Кладбища г. Наманган Наманганского уезда Ферганской области.
Храм Архангела Михаила г. Наманган Наманганского уезда Ферганской области.
Церковь Евангелистских Баптистских христиан г. Наманган Наманганского уезда Ферганской области.
Храм Архангела Михаила г. Наманган Наманганского уезда Ферганской области.
Мечеть Атавалихона г. Наманган Наманганского уезда Ферганской области.
Мечеть Аттавалик-Хонтур г. Наманган Наманганского уезда Ферганской области.
Мечеть Муллы Бозора Охунда. г. Наманган Наманганского уезда Ферганской области.
Наманга́н (узб. Namangan) — город, административный центр Наманганской области Республики Узбекистан. 2-й по численности населения город в Узбекистане после Ташкента.
Считается, что название «Наманган» произошло от персидского «Намак кан» (نمککان) — «соляная копь».
Археологические раскопки показали наличие поселения на территории современного города (в районе каменного моста через Намангансай) в первые века нашей эры. По преданию, на территории поселения располагалось озеро, где добывалась поваренная соль.
Первые упоминания о собственно населённом пункте Наманган относятся к концу XV века, а с 1610 года Наманган стал городом. В 1620 году в Наманган переселились жители разрушенного землетрясением Ахсикента.
В развитии Намангана огромную роль сыграло прорытие канала Янгиарык в 1819—1821 годах. Российский путешественник и географ А.Ф. Миддендорф, посетивший Наманган в 1878 году, писал:
Как осуществилось одно из последних творений — Янгиарык в Наманганском уезде? Из каждого двора требовали по одному работнику. Вооружённый своим кетменем, он должен был работать на своих харчах в течение 15 дней по устройству обводнительного канала. По прошествии 3-х лет добились небольшого протока воды, а затем, в последующие 10 лет, канал был расширен и углублен.
А.Ф. Миддендорф. Очерки Ферганской долины, СПБ, 1882 год.
Наманган был известен как ремесленный центр, в котором проживали гончары, ткачи, медники, кузнецы, красильщики, ювелиры, набойщики тканей и сапожники.
Были развиты садоводство и шелководство, процветала торговля с Китаем, Бухарой и соседними кочевыми племенами.
Находясь в составе Кокандского ханства, Наманган переживал бесконечные междоусобицы, разорительные войны и набеги, подрывавшие экономику города.
В 1843 году сын кокандского правителя Шералихана Худоярхан был беком в Намангане. В 1845 году Мусулманкул забрал 16-летнего Худояра в Коканд и провозгласил его ханом.
Бесконечные интриги, перевороты и следовавшие за ними беспорядки привели к тому, что Наманган в 1873—1876 годах присоединился к восстанию против Худоярхана.
Царь Александр II, поддерживая Худоярхана, послал войска для подавления восстания. 26 сентября 1875 года генерал М.Д. Скобелев, переправившись через Сырдарью, занял город.
Однако уже через месяц (в октябре) мятежники захватили Наманган, и русский гарнизон, укрепившийся в цитадели, с трудом отбил атаки повстанцев.
Тогда Скобелев подтянул дополнительные силы и подверг Наманган артиллерийской бомбардировке, выбив мятежников из города и окончательно присоединив его к Российской империи.
После включения территории Кокандского ханства в состав империи город стал центром Наманганского уезда Ферганской области.
С присоединением к России в Среднюю Азию начал быстрыми темпами проникать промышленный, торговый и банковский капитал. По данным статистики, в 1892 году в Наманганском уезде работало 28 различных предприятий, на которых трудились 704 рабочих.
Быстрыми темпами развивалась хлопкоперерабатывающая промышленность. Самыми большими масштабами производства отличались 20 хлопкоочистительных заводов, которые вырабатывали 81,5% всей валовой промышленной продукции.
В связи с развитием хлопкоперерабатывающей промышленности колоссально возрос спрос на хлопок-сырец. В 1892 году валовой сбор хлопка в уезде составил 22 600 тонн с 21 500 га, урожайность была 10,5 центнера.
В Намангане работало 10 хлопкоочистительных заводов (4 паровых, а остальные — водяные), 2 салотопенных завода, 8 мыловаренных, 10 кожевенных, 1 водочный; 15 мукомолен, 65 маслобоен, 3 толчеи, 9 гончарных, 2 кирпичные и 4 чугуноплавильных мастерских.
Развитие промышленности отразилось и на росте населения Намангана. Если по данным переписи 1897 года в нём проживало 62 017 человек, то в 1910 году уже 75 580 человек.
Наманган занимал 1-е место в Ферганской долине по численности школ и мактабов. В городе успешно работали 1 приходское училище, 1 русско-туземная начальная школа (с вечерними курсами для взрослых) и 68 мусульманских мактабов. Действовала больница на 20 коек.
В 1912 году город был соединён железной дорогой с Кокандом. Наманган превратился в один из промышленных центров и 2-й по численности населения город (после Ташкента) в Туркестанском генерал-губернаторстве.
В это время было построено множество зданий и сооружений, среди них — мавзолей Ходжамны-Кабры и медресе Муллы-Киргиза.
Герб Намангана (Российская империя).
22 октября 1908 года вместе с другими гербами Ферганской области был утверждён герб города Намангана. Его описание было таким:
В червлёном щите 3 серебряных шелковичных червя, свернувшихся в кольцо. В вольной части герб Ферганской области.
С конца 1917 года в городе периодически происходили вооружённые столкновения между большевиками и контрреволюционными силами.
В апреле 1920 года Наманган посетил и пробыл несколько дней командующий Туркестанским фронтом и член комиссии ВЦИК по делам Туркестана М.В. Фрунзе.
Вместе с ним в Наманган прибыли председатель комиссии ВЦИК по делам Туркестана Ш.З. Элиава и председатель Маргиланского союза «Кошчи» Юлдаш Ахунбабаев.
Примерно к середине 1923 года Красной Армии удалось подавить басмаческое движение в уезде.
В результате национально-государственного размежевания 1924 года от территории Наманганского уезда были отделены 10 волостей (Чаткальская, Алабукинская, Аимская и другие), которые вошли в состав Киргизской автономной республики.
В 1926 году город пережил сильное землетрясение. Коллективизация, начавшаяся в 1927 году, сопровождалась массовым недовольством населения и вооружёнными выступлениями, продолжавшимися до конца 2-й пятилетки (1937 год).
В 1930 году в Намангане имелись 17 школ 1-й ступени и 2 школы повышенного типа (7-летка и 9-летка), работали 307 школ по ликвидации безграмотности. Функционировали 2 детсада, 2 детдома и 6 детплощадок.
В городе работали педагогический техникум, медицинский рабфак, 7 клубов, 31 красный уголок, 2 библиотеки, 3 кинотеатра и 1 музей-зоосад.
15 июня 1932 года, по инициативе известного узбекского поэта и просветителя Хамзы Хаким-заде Ниязи, в Намангане был открыт областной музыкально-драматический театр имени Алишера Навои, функционирующий и поныне.
10 марта 1941 года указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Наманганская область в составе Узбекской ССР, а город Наманган стал её административным центром.
В 1941—1943 годах в эвакуации в Намангане находились проектный институт всесоюзного значения ГИПРОИВ и Всесоюзный научно-исследовательский институт искусственного волокна (ВНИИВ).
Также с сентября 1942 года по весну 1945 года в Намангане, а также Фергане, Андижане и Учкургане, временно базировалась Армавирская военная авиационная школа пилотов (АВАШП), в дальнейшем слившаяся с Краснодарским высшим военным авиационным училищем лётчиков.
В годы войны Наманганский химический завод выпускал стропы для парашютов. Около 24 000 наманганцев погибло на фронтах Великой Отечественной войны.
Герб Намангана (советское время).
С 3 по 5 декабря 1990 года в городе произошли беспорядки на национальной почве. 2 декабря местные хулиганы устроили ссору и драку с военными в автобусе.
В ходе беспорядков погибли 5 военнослужащих Советской Армии, которых хулиганы сожгли в том же автобусе, где была устроена драка. Также погибло трое гражданских лиц.
По другим данным, зачинщиками ссоры и драки были сами военнослужащие, которые в состоянии алкогольного опьянения начали приставать к женщинам и девушкам.
События получили освещение в общесоюзных СМИ — газета «Комсомольская правда» писала об этих событиях в статье «Чёрные яблоки Намангана».
В 1990 году в Намангане открылся 1-й в СССР официальный учебный центр восточной медицины по подготовке специалистов бесконтактного массажа методом Джуны Давиташвили с выдачей официального документа при ОНИЛ ДД ИОФ АН СССР (Отраслевая научно-исследовательская лаборатория «дистанционная диагностика» института общей физики академии наук СССР). Его организатором являлся Тахир Касымович Мадаминов.
После обретения Узбекистаном независимости Наманган остался областным центром Наманганской области. В 1-й половине 1990-х годов в городе функционировали неправительственные псевдоисламские организации («Товба» и «Ислом Лашкарлари»).
Данные организации ставили целью построение так называемого «халифата» в Ферганской долине. Это привело к напряжённой социальной обстановке в городе.
Однако к середине 1990-х годов властям удалось восстановить порядок в городе. Видные активисты псевдоисламского движения были вынуждены скрыться из страны, и влияние бандформирований пошло на убыль.
В 2003 году Давлатабадский район города Намангана был упразднен и напрямую подчинен хокимияту (администрации) города.
Территория города до 2016 года составляла 101,5 км². Затем к городу были присоединены части территории Наманганского, Уйчинского и Янгикурганского районов. В результате площадь города выросла до 145 км².
Наманган расположен в северной части Ферганской долины, в 200 км к юго-востоку от Ташкента (по дороге — около 300 км). Высота — 476 метров над уровнем моря.
Численность населения по состоянию на 1 января 2020 года составляла 626 200 жителей.
В городе проживают представители 20 национальностей, подавляющее большинство из них узбеки. По данным на 2011 год, их доля составляла 95,9% населения города.
Доля русскоговорящего населения Намангана резко уменьшилась после распада СССР, большинство которого уехало в другие страны (прежде всего, в Россию).
|
Повышенный прирост населения в 2016 году объясняется присоединением к городу Намангану части пригородных территорий из состава Наманганского, Уйчинского и Янгикурганского районов.
Согласно всеобщей переписи населения Российской империи, проведённой 28 января (9 февраля) 1897 год путём непосредственного опроса всего населения на одну и ту же дату, в соответствии с Высочайше утверждённым в 1895 году «Положением о Первой всеобщей переписи населения Российской Империи», Наманган был крупным городом в Средней Азии.
Численность населения и национальный состав Намангана согласно переписи 1897 года:
всего | сарты | узбеки | таджики | персы | русские | украинцы | киргизы | кашгарцы | тюркские наречия не распределённые |
поляки | немцы | цыгане | евреи | татары |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
62 017 | 52 890 | 6 | 691 | 52 | 822 | 204 | 48 | 10 | 6670 | 192 | 46 | 2 | 110 | 194 |
Аэропорт Намангана расположен в 12 км от центра города. Действует железнодорожная станция Наманган. Троллейбусы ходили в Намангане с 1973 года по 3 января 2010 года.
Нерегулярность работы общественного транспорта (автобусов и троллейбусов) привели к тому, что основную долю пассажироперевозок осуществляют частные маршрутные такси.
Они состоят в основном из миниавтобусов «Дамас» южнокорейской компании «Daewoo» узбекской сборки. Также в настоящее время по всей территории города и области начали курсировать автобусы марки «Isuzu» узбекской сборки.
Наманган — город с сильными мусульманскими традициями. Даже в годы Советской власти наманганские исламоведы занимали ведущие посты в религиозных учреждениях Бухары и Ташкента, работали имамами в крупнейших мечетях Центральной Азии. За период 1990—92 годов населением города были воздвигнуты десятки мечетей. В 1997 году их число в городе достигло 270, а по всей Наманганской области — более 690. При Советской власти (по состоянию на 1 января 1987 г.) в Наманганской области при населении 1,4 миллиона человек было всего 3 действующих мечети, а до Октябрьской революции 1917 года их было более 400 при населении 180 тысяч человек.
В конце 1980-х годов при вмешательстве третьих сил в городе начали распространяться чуждые наманганцам идеи политизации религии и использования ее для достижения политических амбиций. Причиной были ослабление Советской власти и паралич коммунистической идеологии. Постепенно город вновь стал одним из центров искусственно политизированной религии в Центральной Азии. Видные лидеры радикальной псевдорелигиозной оппозиции Центральной Азии Тахир Юлдаш и Джума Намангани — уроженцы Намангана.
С 1990 года в мечети Мулло Киргиз (Отауллохон) стали собираться приверженцы так называемого нового толка ислама, который имел некоторые отличия от традиционного толкования при совершении намаза и отправлении других религиозных обрядов. Их нельзя было назвать ни ваххабитами, ни шиитами, ни суннитами. Мечеть была открыта любому верующему. По началу приверженцы обоих течений сосуществовали мирно, но в большинстве мечетей совместный намаз с приверженцами нового толка воспрещался.
Вокруг мечети Мулло Киргиз (Отауллохон) стали возникать радикальные молодёжные псевдоисламские организации. Одной из самых крупных псевдорелигиозно-политических группировок, функционировавших в Намангане в конце 1980-х — начале 90-х гг, стала т.н. организация «Ислом лашкарлари» («Воины ислама»). Своим опорным пунктом они сделали мечеть Мулло Киргиз (Отауллохон). Имамом мечети был яростный сторонник радикального течения ваххабизма Абд ал-Ахад, последователь Рахматуллах Аллама.
Пользуясь общей обстановкой хаоса, сопровождавшей развал СССР, ваххабиты наладили канал получения финансовой помощи от различных организаций и фондов из зарубежа. На полученные средства стали издавать и распространять радикальную литературу, вести идеологическую работу. Город не раз посещали иностранные псевдомусульманские проповедники, встречи с которыми проходили при большом стечении народа.
Однако со временем, ваххабиты стали призывать к свержению существующего строя, установлению так называемого «халифата» и якобы введению законов шариата. Были неоднократные призывы к физическому уничтожению «неверных», сотрудников правоохранительных органов, коммунистов и их семей. Имелись многочисленные факты запугивания женщин носящих европейскую одежду. В 1990 году, ваххабиты окружив здание Наманганской областной прокуратуры потребовали отдать им все уголовные дела, возбуждённые против их сторонников. Их требование было удовлетворено и полученные уголовные дела были сожжены перед зданием прокуратуры.
Рост количества приверженцев ваххабизма и их активность, стали беспокоить приверженцев традиционного Ислама. В 1991 году, это привело к нескольким противостояниям. Несколько раз, тысячи горожан собирались у ворот мечети Мулло Киргиз (Отауллохон), с требованием к её закрытию. По некоторым данным, новое течение в мечети «Отауллохон» и других мечетях было организовано при помощи КГБ СССР в целях разделения верующих на два враждующих лагеря.
Так называемая группировка «Ислом лашкарлари» делилась на два крыла:
а) «Адолат» или «Партсъезд-9». Члены группы присвоив себе функции правоохранительных органов, самовольно занимались поддержанием общественного порядка. При этом юридическими нормами были провозглашены якобы законы шариата. Члены группы неоднократно совершали акты самосуда и убийства сотрудников милиции. Это крыло «Ислом лашкарлари» было разгромлено в марте-апреле 1992 г.
б) «Ваххабиты». Главное внимание уделяли обсуждению религиозных вопросов. Руководитель — Тохир Юлдаш. Члены организации подразделялись на группы по 20-50 человек. Количество групп доходило до 60. Группа поддерживала связи с Хизб ут-Тахрир.
Также, в 1992—1995 годах, в городе и области действовала группа «Товба» («Тауба»), под руководством Джумы Намангани. Количество членов доходило до 300 человек. Организация, придерживаясь религиозных взглядов, осуждала факты гибели военнослужащих-срочников и неуставных взаимоотношений в армии.
Наибольший размах деятельность ваххабитов достигла в 1992-93 годах. Пользуясь слабостью новых властей, они широко демонстрировали свою силу, занимаясь самосудом, обосновывая свои действия якобы законами шариата. Но в 1993 году, власти начали первый этап борьбы с бандформированиями. В результате были разгромлены ряд криминальных организаций, а их лидер Тохир Юлдаш, вместе с соратниками бежал в Афганистан.
После террористических актов в Ташкенте 16 февраля 1999 года представители бандформирований подверглись репрессиям и гонениям. Мечеть Мулло Киргиз (Отауллохон) перешла в управление государству. На сегодняшний день ситуация находится под полным контролем властей.
Наманган — уездный город Ферганской области, в 76 верстах от областного центра, Нового Маргелана, на северной окраине Ферганской долины, на высоте 1470 футов над уровнем моря, у южной подошвы передовых отрогов Чоткальского хребта (Тянь-Шань). К 1 января 1896 г. 46180 жителей (22984 мужчины и 23196 женщин), из них 45400 магометан-туземцев (сарты, каракиргизы и проч.); православного русского населения всего 634 человека. Средняя температура года около +13° (по Ц.); годовое количество осадков — 208 мм. Н. орошается Янги-арыком, выведенным из реки Нарын. Значительный торговый центр, наиболее крупный в лежащей к северу от Сыр-Дарьи части Ферганской области; важной отраслью промышленности является очистка хлопка от семян, производимая на 10 хлопкоочистительных заводах, из которых 4 паровых, остальные водяные; есть еще два салотопенных завода, с суммой оборота в 380 руб., 8 мыловаренных заводов (4110 руб.), 10 кожевенных (3835 руб.), один водочный (30675 руб., около 421500° виноградного спирта), 15 мукомолен (3140 руб.), 65 маслобоен (980 руб.), 3 толчеи (9125 руб.), 9 гончарных (920 руб.), 2 кирпичных (876 руб.), 4 чугуноплавильных (232 руб.). 1 больница на 20 кроватей, 1 лечебница для туземных женщин и детей, 1 местный лазарет, 1 приходское училище, 1 русско-туземная начальная школа с вечерними курсами для взрослых, 68 магометанских школ. Городские доходы в 1895 г. 55478 руб., расходы 51833 руб., в том числе на врачебную часть 10450 руб. и на народное образование 2560 руб. Как и все среднеазиатские города, Н. состоит из двух частей, русской и туземной, и не отличается благоустройством. Н. занят русскими войсками 26 сентября 1875 г.
Наманганский уезд Ферганской области занимает северо-западную часть последней и граничит на севере и северо-западе с Сыр-Дарьинской областью. 15273,4 кв. версты. Площадь Н. уезда в общем имеет вид четырехугольника около 240 верст длиной и около 70 верст шириной, вытянутого с юго-запада на северо-восток, между Сыр-Дарьей и Нарыном на юге и гребнем Чоткальского хребта на севере. Таким образом, самые возвышенные части Н. уезда лежат на северо-западе, на границе с Сыр-Дарьинской областью, которая проходит по Чоткальскому хребту (Тянь-Шань), отдельные вершины коего поднимаются выше 12—13 тыс. футов; через перевал Кендыр-даван (5500 футов) в западной части хребта производится вьючное прямое сообщение Ферганы с Ташкентом. Падающие и понижающиеся к югу контрфорсы и предгорья названного хребта наполняют большую часть Н. уезда, южная треть коего представляет сравнительно низменную (1200—2500 футов), волнистую, местами и ровную, местность. Низменная часть Н. уезда, протягиваясь широкой полосой по правому берегу Сыр-Дарьи и вдаваясь в виде заливов здесь и там в предгорья, покрыта почти сплошь плодородной лёссовой почвой и почти всюду, где есть вода, возделана и густо населена. Реки, кроме Сыр-Дарьи, омывающей Н. уезд с юга, и Нарына, огибающего его на юго-востоке, ничтожны и представляют в сущности небольшие ручьи и речки, стекающие с гор и почти пересыхающие летом, из коих ни одна не доходит до Сыра. Климат Н. уезда весьма разнообразен; в южной низменной части уезда он сух и мягок (см. Наманган), в северной возвышенной, более влажен и сравнительно суров; лето в более низменных частях уезда отличается продолжительностью, сильными жарами и ничтожным количеством выпадающих осадков. Леса сосредоточены исключительно в горной части уезда, где насаждения ели, пихты, можжевельника, тополя, березы, грецкого ореха, яблони, груши и прочих лиственных пород занимают до 11000 десятин; в низменных степных местах, прилегающих к Сыру, растут степные кустарники. Общая площадь лесных зарослей в уезде приблизительно равняется 16000 десятинам. Население Н. уезда, слагающееся главным образом из сартов, каракиргизов и таджиков, состояло к 1 января 1896 г. из 208940 душ (105212 мужчин и 103728 женщин), из которых 207543 приходится на кочевое и оседлое туземное население. Православных 252, раскольников 78, католиков 6, протестантов 4, евреев 44, магометан 208435, прочих исповеданий 121. Главнейшее занятие жителей — земледелие, которое в большинстве местностей ведется при помощи искусственного орошения. Оросительные каналы выведены из реки Нарын (главный — Янги-арык) и мелких речек, стекающих с гор. Часть земли (около 16000 десятин) засевается под дождь (богарные посевы, см. Богара). Главнейшие культурные растения — рис, джугара (Sorghum cernuum), пшеница, ячмень, просо, бобы и хлопчатник, под которым до 20000 десятин (собирают до 350000 пудов хлопка, на сумму до 2,5 млн. руб.). Плодовые насаждения (абрикосы, персики, груши, сливы, яблони, фисташки и проч.), в том числе и виноградники, занимают площадь в 2350 десятин. Продукты бахчеводства, в особенности дыни, служат существенным подспорьем в пище населения. Скотоводство, вследствие горного характера большей части уезда, развито сравнительно слабо; в 1895 г. в Н. уезде, вместе с городом Наманганом, насчитывалось верблюдов 2000, лошадей 47600, ослов 22300, рогатого скота 60000 голов, овец 269700, коз 215000. Слаборазвитая фабрично-заводская промышленность имеет скорее характер мелких ремесел или промыслов; так, например, сумма производства 1128 маслобоен равняется всего 118470 руб., а 660 мельниц — 151382 руб. Довольно распространенная кустарная промышленность имеет предметом обработку шерсти, хлопка, отчасти шелка, кож и проч., и производство из них различных предметов для домашнего обихода.
В. М.