Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Привычка, вошедшая в характер с молоком, выйдет вместе с душой. (татарская)

Кака с. Ахтыпаринское наибство Самурского округа Дагестанской области.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Респ Дагестан, Ахтынский р-н, село Кака

Кладбища с. Кака Ахтыпаринское наибство Самурского округа Дагестанской области.



Кака́ (лезг. Кьакӏар) — село в Ахтынском районе Дагестана.

Образует сельское поселение село Кака как единственный населённый пункт в его составе.

Село расположено в Самурской долине, при впадении реки Какавац в Самур, в 8 км к западу от райцентра Ахты. К северу от села проходит Самурский хребет, к югу — Гельмец-Ахтынский. Кака расположено на республиканской трассе Магарамкент-Ахты-Рутул.

В селе и окрестностях находятся родники: Ашумлатар, Чӏачъран булах, Пулатметен булах, Фуанцин булах, Купулцин булах.

Вблизи села, на южных склонах Самурского хребта расположены летние пастбища: Хпар, Багӏахтул, Чӏехи ятах, Чӏехи хпу, Цӏаракус, Верхер и другие.

По свидетельству историка Б. Г. Алиева, древнее селение находилось примерно в километре от нынешнего его местоположения. Оно было разрушено монголо-татарами. Завоеватели сожгли селение за упорное сопротивление, оказанное его жителями. Спасшиеся от монголо-татар какинцы бежали в верховья Самурской долины. Новое село основали представители различных тухумов. Представители этих родов и ныне живут в Кака. Сами жители занимались овцеводством..Несколько позже, спасаясь от кровной мести, сюда переселились Бацары. Они образовали тухум Курбанар. Затем, в разные годы сюда стали переселяться жители из окрестных селений Хрюг, Ялак, Хлют, Гдынк и др. Переселенцам в Кака не давали земли, они сами приобретали её у местных жителей. Существовало право предпочтительной покупки земли родственниками. Вне селения продавать землю было нельзя.

В XVIII веке село Кака вместе с близлежащими селениями образует Какинское бекство. К концу XVIII века сёла Ялак и Луткун, находившиеся прежде под властью казикумухских шамхалов, перешли под власть какинского бека. XVI—XIX вв. В 1775 году Кака, Гогаз и Усур, находившиеся в составе Рутульского бекства, переданы в состав Ахтыпаринского вольного общества, взамен на союзничество ахтынцев с рутульцами в их войне с Хрюгом. Затем стало частью новообразованного Ахтыпаринского наибства Самурского округа. В тот же период вместе с селом Гдынк, Кака образовала Какинское сельское общество. До революции и в первые годы Советской власти здесь активно проповедовали ислам местные Молла Магарам и Молла Магомед, у которых были свои медресе, а также Молла Расул и Молла Муталиб. Закончившие ещё до революции медресе Молла Магарам Меджид Гусейнов были видными знатоками восточной богословской философии. В 1929 году село вошло в состав Ахтынскго района, образованного на месте упразднённого Ахтыпаринского участка. В 30-е годы XX века в селе организован колхоз.

  • В километре к востоку от Каки, в ущелье Гугаз-кам, находится поселение. Здесь был найден железный сошник, а также бронзовые предметы и разные бусы. В километре к юго-востоку от селения в обнажениях склонов ущелья, видны каменные ящики
  • В старом в селе в двух его частях имелись две мечети. Обе они разрушены, В настоящее время построена новая мечеть возле дороги Ахты-Рутул.

По данным на 1 января 2012 года в селе проживало 1667 человек. По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года в селе насчитывалось 1655 жителей. Перепись 2002 года насчитала в селе 1553 человека. По-национальности жители села лезгины. По вероисповеданию мусульмане-сунниты. В 1869 году в селе проживало 626 человек, из них мужчины — 328, женщин 298. Село состояло из 108 дворов. В 1886 году в селе проживало 726 человек.

Население Кака исторически делится на родовые патронимы — тухумы (лезг. сихил): Бацарар, Шийитар, Женгъуяр, Архъар, Бакӏаяр, Тӏесер, Гьажиханар, Жбитӏар, Жебесар.

Экономика и инфраструктура

В селе 420 хозяйств, основной доход населения составляют животноводство, садоводство, овцеводство. Жители села держат более 600 голов крупного и более 800 голов мелкого рогатого скота. В селе имеется средняя школа, клуб, библиотека и врачебная амбулатория, Центральный парк, водопад «Чӏачъвар».

Известные уроженцы

  • Юнусов Идрис — (псевд. Уста Идрис) известный в Дагестане начала советского периода строитель арочных мостов.
  • Азизов Абил — известный в Дагестане художник. Автор многих знаменитых картин деятелей искусства Дагестана.
  • Гусейнов Магомед — композитор, заслуженный деятель искусств Республики Дагестан и Российской Федерации. Директор Дагестанского оперного театра.
  • Исмаилов Шабас Азизович — секретарь Дагестанского Обкома КПСС, председатель Верховного Совета ДАССР, заместитель председателя Совета Министров Республики.
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

Какинское бекство (лезг. Кьакӏарин беквал) — государственное образование, существовавшее в XVIII—XIX веках в Самурской долине Дагестана, на территории нынешнего Ахтынского района.

Какинские беки происходили от казикумухских ханов. Родственники казикумухского хана Шуаиб-бек и Иса-бек поселились в конце XVIII века в селе Кака. Хан Казикумухапредоставил им право взимания дани с селений Луткун и Ялак. Раньше эту дань платили непосредственно хану в качестве добровольного приношения, позже эта плата стала обязательной. Какинским бекам принадлежало около 20 мелких пахотных участков, лежавших чересполосно с пашнями какинских крестьян. В конце XVIII века в состав бекства вошли сёла Луткун и Ялак, ранее находившиеся под юрисдикцией Казикумухского шамхальства.

География

Территория Какинского бекства находилась на юге Дагестана, в центральной части Самурской долины. Охватывала участок долины от Зрыха на западе до Луткуна на востоке. Помимо долины, бекство включало в себя горный массив Самурского хребта, между долиной Самура и Курахскими владениями.

Политико-административное устройство

В состав бекства входили сёла: Гогаз, Зрых, Кака, Кахул, Луткун, Усур, Хрюг, Ялак.

Имена некоторых правителей Какинского бекства:

  1. Алисултан
  2. Шуай
  3. Оразой
  4. Мусабек
  5. Асланбек.

Общественные отношения

Жители Кака были узденями, бекам не удавалось сделать их своими раятами. Хотя оказывая постоянное давление, и опираясь на поддержку рутульских беков, они смогли сделать какинцев в какой-то степени зависимыми. Был период, когда беки даже подвергали провинившихся какинцев публичным поркам.

Однако, какинцы постоянно были готовы к сопротивлению. Примечательно, что захваченный беками участок Параг приходили обрабатывать бекские раяты из селений Ялак и Луткун, причём барщина доходила до 6 дней в неделю. Кроме того, луткунцы платили бекам от всего общества 4 руби пшеницы и столько же ячменя, а ялакцы по одной руби пшеницы от двора. Они были обязаны обрабатывать бекские земли: пахали, жали хлеб и косили сено, унавоживали бекские посевы, заготавливали дрова. Весь снятый с бекских полей урожай, как и дрова, отвозили к беку, а хлеб — на мельницу на своем транспорте. Также они были обязаны также давать лошадей по требованию бека для поездки в Дербент, Кубу и другие места, а также содержать в зимнее время бекский скот. Ялакцы, кроме того, давали по очереди лошадей для молотьбы бекского хлеба, содержали лошадей для бекской езды и выставляли нукеров для сопровождения беков в их поездках. С годами росли повинности зависимых от какинских беков селений.

Из преданий

В сёлах Кака, Луткун и Ялак сохранились предания о сопротивлении крестьян увеличению повинностей. Какинцы до сих пор помнят имена борцов против бекского произвола, организаторов сопротивления крестьян. Так, однажды на какинском очаге бек Оразой поспорил с крестьянином Корчугаем и оскорбил его. В ответ Корчугай дал ему пощёчину. Бек отправился к родственникам и рассказал им об этом — те стали стыдить его и потребовали отрезать смельчаку голову. Бек подкараулил Корчугая, убил и обезглавил его.

Беки постоянно поджигали крестьянское сено и кизяк, похищали скот. Однако и сами беки тоже всё время чувствовали себя в опасности: постоянно ожидая ответного нападения какинцев, они даже прорыли подземный ход от своих жилищ в овраг, где можно было укрыться. Позже, споры между беками и сельчанами велись из-за воды для полива. Беки захватили воду, и крестьянские земли страдали от засухи.

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲
| Добавил: Муртазин Н.В. | 2019-08-30 09:51:37 | Отредактировано: - |


    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов