Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Даже если сидишь криво, говори прямо. (татарская)

Каменское с. Чубаровская волость Боровский уезд Калужской губернии.

Назад

Кладбища д. Каменское ? волость Боровский уезд Калужской губернии.

Никольская церковь с. Каменское Чубаровская волость Боровский уезд Калужской губернии.



Волостной центр Каменской волости.

Состояла в  Каменской волости,  которя1880, возшла в Чубаровскую волость до 1913 г.

Упоминается в:

1. «Волости и важнейшие селения Европейской России. Выпуск I. Губернии центральной земледельческой области».
   Санкт-Петербург: Типография министерства внутренних дел, 1880.
2. «Волостные, станичные, сельские, гминные правления и управления, а также полицейские станы всей России с обозначением места их нахождения».
   Киев: Книгоиздательство товарищества Л. М. Фиш, 1913.


Село Каменское. История от изначалья до современности.
                           
                   "Умный человек видит перед собой неизмеримую область возможного, глупец же считает возможным только то, что есть."
                      
                                                             «Древний храм на огненном рубеже».

Храм Архангельского собора Кремля.

В марте 1599 г. Архангельский собор Московского кремля по завещанию умершего царя Федора Ивановича получил в вотчину село Каменское с церковью, деревнями и пустошами, находившиеся в Тереховской волости Боровского уезда. Об этом же говорит и жалованная грамота царя Бориса Годунова, данная Архангельскому собору 20 июня 1601 г., которая затем была подтверждена в 1607, 1613 и 1623 гг.
В Боровский уезд, в котором находилось Каменское, был сильно разорён. Жители бежали из родных мест сёла и деревни опустели, многие храмы были разграблены, сожжены и разрушены. Среди запустевших храмов оказалась и Никольская церков. В дозорной книге Боровского уезда (1613 г.) написано, что в селе Каменском «... храм великого Чудотворца Николая камен ветх...». А в писцовой книге Боровского уезда (1629 г.) сказано: «В селе Каменском храм каменный Николы Чудотворца стоит пуст обвалился... Двор поповский пуст...» Разорение было столь сильным, что в храме в течение нескольких десятилетий некому было служить.
В тяжёлые времена на Руси всегда начинали с восстановления храмов, и жизнь народа с Божией помощью возрождалась. После восстановления Никольская церковь была «освящена в 1649 году октября 1 дня при царе Алексие Михайловиче и при патриархе Иосифе», о чём свидетельствовала надпись на древнем антиминсе, найденном в 1879 г. при замене старого престола на новый.
Спустя столетие село Каменское и близлежащие деревни разрослись, и небольшой древний храм уже не мог вместить всех прихожан. Поэтому, в XVIII в. в нём «... был устроен придел во имя мученика Уара тщанием московского купца Бобылева при пособиях приходских людей». Антиминс в этом приделе был «священнодействован ... митрополитом Московским Платоном ... в 1763 году». Понятно, почему придел был посвящен именно этому святому – в Архангельском соборе тоже есть придел мученика Уара. Кроме того, из кирпича была построена обширная трапезная и высокая трёхъярусная колокольня. Тогда же было изменено завершение храма: вместо покрытия по кокошникам сделана четырёхскатная кровля, переложены завершения стен четверика, а над каменным световым барабаном главой надстроен восьмигранный кирпичный фонарь с луковичной главкой.
Сохранилось подробное описание Никольской церкви в Каменском, сделанное в июле 1803 г. Оно свидетельствует о ее великолепном украшении – величественный центральный иконостас был покрыт зелёной краской и местами позолочен, иконы украшены драгоценными окладами и венцами. Среди церкви было повешено большое медное литое паникандило. В придельной церкви мученика Уара был трёхъярусный резной иконостас голубого цвета, местами позолоченный, иконы также имели драгоценные оклады, в церкви было медное посеребренное паникадило. На колокольне было пять медных колоколов, самый большой из которых весил тонну.
      В 1764 г. во время секуляризации Каменское перестало быть вотчиной Архангельского собора и перешло в ведомство Государственной коллегии экономии. С 1776 г. Боровский уезд с Каменским вошёл в Калужское наместничество, а соседний Верейский уезд остался в Московской губернии.

 

Храм Боровского благочиния Калужской епархии.

Во время Отечественной войны 1812 г. Каменское оказалось в центре событий. После Бородинского сражения М.И. Кутузов решил отступить и отдать Москву, чтобы сохранить армию. Фельдмаршал перешёл на Новую Калужскую (ныне Киевскую) дорогу, остановился в деревне Наре. 4 сентября армия Кутузова прошла через Москву, вышла из неё по Рязанскому тракту и, сделав поворот направо, двинулась вдоль реки Пахры вверх по её течению через Подольск к селу Красная Пахра на Старой Калужской дороге. Меньшая часть армии 7 сентября осталась в Красной Пахре, а главные силы её расположились в укрепленном военном лагере на реке Наре в селе Тарутино.
Наполеон ушел из горящей Москвы по Старой Калужской дороге 7 октября, и в этот же день остановился на ночлег в селе Троицкое (ныне – Троицк). Отсюда он повернул направо вдоль Пахры, вышел на Новую Калужскую дорогу у Бекасово и 9 октября прибыл в село Фоминское (нынешний Наро-Фоминск). В ближайшие дни здесь сосредоточилась и вся французская армия. За этими перемещениями пристально следили партизанские отряды генерала И.С. Дорохова, капитанов А.Н. Сеславина и А.С. Фигнера, находившиеся на левом берегу Нары. Один из постов казаков Дорохова находился в селе Каменском.
В своих рапортах Дорохов сообщал Кутузову о появлении французов на Новой Калужской дороге и о стычках с ними: «... Полковник князь Вадбольский, будучи извещён о отряде французской кавалерии, следовавшей в числе 500 человек к селу Каменскому, атаковал оных (5 октября) с кавалериею и, невзирая на отчаянное сопротивление неприятеля, разбил его, положил на месте более 100 человек и взял в плен 4 офицера и 32 человека нижних чинов»7. Точнее, победу над врагом одержали каменские партизаны вместе с отрядом Вадбольского.

 

Отряд партизан, действовавший в Каменском, состоял из 2 тысяч конных и пеших крестьян. Пятьсот французов, привлечённых богатством села, вошли в Каменское. Жители встретили их с хлебом-солью и спросили, что им нужно. Поляки, служившие переводчиками, потребовали вина. Староста отворил им погреба и предложил французам поесть. Оголодавшие галлы не замедлили пить и есть. Проведя день в удовольствии, они расположились спать. В ночной темноте крестьяне отобрали у них ружья, увели лошадей и, закричав «ура!», напали на сонных и полутрезвых неприятелей, дрались целые сутки и, потеряв сами 30 человек, побили их сто, а остальных 400 отвели в Калугу.

11 октября вооруженные крестьяне в Каменском прогнали неприятельских фуражиров, убив одного офицера и шесть рядовых. Была боевая стычка и у деревни Слизнево. Партизанский отряд капитана Сеславина из эскадрона гусар и 250 казаков успешно атаковал французский транспорт, сопровождаемый четырьмя кавалерийскими полками и двумя батальонами пехоты с восемью орудиями.
Отступающие войска Наполеона грабили жителей, разоряли и жгли церкви. В Боровском уезде были разорены церкви в Котове, Комлеве, Красном, Уваровском, Тимашеве, Федотове, а в Савьялове, Русине и Тарутино церкви были сожжены. Каменское, на защиту которого встал партизанский отряд и казаки Дорохова, пострадало меньше. Защитники села не дали разграбить Никольскую церковь; в самом селе из 300 дворов сгорело 20.
В начале XIX в. Никольская церковь была самой большой в округе. С 1802 г. по 1808 г. её настоятель, священник Сергий Федоров, был благочинным церквей Боровского уезда. Более 40 лет своей жизни, (с 1788 по 1830 гг.) отдал он служению Богу в Никольской церкви. До середины XIX в. в штате Никольской церкви состояли два священника, дьякон, два дьячка и два пономаря, а во второй половине XIX в. – священник, дьякон, дьячок и пономарь. В приход церкви входили село Каменское, деревни Клово, Мельниково, Курапово, Рыжково, Чичково, а также сельцо Романово с недействующей часовней – около трёх тысяч прихожан.

 

Настоятелем Никольской церкви в Каменском с 1889 г. был священник Григорий Александрович Волхонский (1867—1913). Он был разносторонне развитым человеком. В «Калужских епархиальных ведомостях» публиковались его рассказы, стихи, проповедь. Много внимания уделял он не только церковной службе, но и строительству, обучению детей, медицине. В Каменском еще в 1852 г. было открыто земское училище. По инициативе о. Григория прихожане Никольской церкви подали в 1895 г. Боровскую земскую управу ходатайство об открытии фельдшерского пункта. В начале XX века фельдшерский пункт был построен (ныне – областная психоневрологическая больница).

                                      Век великих потрясений.

После о. Григория Волхонского настоятелем Никольской церкви в Каменском стал священник Евстафий Павлович Сокольский. Он родился 20 февраля 1874 г. в селе Рождество на Шани Медынского уезда Калужской губернии в семье диакона. В 1895 г. окончил Калужскую семинарию, после чего год проработал учителем Грибовской церковно-приходской школы.
14 ноября 1896 г. в Богоявленской церкви Калуги состоялось бракосочетание Евстафия Сокольского с дочерью настоятеля этой церкви, о. Александра Григорьевича Волхонского, Ольгой, выпускницей Калужского женского епархиального училища. Через 10 дней после венчания, о. Александр Волхонский умер, и на его место в Богоявленскую церковь был переведен из Каменского его сын, о. Григорий. А 15 декабря 1896 г. Евстафий Сокольский был рукоположен в священника к Никольской церкви в Каменском.
  Молодому, 22-летнему священнику достался большой приход. Дел было невпроворот, и ему помогало всё село. В 1900 г. на церковные средства к северу от церкви, за оградой, были построены дом священника и дом диакона, окружённые большим садом. Дом псаломщика был построен на юго-восток от церкви, ближе к реке. Четвёртый дом приход сдавал под земское училище.
   Служил о. Евстафий ревностно; организовал хороший церковный хор. Пели антифонно на два клироса, в каждом из которых было по восемь певчих. Внутри церковь имела богатое убранство, как в московских храмах. Всё это привлекало прихожан. Когда колокола звонили к службе, со всех деревень съезжались повозки. Церковь была переполнена; люди молились с усердием, трепетом и благоговением. Многие из них сохранили память о службах на всю свою жизнь.
  По большим праздникам о. Евстафий ходил с иконами по домам. За требы о. Естафий никогда денег не просил, а на вопрос «Сколько денег дать на требы?» – отвечал: «Сколько можете дать».
  На Рождество Христово о. Евстафий устраивал в своём доме ёлку для всех детей села, и каждому дарил подарок. При Никольской церкви работали три школы: в Романове обучалось 28 мальчиков и 12 девочек, в Клове – 40 мальчиков и 20 девочек, в земском училище в Каменском – 50 мальчиков и 25 девочек.
  Семья о. Евстафия была большая и очень дружная; все заботились друг о друге. О. Евстафий был выше среднего роста, волосы русые с седыми прядями, борода полукруглая. Матушка Ольга была небольшого роста, полная. На неё легли заботы о детях – дочери Людмила, Татиана, Ольга, Мария, Антонина, Евгения и сын Димитрий. Одна из дочерей серьёзно болела, да и сама матушка часто хворала.
  Батюшка общительный, приветливый, культурный человек. На доброту о. Евстафия откликались и прихожане, помогая ему кто чем может: кто поёт на клиросе, кто алтарничает, кто убирает в храме, кто звонит в колокола, кто помогает в подсобном хозяйстве, кто топит печи в подвале под трапезной и зажигает лампадки.
  Внезапно тяжёлые испытания обрушились на Россию. В 1914 г. началась Первая мировая война; в 1917 г. произошла революция, потом началась Гражданская война. Потоки страданий и крови захлестнули Россию. Начались гонения на Русскую Православную Церковь. О. Евстафий продолжал столь же ревностно служить Богу, понимая, что его за это арестуют. Беседуя с учителем Н.С. Протасовым, он говорил: «Ну, Николай Семёнович, наверное, меня скоро арестуют». Тот ему ответил: «За что, вы же ничего плохого не сделали?» А батюшка сказал: «Я чувствую, что за мной скоро приедут». И у него были серьёзные основания так говорить.
  В 1924 г. в Каменскую школу прислали новую учительницу Марию Николаевну. Старожилы не запомнили ни её фамилии, ни преподаваемого ею предмета, а запомнили главную цель её работы: она организовала сначала пионерскую организацию, а в 1926 г. – комсомольскую. В 1928 г. в Каменском было уже 60 комсомольцев. Комсомольцы проводили антирелигиозную пропаганду и агитировали селян вступать в колхоз.
  Стоит ли удивляться тому, что именно в это время, 1 декабря 1927 г., о. Евстафия арестовали и заключили в Бутырскую тюрьму, предъявив обвинение «в произнесении антисоветских проповедей и распространении среди крестьян воззвания монархического содержания». Но следователи не смогли найти каких-либо доказательств виновности священника, и были вынуждены отпустить его на свободу 29 февраля 1928 г.
  В 1930-е гг. годы преследования ужесточились. Во вновь образованном Наро-Фоминском районе, в который вошло Каменское, закрывали церкви, арестовывали священников, монахинь. Колокола к службе не звонили, а богослужения в церкви проходили украдкой, полузакрыто. У церкви отобрали пономарский дом, а проживающего в нём диакона с семьёй выселили. В былые годы приход оказывал большую благотворительную помощь нуждающимся, и в голодный 1932-й год церковь помогала людям, чем могла. Например, женщины из Чичково приходили в Никольскую церковь собирать милостыню, а прихожане кормили их в сторожке. В свою очередь, и селяне помогали семье батюшки, когда в этом была нужда. Денег колхозникам не платили, но они их берегли, чтобы дать батюшке. А если денег не было, так давали яйца, молоко...

 

С каждым годом сгущались тучи над головой о. Евстафия и над Никольской церковью в Каменском. В 1936 г. с колокольни сбросили с колокола. Случилось это в год 40-летнего служения Богу о. Евстафия в этом храме. Трудно даже представить себе, как он переживал, глядя на всё вокруг происходящее.
  27 января 1938 г. из Наро-Фоминска приехали сотрудники НКВД, арестовали о. Евстафия и посадили под охрану солдат в погреб в Каменском. Отобрали у него верхнюю одежду и не кормили. На следствии о. Евстафий не признал себя виновным в контрреволюционной деятельности и не согласился подписать протокол. Несколько дней продержали о. Евстафия в погребе. Селяне очень жалели батюшку, сильно переживали и плакали о нём. Татьяна Николаевна Крусмельдер, дочь учителя Н.С. Протасова, тайком носила еду о. Евстафию в погреб. От холода и тяжких условий пребывания в погребе священник заболел и был едва жив. Внезапно за ним приехали несколько человек, посадили в сани и увезли в Москву, в Таганскую тюрьму. Там 11 февраля 1938 г. тройка при УНКВД по Московской области приговорила его к расстрелу за «распространение гнусной клеветы против советской власти». Невинный священник был расстрелян 17 февраля 1938 г. и погребен в безвестной общей могиле на Бутовском полигоне. Всю семью о. Евстафия куда-то увезли из Каменского.
Осиротел приход, лишившись своего духовного отца. Но Бог не оставил сирот одних. Крестить детей ездили в ближайшую церковь, в село Иклинское. Из Иклинского приезжал в Никольскую церковь отпевать умерших и служить панихиды иеромонах Амвросий (Иванов) (1879—1978), ученик оптинских старцев, впоследствии – схиархимандрит, известный калужский старец

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов