Свято-Никольский храм с. Усть-Кут Усть-Кутская волость Киренский уезд Иркутской губернии.
Церковь "Скала Спасения" с. Усть-Кут Усть-Кутская волость Киренский уезд Иркутской губернии.
Спасский храм с. Усть-Кут Усть-Кутская волость Киренский уезд Иркутской губернии.
Церковь Илии Пророка в Балахне с. Усть-Кут Усть-Кутская волость Киренский уезд Иркутской губернии.
Церковь «Вифания» с. Усть-Кут Усть-Кутская волость Киренский уезд Иркутской губернии.
Церковь ХВЕ «Любовь Христа» с. Усть-Кут Усть-Кутская волость Киренский уезд Иркутской губернии.
Дом милосердия «Надежда есть» с. Усть-Кут Усть-Кутская волость Киренский уезд Иркутской губернии.
Усть-Кут — город (с 1954) в России, административный центр Усть-Кутского районаИркутской области.
Расположен в 510 км севернее Иркутска в центральной части области в месте слияния рек Лены и Куты.
Население — 42 272 чел. (2017).
Одно из первых русских поселений в Восточной Сибири. Основан в 1631 году как Усть-Кутский острог. Долгое время являлся местом политической ссылки. В 1974 годуобъявлен отправной точкой всесоюзной комсомольской стройки — Байкало-Амурской магистрали.
Крупный Осетрово-Ленский транспортный узел на пересечении железнодорожных, речных, воздушных и автомобильных путей. Включает порт Осетрово, в прошлом крупнейший речной порт в СССР[3]. Перевалка грузов на Север. Лесозаготовка, добыча углеводородов. Развит туризм с оздоровительными целями (санатории с лечебными грязями).
Усть-Кут расположен в центральной части Иркутской области в верхнем течении реки Лены у места впадения в неё реки Куты.
Город застроен преимущественно по левобережью Лены и Куты. Протяжённость с запада на восток по прямой линии — около 28 км; по руслам рек — около 34 км (исключая село Туруку).
Расстояние от Усть-Кута до Иркутска:
по железной дороге — 1385 км (по линии Усть-Кут — Тайшет — Иркутск);по автомобильным дорогам — 973 км (Усть-Кут — Братск — Тулун — Иркутск);прямым воздушным путём — 510 км.Расстояние до Красноярска — 794 км.
Расстояние до Братска — 320 км.
Ближайшие города: Железногорск-Илимский (107 км на запад), Киренск (300 км на северо-восток вниз по течению Лены).
Российские первопроходцы появились в устье Куты в конце 1620-х годов. В 1628 (по другой версии — в 1629 году[5]) казачий десятник Василий Бугор поставил здесь зимовье. Годом основания поселения считается 1631 год, когда отряд под предводительством атамана Ивана Галкина построил здесь большое зимовье, ставшее основой для Усть-Кутского острога.
Развитие острога как постоянного поселения связано также с именем Ерофея Хабарова. В 1630-х годах в окрестностях Усть-Кутского острога он основал солеварню, завёл на Лене пашню, организовал ямскую гоньбу.
Расположенный в конечной точке Ленского волока, Усть-Кут стал важным транспортным узлом в освоении Сибири и Дальнего Востока. Здесь готовились суда-дощаники для казачьих отрядов, шедших на восток, для Северной экспедиции Витуса Беринга. Через острог проходили экспедиции Дмитрия и Харитона Лаптевых, Владимира Атласова и Степана Крашенинникова, Григория Шелихова и Геннадия Невельского.
Уже в XVII веке вблизи острога на Лене и Куте образовалась цепочка небольших деревень, составивших в 1640 году Усть-Кутскую волость. До XIX века Усть-Кут был местом проведения крупных ярмарок. Население волости также занималось хлебопашеством, работало на солеваренном заводе, обслуживало пути сообщения — Ленский волок и ямской тракт.
Долгие годы Усть-Кут служил местом ссылки политических заключённых. Осенью 1900 года в селе отбывал ссылку Лев Троцкий. На солеваренном заводе работало большое количество ссыльных поляков — участников восстания 1863 года.
Во время Гражданской войны в Усть-Куте развернулись крупные партизанские бои за обладание выходом к золотым приискам Ленского бассейна. 13 ноября 1919 года село было освобождено от колчаковцев партизанской армией под командованием Даниила Зверева.
В 1926 году в Усть-Куте была впервые открыта больница, село стало центром вновь образованного Усть-Кутского района. В 1928 году на месте закрытого солеваренного завода открыт Усть-Кутский курорт, известный уникальными лечебными грязями.
Более 3 тысяч устькутян участвовали в Великой Отечественной войне, более тысячи из них не вернулись. За участие в сражениях 4 жителя Усть-Кута удостоены звание Героя Советского Союза: Иван Антипин, Михаил Андреев, Алексей Пестерев, Пётр Тюрнев.
В 1943 году село получило статус рабочего посёлка.
В июле 1951 года в Усть-Кут пришёл первый поезд по вновь построенной железнодорожной линии Тайшет — Лена. В том же году сдана первая очередь Осетровского речного порта, ставшего крупнейшим в СССР. С завершением его строительства город становится крупным транспортным узлом, обслуживает бо́льшую часть северного завоза.
29 июля 1954 года Усть-Куту был присвоен статус города районного подчинения путём объединения рабочих посёлков Усть-Кута и Осетрова. В 1963—2004 годах являлся городом областного подчинения.
В 1974 году Усть-Кут был объявлен отправной точкой всесоюзной комсомольской стройки — строительства Байкало-Амурской магистрали. В городе располагался штаб Западного участка.
В 1996 году численность населения города достигла исторического пика — 62,4 тыс. человек, — после чего начало уменьшаться (до 1,5 тыс. чел. ежегодно).
Наводнение 2001 года. В 2001 году город пострадал от наводнения на Лене (см. Ленск). В Усть-Куте были подтоплены часть прибрежных улиц, разрушены строения в частных секторах. Разливы на Куте привели также к краткосрочному затоплению автотрассы Р419 и размыву железнодорожной насыпи на некоторых участках.
Аварии на теплосетях 2001 года. Зимой того же года в результате ряда аварий на котельных без отопления оказались центральные микрорайоны города. В школах были отменены занятия, жители многоэтажных домов оборудовали свои квартиры печками-буржуйками, однако режим чрезвычайной ситуации не был введён вплоть до 24 декабря, когда на телевизионную прямую линию с президентом Россиидозвонился один из жителей Усть-Кута. После того, как катастрофическое положение стало известно широкой общественности, в городе спешно был проведён ремонт теплового оборудования и замена сетей. 27 декабря в отставку подал мэр города Евгений Корнейко, который находился в отпуске.
Несмотря на то, что последующие зимы Усть-Кут пережил более благополучно, в городе неоднократно вводился режим чрезвычайной ситуации ввиду нехватки топлива, а выражение «замерзающий Усть-Кут» стало газетным штампом.
Усть-Кут нередко называют городом с тремя названиями, так как с ним отождествлено три топонима: Усть-Кут (город и аэропорт), Лена (железнодорожная станция), Осетрово (порт).
Поселение было основано в устье реки Куты (от эвенк. кута — «заболоченное место»). Отсюда название — «Усть-Кутский (в старом написании — Усть-Куцкой) острог», позже — село Усть-Кутское. Постепенно в широкий обиход вошло укороченное название села, закрепившееся при смене статусов поселения — «Усть-Кут». При склонении названия ударение не сохраняется и переходит к окончанию: в Усть-Куте́, из Усть-Кута́ и т. д.
Этнохороним — устькутя́не (формы мужского и женского рода: устькутя́нин, устькутя́нка). Форма устьку́тцы, нередко используемая иногородними СМИ и закреплённая словарями, самими горожанами не используется.
Станция Лена названа по имени реки Лены, восходящему к эвенк. елю эне («большая река»).
Порт Осетрово назван по имени рабочего посёлка, включённого в состав Усть-Кута в 1954 году.