Кладбища д. Мискинджа Докузпаринское наибство Самурского округа Дагестанской области.
Мечеть д. Мискинджа Докузпаринское наибство Самурского округа Дагестанской области.
Мискинджа — село в Докузпаринском районе Дагестана. Образует сельское поселение село Мискинджа как единственный населённый пункт в его составе.
Село расположено на правом берегу реки Самур у северного подножия горы Шалбуздаг, в 8 км восточнее соседнего райцентра Ахты, в 85 км юго-западнее железнодорожной станции Белиджи.
|
По-национальности жители села лезгины, по вероисповеданию мусульмане-шииты.
В 1886 году в селе проживало 2833 человека.
Население Мискинджи исторически делится на родовые патронимы — тухумы (лезг. сихил): Агьмедар, Агъацарар (Мисрияр), Бинетар, Гылар, Какамар, Къайитар, Кlаркlарар, Кlачlамар, Келбияр, Лезгерар, Миримар, Стlурар, Тумбулар (Къараяр), Фезлияр, Хартlукlар, Хъутер (Такацар).
Члены одного сихила называют друг друга мурасар. Сихилы, в свою очередь, состоят из родственных групп, тухумов (родов): Агьмедар, Агъацарар (Мисрияр), Алиманбур, Аслананбур, Ашар, Бацар, Бинетар, Гылар, Джардаяр, Ичlер, Какамар, Качунбур, Келбияр, Курукlнар, Къайитар, Къантарар, Кlаркlарар, Кlачlамар, Кlашар, Кlипlичар, Лезгерар, Лгар, Махтумар, Мемекьар, Мемехар, Мидикьар, Миримар, Пир-Незерар, Саларар, Стlурар, Ташкъуяр, Тумбулар (Къараяр), Фезлияр, Хартlукlар, Храхар, Хъукъуяр, Хъутер (Такацар), Чепер, Чlимикьар, Шах-Асварар, Ших-Керимар, Ших-Мурадар, Ялцугъар, Яралияр и др. Сихил, по мискинджинским адатам, должен был состоять из сорока и более семей. И потому лишь треть существующих тухумов считаются сихилами, каждая из которых включает в себя несколько тухумов.
На настоящее время единственный известный источник, описывающий период основания села — это арабская хроника, обнаруженная в августе 2009 года профессором А. Р. Шихсаидовым в селе Мискинджа.
По данным этой рукописи село основано Сасанидами примерно в 520 году нашей эры (510—531 гг.). От них село получило и своё название. В переводе со среднеперсидского «Мискинджа» означает — «степенное поселение», то есть имевшее степень, статус (центра территории позднего Самурского округа). Ими сооружена крепость в вершине села (что подтверждается топонимией Мискинджи), пять смотровых башен, построены и заселены 900 домов от крепости до реки Самур. Первым правителем поселения назначен Кантар. Согласно рукописи, мискинджинцы приняли ислам в 632 году, что делает её первым мусульманским поселением Дагестана.
Исторически важную надпись о Мискиндже можно найти в старой мечети селения Каракюре Докузпаринского района. Куфические надписи в мечети гласят, что жители сел Каракюре, Мискинджа, Микрах и Ахты боролись против Ирана и хазар в VI—VIII вв. н. э. Древнюю мечеть с надписями профессор А. Р. Шихсаидов датирует X—XI вв. н. э.
Исторически доказано, что в начале XV века в ауле Мискинджи существовала религиозная школа — медресе. Так в 1975 году в селении Цудахар найдена рукопись книги великого поэта и мыслителя востока Саади Ширази «Гюлистан» на арабском языке, рукопись датирована 1409 годом. На рукописи нашли надпись «…лезги вилаятра машгьур алим, Шиназви … алимрикайни къанунчийрикай, виридлайни лайихвилер авай кас …, чӏехи устад патал. Мискискарин хуьре кхьин къувуна». На полях рукописи «Анвар» (наклейка № 223), хранящиеся в Институте истории, языка и литературы ДНЦ РАН, имеется следующая запись: «Произошло вооруженное столкновение у села Заулаки между войсками Сурхай-хана и Кюры, и было убито много мужчин с обеих сторон. В месяце шаъбан в субботу на рассвете 1195 г. хиджры руками Сурхай-хана и Ума-хана (Аварского) было разрушено село Мискинджи в 1197 г. хиджры». Многие историки, писатели, этнографы высказывают свои предположения о происхождении селении Мискинджа, в частности за основу берется то, что жители села исповедуют шиитский толк Ислама, тогда как окружающие села Докузпаринского района — сунниты. Но конфессиональная основа мискинджинцев может быть привнесенной в период арабских завоеваний, начиная с VII века н. э.
В селении сохранилось несколько средневековых мечетей с тяжёлыми дубовыми дверьми, украшенными орнаментами арабского происхождения. Резьба по дереву на некоторых предметах домашнего обихода и особенно травные орнаменты чисто арабского типа характерны не только для Мискинджи, но и для некоторых других сел Докузпаринского района. Примечательны также типы домов, предметы домашнего обихода, старинная одежда и т. д. Все это является материальным показателем древних контактов села с шиитским миром мусульманского Ближнего Востока, но не доказательством происхождения села Мискинджа.
В 1839—1899 гг. Мискинджа являлась центром Докузпаринского наибства.
В годы правления ширваншаха Халилл-уллы I (1417—1465) из династии Дербенди из Ширвана выделяется эмирство, отданное в правление Ильчи-Ахмаду. Это эмирство включало в себя территории нынешних Ахтынского, Докузпаринского, Курахского районов Дагестана. После смерти Ильчи-Ахмада Бахадура, его сын Мухаммад-бек стал владетелем Ахтынского и Мискинджинского бекств. После его смерти его три сына разделили эти владения: Хасан-бек утвердился в Ахтах, Ахмад-бек в Мискиндже и Аббас в Мацаре. Потомки каждого из трёх унаследовали эти земли. Ахмад-бек заселился в Мискиндже с двумя сыновьями, Мухаммад-беком и Марван-беком. Они основали там новый род и правили потомственно.
17 сентября 1848 года, уже после падения крепости Гергебиль (Кавказская война), Шамиль начинает кампанию в верховье реки Самур. 25 сентября Даниял-бек вступил в аул Ахты, который был местопребыванием начальника Самурского округа Дагестанской области Российской империи, и начал осаду Ахтинского редута. 26 сентября горцы взяли штурмом соседствующий с Ахты редут Тифлисское, а гарнизон разгромили. Даниял-бек, Кебед Мухаммед и Хаджи-Мурад с 7000 бойцами расположились у Мискинджи с целью не позволить Аргутинскому прийти на помощь защитникам Ахтынского укрепления, которые все ещё держались. От Микраха до Мискинджи горцы соорудили несколько завалов. Войска пошли на них фронтально. 22 сентября 1848 года три батальона Ширванского полка, каждый численностью по 700 солдат, поддерживаемые огнём гранат и ракет, двинулись на штурм укрепленных позиций горцев, располагавшихся у аула Мискинджа. Мюридами были заняты позиции на склонах гор, куда пробирались солдаты. Защищающиеся разили солдат ружейным огнём и камнями, однако ширванцы брали один завал за другим. В итоге горцы выбиты со всех завалов и поспешно отступали в сторону Ахтов. Возле самого аула отряды Кибит-Магомы соединились с войсками Хаджи-Мурата. В боях у аула Мискинджа мюриды потеряли 300 человек убитыми и 60 пленными. Русские потеряли 156 солдат и 6 офицеров. Войска Шамиля прекратили осаду крепости и передвинулись вплотную к Ахтам. Но русские сумели прорваться и подойти к редуту, после чего Шамиль отступил в горы.