Кладбища с. Лучек Лучекское наибство Самурского округа Дагестанской области.
Мечеть с. Лучек Лучекское наибство Самурского округа Дагестанской области.
Лучек (рут. Лычек) — село в Рутульском районе Дагестана, одно из древнейших сел Южного Дагестана. Лучек (как и Рутул) - исторический и политический центр рутульских государственных образований. В 1895 с. Лучек - центр Лучекского наибства Самурского округа. В 1926 - центр Лучекского участка Самурского округа.
Расположено в долине реки Самур в месте впадения в неё реки Кара-Самур, на высоте 1679 м, в 13 км к северо-западу от районного центра села Рутул. Лучек находится в разливе двух рек Самур и Кара-Самур раньше называемый как Ухтухчай. Река Самур проходит весь Рутульский район и туда впадают несколько ручейков, из Лучека впадает Майик-Мыри а по Рутульскому району впадают такие притоки как Дюльтычай, Кара-Самур, Шиназчай, Ахтычай, Усухчай, Тагирджал, Генерчай. Центр села называется-Гимма (в пер. с рут. «центр»). Ближайшее село-Амсар. Дорога к нему проходит параллельно с Самуром и горами. В разливе Майик-Мыри находится малая ТЭС.
По переписи 2002 года в селе проживало 758 человек, моноэтническое рутульское село. По вероисповеданию мусульмане-сунниты. В настоящее время в Лучеке насчитываются представители 6 тухумов: Чатуйер, Габашер, Чимукӏар, Балилейар, Маллайер, Качалар.
Во всех известных средневековых документах о Рутульском магале, Лучек упоминается как одно из ключевых населенных пунктов Рутульского вольного общества. О селе в книги Кузнецова написано: Лучек не похож на горные аулы и с этим нельзя не согласиться — на склоне высоких и крутых гор разделенных реками расположились сотни домов построенных из камня. Некоторым из домов более 100 лет. В центре села стоит старинная мечеть, на одном из каменных кирпичей мечети надпись на арабском языке.
До советской революции в селе действовало более 10 мечетей. Сегодня после распада СССР все больше лучекцев проявляют интерес к Исламу, молодые жители села стали посещать мечеть, чего не наблюдалось раньше. В селе с недавнего времени не продается алкоголь.
Древний возраст села подтверждается документально. В частности имеются исторические документы относящиеся к эпохе начала проникновения Ислама в Южный Дагестан. А. Г. Булатова в своем исследовании «Рутульцы в XIX — начале XX вв. историко-этнографическое исследование. — Москва, 2003» пишет ..Столь же древними являются и селения Мюхрек, Лучек. По данным эпиграфики Л. И. Лавров считает, что они (села) уже были в XI век-XIII век вв. По легендам, Мюхрек возник от соединения трех тухумных поселений, а Борч и Лучек — от четырех.
В начале XIX века, во время присоединения Кавказа к Российской империи, село Лучек оказалось в водовороте событий Кавказской войны. Караванные пути, проходящие через Лучек в Горный Магал и далее в Закаталы и Джаро — Белоканскую область, в Рутул, в Казикумух и далее в аварские села, а также в Ахты и Дербент, подчеркивали стратегическую важность села.Не зря в 1850 году наместник на Кавказе граф Воронцов, лично исследовав местность (то есть само село), приказал построить в Лучеке крепость, тем самым позволив русским войскам перекрыть пути сообщения имама с Южным Дагестаном.
С 1860 по 1899 годы село было центром Лучекского наибства, с 1899 по 1926 годы — центр Лучекского участка Самурского округа.
В советский период в селе действовали более 48 колхозных ферм.
Село Лучек расположено в Рутульском районе и является одним самых старых сел населенных рутулами. Село расположено в долине реки Самур (от рут.»Са»-один и «Мыри» — река, т.е. — одна река) в месте впадения в неё реки Кара-Самур (старое название Куртай-чай), на высоте 1679 м, в 13 км к северо-западу от районного центра — села Рутул. Ближайшее к Лучеку село — Амсар.
У лучекцев и амсарцев тесные дружеские отношения и экономические связи. Сегодня в селе проживает более 500 рутульцев. В Лучеке проживают представители 6 тухумов: Балилейар, Габашер, Качалар, Маллайер, Чатуйер, ЧимукIар.
Из исторических источников село Лучек известно с V века. Во всех известных средневековых документах о Рутульском вольном обществе, село Лучек упоминается как одно из ключевых населенных пунктов. Стратегическую важность села подчеркивали караванные пути, проходящие через это село в Горный Магал, в Закаталы, Джаро-Белоканскую область, в Рутул, в Дербент и в другие области Дагестана. По данным Л.И. Лавров Лучек существовал уже в XI век-XIII вв. По легенде Лучек возник от соединения четырех тухумных поселений. Также есть известие, что в 1741 г. один из отрядов Надир-шаха прошел к Рутулу через «Луджек».
Наскальные рисунки
В селении Лучек в стенах домов, мечетей и заборов встречаются камни с разного рода изображениями. Многие из них не изучены или малоизучены, но некоторые все же были исследованы и опубликованы советскими ученными.
Рис.1 Фрагмент изображения на камнях, сел. Лучек (по Л.И.Лаврову)
Часть из Лучекских наскальных изображений находятся в 1 км к югу от села над правым берегом Самура, на высоте около 100 м над рекой (по другим данным 120-150 м), в местности Рухудюг (Рухудйиг), возле мельницы, находятся обломки скал с высеченными на них изображениями человеческих фигур, горных туров, лошадей, стрелков из лука, всадников, животных, судна, лабиринтов, людей в высоких шапках, человечек с поднятыми вверх руками, большой парусный корабль с веслами, спирали, кресты, тамги и т.д.. Эти изображения сопровождены полустертыми арабскими надписями и датами, исполненными той же техникой, что и рисунки. Некоторые из изображений имеют даты, написанные арабскими цифрами. Памятник датируется VIII — XII вв. . Всего при рисунках в разных местах найдены четыре даты. Рисунки сопровождаются мусульманскими датами, соответствующими 751 — 752, 1127, 1165 — 1166 и 1213 — 1214 гг. по григорианскому летоисчислению. Рисунки частично вытесаны, частично выбиты инструментом типа зубила на обломках скал. Эти наскальные изображения, открытые Л. И. Лавровым в 1952 г. около селения Лучек и относящиеся ко времени нашествия арабов и исламизации Дагестана, свидетельствуют, по мнению Лаврова, о связях рутульцев с побережьем Каспия и о существовании у части населения христианской религии. Как пишет об этих рисунках этнограф и кавказовед Л. И. Лавров: эти рисунки «единственные пока в Южном Дагестане наскальные изображения».
Рухудюг — это «местность, — пишет Л. И. Лавров, — представляет собой склон, покрытый каменными глыбами, которые обрушились с верхней части горы. Рисунки находятся на гладких поверхностях этих камней. Всего камней с рисунками найдено 7. Все они расположены близко друг к другу.
Как отмечает Марковин В. И. в книге «Советская археология (1958)»: К сожалению, до сих пор опубликовано только несколько групп изображений «на скалах у с. Капчугай Буйнакского района и отмечен факт открытия изображений у с. Лучек Рутульского района»
Подземный ход
На выступе высокой горы за западным краем селения, по преданию, в древности стояла крепость с подземным ходом, ведшим на восток к берегу Самура. В 1950 г. в с. Лучек при земляных работах на глубине в 1,5 м открылся подземный ход шириной 1 м, при высоте 1,5 м, , выложенный из грубо обитого камня на глине с перекрытием из больших каменных плит, положенных поперек. Проход соединяется с рекой. По всей видимости проход использовался во время военных действий или длительной осады села врагом. Таким образом имея такой проход с доступом к питьевой воде лучекцы могли длительное время обороняться или незаметно покинуть осажденное место.
Куфические надписи
В 1950-x гг. в Лучеке были обнаружены ранее не известные 6 каменных плит с куфическими надписями, высеченных на камнях, датирующими некоторые постройки в этом селении XI — XIII вв. На берегу Самура около впадения в нее небольшой речки Хинакмыри, в 1 км выше с. Лучек открыты наскальные изображения (семь камней с рисунками), относящиеся к мусульманскому времени, главным образом к XI-XIII вв. . В стене здания бывшей мечети в селении Лучек есть камень, на котором высечен текст хронографа, составленного на арабском языке в 1906 — 1907 гг. Он относит утверждение здесь ислама к 128 г. по Хиджре, или к 745 — 746 гг. по грегорианскому летоисчислению.
В 1850 г. археолог Бартоломей И.А.(1813—1870) побывав в различных дагестанских селах, в том числе в Лучеке собрал 26 эстампов и переписанных копий надписей, из них 20 куфических. По тем временам это был большой успех. Ханыков Н.В. говорил, что «стараниями шести человек в последние 15 или 17 лет собрано было в разных частях края (речь шла о Кавказе в целом) только 10 куфических надписей, более или менее важного исторического содержания», а И.А. Бартоломей один, менее чем за месяц «утроил запас известных доселе куфических надписей Кавказа». В том же году Н.В. Ханыков опубликовал тексты и переводы девяти собранных Бартоломеем надписей из Лучек и других южно-дагестанских селений Рутул, Гельмец, Цахур.
С начала XIX века Российская Империя усилила агрессию против кавказских народов и государственных образований. Российская Империи намеревалась силой присоединить к себе все кавказские области, подчинить к себе всех жителей, а не покорных уничтожить. Несмотря на подлость и коварство врага, его высокомерие, численное и военное превосходство, кавказские народы вели упорную борьбу более 60 лет. В период кавказской войны Лучек для рутульцев был одним из стратегически важных пунктов. Такое же мнение о важности селе было и у царских военачальников: в 1850 году наместник на Кавказе граф Воронцов, лично исследовав Лучек, приказал построить в Лучеке крепость, тем самым перекрыв важные пути сообщения между Южным и Центральным Дагестаном и усилив позиции русских войск. Спустя ровно 100 лет зло подданных Российской Империи вернулось к ним обратно — в 1917 в России произошла революция и власть перешла в руки большевиков во главе с Ленином. В созданных коммунистами концентрационных лагерях без суда и следствия были уничтожены миллионы русских: русское дворянство, интеллигенция, корпус офицеров, промышленники, купцы. Причём, все эти сословия и классы уничтожались полностью — не только мужчины, но и женщины, дети, старики.
После присоединения Рутульских земель к Российской Империи с 1860 по 1899 года Лучек был центром Лучекского наибства, с 1899 по 1926 годы — центром Лучекского участка Самурского округа.
Использованные материалы
Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках — Надписи X-XVII вв. Лавров Л.И.
Кавказский этнографический сборник, Том 3, Изд-во Академии наук СССР, 1962
Материалы по археологии Дагестана. Дагестанское книжное изд-во, Том 1, 1959
Советская этнография, Том 1, 1953, Изд-во Академии наук
Этнография Кавказа: по полевым материалам 1924-1978 гг. Леонид Иванович Лавров. «Наука», Ленинградское отделение, 1982 — Всего страниц: 223
Библиотека диссертаций и авторефератов disserCat (http://www.dissercat.com)
Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры, 1955
Автор публикации Абдуллах аль-Лучеки.
http://rutulets.ru/history/selo-luchek.html