Кладбища с. Кумух г. Кумух Казикумухского округа Дагестанской области.
Мечеть с. Кумух г. Кумух Казикумухского округа Дагестанской области.
Кумух (лакск. Гъумук, Гъумучи) — село в Дагестане, административный центр Лакского района и одноимённого муниципального образования.
Топоним «Кумук» происходит от названия тюркского родового образования «Кумук-Атыкуз». Вытесненные с равнины племена гуннов-савиров (предков современных кумыков) ушли в горы Дагестана и основали государство Тавйяк (персидское название — Сарир), выбрав в качестве опорных пунктов Хунзах и Кумух. В лакском языке выявлен булгарский субстрат — остатки тюркского языка гунно-савиров.
Для наименования Кумуха лакцы используют название «Лак», или же «Лакрал кӏану» (место Лак). Наименование окрестных селений «Лакрал шагьрурду» означало их принадлежность Лаку. По всей вероятности, в древности лакцы жили в небольшом поселении Лак. Топоним «Лак» принят только в лакском языке. В понимании лакцев, Кумух был крепостью города Лак, а затем в общем смысле стал столицей княжества Лак. В Сборнике сведений о кавказских горцах сообщалось: «Жители Казикумухского округа, в Среднем Дагестане, известные нам под именем Казикумухов или Казыкумыков, сами себя называют лак, а родину свою — лакрал кӏану (место лаков)».
Историческая литература упоминала Кумух в различных вариантах произношения. Ал-Масуди в X в. упоминал «Гумик» как город, или же княжество. Ал-Куфи в X в. упоминал крепость «sanitized_by_modx& #39Амик», которая принята за «Гумик». Ибн Русте в X в. именовал Кумух как крепость «Алал и Гумик».
В XIV в. персидские историки (Шами, Йезди) упоминали Кумух как «Гази-Кумук» (владение шамхала). Приставка «Гази» означала, что Кумух был военно-политическим центром мусульман. В XV—XVI вв. жители северного Дагестана именовали Кумух как «Къази-Къумукъ» (по-кумыкски) и «Кази-Кумух» (по-русски). В хронике Дербенд-наме (XVII в.) Кумух VI в. и VIII в. именован «Кумук». В XIX в. русские захватив Кумух именовали его «Кази-Кумык». На лакском языке Кумух произносится как Гъумук или Гъази-Гъумук, что соответствует русскому Гумук, Кумух, Кази-Кумух и Гази-Кумух. В разговорной речи употребляется форма Гъумучи или Гъази-Гъумучи.
П. К. Услар сообщал: "Главное селение лаков называется Гумук (Кумух); лаки, ранее других горских племен приняли ислам, чрез что приобрели право на почетное прозвище газы (воюющие за веру). Из соединения прозвища и названия главного селения произошло этническое Казикумух или Казыкумык.
Расположено в Центральном Нагорном Дагестане, на реке Казикумухское Койсу, в 96 км к юго-западу от города Махачкала.
Численность населения | |||||
---|---|---|---|---|---|
1959 | 1970 | 1979 | 1989 | 2002 | 2010 |
1981 | ↗2088 | ↘1869 | ↗1965 | ↗2483 | ↘1930 |
По переписи 2010 года в селе проживало 1930 человек. Этнический состав (2002 г.):
Кумух основан иранским сасанидским шахом. Первые достоверные сведения о Кумухе относятся к VI веку нашей эры, когда Кумух был в составе Сасанидской империи. Вытесненные с равнины племена гуннов-савиров ушли в горы Дагестана и основали государство Тавйяк (персидское название — Сарир), выбрав в качестве опорных пунктов Хунзах и Кумух.
По легендарном версии (подвергнутой сомнению известными специалистами) в 734 году Кумух вошёл в состав Арабского халифата. Генерал-историк В. А. Потто (1899 г.) сообщал: «Арабы поставили правителем лаков некоего Шах-Бала».
