Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Мокрый апрель — хорошая пашня.

Старая Киреметь д. (Иске Кармәт) Аксубаевская волость Чистопольский уезд Казанская губерния.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Россия, Респ Татарстан, Аксубаевский р-н, село Старая Киреметь

Кладбища д. Старая Киреметь Аксубаевская волость Чистопольский уезд Казанская губерния.

Мечеть д. Старая Киреметь Аксубаевская волость Чистопольский уезд Казанская губерния.



Год основания: 

Упоминается (ссылка на источник информации):

  • Государственный каталог географических названий России (АГКГН)

  • Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО)

История наименования и принадлежности:

  • д. Старая Киреметь Аксубаевская волость Чистопольский уезд Казанская губерния.
  • Россия, Респ Татарстан, Аксубаевский р-н, село Старая Киреметь 

Принадлежал (помещик):

  •  

Состоял в приходе:

Архивы:

  •  

Село в Аксубаевском районе, на р. Киреметь, в 8 км к северу от поселка городского типа Аксубаево.

На 2008 г. - 463 жителя (по переписи 2002 г., татар - 55%, чувашей - 40%).

Полеводство, мясомолочное скотоводство.

Средняя школа, дом культуры, библиотека. Мечеть.

Основано во 2-й половине 17 в. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 в. в селе Старая Киреметь функционировали мечеть, медресе, 6 ветряных мельниц, 4 крупообдирки, 3 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1529 десятин.

До 1920 г. село входило в Аксубаевскую волость Чистопольского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Чистопольского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Аксубаевском, с 01.02.1963 г. в Октябрьском, с 12.01.1965 г. в Аксубаевском районах.

Число жителей: в 1782 г. - 84 души мужского пола, в 1859 г. - 978, в 1897 г. - 1128, в 1908 г. - 1340, в 1920 г. - 1439, в 1926 г. - 1267, в 1938 г. - 1598, в 1949 г. - 939, в 1958 г. - 841, в 1970 г. - 1231, в 1979 г. - 895, в 1989 г. - 456, в 2002 г. - 495 чел.

Село Старая Киреметь - родина поэта Х.Ф. Туфана (музей).


ИСТОРИЯ ДЕРЕВНИ СТАРАЯ КИРЕМЕТЬ АКСУБАЕВСКОГО РАЙОНА

Деревня Старая Киреметь располагается у маленькой речушки Киреметь. На одном берегу живут татары, на другом чуваши и несколько русских семей. С трех сторон деревню окружает лес, одна сторона открыта.

Легенда появления деревни.

По рассказам Салих бабая Ахметшина в 1925 году, когда он учился в Чистопольском педагогическом техникуме им задали домашнее задание: написать историю своей деревни. В то время в деревне жил 90 летний Нафигулла (Няпи) бабай. Вот к нему он и обратился. Нафигулла бабай 15 лет служил в солдатах и ходил он, как под музыку марша. При разговоре вставлял русские слова, был очень интересным собеседником.

Рассказ Нафигулла бабая.

Самый первый на место деревни пришел человек по имени Карый Оммят. Это имя со временем преобразилось в Киреметь (Кармят) и деревню со временем назвали Кармят.

В 1552 году Иван Грозный взял Казань и начал крестить всех татар. Эту историю помнят все.
И Карый Оммят с 18 – тью детьми переехал на место нынешней деревни. В это время на этом месте была глухая тайга. Они прочистили, прорубили лес и на этом месте начали жить, и со временем тут и образовалась деревня. Раньше река Киреметь была очень большая и прилетало много лебедей.
Вот поп дошел и до Киремети и окрестил всю деревню, но какая-то часть поселян сумела скрыться.

Так в деревне появилась олы и кече ара. Олы ара-это те, которых окрестили; кече ара, которые скрылись от крещения. И жили они между собой как враги, не выдавали замуж и не женили, даже не ходили друг к другу. Но тем не менее крещенные жили, как и раньше, в церковь не ходили, не венчались , держались мусульманской веры.
Где-то в 1880 годах (примерно) первую девушку из поколения Шярип бабая (олы ара), которую звали Мягзюмя (дочь Маргуба) отдали за сына Хасанша (отец Эбдивяли).
Второй случай: сын Мидубая (Минуш) Селетдин
( кече ара) берет дочь Нагыйма ( отец Салеев Кашаф) олы ара. и.т.д.
Одна сторона на другую сторону выходить не могла, но сын Миндубая (Минуш) Гари Сафа, сын Сафы Гарифулла, сын Гарифуллы Гарифулла не боялись выходить на другую сторону. Они никого не боялись, были очень сильными, дрались, если к ним придирались. Даже на полях женщины и дети работали отдельно друг от друга.
До революции в деревне богатых было мало. Самый богатый был Сабитов Шихамят. Было у него много земли, на зиму оставлял много стогов сена, было у него много леса, был также магазин, две жены и трое сыновей от первой жены, четверо от второй. Старшую жену звали Мафтюха, младшую Хадичя.
В деревне было две мечети, две муллы. Одного звали Замалетдинов Галяутдин, он был не грамотный. Второго звали Ахмеров Хасанжан.
Было две школы: женская и мужская. Возможно, жителей Баш Кармят окрестили вторично в 1730(60) годах

https://vk.com/wall-152939167_48549


Интересна история полутатарского-получувашского села Старая Киреметь (Иске Кармәт; в 2015 г. здесь проживало 450 чел., 55% татары и 40% чуваши). Судя по письменным источникам, оно основано во второй половине XVII в., хотя в окрестностях села выявлен разломанный на три куска булгарский надгробный камень с текстом в стиле насх, датируемый 1351 годом. В XVIII — первой половине XIX в. жители относились к категории государственных крестьян. Их основные занятия в этот период — это земледелие и скотоводство. В 1897 г. сельчане обратились в известное казанское медресе «Мухаммадия» с просьбой прислать им наставника и помочь в строительстве медресе. Учителем в село был направлен некий Хасанзян Мухаметзянович Ахмеров. Первоначально под медресе было выделено два дома (в одном размещалась квартира преподавателя и младшие ученики, в другом — средние ученики). Позже медресе был передан третий дом, где размещались старшие ученики. Всего здесь обучалось 150 человек. В 1906 г. было построено новое здание медресе, а в 1907 г. — второе, для девочек. В 1906 г. в деревне была открыта мечеть, в 1910 г. — первый смешанный мектеб. В начале XX в. функционировали шесть ветряных мельниц, четыре крупообдирки, три мелочные лавки. В 1918 г. в селе была открыта пятилетняя школа, в 1930 г. преобразованная в семилетнюю, в 1938 г. — в неполную среднюю (построено новое здание), в 1968 г. — в среднюю, в 2014 г. — в начальную. Ныне в селе действуют начальная школа, детский сад, дом культуры, фельдшерско-акушерский пункт, мечеть (с 2000 г.), музей знаменитого татарского писателя, уроженца этой деревни Хасана Туфана, имеется обустроенный родник. Среди известных уроженцев села также прозаик, драматург, переводчик, член Союза писателей СССР Ф.М. Белов (Михаил Белов), заслуженный работник транспорта РТ Л.Г. Мухутдинов, нефтяник, доктор технических наук Р.Х. Низаев, заслуженный энергетик РТ, генеральный директор ЗАО «Холдинг-Волгаэнергомонтаж» А.Д. Парфенов, заслуженный деятель искусств ЧАССР, РСФСР, РТ, лауреат Государственных премий Чувашской Республики в области литературы и искусства, в области гуманитарных наук А.А. Трофимов, поэт Г.И. Тяманов (Акташ), правовед, писатель Р.Х. Хисматуллин…

https://pravdapfo.ru/blogs/realnoevremyaru/87161-istoriya-rayonnogo/

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов