Кладбища с. Великая Камышеваха Камышевахская волость Бахму́тский уезд Екатеринославской губернии.
Великая Камышеваха – на речке Камышеватой, которой берега когда-то очень известны были камышами, в версте от правого берега реки Береки и в 7 верстах от правого берега реки Донца.
На правой стороне реки Донца, и при том в значительном расстоянии от берега его, черкассы не смели селиться в XVII столетии. Крымские хищники не давали тогда покоя и на левом берегу Донца, особенно ниже и выше Балыклеи. Примеры Спеваковка и Заводы. Таким образом, на реке Камышеватой стали селиться не прежде 1760 года. Когда запорожцы, в 1733 году отказавшись от власти Крымского хана, снова отдались под власть России, то мало по малу стали они переходить в Слободскую Украйну, и около 1760 года, то есть пред тем, как Сечь их совсем была разорена, явились на земле Великой Камышевахи Иван Гаража и Пётр Паливода с несколькими стами запорожцев. Один письменный документ того, известен и ныне. «Капитан Иван Гаража», в 1780 году писал в Азовскую губернскую канцелярию, что «на владение занятою им ещё по дозволению бывшего Коша, войска Запорожского, Торского уезда, близ слободы Барвенкиной Степки, на вершине Сухого Торца, левадою, дан ему открытый указ»: но так как Барвенковские жители требуют с него поземельные деньги, то Гаража просит обмежевать землю его, а до обмежевания не взыскивать денег.
Первый храм, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построен здесь в 1770 году старанием помянутых храбрецов Запорожья – Гаражи и Паливоды. Недавно он возобновлён.
Число прихожан: в 1770 году 552 муж., 520 жен.; в 1790 году 547 муж., 508 жен.; в 1810 году 733 муж., 731 жен.; в 1830 году 2062 муж., 3016 жен.; в 1850 году 1850 муж., 1963 жен. душ.
Холера действовала здесь не сильно. От неё умерло: в 1831 году 8 мужчин, 11 женщин; в 1848 году 22 мужчины, 20 женщин. Но цинга была опустошительна до того, что вымерло несколько целых семей; всех умерших от неё было 152 мужских, 264 женских душ.
Метрики прихода 3 класса начинаются с 1767 года.
В трех верстах от Камышевахи есть городище, окружённое валом; площадь его 23 сажени в длину и ширину; вход с северной стороны. В конце Камышевахи курган, 45 сажень в окружности, с старым кладбищем; здесь находили в голове покойников плескатые бутылки с водкою и с монетами Петра I и Екатерины II. Это – обычаи запорожцев.
Слобода Камышеваха, многолюдная и с населением довольно зажиточным, состоит ныне Бахмутского уезда в 4-м благочинническом округе. Как и из кого образовалась первоначально слобода Камышеваха, как и кем устроена здесь первая церковь во имя святого великомученика Георгия Победоносца, – об этом в консисторском архиве мы находим подробные и обстоятельные сведения: излагаем их здесь по порядку дела.
Официальною бумагою от 13-го октября 1778 года за № 299, Бахмутское духовное Правление представляло преосвященному Евгению, архиепископу Славенскому и Херсонскому, что 2-го того октября в поданном в духовное Правление на имя его преосвященства доношении живущая Бахмутской провинции в шанце Сребрянском генерал-майорша Мария Ивановна Депрерадовичева прописывает: «От прошлого де 1770 года на отведенной мне, вследствие Азовской губернской Канцелярии указа, под поселение земли при речке называемой Камышевахе населилась вольными и из за границы вышедшими людьми слобода Камышеваха, в коей до ныне населенных дворов с хуторами состоит 100, в них муж. 306, и жен. 278, обоего пола 584 души; хотя ж той слободы поданные ее, генерал-майорши, прежде сего в приходе шанца Сребрянскаго Преображенской церкви и состояли коим тамошние священники преподавали всякия случающияся христианские требы, но точию де во время полых вод чрез речку Камышеваху, во святую четыредесятницу без исповеди и святого причастия, родительницы без молитвы, а младенцы без крещения бывают не малое время; да к тому ж оная слобода Камышеваха расстоянием от того шанца состоит в 30-ти верстах, а ближе других слобод с церквами не имеется; и затем оные жители претерпевают в преподаянии христианских треб крайнейшую нужду; доношением де просили оную генерал-майоршу о дозволении и споможении сооружить церковь; почему де она, войдя рассмотрением в их требование, сыскала в объявленных оными нуждах справедливость; и так пола–
гая свое намерение в той слободе собственным своим коштом с иконостасом, сосудами, потребными до церковного круга книгами, ризницею, равно и всеми принадлежащими к церковному украшению надобностями, во имя великомученика и победоносца Георгия сооружать церковь; что ж де касается до содержания оной церкви впредь текущее время, то подданные ее, Камышеватские жители, в рассуждении не малого оных количества, без нужды оную всем потребным могут снабдить, в чем оные и желают дать должное обязательство; касательно ж де до содержания священно и церковнослужителей, то могут оные без нужды довольны быть от тех жителей подаянием, к тому ж и от своих трудов от пашни и сенных покосов, которой земли, как под селитьбу тем священно и церковнослужителям, так и распашной земли указное число отведено быть имеет, и отказными книгами при генеральном межевании оная земля утвердится совершенно; а до воспоследования того с теми ж обывателями помянутые священно и церковнослужители, сколько им понадобится способной земли, то столько де тою беспрепятственно и довольствоваться будут; и тем доношением просила о построении в вышеписанной слободе Камышевах вновь во имя великомученика и победоносца Георгия церкви рассмотрения».
По определению Бахмутского духовного Правления, в выше прописанную слободу Камышеваху для надлежащего выизследования, Бахмутской крепости соборной церкви священник Леонтий Иевлев и Рождественской диакон Григорий Иванов, с данною, им инструкциею, каким образом чинить следствие, из указа выпискою были посыланы от сего Правления, которые, по возвращении из той слободы, репортом представили: «Вышеозначенная слобода Камышеваха подлинно населенна вышедшими из заграницы вольными людьми на отведенной генерал-майорше Марии Депрерадовичевой земле, в коей слободе оная генерал-майорша имеет намерение собственным своим коштом вновь церковь во имя великомученика и победоносца Георгия строить, с иконостасом, с сосудами, потребными до церковнаго круга книгами, ризницею, равно и всеми принадлежащими к церковному украшению надобностьми; и во оной де слободе точно состоит с хуторами 100 дворов, в тех дворах обоего пола 584 души, от селения ж Сребрянскаго отстоит та слобода в 30-ти верстах, а по близости других слобод с церквами не имеется; и между оными де селением Сребрянским и слободою Камышевахою – речка Камышеваха течение имеет, и чрез ее вводополья того селения Сребрянскаго священникам в показанную слободу Камышеваху ездит для преподаяния христианских треб препятствие имеется, потому что упомянутая речка Камышеваха во время разлития полых вод бывает разлитием воды не малое время, и затем той слободы жители во святую четыре-десятницу без исповеди и святого причастия, а родительницы без молитвы и младенцы без крещения бывают, и как в той слободе Камышевахе церковь построена быть имеет, показанного селения Сребрянскаго священникам приобидения никакого, и приходской их Преображенской церкви ни в чем недостатку и оскудения не будет, и в том они во удовольствие себя, что имеющимися в том селении Сребрянском триста сорока восьми дворами довольны будут, обязались подпискою, которая при том репорте приложена; под оную вновь строить намеренную церковь, под кладбище и будущим священнику с причетниками, как под селидьбу, так и распашной, сенокосов с лесною землею угодной такой земли, каковую те священно и церковнослужители пожелают взять, указное число при генеральном межевании отмежевав оным и законным порядком в присутственном месте крепость на всегдашнее время госпожа генерал-майорша Мария Депрерадовичева утвердить имеет; а до воспоследования де того довольствоватимутся на ряду с подданными ее генерал-майорши угодною пашенною, сенокосом и лесною землею столько, сколько оне выработать могут беспрепятственно; в чем от оной генерал-майорши и утвердительную подписку представили; вышепрописанной же слободы Камышевахи приходские люди, тако ж письменно обязались, что имеют усердное. желание, по необходимой надобности иметь в слободе Камышевахе церковь, в сооружении и снабдении которой, нещадя собственнаго их иждивения и до последняго должны снабдеть оную всеми внутренными и внешними потребностьми; а по сооружении той церкви ко всегдашнему оной содержанию обязались по всягодно в ту церковь, воску на свечи три пуда, ладану полпуда, на печение просфор муки три четверти, вина церковнаго, сколько священником потребуется в ту церковь давать будут; что ж де принадлежит до отводу священно и церковнослужителям под селидьбу, равно рас–пашной и сенокосной земли, то где оным какое угодье понадобится в утверждении тем той земли не только препятствия чинить не должны, но и всякия вспомоществования чинить оным будут, до учреждениях генерального межевания помянутые священно и церковнослужители могут с ними на ряду, как распашною, так и сенокосною землею довольствоваться без препятственно; спору же и челобитья от их стороны произойтить в том никогда не может».
По надлежащем рассмотрении всех этих бумаг, всех приложенных к делу письменных обязательств и заручных подписок, 19-го декабря 1778 года в Славенской духовной Консистории состоялось постановление о разрешении в слободе Камышевахе устроить новую церковь во имя святого великомученика Георгия Победоносца. На основании сего определения, Бахмутскому протоиерею Петру Раевскому предписано было указом освятить место под церковь в Камышевахе и заложить самую церковь к постройке, если только материалы готовы и не встретится ни каких препятствий и сомнений к дальнейшему производству работ и к выполнению всех обещаний и обязательств. Рапортом от 1-го марта 1779 года, протоиерей Раевский донес Славенской духовной Консистории, что 22-го февраля того 1779 года, по церковному чиноположению, заложена им к постройке в слободе Камышевахе, новая деревянная церковь во имя святого великомученика Георгия Победоносца. Доношением от 24-го февраля 1781 года за № 49 Бахмутское духовное Правление представляло преосвященному Никифору, архиепископу Славенскому и Херсонскому, что работы по сооружению в слободе Камышевахе новой Свято-Георгиевской церкви производством совершенно окончены; новоустроенная Георгиевская церковь надлежащею церковною утварью, иконами и книгами и всем необходимым к совершению богослужений и священнодействий достаточно снабжена и во всех отношениях вполне готова к освящению; при сем приложен был и законным порядком утвержденный план на 120 десятин земли, отведен–ной священно и церковнослужителям Камышевахской Георгиев–ской церкви. На основании сего доношения, 10-го марта 1781 года подписана и выдана была святительская благословительная грамота на освящение Георгиевской церкви; а 21-го марта того же года соборне, по надлежащему церковному чиноположению, освящена самая церковь и открыта к богослужению и священнодействию. Первым священником в Камышевахской Георгиевской церкви, согласно выбору Марьи Ивановны Депрерадовичевой и желанию слобожан, назначен был того же Бахмутского уезда слободы Боровской священник Кирилл Родионов.