Оказаться среди степей и гор, в диком краю за тысячи верст от прогрессивной жизни, наверное, было одним из самых тяжелых испытаний для людей, стремившихся участвовать в жизни страны. Тем сложнее представить, чтобы человек покинул крупный город и сам переселился в глухое село. Но именно с таким мне довелось познакомиться в Верхоленске сейчас, в век технологий и социальных сетей.
Удивительны бывают судьбы священников. Мало кто догадывается, что у некоторых из них за спиной не духовная семинария, а долгий путь исканий, мытарств и скитаний по городам и весям.
Настоятель храма в Верхоленске прибыл сюда... из Казани. Но и этот путь не был простым и прямым. С женой своей они сначала переехали в Бурятию, где из города несколько лет приходилось ездить служить в одно село за двести километров. Батюшка признается, что на его счету... "два с половиной экватора на попутках!" Лишь спустя еще несколько лет они переселились в Верхоленск.
Сейчас у Батюшки с Матушкой девять детей, всей семьей они живут в деревне на другом берегу Лены. Матушка со старшей дочерью поют в хоре. Служить литургию в верхоленский храм семья священника приезжает на ветхой легковушке. Зимой по льду, летом по понтонному мосту. "А когда распутица и ледоход, бывало, на берег выйдем и молимся на храм на том берегу", - признается Матушка.
Осенью прошлого года всего за несколько месяцев священник с сыновьями срубили новую церковь в своей деревне на том берегу Лены. Теперь часть служб проходит в ней, а часть в Верхоленске. Вместе с ними на том берегу живут всего лишь семь семей.
Храм в самом Верхоленске тоже, по большей части, отреставрирован силами семьи священнослужителя. Всего несколько лет назад величественное здание начала ХХ века стояло в полном запустении.
Во время службы, на которую мне довелось попасть, будучи в Верхоленске, в помещении церкви было всего четыре человека. Нередко литургия проходит и вовсе при полном отсутствии прихожан. И если в больших городах в церквях сейчас можно встретить все больше молодежи, то на селе чаще всего лишь пожилые бабушки стоят перед алтарем. Их выросшие дети выбирают все те же большие города, но обычно совсем не за тем, чтобы ходить там в церковь. Вот так и получается, что путь к храму у каждого свой. Но там ли они его ищут?..
Денис Ветлужский