Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Для слепой курицы и куколь - пшеница. (татарская)

Ириб с. Тлейсерухское наибство Гунибского округа Дагестанской области.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Респ Дагестан, Чародинский р-н, село Ириб

Кладбища с. Ириб Тлейсерухское наибство Гунибского округа Дагестанской области.

Мечеть с. Ириб Тлейсерухское наибство Гунибского округа Дагестанской области.



Ириб (авар. Гӏириб) — село в центре Чародинского района республики Дагестан, является административным центром муниципального образования Сельсовет «Ирибский».

Ириб, в прошлом столица Тленсерухского вольного общества — государственного образования из 13 сёл, сегодня является политическим центром общества Тленсерух. В период Кавказской войны, Ириб вошёл в состав имамата, в качестве резиденции мудира всего Южного Аваристана Даниял-бека. После поражения Шамиля и до 1928 года — административный центр Тленсерухского участка в составе Гунибского округа Дагестана.

Численность населения
2002 2010
1099 ↗1106

Население — около 210 хозяйств (вместе с кутаном в Тарумовском районе), моноэтническое аварское село. Ирибцы в Дагестане проживают, большей частью в Махачкале — более 300 хозяйств.

Аул Ириб расположен в горном ущелье, на левом берегу реки Тленсерух (один из притоков Кара-Койсу), у слияния её с речкой Дарган. Река Дарган делит село пополам.

Высота над уровнем мирового океана — 1648 метров.

Село расположено в 190 км к юго-западу от Махачкалы и в 10 км от районного центра — села Цуриб.

Ближайшие населённые пункты: на севере — сёла Хинуб и Мукрух, на западе — село Рульдаб, на юге — село Нукуш.

Существует несколько версий происхождения названия села. В литературе по топономии Аварии приводится версия: название села произошло от слова «гӏор», что на аварском означает «река», то есть у реки. Вторая версия исходит от слова гӏири. С кесерского диалекта аварского языка это слово переводится как надгробная плита, которую, если верить местным преданиям, добывали в месте где расположено село.

Село Ириб имеет богатую и древнюю историю, уходящую своими корнями в период Сасанидской империи. Для укрепления границ своего государства, её правители возвели в горах Кавказа целый ряд укреплений, среди которых был и Ириб. Арабские источники говорят об этом следующее:

Ануширван основал города Шабиран, Керкера и Баб ул-Абваб. А Абваб — это 360 замков и укреплений в горных ущельях.

— Ибн Хордадбех. Книга путей и стран.

Сохранившиеся в ауле старинные могильники, четыре крепостные, сторожевые, сигнальные и оборонительные башни с подземными сообщениями, также говорят о древности поселения.

В дошамилёвский период Ириб был столицей Тленсерухского вольного общества, территория которой охватывала большую часть современного Чародинского района.

Вплоть до вхождения в Северо-Кавказский имамат здесь действовали свои писанные законы. Так, если одно село нападет на другое, то с него взыскивались 30 овец. С человека укравшего с пастбища что-либо, независимо от целей — 5 овец и возвращение украденного. С человека присвоившего себе что-либо с горы Гочота (земли Кессера в долине реки Самур) — будь то скот или что-нибудь другое — возвращение присвоенного и штраф — 50 овец. За разжигание вражды предусматривался штраф в размере 100 овец. За отрезание хвоста у коня, кобылы или мула — 10 овец хозяину животного, 1 бык вольному обществу. То есть основным видом наказания был штраф, который применялся с целью компенсации причиненного ущерба и дальнейшего недопущения правонарушения.

В конце XVII века ирибцы приняли участие в освобождении Белокан от грузин.

В начале XVIII века, Казикумухский хан Сурхай, проводивший политику экспансии на запад, вторгся в Тленсерухское общество. Захватив аул Рис-ор, жители которого бежали в крепость Ириб, Сурхай решил овладеть столицей Тленсерухского общества. Однако на перевале между селом Косрода и местечком Маълиб, принадлежащим селу Ириб, он был разбит и вынужден уйти в свои владения.

В XVIII веке, ирибцы, возглавляемые горским предводителем Хамдалатом, участвуют в разгроме Надир-шаха в Андалале. В эпической песне о разгроме Надир-шаха говорится:

Когда очень туго андалалцам пришлось,
Хамдалат ушёл за подмогой в сторону Бис-ор
Попросить помощи из общества Тленсер,
А Муртазаали в сторону Хунзаха ушёл,

Чтобы привести в Хициб хунзахскую рать.

Из этих строк видно, насколько тяжела была ситуация, если такие воины, как Хамдалат и Муртазали, должны были покинуть поле битвы и идти за помощью. К пятому дню сражения персидские войска перешли реку Цамтиор, и отогнали андалалцев к их центру — аулу Согратль. В тот же день пришла подмога из Тленсеруха и Хунзаха, после чего, спустя некоторое время, аварцы вынудили персов бежать.

Кавказская война

В период Кавказской войны жители села воевали на стороне имама Шамиля, Ириб стал центром Тленсерухского наибства, а также всего южного Аваристана. В 1844 году в аул прибыл наиб Шамиля, последний правитель Илисуйского султаната Даниял-бек, который основал здесь свою резиденцию.

Наиб Шамиля Даниял-бек

В том же году, главным инженером при Шамиле Юсуф-Хаджи Сафаровым, в Ирибе была построена крепость. В ирибской крепости располагался крупный военный гарнизон из 550 воинов, собранных со всего Тленсеруха. Из них 300 были конные и 250 пешие.

За счет средств Даниял-бека, в селе была построена мечеть. Аул Ириб, во время войны, действительно был неприступным укрепленным пунктом, захватить аул российским войскам так и не удалось. По этому поводу различные авторы пишут:

 

Пути наступления с лезгинской линии (долины Алазани) и из южного Дагестана преграждались укрепленным аулом Ириб или Ири на Кара-Койсу, в котором находились 9 орудий и большие запасы провианта и пороха.

— Вейденбаум Е. Путеводитель по Кавказу. Тифлис. 1888 г. с.197

 

Ириб действительно есть неприступное место для враждующих против него. Его укрепление, строенное Шамилем, значительно по отношению к окружающей его местности, всюду представляющей собой укрепление.

— Иоселиани Т. Путевые записки по Дагестану. Тифлис. 1861 г.

Кроме того из Ириба приходил самый большой доход в казну Имамата. Так, согласно записям Гаджи-Али, секретаря Шамиля, который вел учёт за всеми его приходами и расходами,

 

Самые большие доходы Шамиля были со стороны Ириба и Уллукале, где жили мухаджиры. Откуда они делали набеги на Грузию, Акушу и другие места и из добыч своих пятую часть уделяли Шамилю.

— Чохский Гаджи-Али. Сказание очевидца о Шамиле. 1873 г.

Генерал царской армии и военный историк Р. А. Фадеев, в своем труде «Шестьдесят лет Кавказской войны» называет Ириб «главным пунктом всего Дагестана», что весьма справедливо, учитывая, что по количеству арсенала и оборонительных построек аул занимал одно из лидирующих позиций в Имамате. То же самое отмечал другой русский генерал Бобровский Павел, в работе «История 13-го Лейб-гренадёрского Эриванского Его Величества полка за 250 лет», исследователь Евгений Козубский в своих памятках по Дагестану и некоторые другие авторы.

14 августа 1859 года Даниял-бек сдал аулы Ириб и Дусрах генералу Врангелю. Через два дня Лезгинский отряд князя Меликова вступил в Ириб. После разрушения башен, крепости и вывоза хранившихся в нём 4 орудий, запасов пороха, снарядов, пуль и прочих военных запасов и устройства управления Тленсерухским обществом, князь Меликов, забрав с собою семейство и имущество Даниял-бека, покинул село.

Дагестанский историк Булач Гаджиев сообщает о намерении Шамиля перебраться в Ириб если тот не удержится на Гунибе. Он пишет «Даниял-бек договорился с Шамилем, что, если последний не удержится на Гунибе, то со своим семейством переедет к нему в Ириб, имеющий достаточно вооружения и отменных храбрецов». В исторических документах, однако, подтверждения этому не найдено.

До окончания Кавказской войны в Ирибе была сосредоточена одна из крупнейших торговых площадок в Дагестане, здесь скрещивались пути, устраивались различные ярмарки. Согласно записям генерала Генштаба Российской армии Глиноецкого, посетившего село в 1860 году,

 

Ириб, в прежнее время, был одним из наиболее значительных аулов нагорного Дагестана в нём считалось до 120 семейств, и он служил как бы средоточием всей внутренней торговли западного Дагестана; в нём были многочисленные лавки, в которых, по выражению горцев, можно было достать все, что только угодно. Куяда доставляла сюда лучшее своё оружие, Андийцы свои знаменитые бурки, из Аварии привозили сюда тонкие и теплые сукна, вырабатываемые в самых горах и идущие на одежду жителей; наконец, сам Ириб славился седельным производством: его седла считались лучшими во всем Дагестане и даже в Закавказье. Теперь же пропало всякое торговое значение Ириба: вследствие постоянных войн и неразрывных с ними опустошений, упали те незначительные промышленности, которые прежде существовали в горах: так, например, теперь вовсе, кажется, прекратилась выделка знаменитых андийских бурок. Притом же, с падением Шамиля, вся торговля перешла в пункты, где расположены наиболее значительные части наших войск, и горцы отправляются туда для покупки всего им необходимого и для сбыта своих небогатых произведений. Вследствие того, вместе с упадком торговли в Ирибе, торговые сношения с горцами стали усиливаться в Закаталах, Кумухе и в Темир-Хан-Шуре. Конечно, в прошедшем Ириб более всего обязан своим блестящим положением тому, что в нём имел постоянное своё местопребывание Даниель-Бек, бывший, прежде чем он передался Шамилю, генералом нашей службы. Весьма естественно, что и все потребности Даниель-Бека должны были быть более сложны, чем потребности простых горцев: он имел около себя как бы некоторого рода свой двор и скорее мог называться союзником, чем подвластным Шамиля. Поэтому неудивительно, что резиденция его приобрела некоторое значение в горах и что в ней проявлялись некоторое оживление и торговля. Но теперь, когда прекратилось это значение Ириба, он снова впал в разряд обыкновенных горских аулов, несмотря на то, что в нём имеет своё местопребывание наиб из туземных жителей, в ведении которого находится до 12 смежных аулов.

— Глиноецкий Е. Из путевых заметок, веденных на Кавказе в 1860 г.

Ириб в первой половине XX века

В составе России

В конце XIX века Тленсерухское наибство было переименовано в участок, в составе Гунибского округа. В 1886 году с селе впервые была проведена перепись населения: население Ириба составило 562 человек. Ириб оставался административным центром участка, вплоть до преобразования его в Чародинский район. Лишение статуса центра по всей видимости связано с тем, что в период гражданской войны ирибцы активно поддерживали противников большевизма. Так, ирибцы участвовали во взятии Темир-Хан Шуры, в неудачном походе на Порт-Петровск и в других действиях войск пятого имама. Идеологом и идейным вдохновителем ирибцев был престарелый Осман-дибир Ирибский, который одним из первых поддержал Нажмудина Гоцинского и Узун-ХаджиСалтинского. С приходом коммунистов к власти, в ауле, как и по всей Аварии, началось массовое уничтожение исторических и религиозных книг на арабском языке.

В 1940—1960-е годы многие ирибцы, как и другие дагестанцы, переселились из горной местности на равнину.

Тухумы

  • Дарбишал — потомки араба из Шама (Сирии) Дервиша Али, приехавшего в Ириб для распространения ислама в горах. Само слово «дервиш» обозначает странствующего проповедника, суфия, человека отказавшегося от мирских благ и посвятившего себя служению Всевышнему. Представители этого тухума проживают также в соседнем Нукуше.
  • Цӏиркьилал — самый многочисленный тухум в Ирибе.
  • Шунилал. — переселились из поселения Кудади, расположенного в 3 км от Ириба.
  • Ярагьанал — потомки окружения и родни наиба Ириба и Южной Аварии, мудира имама Шамиля — Даниял-бека, султана Илисуйского. Даниял перешёл на сторону Шамиля в июне 1844 года, и в том же году он и его родственники, окружение и наиболее мужественная часть илисуйцев ушли из сожженного царскими войсками Илису и основались в Ирибе.

Кварталы

Село делится на старый Ириб и новый Ириб, которые разделены рекой Дарган.

Старая часть села включает в себя следующие кварталы:

  • Ас-къватI — с аварского переводится как верхняя улица. Самый старый квартал в селе, основан в 563 году тухумом Паргадан.
  • Соли. Квартал был построен в конце XIII столетия тухумом Дарбишевых.
  • КӏулекI. Построен в XIV-XVII веках тухумом Шунилал. Один из центральных кварталов села, где находится ирибская мечеть.
  • Гванзу-къватI. Квартал построен в XIV-XVII века. Первоначально застраивался тухумом Шунилал. В 1844 году в квартале поселились беженцы из сожженного Илису.
  • Гъоркь къватI. В переводе с аварского — нижняя улица. Основан в XVI веке тухумом Циркьилал.
  • Щубад. С аварского — на краю. Построен в XVIII веке тухумом Цӏиркъилал.
  • Гъунол. Застраивался с XIV по XVII века. Первоначально здесь поселился тухум Шунилал. Вторая волна — Цӏиркъилал.
  • Гӏуракь. Первый дом построен в начале второй половины ХХ-го века. Здесь только три жилых дома, остальные строения — административные и общественные здания, построенные в 1960—1980-х годах. Это больница, школа, канцелярия колхоза, почта, клуб, детский сад, здание сельской администрации и десяток гаражей.

Новый Ириб начал застраиваться во второй половине XX века. В него входят кварталы:

  • Улукь. Начал застраиваться с середины 1970-х годов. Строятся дома там и теперь.
  • Магъилъ. Первые дома построены здесь в конце 1970-х годов. Квартал в основном уже застроен.
  • Инхли. Начало его строительству положено в конце 1980-х годов. Наиболее активно застраиваемый квартал.

Известные ирибцы

  • Жалилов Рамазан Ахмедович — российский пловец, победитель чемпионата России 2007 (в эстафете 4×200 м вольным стилем) и 2008 годов (в эстафетах 4×100 м и 4×200 м вольным стилем), заслуженный мастер спорта (2010).
  • Курамагомедов Курамагомед Шарипович — российский борец вольного стиля, чемпион мира 1997 года, пятикратный чемпион Европы и шестикратный чемпион России. Участник Олимпиады-2004 в Афинах.
  • Ибрагимов Магомед Магомедович — прокурор ДАССР с 1971 по 1985 гг., заслуженный юрист РСФСР.
  • Марко Шахбанов — известный дагестанский журналист и историк. Автор многих работ по истории Дагестана, бывший главный редактор популярных газет «Новое Дело» и «Черновик».
  • Раджаб Хабибуллаевич Асхабалиев — российский борец вольного стиля, заслуженный мастер спорта, чемпион мира среди профсоюзов, призёр чемпионата мира 1999 года, чемпион СССР среди молодёжи, чемпион Турции и Азербайджана, победитель международных турниров. Участник Олимпиады-2000 в Сиднее.
  • Магомед Идрисович Ибрагимов — российский и узбекистанский борец вольного стиля, бронзовый призёр летних олимпийских игр 2016 года.
  • Магомедов Расул Магомедович - прокурор Гергебильского района.
  • Омаров Магомед Шахбанович - российский боксер супертяжелой весовой категории, чемпион России, чемпион Европы, победитель Универсиады-2013 в Казани, мастер спорта международной категории. Участник Олимпиады-2012 в Лондоне.
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов