Кладбища г. Андижан Андижан уездный город Андижанскго уезда Ферганской области.
Храм Всех Святых г. Андижан Андижан уездный город Андижанскго уезда Ферганской области.
Андижа́н (узб. Andijon/Андижон) — город, административный центр Андижанской области Узбекистана, её экономический и культурный центр.
Один из древнейших городов Ферганской долины. В некоторых частях города были найдены археологические объекты, датированные VII и VIII веками н. э.
Исторически Андижан занимал важное место на Великом Шёлковом Пути. Город известен как место рождения Бабура, установившего в Индии Империю Великих Моголов.
Андижан является важным индустриальным городом страны, в котором производится множество промышленных товаров (химикаты, бытовая техника, электроника, продукты питания, мебель, плуги, насосы, обувь, запчасти для сельскохозяйственных машин, различные инженерные инструменты и инвалидные коляски).
Этимологическое трактование происхождения названия города Андижана богато и насчитывает не одну народную легенду:
Андижан — один из древнейших городов мира (основан в V—IV веках до н.э.). Археологи недавно установили, что территория современного города населена более 2500 лет.
В VI веке до н.э. к моменту завоевания Ахеменидскими войсками Центральной Азии Андижан смог сохранить независимость, что послужило возникновению государства Давань со столицей в городе Эрши (пригород Андижана).
Начало периода смены бронзового орудия труда на железное, развитие земледелия с искусственным орошением и скотоводством (в том числе разведение «небесных лошадей») послужили началом военного конфликта между государством Давань и Китайской империей, в котором Китай проиграл.
Древний Андуган располагался на пересечении караванных дорог Великого Шёлкового пути. Во II—IV веках до н.э. в государстве Давань происходило развитие гончарной культуры.
В I—III веках н.э. зародилась «Эйлатанская культура», развивались искусства, наблюдался рост города. В V веке н.э. в район Андижана откочевали тюркоязычные племена, происходил процесс тюркизации коренного населения.
В начале VIII века на территорию Андижана произошло вторжение арабов, что положило начало исламизации населения.
Дворец сына кокандского хана, Андижан
В IX веке распался Арабский халифат, город вошёл в состав государства Саманидов и превратился в один из главных центров Ферганской долины. В письменных источниках с IX века стал известен под названием Андукан.
В X веке он оказался в составе Караханидского государства, а в XIII веке был захвачен монголами и вошел в состав Чагатайского улуса.
В XIV веке стал частью государства Тимуридов, когда развивались наука, искусство и архитектура. В начале XVI века вошел в государство Шейбанидов (под названием Андиган упоминается как столица государства). В 1504 году Шейбани-хан отдал Акси и Андижан шибанидскому султану Джанибек-султану. В середине XVI века шибанид Джаванмард-Али-султан правил в Ахси и Андижане.
В XVIIII—XIX веках Андижан был в составе Кокандского ханства.
В XVI веке в летописях З. Бабура (основателя Империи Великих Моголов, который родился в Андижане в 1483 году), написано: «В Андижане, в столице области Ферганы, трое ворот. Больше размером Арк, чем в Андижане, есть только в Кеша и Самарканде».
Также в «Бабур-Наме» отражено упоминание об Андижане: «Не человек, достойный чести тот, кто не видел Андижан, кто в странствиях небесных не вспоминает Андижан».
Вид на улицу в Андижане в 1913 году.
В октябре 1875 года Андижан был занят войсками генерала А. Троцкого. В январе 1876 года был занят войсками генерала М. Скобелева и вошёл в состав Российской империи (см. Среднеазиатские владения Российской империи).
В 1893—1898 годах в Андижанском уезде, в отличие от остального Туркестана, официально стали выделять земли для переселенцев из европейской части Российской империи.
Ранее неофициальных переселенцев в Туркестан возвращали обратно домой, что было связано с высокой плотностью коренного населения и отсутствием свободных земель.
Переселенцы приезжали в Андижанский уезд из различных губерний Украины и юга России: Харьковской, Киевской, Полтавской, Области Войска Донского, Екатеринославской, Саратовской, Самарской, Воронежской, Тульской, Астраханской, Курской, Ставропольской, Оренбургской, из Сибири, северной России и с Кавказа.
Их национальный состав был довольно однороден. Это были преимущественно русские, украинцы и белорусы, так как по «Положению об управлении Туркестанского края» к переселению допускались лишь «русские подданные христианского вероисповедания, принадлежащие к состоянию сельских обывателей».
Почти все русско-украинские посёлки Туркестана были устроены в северных, северо-восточных и восточных предгорьях Андижанского уезда: Базаркурганская, Мингтюбинская, Джалалабадская, Кугартская, Узгенская, Яссынская, Барышская волости.
Ещё в небольшом количестве переселенцев размещали в Манякской и Курбашской волостях Ошского уезда, в которых сельскохозяйственные условия приближались к привычным для русского и украинского крестьянина, где можно было обходиться без искусственного орошения.
Большое количество земель было выделено только в пригороде Андижана. Образовано Русское Село (280 дворов, просуществовало до 1974 года), посёлки Московский и Покровское.
В них впервые стали в больших объёмах выращивать зерновые культуры, которые в последующем обеспечивали пшеницей и зерновыми большую часть жителей долины.
Также местное население научилось у русских приёмам улучшенной обработки почвы, что содействовало увеличению урожая, уходу за скотом в зимнее время и пчеловодству.
С приходом русских у местного населения большим спросом стала пользоваться русская коса. Это привело к тому, что стали запасать на зиму сено. Даже сарты косили ею люцерну. Местные крестьяне начали пользоваться и лемешным плугом вместо омача, и каменным катком для молотьбы, и русскими веялками.. В Андижанском уезде и далее в Туркестане появились такие культуры, как картофель, белокочанная и цветная капуста, помидоры, сахарная свекла, овес. Была сделана попытка ввести тонкорунное овцеводство (в частности, в Андижанском уезде К.В. Соловьёвым — пионером русского фабричного дела в Туркестане).
Вблизи Андижана, в Зеленске (сейчас — город Асака) местным населением был впервые построен шлюз — ирригационное сооружение по европейскому образцу «из жжёного кирпича, на цементе, с бетонным фундаментом и с железными щитами».
В целом, русские делились с местными тем, что умели сами. Также шёл обратный процесс — русские сами учились у местных жителей орошению, особенностям местного садоводства и виноградарству.
Передовые, прогрессивно настроенные интеллигенты и рабочие из европейцев почти всегда выучивались местным языкам.
Это было связано не только и не столько с потребностями, возникающими у малых этнических групп в инонациональной среде (ведь они были представителями господствующего в данный момент этноса), сколько с тем глубоким уважением, которое испытывали они к коренному народу, к его культуре и истории.
А такое отношение не могло не сказаться на росте самоуважения у местных народов края, что способствовало появлению первых ростков дружбы между ними и русскими, украинцами, белорусами и другими переселенцами из внутренних губерний России.
В мае 1898 года в Андижане произошёл мятеж, вошедший в историю как Андижанское восстание, направленное против Императорских властей.
Попытка восстановить независимость Коканда была предпринята ишаном, больше кого бы то ни было другого пострадавшим от новой власти.
Ишан собирался восстановить Кокандское ханство, став его полновластным правителем, которому были бы нужны доходы от торговли и вакуфных земель, а также покорные подданные. Русские же поколебали традиционные устои мусульманского общества.
Следствие также установило, что ближайшими помощниками ишана были немолодые люди, служившие ещё при кокандском хане. Именно они вели агитацию в пользу ишана и вербовали «воинов ислама».
17 мая 1898 года в Андижане свыше 1500 человек совершили нападение на русский военный гарнизон. Во главе восстания стоял пользовавшийся огромной популярностью местный религиозный вождь — ишан Магомед-Али Халиф Мухаммед-Сабыр-оглы (сокращённо —Мадали.
Уже через день Дукчи-ишан был арестован, один за другим были пойманы и его ближайшие соратники. Из 2000 участников мятежа было арестовано 777 человек.
Известия о провале восстания быстро облетели округу и удержали от выступления тех, кто только собирался атаковать русских.
Однако, несмотря на арест главы мятежа, сторонники ишана всё же убили лесничего и ограбили лагерь казаков. Этим и закончилась попытка «освободиться от неверных».
В итоге Андижанское восстание заставило власти Русского Туркестана прийти к пониманию необходимости лучше узнать настроения и помыслы местного населения — узбеков или сартов.
В мае 1899 года в Андижане открылась Самарканд-Андижанская железная дорога. 1-я линия соединила станцию Урсатьевскую с Андижаном I.
Были открыты железнодорожные станции «Федченко» (Кува), «Серово» (Коканд), «Горчаково» (Маргилан), «Ассака» (Зеленск), «Ванновская» и другие.
В 1905 году открыта 2-я линия «Черняево» — Андижан II, а в 1913—1916 годах железную дорогу дотянули до окраины Андижанского уезда — города Джалал-Абад.
В дальнейшем Самарканд-Андижанская и Каспийская железные дороги были преобразованы в Средне-Азиатскую железную дорогу. После строительства железной дороги города Ферганской долины и окрестности стали развиваться и расти быстрыми темпами.
Началось строительство крупных заводов и фабрик, увеличилась добыча полезных ископаемых, переработанная хлопкоочистительная продукция в больших объемах стала продаваться и вывозиться в другие регионы.
Строительство новых европейских городских кварталов проходило в Андижане (новый город) и Зеленске (вблизи станции Ассаки), а также в пригородных посёлках Русское Село (южнее Андижана), Московский (западнее Андижана), Покровское (восточнее Андижана), Богородское (северо-восток Андижана) и Тополино (восток Андижана).
В 1902 году в Андижане произошло крупнейшее в истории Ферганской долины землетрясение, при котором погибло более 4000 человек. В Андижанском уезде и частично в Маргиланском уезде было разрушено около 40 000 строений.
Землетрясение было такой силы, что люди не могли удерживаться на ногах. После этого Андижан лишился древних архитектурных памятников и сооружений с многовековой историей.
Уцелели только казённые и жилые постройки из жжёного кирпича в новой части города (здание железнодорожного вокзала Андижан I, городское собрание офицеров, храмы Святых Сергея Радонежского и Николая Чудотворца, часовня Святого Георгия Победоносца на Садовом кладбище).
В старой части города сохранился и не был разрушен землетрясением 600-летний (на то время), самый высокий в Ферганской долине 32-метровый минарет XIII века главной пятничной мечети Андижана.
Уцелела и сама главная мечеть города, не разрушилось самое большое в Ферганской долине медресе «Джами», которое в настоящее время является самым красивым архитектурным сооружением Андижана и всего мемориального исторического комплекса «Джами».
При национально-территориальном размежевании в Средней Азии Андижан вошёл в состав Узбекской ССР, став административным центром Андижанской области.
В Советский период Андижан являлся крупным городом СССР, в котором функционировало более 50 учебных заведений (университеты, институты, техникумы и училища).
Он по праву был «кузницей кадров» всей Ферганской долины — основная часть населения Андижанской, Ферганской, Наманганской, Ошской, Джалал-Абадской и Ленинабадской областей обучалась в Андижане.
Также немаловажно отметить, что в городе работало около 100 промышленных предприятий (заводы, фабрики и комбинаты).
Численность населения Андижана увеличилась более чем в 3 раза и составила треть миллиона человек (Андижанский регион по плотности населения занимал 1-е место в СССР и 3-е в мире).
Маятниковой миграции способствовали высокая плотность населения и небольшой размер Андижанской области. Она была самой маленькой областью по размеру на постсоветском пространстве — 4200 км² (и сейчас она занимает 1% от площади страны, но при этом на ней проживает 10% населения Республики Узбекистан).
Ночью в городе находилось 330 000 жителей, а днём съезжалось на работу и по делам около 1 000 000 человек. По вышеуказанным причинам образовывалась маятниковая миграция, присущая в большей степени мегаполисам.
Также на постсоветском пространстве в среднеазиатском регионе существовала агломерация Андижан — Ош (расстояние между городами в 40 км было компактно застроено).
В годы независимости Узбекистана Андижан с пригородами (агломерация с численностью населения 657 000 человек) были практически отстроены заново.
Это происходит благодаря действующей Президентской программе, главная цель которой — это улучшение качества жизни населения.
Она была начата 1-м президентом Республики Узбекистан И.А. Каримовым и продолжается в настоящее время вновь избранным президентом Ш.М. Мирзиёевым.
Кроме того, были сохранены и отреставрированы исторические постройки вековой давности; появились новые благоустроенные кварталы города с восточным колоритом и с новыми сооружениями в западном стиле; расширены и реконструированы старые улицы, превратившиеся в широкие проспекты.
В городе появились новые 6—8-полосные магистрали, а также современные 5—6-этажные здания. Площадь города увеличилась с 70 км² до 120 км².
Границы города сплошной застройкой дотянулись на севере до набережной главной реки Андижана — «Карадарьи» (Зелёный мост, Сельскохозяйственный институт); на юго-востоке (микрорайоны жилого массива «Богишамал») — до Национального парка имени Великого полководца З. Бабура; на западе — до города-спутника Асака (бывший Ленинск), который в настоящее время является главным городом и родиной автомобилестроения Узбекистана.
В 2005 году в Андижане произошли масштабные беспорядки против режима Ислама Каримова, в которых только по официальным данным погибло 187 человек.
Находится в восточной части Ферганской долины рядом с узбекско-киргизской границей, на высоте 490 метров над уровнем моря, на древних отложениях реки Андижансай, в 260 км к юго-востоку от Ташкента (360 км по дороге), в 40 км к северо-западу от Оша.
Андижан — 4-й по численности населения город страны. По состоянию на 1 января 2017 года, численность населения составляла 425 500 жителей.
Год | 1897 | 1939 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 | 1991 | 1999 | 2000 | 2013 | 2017 |
Население (чел.) | 60 000 | 110 000 | 170 000 | 200 000 | 250 000 | 370 000 | 300 000 | 380 000 | 390 000 | 400 000 | 425 500 |
До распада СССР в городе проживали представители 120 национальностей и народностей, которые составляли более 75% населения Андижана, что по праву может называть его городом интернациональной дружбы.
В процентном выражении большую часть составляли: русские, киргизы, украинцы, белорусы, татары, башкиры, евреи, армяне, грузины, корейцы, немцы, поляки, греки, молдаване, цыгане и многие другие.
Население города после распада СССР в основном составляют узбеки (69%), также проживают: русские, киргизы, армяне, украинцы, белорусы, цыгане, татары, корейцы, таджики, евреи, уйгуры, башкиры, греки, персы, молдаване, грузины и другие.
Большая часть населения является мусульманами суннитского толка.
В городе действует храм Всех Святых и часовня Святого Георгия Победоносца. Также в разные годы существовали храм Святого Николая Чудотворца (на улице Пушкина) и храм Святого Сергия Радонежского (на улице Независимости, бывший сквер Ленина).
В 1933—1935 годах в Андижане жил священноисповедник, будущий архиепископ Симферопольский Лука (Войно-Ясенецкий), работавший здесь заведующим отделением в Андижанской городской больнице.
С 1937 по 1941 год в городе Андижане в административной высылке (тогда ещё как иеромонах) находился будущий патриарх Московский и всея Руси Пимен (Патриарх Московский) — глава Русской Православной Церкви в 1971—1990 годах.
Александровская улица |
Базар, 1912 |
Базар и мечеть Джами |
Церковь, между 1897 и 1915 |
Дворец сына кокандского хана |
Фруктовый ряд в старом городе, 1909 |
Караван-сарай |
Клеверный базар |
|
Родились в городе Андижан