Кладбища с. Алмазная Веселогорская волость Славяносербский уезд Екатеринославской губернии.
Алма́зная (укр. Алма́зна) — город в Луганской области Украины, подчинён Стахановскому горсовету. Де факто — с 2014 года город контролируется Луганской Народной Республикой.
Соседние населённые пункты: города Ирмино на севере, Стаханов (примыкает) на северо-востоке, Брянка (примыкает) на юго-востоке, посёлки Новый, Глубокий, Анновка, Ломоватка на юге, Калиново на западе.
При крепостном праве (до 1861 года) помещик Стебельский приобрел в районах нынешних Калиново, Ирмино, Петро-Голенищевки, Кадиевки, Бугаевки и Алмазной обширный участок никем не обрабатываемой земли и переехал сюда со своими крепостными из Изюма Харьковской губернии. Один из хуторов назвал Беззаботовкой.
Жизнь переселенцев в Беззаботовке чем-то напоминала им жизнь в Изюме, и они в противовес помещичьему названию дали своё — Изюмчик. Это название хутора сразу вошло в повседневный быт, а панское название постепенно забылось.
В 1870 году населённый пункт уже известен как село Изюм.
В декабре 1878 года был построен и открыт для движения участок железной дороги Дебальцево — Попасная
В 1895 году переименован в станцию Алмазную.
Из описания станции Алмазной 1898 г.
Буфет с холодными закусками; дамская уборная. Прежде называвшаяся Изюмом, станция переименована в Алмазная, ибо это безспорно алмаз крупной величины на ЮВЖД уступая лишь ст. Мушкетово Екатерининской ж/д. Так в 1898 г. со станции Алмазной было отправлено 48.300.760 пудов каменного угля, в числе коего было более 14 миллионов пудов кокса.
Влево от станции идет шесть подъездных путей к грандиозным каменноуглевым шахтам следующих акционерных компаний: Голубовское Берестово-Богодуховское Горнопромышленное товарищество, Алмазное общество, построившее здесь же чугуноплавильный завод, пока в одну доменную печь; Алексеевское горнопромышленное товарищество, Брянское общество, Общество Криворожских железных руд; кроме того здесь же расположены шахты отдельных владельцев В. Р. Максимова, Малкина,Савельева, Лещинского, Васильева, Вазинских и К,Конжукова и Тюрикова.
(Источник: «Спутник Пассажира по ЮВЖД, выпуск 2, Балашово-Харьковская, Донецкая Каменноугольная, Восточно-Донецкая и Елец-Валуйская линии. Москва. 1900.»)
15 января 1898 года Алмазное каменноугольное общество приступило к постройке металлургического завода. Летом была задута первая доменная печь, руда для которой поступала из Кривого Рога. В январе 1900 года была задута вторая доменная печь.
В 1905 году было построено новое здание вокзала, которое существует и сейчас. При станции имелось одноклассное училище в 4 отделения, где обучалось 70 учащихся.
1905 год. Промышленность на подъёме. Алмазнянский металлургический завод ввел в строй третью доменную печь.
В 1910-х годах Алмазнянский металлургический завод ЮРДМО (Южно-Русское днепровское металлургическое общество) производил чугун передельный: бессемеровский и мартеновский, литейный (красный и шотландский) и чугуны специальные: зеркальный, ферромарганец и ферросилиций, а также отливки чугунные и медные. Первое место по нагрузке угля на линии Дебальцево — Попасная занимала станция Алмазная, которая ежегодно нагружала около 1 600 000 тонн угля — больше любой станции в Донбассе.
В конце первой пятилетки Алмазнянский металлургический завод (АМЗ) производил за год 43 800 тонн чугуна.
В конце 1930-х годов шло строительство трамвайной линии Кадиевка — Алмазная.
В 1959 году в степь под Алмазной пришли строители треста «Коммунарскстрой», чтобы возвести завод ферросплавов (сейчас завод именуется как Стахановский завод ферросплавов.).
31 марта 1962 года смена начальника Ю. В. Гриценюка включила печь № 1, а 10 апреля была выдана первая плавка ферросилиция.
Статус города — с 1977 года.
В 1993 году трамвайную линию демонтировали и пустили троллейбусы. А в 2012 году демонтировали и троллейбусную линию.
Язык | % |
---|---|
Русский | 68,77 |
Украинский | 32,53 |