Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

В семье разлад, так и дому не рад.

Великая Камышеваха с. (Камышеваха) Камышевахская волость Бахму́тский уезд Екатеринославской губернии.

Назад

Кладбища с. Великая Камышеваха Камышевахская волость Бахму́тский уезд Екатеринославской губернии.

Церквь Рождества Пресвятой Богородицы с. Великая Камышеваха Камышевахская волость Бахму́тский уезд Екатеринославской губернии.



Великая Камышеваха – на речке Камышеватой, которой берега когда-то очень известны были камышами, в версте от правого берега реки Береки и в 7 верстах от правого берега реки Донца.
На правой стороне реки Донца, и при том в значительном расстоянии от берега его, черкассы не смели селиться в XVII столетии. Крымские хищники не давали тогда покоя и на левом берегу Донца, особенно ниже и выше Балыклеи. Примеры Спеваковка и Заводы. Таким образом, на реке Камышеватой стали селиться не прежде 1760 года. Когда запорожцы, в 1733 году отказавшись от власти Крымского хана, снова отдались под власть России, то мало по малу стали они переходить в Слободскую Украйну, и около 1760 года, то есть пред тем, как Сечь их совсем была разорена, явились на земле Великой Камышевахи Иван Гаража и Пётр Паливода с несколькими стами запорожцев. Один письменный документ того, известен и ныне. «Капитан Иван Гаража», в 1780 году писал в Азовскую губернскую канцелярию, что «на владение занятою им ещё по дозволению бывшего Коша, войска Запорожского, Торского уезда, близ слободы Барвенкиной Степки, на вершине Сухого Торца, левадою, дан ему открытый указ»: но так как Барвенковские жители требуют с него поземельные деньги, то Гаража просит обмежевать землю его, а до обмежевания не взыскивать денег.
Первый храм, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построен здесь в 1770 году старанием помянутых храбрецов Запорожья – Гаражи и Паливоды. Недавно он возобновлён.

            Число прихожан: в 1770 году 552 муж., 520 жен.; в 1790 году 547 муж., 508 жен.; в 1810 году 733 муж., 731 жен.; в 1830 году 2062 муж., 3016 жен.; в 1850 году 1850 муж., 1963 жен. душ.
Холера действовала здесь не сильно. От неё умерло: в 1831 году 8 мужчин, 11 женщин; в 1848 году 22 мужчины, 20 женщин. Но цинга была опустошительна до того, что вымерло несколько целых семей; всех умерших от неё было 152 мужских, 264 женских душ.
Метрики прихода 3 класса начинаются с 1767 года.
В трех верстах от Камышевахи есть городище, окружённое валом; площадь его 23 сажени в длину и ширину; вход с северной стороны. В конце Камышевахи курган, 45 сажень в окружности, с старым кладбищем; здесь находили в голове покойников плескатые бутылки с водкою и с монетами Петра I и Екатерины II. Это – обычаи запорожцев.


Слобода Камышеваха, многолюдная и с населением довольно зажиточным, состоит ныне Бахмутского уезда в 4-м благочинническом округе. Как и из кого образовалась первоначально слобода Камышеваха, как и кем устроена здесь первая церковь во имя святого великомученика Георгия Победоносца, – об этом в консисторском архиве мы находим подробные и обстоятельные сведения: излагаем их здесь по порядку дела.

Официальною бумагою от 13-го октября 1778 года за № 299, Бахмутское духовное Правление представляло преосвященному Евгению, архиепископу Славенскому и Херсонскому, что 2-го того октября в поданном в духовное Правление на имя его преосвященства доношении живущая Бахмутской провинции в шанце Сребрянском   генерал-майорша   Мария   Ивановна   Депрерадовичева прописывает: «От прошлого де 1770 года на отведенной мне, вследствие Азовской губернской Канцелярии указа, под поселение земли при речке называемой Камышевахе населилась вольными и из за границы вышедшими людьми слобода Камышеваха, в коей до ныне населенных дворов с хуторами состоит 100, в них муж. 306, и жен. 278, обоего пола 584 души; хотя ж той слободы поданные ее, генерал-майорши, прежде сего в приходе шанца Сребрянскаго Преображенской церкви и состояли коим тамошние священники преподавали всякия случающияся христианские требы, но точию де во время полых вод чрез речку Камышеваху, во святую четыредесятницу без исповеди и святого причастия, родительницы без молитвы, а младенцы без крещения бывают не малое время; да к тому ж оная слобода Камышеваха расстоянием от того шанца состоит в 30-ти верстах, а ближе других слобод с церквами не имеется; и затем оные жители претерпевают в преподаянии христианских треб крайнейшую нужду; доношением де просили оную генерал-майоршу о дозволении и споможении сооружить церковь; почему де она, войдя рассмотрением в их требование, сыскала в объявленных оными нуждах справедливость; и так пола–

гая свое намерение в той слободе собственным своим коштом с иконостасом, сосудами, потребными до церковного круга книгами, ризницею, равно и всеми принадлежащими к церковному украшению надобностями, во имя великомученика и победоносца Георгия сооружать церковь; что ж де касается до содержания оной церкви впредь текущее время, то подданные ее, Камышеватские жители, в рассуждении не малого оных количества, без нужды оную всем потребным могут снабдить, в чем оные и желают дать должное обязательство; касательно ж де до содержания священно и церковнослужителей, то могут оные без нужды довольны быть от тех жителей подаянием, к тому ж и от своих трудов от пашни и сенных покосов, которой земли, как под селитьбу тем священно и церковнослужителям, так и распашной земли указное число отведено быть имеет, и отказными книгами при генеральном межевании оная земля утвердится совершенно; а до воспоследования того с теми ж обывателями помянутые священно и церковнослужители, сколько им понадобится способной земли, то столько де тою беспрепятственно и довольствоваться будут; и тем доношением просила о построении в вышеписанной слободе Камышевах вновь во имя великомученика и победоносца Георгия церкви рассмотрения».

По определению Бахмутского духовного Правления, в выше прописанную слободу Камышеваху для надлежащего выизследования, Бахмутской крепости соборной церкви священник Леонтий Иевлев и Рождественской диакон Григорий Иванов, с данною, им инструкциею, каким образом чинить следствие, из указа выпискою были посыланы от сего Правления, которые, по возвращении из той слободы, репортом представили: «Вышеозначенная слобода Камышеваха подлинно населенна вышедшими из заграницы вольными людьми на отведенной генерал-майорше Марии Депрерадовичевой земле, в коей слободе оная генерал-майорша имеет намерение собственным своим коштом вновь церковь во имя великомученика и победоносца Георгия строить, с иконостасом, с сосудами, потребными до церковнаго круга книгами, ризницею, равно и всеми принадлежащими к церковному украшению надобностьми; и во оной де слободе точно состоит с хуторами 100 дворов, в тех дворах обоего пола 584 души, от селения ж Сребрянскаго отстоит та слобода в 30-ти верстах, а по близости других слобод с церквами не имеется; и между оными де селением Сребрянским и слободою Камышевахою – речка Камышеваха течение имеет, и чрез ее вводополья того селения Сребрянскаго священникам в показанную слободу Камышеваху ездит для преподаяния христианских треб препятствие имеется, потому что упомянутая речка Камышеваха во время разлития полых вод бывает разлитием воды не малое время, и затем той слободы жители во святую четыре-десятницу без исповеди и святого причастия, а родительницы без молитвы и младенцы без крещения бывают, и как в той слободе Камышевахе церковь построена быть имеет, показанного селения Сребрянскаго священникам приобидения никакого, и приходской их Преображенской церкви ни в чем недостатку и оскудения не будет, и в том они во удовольствие себя, что имеющимися в том селении Сребрянском триста сорока восьми дворами довольны будут, обязались подпискою, которая при том репорте приложена; под оную вновь строить намеренную церковь, под кладбище и будущим священнику с причетниками, как под селидьбу, так и распашной, сенокосов с лесною землею угодной такой земли, каковую те священно и церковнослужители пожелают взять, указное число при генеральном межевании отмежевав оным и законным порядком в присутственном месте крепость на всегдашнее время госпожа генерал-майорша Мария Депрерадовичева утвердить имеет; а до воспоследования де того довольствоватимутся на ряду с подданными ее генерал-майорши угодною пашенною, сенокосом и лесною землею столько, сколько оне выработать могут беспрепятственно; в чем от оной генерал-майорши и утвердительную подписку представили; вышепрописанной же слободы Камышевахи приходские люди, тако ж письменно обязались, что имеют усердное. желание, по необходимой надобности иметь в слободе Камышевахе церковь, в сооружении и снабдении которой, нещадя собственнаго их иждивения и до последняго должны снабдеть оную всеми внутренными и внешними потребностьми; а по сооружении той церкви ко всегдашнему оной содержанию обязались по всягодно в ту церковь, воску на свечи три пуда, ладану полпуда, на печение просфор муки три четверти, вина церковнаго, сколько священником потребуется в ту церковь давать будут; что ж де принадлежит до отводу священно и церковнослужителям под селидьбу, равно рас–пашной и сенокосной земли, то где оным какое угодье понадобится в утверждении тем той земли не только препятствия чинить не должны, но и всякия вспомоществования чинить оным будут, до учреждениях генерального межевания помянутые священно и церковнослужители могут с ними на ряду, как распашною, так и сенокосною землею довольствоваться без препятственно; спору же и челобитья от их стороны произойтить в том никогда не может».

По надлежащем рассмотрении всех этих бумаг, всех приложенных к делу письменных обязательств и заручных подписок, 19-го декабря 1778 года в Славенской духовной Консистории состоялось постановление о разрешении в слободе Камышевахе устроить новую церковь во имя святого великомученика Георгия Победоносца. На основании сего определения, Бахмутскому протоиерею Петру Раевскому предписано было указом освятить место под церковь в Камышевахе и заложить самую церковь к постройке, если только материалы готовы и не встретится ни каких препятствий и сомнений к дальнейшему производству работ и к выполнению всех обещаний и обязательств. Рапортом от 1-го марта 1779 года, протоиерей Раевский донес Славенской духовной Консистории, что 22-го февраля того 1779 года, по церковному чиноположению, заложена им к постройке в слободе Камышевахе, новая деревянная церковь во имя святого великомученика Георгия Победоносца. Доношением от 24-го февраля 1781 года за № 49 Бахмутское духовное Правление представляло преосвященному Никифору, архиепископу Славенскому и Херсонскому, что работы по сооружению в слободе Камышевахе новой Свято-Георгиевской церкви производством совершенно окончены; новоустроенная Георгиевская церковь надлежащею церковною утварью, иконами и книгами и всем необходимым к совершению богослужений и священнодействий достаточно снабжена и во всех отношениях вполне готова к освящению; при сем приложен был и законным порядком утвержденный план на 120 десятин земли, отведен–ной священно и церковнослужителям Камышевахской Георгиев–ской церкви. На основании сего доношения, 10-го марта 1781 года подписана и выдана была святительская благословительная грамота на освящение Георгиевской церкви; а 21-го марта того же года соборне, по надлежащему церковному чиноположению, освящена самая церковь и открыта к богослужению и священнодействию.    Первым    священником    в    Камышевахской Георгиевской церкви, согласно выбору Марьи Ивановны Депрерадовичевой и желанию слобожан, назначен был того же Бахмутского уезда слободы Боровской священник Кирилл Родионов.

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов