Кладбища д. Очло Цатаныхское наибство Аварского округа Дагестанской области.
Год основания:
Упоминается (ссылка на источник информации):
GPS-координаты: 2°38′25″ с. ш., 46°39′02″ в. д.
История наименования и принадлежности:
Принадлежал (помещик):
Состоял в приходе:
Ближайшие приходы:
Архивы:
Очло — село в Хунзахском районе Дагестана, административный центр сельского поселения Очлинский сельсовет. 12
Географическое положение: расположено на реке Очло, в 12 км к северо-западу от районного центра села — Хунзах. 12
Часовой пояс: UTC+3:00.
Население (по данным на 2021 год) — 416 человек.
Национальности: аварцы.
Конфессии: мусульмане-сунниты.
Адрес: ул. Расула Гамзатова, д. 54, с. Очло, Хунзахский район, Республика Дагестан.
Телефон: +7 963 798-97-70. 4
"Очло"
Хунзахский район
Очло – старинное аварское село, расположенное у южного подножия Арак меэра (ГIарахъ мегIер – гора Арак).Арак меэр – это ровное плоскогорье, длиною около 6 км, окруженное с трех сторон отвесными, обрывистыми скалами высотой 10-15 метров, с низким плотным травяным покрытием, примерно, на высоте 2000 метров над уровнем моря, на котором пасутся отары овец и табуны лошадей. Можно с уверенностью говорить, что по привлекательности и ухоженности травяного покроя английские газоны «рядом не стояли». Когда поднимаешься на Арак меэр, открываются вокруг такие великолепные панорамы, что поневоле захватывает дух. Почти каждый человек, который поднимается на Арак меэр, обретает душевное очищение и чувствует себя моложе на десятки лет. Высота как бы отделяет человека от суетного и разворачивает к самому себе.С трех сторон село граничит небольшими речками, самая знаменитая из которых слева от села – Гъваргъи лъар (речка Гъваргъи). Название Гъваргъи, видимо, произошло от большого шума воды, которая протекает по ущелью с грохотом после дождя. Перед селом по глубокому каньону протекает ГIочIло лъар (речка Очло), которая впадает в Андийскую реку. В окрестностях села много источников воды. По своим вкусовым и целебным свойствам они пользуются заслуженным успехом и у населения. Есть два источника с содержанием углекислоты и железа. Эту воду используют для выведения камней из почек и мочевого пузыря. Есть и такой источник, в котором вода летом бывает как ледяная, а зимой – теплая.
На самом высоком месте плато Аракмеэра есть чудо природы - озеро Тартах1ор. Вследствие каких-то, пока неизученных наукой подземных процессов, оно возникает на одном и том же месте, но проходят полтора – два месяца, и оно снова исчезает. Вода в озере чистая, прозрачная и холодная. При этом оно появляется в самое теплое время года, летом, независимо от того идут дожди или нет. Оно служит естественным водопоем для многочисленных животных, пасущихся на горе и временным пристанищем отдыха для перелетных водоплавающих птиц.
Не это ли гармония природы, у которой должен человек учиться и которую мы должны беречь для будущих поколений. Оно лишний раз подсказывает нам, что в природе все взаимосвязано.
Если посмотреть со стороны, село смотрится очень красиво, как сложенные друг над другом ульи, особенно старая его часть. Еще в 50 –х годах прошлого столетия, когда не крыли дома ни шифером, ни железом, крыша нижнего дома служила верандой для жильцов верхнего дома. Улицы были узкие, вымощенные каменными плитами. Помню, как мы мальчишки, бегали по этим крышам, перепрыгивая с одной на другую.В окрестностях села несколько природных памятников. Наиболее значимый из них – реликтовый березовый лес, расположен перед селом на северном склоне Очлинского бала (хребта). За хребтом - Мочохское озеро, которое образовалось в результате оползня в 1963 году. В озеро запущены форель и другие виды рыб. Оно пользуется заслуженной популярностью для отдыха у жителей Дагестана. Каждый год летом туда приезжают горожане и жители других районов со своими семьями.
Недалеко от села находятся норы (дырки в скалах), из которых летом дует холодный воздух, как из морозильника. А на вершине хребта, напротив села – небольшая пещера, в которой все лето бывает натуральный лед. Когда еще не было холодильников, молодые ребята ходили туда за льдом на всякие надобности.
В лесу и окрестностях села много дичи для охотников. Тут водятся зайцы, лисы, волки, кабаны, барсуки, куницы, куропатки.
По преданию, село Очло основал человек по имени Угъуз из села ИштIибури (у северного подножия Арак меэра). Он якобы, будучи по своим делам в столице аварского ханства, и возвращаясь домой, на полпути решил передохнуть у подножия горы Арак меэр. Недалеко от местечка ХъащтIа привязав свою лошадь, лег на лужайку передохнуть. Угъуз заснул и спал так крепко и сладко, что, проснувшись, решил поселиться на этом месте. Возможно, даже ему приснился сон, предсказавший это решение.
Угъуз воткнул в землю на том месте, где спал палочку (гIучI по аварски) и поехал домой. Через короткое время он вернулся туда с инструментами и построил себе небольшой дом. Благо, недалеко от этого места была развалина летней резиденции Суракъат хана, стройматериала для строительства дома было вдоволь.Потом он привел семью, завел скотину и жил себе. Место поселения свое он назвал ГIучIихъ (у палочки). Буквально в километре от этого места проходил бол нух (войсковая дорога в дословном переводе). Особенная энергия высокогорной местности сделала её излюбленным прибежищем для изгнанников из засиженных мест. И постепенно к Угъузу в ГIучIихъ поселились и родственники, и беглые пленные, и рабы, и кровники, и те, кто остались в своих местах без средств существования. Даже сегодня в Очло каждый тухум имеет свое прозвище, в зависимости от их происхождения.Старики рассказывают, передавая из поколения в поколение, что вокруг села был величественный сосновый лес, где водились даже медведи и олени.В 14 – 19 веках село стало довольно-таки развитым населенным пунктом. В селе была мечеть, а также медресе, где обучались дети не только из Очло, но и из близлежащих сел. Были свой къади (судья). Население пользовалось водопроводом. При проведении строительных работ в земле до сих пор находятся глиняные трубы длиною 30-40 см. и диаметром 6-7 см.
Очлинцы были среди немногих сел, освобожденных ханом от налогообложения. Как мне кажется, это было связано с тем, что село использовали как пограничную заставу, говоря современным языком, или они считали себя вольным обществом. Тут поневоле вспоминается повесть Александра Бестужева – Марлинского « Аммалат-Бек », сосланного в Дагестан за участие в восстании 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Петербурге. В повести об аварцах он пишет: Аварцы – народ свободный. Они не знают и не терпят над собой никакой власти…
В советское время в Очло функционировал передовой не только в районе, но и по республиканским меркам колхоз им. Э. Тельмана. Все население села было трудоустроено, работали с энтузиазмом, была надежная вера в завтрашний день. Работали дворец культуры, библиотека, школа, магазин. По результатам года колхозники получали большие доходы, строили дома. За последние 10-15 лет в селе не построено ни одного дома.
Особой гордостью у очлинцев было коневодство. Они часто занимали призовые места на межрайонных скачках, проводимых ежегодно в майские праздники недалеко от Хунзаха.
Сегодня, как и повсеместно в стране, после либеральных реформ колхоз практически перестал существовать. Молодые очлинцы остались без работы, без средств для содержания своих семей. Поэтому многие из них в поисках работы выехали из села. Некоторые из них осели в городах, некоторые уехали в Россию, некоторые переехали на кутан в Хасавюртовский район, а некоторые просто выезжают на сезонные работы. Летом (2009 г.) я подсчитал, что в селе уже пустуют 32 дома. Если и дальше дело будет продолжаться таким образом, то нас постигнет судьба более 20 тыс. заросших бурьяном, пустующих российских деревень.
https://m.ok.ru/group/52587383160952/topic/64330060497016?ysclid=m8dykjtz1w486269588&__dp=y