Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Доброго не бегай, а худого не делай.

Алмазная с. (Изюм) Веселогорская волость Славяносербский уезд Екатеринославской губернии.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Луганская Народная респ, г Стаханов, г Алмазная

Кладбища с. Алмазная Веселогорская волость Славяносербский уезд Екатеринославской губернии.



Алма́зная (укр. Алма́зна) — город в Луганской области Украины, подчинён Стахановскому горсовету. Де факто — с 2014 года город контролируется Луганской Народной Республикой.

Соседние населённые пункты: города Ирмино на севере, Стаханов (примыкает) на северо-востоке, Брянка (примыкает) на юго-востоке, посёлки Новый, Глубокий, Анновка, Ломоватка на юге, Калиново на западе.

При крепостном праве (до 1861 года) помещик Стебельский приобрел в районах нынешних Калиново, Ирмино, Петро-Голенищевки, Кадиевки, Бугаевки и Алмазной обширный участок никем не обрабатываемой земли и переехал сюда со своими крепостными из Изюма Харьковской губернии. Один из хуторов назвал Беззаботовкой.

Жизнь переселенцев в Беззаботовке чем-то напоминала им жизнь в Изюме, и они в противовес помещичьему названию дали своё — Изюмчик. Это название хутора сразу вошло в повседневный быт, а панское название постепенно забылось.

В 1870 году населённый пункт уже известен как село Изюм.

В декабре 1878 года был построен и открыт для движения участок железной дороги Дебальцево — Попасная

В 1895 году переименован в станцию Алмазную.

Из описания станции Алмазной 1898 г.

Буфет с холодными закусками; дамская уборная. Прежде называвшаяся Изюмом, станция переименована в Алмазная, ибо это безспорно алмаз крупной величины на ЮВЖД уступая лишь ст. Мушкетово Екатерининской ж/д. Так в 1898 г. со станции Алмазной было отправлено 48.300.760 пудов каменного угля, в числе коего было более 14 миллионов пудов кокса.

Влево от станции идет шесть подъездных путей к грандиозным каменноуглевым шахтам следующих акционерных компаний: Голубовское Берестово-Богодуховское Горнопромышленное товарищество, Алмазное общество, построившее здесь же чугуноплавильный завод, пока в одну доменную печь; Алексеевское горнопромышленное товарищество, Брянское общество, Общество Криворожских железных руд; кроме того здесь же расположены шахты отдельных владельцев В. Р. Максимова, Малкина,Савельева, Лещинского, Васильева, Вазинских и К,Конжукова и Тюрикова.

 

 

(Источник: «Спутник Пассажира по ЮВЖД, выпуск 2, Балашово-Харьковская, Донецкая Каменноугольная, Восточно-Донецкая и Елец-Валуйская линии. Москва. 1900.»)

15 января 1898 года Алмазное каменноугольное общество приступило к постройке металлургического завода. Летом была задута первая доменная печь, руда для которой поступала из Кривого Рога. В январе 1900 года была задута вторая доменная печь.

В 1905 году было построено новое здание вокзала, которое существует и сейчас. При станции имелось одноклассное училище в 4 отделения, где обучалось 70 учащихся.

1905 год. Промышленность на подъёме. Алмазнянский металлургический завод ввел в строй третью доменную печь.

В 1910-х годах Алмазнянский металлургический завод ЮРДМО (Южно-Русское днепровское металлургическое общество) производил чугун передельный: бессемеровский и мартеновский, литейный (красный и шотландский) и чугуны специальные: зеркальный, ферромарганец и ферросилиций, а также отливки чугунные и медные. Первое место по нагрузке угля на линии Дебальцево — Попасная занимала станция Алмазная, которая ежегодно нагружала около 1 600 000 тонн угля — больше любой станции в Донбассе.

В конце первой пятилетки Алмазнянский металлургический завод (АМЗ) производил за год 43 800 тонн чугуна.

В конце 1930-х годов шло строительство трамвайной линии Кадиевка — Алмазная.

В 1959 году в степь под Алмазной пришли строители треста «Коммунарскстрой», чтобы возвести завод ферросплавов (сейчас завод именуется как Стахановский завод ферросплавов.).

31 марта 1962 года смена начальника Ю. В. Гриценюка включила печь № 1, а 10 апреля была выдана первая плавка ферросилиция.

Статус города — с 1977 года.

В 1993 году трамвайную линию демонтировали и пустили троллейбусы. А в 2012 году демонтировали и троллейбусную линию.

Население

  • 1959 год — 10685 человек,
  • 1970 год — 11700 человек,
  • 1979 год — 9747 человек,
  • 1989 год — 7487 человек,
  • 2001 год — 5061 человек,
  • 2011 год — 5384 человека,
  • 2013 год — 5325 человек.
  • 2019 год — 4 203 человека

Языки

Язык %
Русский 68,77
Украинский 32,53
  • Старое название Алмазной — Изюм. На первых порах станция Изюм только отправляла уголь. И никаких недоразумений у получателей грузов не было. Но с развитием угольных предприятий (Петро — Николаевки, Кадиевские каменноугольные копи, Ирминский и Голубовский рудники), находящиеся в 8—12 верстах от станции Изюм, стали строиться ширококолейные подъездные пути к станции. И грузы не только вывозили, но и стали поступать на станцию Изюм. С этого времени начались недоразумения. Дело в том, что на железных дорогах юга страны было 2 одноимённые станции: Изюм Харьковской губернии и Изюм Екатеринославской губернии. Поэтому решили переименовать станцию Изюм Екатеринославской губернии. А так как популярным для этих мест в то время было слово «алмазная» (Алмазный угольный бассейн, Алмазный рудник, алмазная свита пластов и т. д.), то и станция Изюм и поселок при станции получили новое название — Алмазная (1 января 1895 года).
  • Также возле метзавода строился завод: СП (Совместное предприятие) «Алмазит» по производству керамики, который был готов к вводу в эксплуатации на 99 %. Но в период распада Советского Союза завод «растянули», также был объявлен банкротом и Алмазнянский металлургический завод, который прекратил своё существование в 2000 году. На его территории лишь сохранился литейный цех и вагранка.
  • Между железнодорожным вокзалом и металлургическим заводом стояло четырёхэтажное здание заезжего дома, в народе прозванного «Дом Арарат», здесь служащие заводов могли поиграть в бильярд, посетить подъезд «с красным фонарем». В 1950-х годах в этом здании был Роддом, потом психиатрическая больница. Ныне развалины в районе бывшей АЗС возле нефтебазы.
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов