:
— мечети; — развалины; — музеи; — кладбища; — горы; — сёла