В 778 году была построена Кумухская джума-мечеть и в Лакии утвердился ислам. Шамхалы Кумуха вероятно приняли ислам в конце XIII века, когда в истории начинаются их мусульманские имена.
Впоследствии Кумух получил приставку «Гази», характерную для тюркских газиев-мусульман. Наименование «Гази-Кумух» впервые упоминалось в конец XIV века. Кумух был торговым и политическим центром Нагорного Дагестана, летней резиденцией Газикумухское шамхальство, а затем столицей Казикумухского ханства. В 1820 году Кумух стал частью России.
Кумух является историческим центром лакцев.
В XIX веке основным рынком сбыта продуктов населения Казикумухского ханства был базар в Кази-Кумухе, где можно было увидеть не только лакцев со своими товарами, но и аварцев, даргинцев и лезгин. Казикумухцы производили медные водоносные кувшины и другие изделия. Кази-Кумух был одним из центров производства оружия.
О. В. Маркграф, один из ответственных деятелей комитета по кустарным промыслам Кавказа, писал в своей книге «Очерк о кустарных промыслах Северного Кавказа в 1882 г.» — «В далеком прошлом аул Кумух заслуженно прославился как своего рода столица и производственный центр округа, известный самыми изящными образцами оружейного искусства».
Лакские кустари занимались в основном оружейным промыслом. После окончания Кавказской войны началось развитие других видов кустарных промыслов — обработка золота и серебра, производство обуви и одежды, лудильное и медное дело. Особо славились изделия из серебра и золота, отделанные эмалью и слоновой костью кумухских мастеров. В одном Кумухе было 150 ювелиров.
Посетивший в 1882 году Кази-Кумух российский учёный Д. Н. Анучин, заслуживший всемирный авторитет исследованиями в области археологии и этнографии, писал: «Кази-Кумух аул вообще мало посещаемый, между тем один из известнейших в Дагестане. Жители занимаются отчасти земледелием, но более промышленностью, изготовлением и отделкой оружия, медной посуды, а также торговлей».
В конце XIX века лакцы, как и многие другие народы Дагестана и в общем Кавказа, уезжали на заработки в разные города России. В 1868 году А. В. Комаров писал, что из Казикумухского округа «почти все взрослые мужчины отправляются искать себе работу в разные места». Всемирную славу завоевали лакские ювелиры братья Гаджи и Ханаки, которые прославились по выделке шашек и щитов. На парижской выставке в 1889 году экспонировался медный рукомойник с фонарем работы лакского мастера Али-Буты Шабана. Известны имена других мастеров Кумуха — Мунчаев, Абдурахман Шахшаев, Гаджи Магомед. В Кутаисской губернии число зарегистрированных лакских ювелиров было свыше 50 человек, Тифлисской — 120 человек. В самом Тифлисе — более 90 человек.
Из лакских оружейников известными стали тухумы Абдулла Акиевых, Гузуновых и Малла-Омаровых. Осман Омаров — мастер холодного оружия, родом из лакского селения Гази-Кумух, имел мастерскую во Владикавказе в которой работали 15-20 рабочих. Клинки мастерской Османа высоко ценились и пользовались наибольшей популярностью. Частыми заказчиками были казаки. Гузун Гузунов (1844—1913) — уроженец лакского селения Гази-Кумух, мастер холодного оружия и серебряных дел, руководил мастерской вместе с братом Дурпалом. В 1889 году в мастерской Гузунова работало 20-30 человек. Мастерская Гузунова изготавливала шашки, сабли, кинжалы, пистолеты, кобуры, а также мужские и женские пояса. В Гази-Кумухе родился, учился и позже преподавал в медресе лакский просветитель Али Каяев.
Лукман Лукманов Кумухский-лакский воин, воевавший с монгол-татарами, был наибом Сурхай-хана, воевал на протяжении 50 лет и ни разу не проиграл. (899-967)