Кладбища сл. Покровская ? волость Бахму́тский уезд Екатеринославской губернии.
Николаевская церковь сл. Покровская ? волость Бахму́тский уезд Екатеринославской губернии.
Слобода Покровская, многолюдная, при двухштатном церковном причте, находится Бахмутского уезда в 1-м благочинническом округе.
Около 1792 года, по распоряжению Правительства, Бахмутские солевары перечислены в казенные поселяне, с переводом их во вновь образовавшуюся слободу Покровскую, при реке Мокрой Плотве, и с назначением всему обществу, по числу душ, определённого количества земли. Перешедши сюда, – в Покровскую слободу и обстроившись здесь домами и хозяйственными усадьбами, бывшие солевары начали хлопотать и о перенесении из Бахмута в слободу Покровскую своей приходской Свято–Николаевской церкви. Старшина Мартин Геев, староста Иван Фоменко, первостатейные старики – Филипп Чернышев, Андрей Ена, Артем Гордеенко и другие, согласно желанию всего общества и приговору сельской Сборной Избы, уполномочили односельца своего Димитрия Тисленка ходатайствовать, где следует, о дозволении перенесть из Бахмута в слободу Покровскую Николаевскую церковь. Тисленко о сем желании Покровского общества немедленно заявил Бахмутскому духовному Правлению и Бахмутского уезда земскому исправнику Шабельскому.
По сему поводу Бахмутское духовное Правление репортом от 4-го февраля 1794 года представляло преосвященному Гавриилу, митрополиту Екатеринославскому: «Прошлого 1793 года декабря 3-го дня Бахмутского уезда слободы Покровской общество поданным в сие Правление прошением прописали, что при отмежевании на все общество бывшим Бахмутским солеварам (кои переименованы казенными поселянами), по числу душ, земли, назначена при речке Мокрой Плотве слобода, которая наименована Покровскою, и во оной уже населились больше ста дворов, почему и весьма нужно иметь церковь и священника, в рассуждении, что слобода состоит от города Бахмута не менее 10 верст, а не редко в народе бывают болезненные и смертные людям припадки, и за таким далеким расстоянием, особливо в случае неудобного пути, в получении христианских треб претерпевают великую нужду; а как в городе Бахмуте, за городом, на форштадте, состоит Николаевская деревянная церковь, при которой их общества поселяне жительствуют, кои должны переселяться на жительство во оную Покров–скую слободу, то церковь и может остаться без прихожан; оная ж уже по ветхости и требует нужного перестроения,–просили о позволении им перенести из г. Бахмута реченную Николаевскую церковь, куда следует, представлением не оставить». А затем того же года декабря 9-го дня, Бахмутского уезда земский исправник, лейб-гвардии прапорщик Шабельский присланным в сие Правление сообщением, по прошению слободы Покровской общества, требует означенную Николаевскую церковь по малолюдству прихода, и что оставшиеся при оной 51 двор жители должны переселиться в слободу Покровскую, перенести туда же; входя в существо дела, вышеписанным поселянам, живущим близ Николаевской церкви и в Покровской слободе учинив дворам и обоего пола душам ведомости, представил он, Шабельский, с тем, дабы сие Правление о переносе Николаевской церкви от стороны своей по надлежащему поднесло на решимость, куда следует, и что учинено будет, со всего дела с засвидетельствованием судей – сообщить ему верную копию, каковую он должен отнести на рассмотрение г. генерал-майору, правителю Екатеринославского Наместничества В. В. Каховскому. Почему г. Бахмута зафорштатной Николаевской церкви священно и церковнослужители в духовном Правлении спрашиваны были и показали, что если по просьбе переведенных из Бахмута поселян в село Покровское церковь Николаевскую перенесть дозволено будет, то они показанным приходом могут быть довольны; ныне же, поелику при той церкви жительствующих прихожан остается только 51 двор, то церковь и не может быть содержана в пристойном состоянии, да и они останутся по малоприходству недостаточными, так что впредь и пропитаться в нынешнем приходе не могут. А по сему духовное Правление по сообщению от исправника двум ведомостям дворам и обоего пола душам освидетельствование чинило и оказалось, как в оных ведомостях изображено, ибо при Николаевской церкви состоит дворов 51, в них муж. 139, а жен. 159 душ; следственно по такому малому числу дворов и душ, церковь с причтом содержаться не может; в Покровской же слободе дворов имеется 126, да в хуторах, принадлежащих к Покровскому селению, 65, а всех дворов 191, в них муж. 562, а жен. 503 души; Николаевская ж церковь в фундаменте и крышею весьма обветшала, то по сему и нужно ту церковь перестроить; хотя издавна приобретенных в церкви денег и есть 500 рублей, но на старом месте за сию малую сумму перестроить реченную церковь по нынешней во всем дороговизне никак не возможно, показанные же в 51 дворе жители, по крайнему их убожеству, помощи дать не могут; а по тем изображенным выше правильным причинам и следует в село Покровское Николаевскую церковь перенесть. Духовное Правление о переносе реченной церкви следствием довлеющия обстоятельства существенно изобразив, по выдаче исправнику со всего дела копии, Вашему Высокопреосвященству подлинное на решимость благопочтенно подносит».
Екатеринославского Наместничества правитель В. В. Каховский, по тому же делу, в сообщении от 31-го марта 1794 года писал к преосвященному Гавриилу: «Бахмутского уезда земский исправник Шабельский представил мне репортом, что того уезда казенной слободы Покровской общество, переселившееся туда из города Бахмута, желает перенести состоящую близ города Бахмута старую Николаевскую церковь в слободу Покровскую, о чем учиненное Бахмутским духовным Правлением следствие препроводил ко мне в копии. И как из оного усматриваю я, что духовное Правление .так же находит в перенесении той церкви в слободу Покровскую необходимость, что священно и церковнослужители ныне при той церкви находящиеся, перейти туда согласны, что тамошним приходом будут они довольны, и что обо всем том от духовного Правления представлено уже на резолюцию к Вашему Высокопреосвященству: то по сим обстоятельствам и с моей стороны прошу всепокорнейше Ваше Высокопреосвященство о переносе означен–ной Николаевской церкви в слободу Покровскую, по желанию тамошнего общества, и о переводе туда и церковных причетников, преподать Ваше архипастырское благословение».
По рассмотрении всех обстоятельств сего дела и наведенных справок, преосвященный Гавриил резолюцией от 4-го апреля 1794 года дозволил перенести старую Николаевскую церковь из города Бахмута в слободу Покровскую. 6-го апреля 1794 года из Екатеринославской Консистории отправлен в Бахмутское духовное Правление указ об этом; а 9-го июля 1794 года Бахмутский протоиерей Петр Расевский соборне, по надлежащему церковному чинопоследованию, в слободе Покровской освятил место под церковь, положил закладку на сооружение оной и на месте работ водрузил крест. Репортом от 30-го сентября 1694 года Бахмутское духовное Правление доносило пре–освященному Гавриилу: «Бахмутского уезда села Покровского священник Савва Андреевский и все общество в поданном в сие Правление прошении прописывают, что перенесенная, по силе указа Екатеринославской духовной Консистории из г. Бахмута деревянная Николаевская церковь уже состроена и к освящению изготовлена, – просили о освящении оной, куда следует, представлением не оставить. Почему освидетельствование чинено, и в каком состоянии церковь и какие утвари в ней имеются, – значит в приложенной описи; антиминс же, выданный прошлого 1785 года бывшим преосвященным Никифором архиепископом, на красном атласе, еще новый, к продолжению священнодействия способен; а потому Вашему Высокопреосвященству Бахмутское духовное Правление представляя просит о дозволении оную Николаевскую церковь на вышеписанном антиминсе освятить архипастырской резолюции». На основании сего репорта преосвященный Гавриил резолюцией от 26-го октября 1794 года разрешил и благословил освятить новоустроенную Николаевскую церковь в слободе Покровской. 3-го ноября 1794 года из Екатеринославской Консистории отправлен в Бахмутское духовное Правление указ об этом; а 11-го декабря того же 1794 года Бахмутский протоиерей Петр Расевский соборне, по надлежащему церковному чиноположению, в слободе Покровской освятил новоустроенную Николаевскую церковь и открыл в ней богослужение и священнодействие».