Свято-Николаевский морской собор 1819 г.
Свято-Николаевский морской собор (другие названия: Церковь Николая Чудотворца, Николаевская церковь) — находится по адресу улица Мостовая, 31 район Забалки. Памятник архитектуры национального значения, охранный номер 1624.
Район Забалки возник в конце XVIII века как один из пригородов Херсона, который раскинулся за глубоким оврагом (балкой), активно начал застраиваться только в начале XIX в. Для нужд верующих на берегу реки Кошевая в военный госпиталь построили небольшую деревянную церковь, которую освятили во имя Святого Николая Чудотворца.
В 1819 году церковь вывели из военного ведомства и превратили в обычную приходскую. Со временем деревянная церковь обветшала, с 1840 года возник вопрос о строительстве большого каменного храма. Население Забалки в основном бедное, средствами на строительство храма помог благодетель — коллежский асессор Иаков Андреевич Дорошенко, потомок гетманского рода Дорошенко, который предоставил нужную сумму.
9 мая 1842 в центре новой рыночной площади был возведен и освящен новый каменный храм во имя Святого Николая Чудотворца. Этого святого особенно почитали освободители Причерноморского края. Существует легенда, что святой образ Николая Чудотворца был подарен старой госпитальной церкви князем Г. А. Потемкиным, это и стало причиной одноименного освящения храма.
Во время Крымской войны в Николаевском храме отпевали севастопольских защитников, умерших в херсонских госпиталях.
К 1904 году церковь расширили двумя боковыми пристройками, одна из которых освящена в честь Касперовской иконы Божьей Матери, а другая во имя Серафима Саровского чудотворца. Строительство возглавил настоятель церкви отец Федор Калинчук, а освятил — преосвященный Дмитрий, епископ Новомиргородский.
До 1917 года при церкви действовала церковно-приходская школа, в ней обучалось в среднем 30 мальчиков и девочек.
После революции храм Святого Николая стал в Херсоне первым, который выступил с программой реформ и приспособления к изменениям в результате Октябрьской революции социально-экономическим условиям. От церкви требовали политической переориентации, признание ею нового строя и лояльного отношения к Советской власти. Но это просуществовало недолго, программа не была осуществлена, этому помешал массовый уход верующих от церкви.
В 1922 году из церкви были изъяты все ценности, в 1929 году сняты колокола «для индустриализации страны». Местные жители делали все возможное, для того чтобы восстановить церковь: собирали пожертвования, восстанавливали иконостас.
С 1932 по 1942 годы храм не работал, на его территории находилось зернохранилище и ремонтные мастерские. В 1941 году художник Бабенко написал образ Воскресения и Плащаницы Божией Матери, Распятие Господне. Во время оккупации Херсона немецко-фашистскими захватчиками храм Николая Чудотворца стал местом, где велась церковно-патриотическая работа, вели её священники Тимофей Андреевич Закрицкий и Николай Николаевич Николайченко.
После войны священник Закрицкий начал организацию Херсонской епархии и призвал все духовенство церквей области помочь Советской Армии. Вместе с Николаем Николайченко призвал прихожан на восстановление храма Николая Чудотворца. Священник Т. А. Закрицький был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 г.г.».
При настоятеле Никаноре Городове и старосте церковной общины И. Г. Мандалуце церковь постепенно отстраивалась, восстановлены реставрационные работы, а с 1949 года по 1954 год восстановили обе пристройки. В 1954 году построена каменная ограда до 2-х метров высотой.
Осенью 1969 ураганным ветром была повреждена на храме и колокольне кровля, которую сразу же починили. В 1994 году купол колокольни восстановлен в его первоначальном виде.
В 2007 году Свято-Николаевская церковь вернула себе статус морского храма. Сейчас это действующий собор, в котором проводятся богослужения. При храме действует три воскресные школы: младшая (от 2 до 7 лет), средняя (от 7 до 14) и взрослая (от 14). Рядом с храмом — навигационный ориентир, который в море указывает судам верный путь.
Свято-Николаевский морской собор
Каменный храм построен в стиле классицизма. Крестовый план образован квадратными в плане боковыми ветвями (южной и северной), удлиненных пропорций западным объёмом и укороченной прямоугольной в плане апсидой на востоке. Над средокрестием помещен массивный по пропорциям купол на световом восьмиграннике, с западной стороны — трехъярусная колокольня. Западный и восточный фасады акцентированы портиками со спаренными колоннами тосканского ордера, завершенными треугольными фронтонами.
Декорация фасадов: поле стен расчленены пилястрами, подчеркнуто тягой, завершено антаблементом с высоким канельованим фризом. Окна, дверные проемы и арки двозвонних ярусов колокольни имеют полуциркулярными контуры, декорированные архивольтами, опирающихся на профилированную тягу.
В интерьере, благодаря мягкому переходу с помощью парусов от мощных опор к барабану купола, большого количества окон, создается залит светом единое внутреннее пространство. Чистота рисунка всех элементов памятника, пропорциональность его членений свидетельствуют о соблюдении лучших традиций русского классицизма и высоком мастерстве архитектора .