Кладбища д. Скобелев Маргеланского уезда Ферганской области.
Церковь д. Скобелев Маргеланского уезда Ферганской области.
Мечеть д. Скобелев Маргеланского уезда Ферганской области.
Маргила́н (узб. Marg‘ilon/Марғилон) — город в Ферганской области Узбекистана.
Маргилан является одним из древних городов Ферганской долины. В 1994—2004 годах в городе работали сотрудники института археологии Узбекистана, выявившие существование орошаемого земледелия в Маргиланском оазисе со времени не позднее IV—III веков до н.э.
Поселение возникло во II—I веках до н.э., когда одна из дорог Великого шёлкового пути пролегла через Фергану. В источниках поселение известно с IX века. Название Маргилан известно с Х века.
По существующей гипотезе, слово «Маргилон» образовано из 2-х персидско-таджикских слов — «Марг» («луг», «лужайка», «полянка», «зеленая трава», «зеленая низменность») и древнеиранского суффикса «Лон» («местность»). При слиянии этих 2-х слов получается «Маргилон» — «зеленая местность».
Достоверно известно, что Александр Македонский в Фергане не был, а крайним пунктом его экспансии на территории Средней Азии был город Ходжент. Около или на его месте он возвёл город-крепость Александрия Эсхата.
Культ Александра Македонского в Ферганской долине, скорее всего, возник в результате миграций горных жителей, которые считали себя его потомками и являлись жителями квартала «Пошшо Искандар» в Маргилане.
Мазар в этом квартале, где якобы находилась могила Александра Македонского, был датированн XVIII веком (могила сфотографирована в 1935 году).
Из этого следует, что, скорее всего, в мазаре была могила Искандера, однако не Александра Македонского, а Пошшо Искандера родом из Дарваза (Памира) — предка Шаха Дарваза Абулфайзхана, который в XVII веке владел на севере Ферганой, а на юге — Кулябом и Кабулом.
Имя этого завоевателя с течением времени было заменено более популярным именем Александра Македонского, с которым в Средней Азии связано много легенд и преданий.
И мазар стал называться в честь Пошшо Искандара Зулькарнайна (в местном произношении — Зуль-кайнар) — царя Александра Двурогого.
Среднеазиатский, узбекский и советский путешественник, писатель, переводчик-полиглот, историк и джадидист Исхокхон Ибрат (настоящее имя — Исхокхон Тура Джунайдулло-ходжа оглы) в своей исторической книге «История Ферганы» («Тарихи Фаргона») 1916 года относит Маргилан к древним городам Ферганы.
Время основания и название города автор связывает с переселенцами из Персии и датирует 833 годом, т.е. IX веком. Согласно археологическим исследованиям, в Маргилане с IX века широко распространилось ремесленничество. Другая версия о происхождении названия города «Маргилон», образованного на месте нескольких поселений прибывшими сюда жителями Гилянской долины, которые у себя на родине занимались шелководством, возможно, более правдоподобна..
В период правления двоюродного брата и зятя Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), 4-го праведого халифа Али ибн Абу Талиба (656—661), некоторые курайшиты из рода 1-го праведного халифа (сподвижник и тесть пророка Мухаммада Абу́ Бакра ас-Сидди́ка) во главе со знатью города Медины начали переселяться на северо-восток до берегов Каспия, где на территории Гилянской долины они создали мощное государство Сеидов со столицей в городе Решт.
В последующие века поселение называли по-разному по звучанию и написанию — Моаргилон, Маргинон, Маргилон, но смысл сводился к одному — «Мы-из-Гиляна».
Истории известно, что с XII до XVII веков Маргилан/Маргилон был крупным персоязычным городом пребывания тюркоязычных племён мингов, юзов и других.
Постепенная ассимиляция с автохтонным населением привело к тюркизизации населения города, который до сегодняшнего дня считается крупнейшим центром производства шёлковых тканей в Центральной Азии.
То, что жители Маргилана являлись носителями персидского диалекта, также подтверждается основателем Империи Великих Моголов Бабуром.
По его данным, в XV веке население Ферганской долины состояло из тюрков и сартов. Жителей Маргелана, Соха, Ришдана, Исфары и Канибадама Бабур относил к сартам, а Андижана и его окрестностей — к тюркам.
В своей книге «Бабу́р-наме́» он пишет:
![]() |
Ещё один город — Маргинан, к западу от Андиджана, в 7 йигачах пути. Это хороший город, полный всякой благодати. Гранаты и урюк там обильны и хороши.
Есть один сорт граната, который называют донакалан. В его сладости чувствуется лёгкий приятный кислый привкус абрикоса. Этим гранатам можно отдать предпочтение перед семнанскими гранатами. Имеется там еще сорт урюка, из которого вынимают косточки, а вместо них кладут внутрь плода ядрышки и сушат. Называют его субхани, он очень вкусный. Дичь там хорошая, белые кийики попадаются близко. Жители Маргинана — сарты. Это драчливый и беспокойный народ. Обычай драться на кулаках распространён в Мавераннахре. Большинство знаменитых кулачных бойцов в Самарканде и в Бухаре — маргинанцы. Автор Хидаи — уроженец селения маргинанской области, называемого Ришдан. |
![]() |
При Саманидах (IX—X века) Маргилан был небольшим городом. Через него проходил только один торговый путь, который шёл по южной Фергане. В письменных источниках он упоминается как Маргинан.
После угасания под влиянием местных причин таких крупных городов, как Кува и Риштан, в XI веке положение дел меняется.
Процветанию Маргилана способствовало то, что он находился на перекрёстке Великого шёлкового пути, идущего с Запада на Восток.
После Ходжента он разветвлялся на 2 дороги — северную и южную. Южный путь после Канибадама шёл в горнорудный район Сох и далее, через Хайдаркан, в Охна, Кадамжой и, наконец, в Маргилан.
Северный путь после города Ахсикента (Ахсикета) снова делился на 2: один шёл через «Миян рудан» («икки сув ораси», Нарын и Карадарью) в Узгенд, 2-й — в Маргилан.
В этот период город растёт территориально за счет рабада. Интенсивно развиваются все виды ремёсел. И в результате Маргилан/Маргинан в XI—XII веках стал одним из столичных городов Ферганы и имел свой монетный двор, где чеканились монеты от имени наместника Караханидского государства.
Российский востоковед, академик В.В. Бартольд в своих исследованиях указал:
![]() |
Бывали случаи разрушения города во время военных действий. Кроме того, под влиянием местных причин город мог обратиться в село, а село — в город. В Фергане Маргинан в X веке был небольшим городом, а в XII веке причислялся к «известным городам», тогда как Риштан, бывший в X веке городом более значительным, чем Маргинан, сделался деревней в окрестностях Маргинана. | ![]() |
Исламский богослов, представитель суфизма, шейх учения Накшбанди Махдуми Аъзам считал богоизбранного святого Бурхануддин аль-Маргинани своим духовным наставником. Аъзам несколько раз посещал его родину — квартал Дахбед в Риштане.
Спустя более 300 лет Махдуми Аъзам в знак уважения к своему духовному наставнику Бурхануддину аль-Маргинани избрал для своего постоянного места пребывания Дахбед в Самарканде, тем самым продолжив известность поселения, а в последующем основал школу суфизма «Дахбедия».
Средневековые ученые, исламские богословы и законоведы-факихи Маргилана — Абдул-азиз ибн Абдураззок ибн Абу Наср ибн Жаъфар ибн Сулаймон Маргиноний (1084 год), Абу Мухаммад Умар ал-Кандобий ал-Маргиноний (1093 год), Али ибн Абу Бакр Маргиноний (1197 год), Абу Хафс Низомиддин Умар Маргиноний (1203 год), Абул Махосан Захриддин ал-Хасан ибн Али ибн Абдулазиз Маргиноний (1203 год), Абул Хасан Захириддин Али ибн Абдул-азиз ва Шамсул аимма Махмуд Абу Шандий (1112 год), Хасан ибн Али Захириддин ал-Кабир лакаби Абул Махосиндир, Бурхониддин Махмуд ибн ас-Садр ас-Саъид Тож ад-Дин Ахмад ибн ас-Садр ал-Кабир Абдал-азиз ибн Умар ибн Муаз ал-Бухори ал-Маргиноний (наставник Бурхониддина ал-Маргиноний).
С 1710 по 1876 годы Маргилан входил в состав Кокандского ханства и был центром бекства.
В 1875 году после завоевания Кокандского ханства город вошёл в состав Российской империи (см. Среднеазиатские владения Российской империи).
Во времена Российской империи официальными названиями города были Маргелан или Старый Маргелан (для отличия от Нового Маргелана).
В 2007 году был торжественно отмечен 2000-летний юбилей города.
Маргилан расположен на юго-востоке Ферганской долины, в предгорьях Алайского хребта, в 9 км к северо-западу от областного центра — города Фергана. Имеется железнодорожная станция на линии Андижан — Коканд.
Маргилан является одним из трёх крупных городов Ферганской области наряду с Ферганой и Кокандом. В городе живут представители более 30 национальностей.
По состоянию на 1 января 2014 года, численность населения составляет 215 400 жителей
Год | 1897 | 1926 | 1959 | 1970 | 1973 | 1991 | 1999 | 2014 |
Население, человек |
36 500 | 44 000 | 68 000 | 95 000 | 106 000 | 125 000 | 143 600 | 215 400 |
Маргелан, согласно всеобщей переписи населения Российской империи, проведённой 28 января (9 февраля) 1897 года путём непосредственного опроса всего населения на одну и ту же дату, в соответствии с Высочайше утверждённым в 1895 году «Положением о Первой всеобщей переписи населения Российской Империи» был одним из крупных городов Средней Азии.
Уезд (город) | Всего | сарты | киргизы | тюрки | таджики | узбеки | русские | кашгарцы | евреи | поляки | татары | немцы | армяне | цыганы |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Маргеланский уезд | 321 860 | 202 730 | 43 717 | 38 353 | 15 189 | 8 355 | 4 711 | 4 696 | 844 | 729 | 198 | 160 | 51 | 18 |
г. Старый Маргелан | 36 490 | 35 645 | 20 | 4 | 3 | - | 98 | 33 | 652 | 1 | 7 | - | 2 | - |
Фабрика «Ёдгорлик».
Маргилан с древности является центром производства шёлковых тканей. В городе действуют сувенирные фабрики «Ёдгорлик» и «Файзулодин», фирма «Атлас». Есть много мастеров-ремесленников, работающих на дому.
Экономика города сконцентрирована, в основном, на крупном оптовом вещевом базаре и продуктовом рынке. Очень развит частный сектор. Жители города, в основном, заняты куплей-продажей и ремеслом, многие работают в государственных учреждениях.
В годы советской власти в городе построили шёлковый комбинат, художественно-швейную фабрику, ремонтно-механический, трактороремонтный, деревообрабатывающий, чугунолитейный и молочный заводы.
В Маргилане действуют текстильные фабрики «Оршах текстиль» (СП с Турцией), «Осиё Текс», фирма «Атлас», трактороремонтный и хлебобулочный заводы, деревообрабатывающие цеха и т.д.
Многие горожане имеют статус юридического лица и занимаются малым и средним бизнесом. В Маргилане расположены филиалы банков ОАКБ «Хамкорбанк», «Кишлоккуришибанк», «Агробанк», «Миллий банк», «Халк Банки».
Маргилан с древних времён является одним из крупнейших культурных центров Средней Азии. В этом городе родились выдающиеся деятели культуры, которые внесли большой вклад не только в узбекскую национальную, но и мировую культуру.
Архитектурные памятники: