Крестовоздви́женская це́рковь (также Це́рковь Воздвиже́ния Че́стного и Животворя́щего Креста́ Госпо́дня, Це́рковь Воздвиже́ния Креста́) — православный храм в Иркутске, расположенный висторическом центре города на улице Седова. Один из старейших православных храмов Иркутска. Наиболее самобытный памятник сибирского барокко.
В 1717—1719 годах на Крестовой горе была построена первая деревянная двухэтажная церковь, которую освятил митрополит Филофей (Лещинский). В мае 1747 года вместо деревянной заложили каменную церковь. Строительство церкви закончилось к зиме 1760 года.
16 апреля 1851 года в церкви венчался Геннадий Невельской. В 2008 году в память об этом событии на стене храма была установлена мемориальная доска.
Свою известность церковь получила благодаря уникальной декоративной пластике фасадов[3]. Богатая и обильная орнаментация занимает всё пространство внешних стен. Сложнейшие узоры созданы комбинацией простых геометрических фигур, присутствует растительный орнамент.Рисунок позволяет предположить влияние прикладного искусства местных народностей.
Единственный храм в Сибири, в котором полностью сохранились интерьеры XVIII века.
Митрополит Иркутский и Ангарский Вадим служил настоятелем Крестовоздвиженской церкви в чине архимандрита с 1988 по 1990 год.
В Крестовоздвиженской церкви венчался российский космонавт Анатолий Иванишин[
Строительство: 1749 г.
Адрес: ул. Седова, 1
Церковь заложили в 1747 г, а в 1757 г. был освящен главный холодный придел во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня. В 1860 г. старое крыльцо заменено на 2-х этажный притвор в стиле ампир. В конце XIX в. изменения завершены. Церковь была построена на средства иркутского купца-морехода Федора Щербакова на Крестовском холме, у подножия которого долгое время стоял древний деревянный крест.
Удачное размещение храма на возвышении, у пересечения главных улиц города, обеспечивает цельное восприятие памятника среди сохранившейся деревянной застройки. Даже сейчас церковь остается одной из главных доминант центра города. Объемная композиция отличается оригинальным решением с размещением двух приделов в широкой трапезной. В наружных формах это отразилось в живописной компоновке венчающих восьмериков приделов, носящих подчиненный характер по отношению к главному храму. С западной стороны - вертикаль ярусной колокольни. Двухсветный четверик холодного храма завершается тремя контрастно убывающими малыми восьмериками. Фигурный купол храма и грушевидные венчания восьмериков приделов имеют очень сложный и напряженный абрис и пластику. В общей композиции церкви усматривается ступообразный принцип, навеянный буддийской архитектурой. Но свою известность Крестовоздвиженская церковь получила все-таки не из-за интересного объемно-планировочного решения, а благодаря уникальной декоративной пластике фасадов. Богатый орнамент заполняет все поле стены храма, почти не оставляя свободных плоскостей. Сложнейшие узоры созданы различными комбинациями геометрических фигур. Характер орнамента и скульптурная пластика стены вызывают ассоциации с восточными мотивами.
К середине XVIII Иркутск стал настолько богатым городом, что по праву оспаривал у Тобольска звание сибирской столицы. В городе даже возникла местная архитектурная школа, разрабатывавшая одно из направлений сибирского барокко. А венцом, непревзойденным шедевром сибирского барокко стала иркутская Крестовоздвиженская церковь. Городская летопись относит начало строительства здания к маю 1747 года, а клировые ведомости сообшают, что новый храм был освящен 11 сентября 1758 года.
Сибирское барокко
О храмах, подобных Крестовоздвиженскому, историк русской архитектуры академик И.Э. Грабарь писал:
"Виртуозность отделки храма при сравнительно скудных средствах поистине изумительна. Обтесывая и укладывая кирпич и впрямь и вкось, вытесывая колонки и балясы.и устраивая хитро сплетенные карнизы, зодчие достигали поразительного эффекта, когда кирпичные узоры давали впечатление богатых тканей и хитро вытканных ковров".
«Хитро вытканный ковер» представляют собой и стены Крестовоздвиженской церкви, где, по словам И. Грабаря, "наивное сочетание отголосков Москвы и Украины причудливо сплелось в густой узорчатый ковер, с своеобразным привкусом соседнего Востока".
В 1779 году с северной стороны церкви был возведен теплый (остальные были холодные, не отапливались) придел «в честь источения Святой Богородицы». В подражание основным объемам он получил ярусное завершение. Однако окончательный облик сооружения оформился в 1860 году, когда по проекту гражданского архитектора В.А. Кудельского к западной стене колокольни было «прикладено каменное глухое крыльцо» в виде довольно значительного объема, украшенного во вкусе своего времени фронтончиком, полуколоннами, большими полуциркулярными окнами.
Возведенная некогда на окраине, где брал начало Заморский тракт, Крестовоздвиженская церковь оказалась со временем в центре Иркутска, на перекрестке, от которого веером расходятся оживленные улицы.
Академик И.Э. Грабарь отмечал:
"В большое изумление приводит живучесть традиционного стремления «приукрасить» в отдаленной и поздней по времени Крестовской церкви вИркутске."
Интерес к необычной церкви исследователи проявили еще в XIX столетии. В 1887 годуИмператорская Археологическая комиссия включила Крестовоздвиженскую церковь в Свод памятников отечественной старины. Тогда же протоиереем Г. Можаровым была составлена метрика на церковь, как на памятник архитектуры.
Особенно поражает каменное кружево, покрывающее стены Крестовоздвиженского храма. Известный русский исскуствовед Г К. Лукомский восхищенно писал:
"Плетение, как кружево, стелящееся по карнизу, вдоль столбов, между окнами, составляющее обрамление этих окон, у цоколя — покрывает всю церковь, перекрытую барочными, очень странного силуэта куполами. Лишь церкви Соликамски да Сольвычегодска могут сравняться с этим храмом по богатству фантазии и прелести выполнения узорчатых деталей".
В каменном убранстве Крестовоздвиженской церкви присутствуют монгольские мотивы — воистину, «своеобразный привкус соседнего Востока!»
Крестовоздвиженская церковь стала образцом для подражания. Мотивы убранства Крестовоздвиженской церкви можно встретить на стенах собора Посольского Спасо-Преображенского монастыря на Байкале, в других, более поздних по времени церквах Иркутска.
После 1917
Храм выполнял функции кафедрального собора в 1929—1936 и 1948—1991. В 1936 году богослужение в храме было прекращено. Тогда же с колокольни сняли колокола, самый старый из которых был отлит в 1753.
Источник: http://irkipedia.ru/content/krestovozdvizhenskaya_cerkov