Кладбища с. Егоркино Егоркинская волость Чистопольского уезда Казанской губернии.
Церковь с. Егоркино Егоркинская волость Чистопольского уезда Казанской губернии.
Народный эпос о возникновении села записан в книге В.Симакова "Чувашские населенные пункты Самарской области (Краеведческий словарь) страницы 65, 71, 73.
«В 1670-х годах восточнее Симбирска у Яра была чувашская деревня Инель. Есть ли она теперь, не известно. В этой деревне жили родные братья Сергей и Тихон, а также Егор и Максим. Из рода Сергея и Тихона был Упрись. Было четыре семьи, мужиков пять. В то время в Астрахани началась война и мужчин начали забирать в армию. Дошло до них, что бывают там и убийства. «Уйдем», — решили они. Покинули они Инель. Имущество погрузили на подводы, скот свой взяли. Молились они киремети. С собой и киреметь захватили. Южнее Мелекесса есть деревня Сабакаево. Остановились там. Разгрузились. Думают, тут можно жить. Но Мелекесс был близок. Здесь русский хозяин принуждал их работать на себя, избивал. А чуваши не знали русского языка. Но они не занузданы, свободны; решили пойти туда, где нет людей. Взяли свой киремет и тронулись дальше. По Черемшану ехали целый год. Останавливались, вступили в стычки с посторонними. К ним пристало восемь женщин. Доехали до высокого берега Черемшана и облюбовали места под поселения. Вырыли землянки. Хлеба вначале не было. Питались плодами кустарниковых деревьев нахат. Егор занял место, где выросла деревня Егоркино. Максим — где деревня Максимкино, а Упрысь был слишким тихим и несмелым. Ему дали болотистое место, где возникла деревня Абрыскино (Лачака). За долгое время деревни стали многолюдны (В.Д.Димитриев, « Чувашские исторические предания», стр.211-212).
Рассказ местных старожил:
С востока на запад за пределами черемшанской крепости берет свое начало река Большой Черемшан и в районе между городами Самарой и Ульяновском впадает в Волгу. По правую сторону реки Большой Черемшан тянутся отроги Бугульминско-Белебеевская возвышенность, склоны которого покрыты лиственными лесами, а по левую сторону озера, мелколесье, кустарники и заливные луга. Затем к югу тянутся обширные степи, плодородная почва - чернозем. Хотя и здесь в низинах часто встречались лесные опушки и болота. В частности, между с. Егоркино и д. Ерепкино, в районе нынешнего Можая и Крыловки, были болота и леса, о чем хорошо помнят старожилы. Это был труднодоступный край, и крестьяне только зимой там могли заготавливать лесоматериал.
В лесах было много различных зверей, дичи, ягод и грибов, а в реках и озерах кишела рыба. Недаром говорили старожилы: Если повесить лукошко на рога коровы, то к вечеру будет лукошко полное ягодами.
Однако леса, реки и озера по правую сторону Большого Черемшана принадлежали помещикам, и они строго охраняли от посягательства со стороны крестьян.
Вот в этих краях во второй половине 16 века появились первые переселенцы из населенных пунктов Сахча и Вир, которые входят нынче в Димитровградский район, Ульяновской области. Старожилы до сих пор помнят, как некоторые из них ежегодно поклонялись перед культом Киремет Сахчи. Первые переселенцы-чуваши получили эти земли за активную помощь Ивану Грозному в борьбе против Казанского Ханства.
Среди первых жильцов особенно выделялся своим умом, характером и трудолюбием молодой парень, которого звали Ягурка. Некоторые сами выбирали земли, для поселения на реке Малая Аксумлинка, жители нынешнего села Егоркино, другие В.Поляне, Камышле и т.д.
Между первыми переселенцами вскоре начались частые ссоры из-за земли, т.к. у них не было точных граней, полей и лугов. Для решения этого важного вопроса крестьяне окрестных деревень собрались на сход. На этом сходе было принято решение послать ходока к Казанскому губернатору для получения земельного плана. Эта почетная обязанность выпала на долю Ягурки, жителя деревни Малая Аксумлинка. С этой задачей Ягурка успешно справился. После этого жителей деревни Малая Аксумлинка стали называть Егоркинскими. Дальнейший рост численности населения села Егоркино происходит в начале 20 века в период Столыпинской аграрной реформы.
Правительство поощряло переселение крестьян из центральных губерний на окраины. Этой политикой самодержавие надеялась решить три задачи:
1.Несколько ослабить нужду крестьян в земле.
2. Выселить на окраины наиболее недовольную часть крестьянства и тем самым ослабить народное движение.
3.Переселенцев, наделяли земельными участками за счет местного населения, и эти правительство разжигало национальную вражду, тем самым отводило удар от себя.
Переселение проходило в очень тяжелых условиях. Дороги были плохие, поэтому многие нашли себе могилу, не доезжая до назначенного пункта. Большинство вернулись на прежние места жительства. Из этих переселенцев часть обосновалась в селе Егоркино. Вот почему до 30-х годов 20 века, в нашем селе 1/3 часть составляли русские.
Царское правительство и фонд для удовлетворения потребностей русского служилого класса духовенства описало все земельные массивы и участки, которые к моменту появления русских и царских писцов не были заняты постоянными поселениями чувашей, татар и других народов среднего Поволжья. Земли, отписанные в дворцовый фонд, но еще не отданные в поместья, отдавали крестьянам в оброк. Это второй вариант переселения. Царизм душил чувашей, как и других народов России. Но чуваши могли уже теперь развиваться рука об руку с великим русским народом. Это было прогрессивным явлением и важным этапом в развитии чувашского народа.
Село в Нурлатском районе, на р. Аксумла, в 11 км к северо-западу от г. Нурлат.
На 2002 г. - 1008 жителей (чуваши).
Полеводство, мясомолочное скотоводство, свиноводство, свекловодство.
Средняя школа, дом культуры, библиотека.
Известно с 1742 г. под названием Аксумла. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, кузнечным промыслом, выделкой овчин, изготовлением кожаной обуви. В начале 20 в. в Егоркино располагалось волостное правление, функционировали церковь (построена в 1905 г., закрыта в 1929 г.), волостной банк, фельдшерский пункт, земская школа (открыта в 1879 г.), 2 кузницы, 2 ветряные мельницы, лавки: 3 пивных, казённая винная и 5 мелочных, еженедельно по пятницам проходил базар, ежегодно - 2 ярмарки (Троицкая и с 26 сентября). В этот период земельный надел сельской общины составлял 3830 дес.
До 1920 г. село являлось центром Егоркинской волости Чистопольского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Чистопольского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Октябрьском (с 10.12.1997 г. Нурлатский) районе.
Число жителей: в 1782 г. - 106 душ мужского пола, в 1859 г. - 802, в 1897 г. - 1309, в 1908 г. - 1374, в 1920 г. - 1763, в 1926 г. - 1548, в 1938 г. - 1432, в 1949 г. - 1247, в 1958 г. - 1146, в 1970 г. - 1339, в 1979 г. - 1126, в 1989 г. - 932 чел.
С востока на запад за пределами черемшанской крепости берет свое начало река Большой Черемшан и в районе между городами Самарой и Ульяновском впадает в Волгу. По правую сторону реки Большой Черемшан тянутся отроги Бугульминско-Белебеевская возвышенность, склоны которого покрыты лиственными лесами, а по левую сторону озера, мелколесье, кустарники и заливные луга. Затем к югу тянутся обширные степи, плодородная почва - чернозем. Хотя и здесь в низинах часто встречались лесные опушки и болота. В частности, между с. Егоркино и д. Ерепкино, в районе нынешнего Можая и Крыловки, были болота и леса, о чем хорошо помнят старожилы. Это был труднодоступный край, и крестьяне только зимой там могли заготавливать лесоматериал.
В лесах было много различных зверей, дичи, ягод и грибов, а в реках и озерах кишела рыба. Недаром говорили старожилы: Если повесить лукошко на рога коровы, то к вечеру будет лукошко полное ягодами.
Однако леса, реки и озера по правую сторону Большого Черемшана принадлежали помещикам, и они строго охраняли от посягательства со стороны крестьян.
Вот в этих краях во второй половине 16 века появились первые переселенцы из населенных пунктов Сахча и Вир, которые входят нынче в Димитровградский район, Ульяновской области. Старожилы до сих пор помнят, как некоторые из них ежегодно поклонялись перед культом Киремет Сахчи. Первые переселенцы-чуваши получили эти земли за активную помощь Ивану Грозному в борьбе против Казанского Ханства.
Среди первых жильцов особенно выделялся своим умом, характером и трудолюбием молодой парень, которого звали Ягурка. Некоторые сами выбирали земли, для поселения на реке Малая Аксумлинка, жители нынешнего села Егоркино, другие В.Поляне, Камышле и т.д.
Между первыми переселенцами вскоре начались частые ссоры из-за земли, т.к. у них не было точных граней, полей и лугов. Для решения этого важного вопроса крестьяне окрестных деревень собрались на сход. На этом сходе было принято решение послать ходока к Казанскому губернатору для получения земельного плана. Эта почетная обязанность выпала на долю Ягурки, жителя деревни Малая Аксумлинка. С этой задачей Ягурка успешно справился. После этого жителей деревни Малая Аксумлинка стали называть Егоркинскими. Дальнейший рост численности населения села Егоркино происходит в начале 20 века в период Столыпинской аграрной реформы.
Правительство поощряло переселение крестьян из центральных губерний на окраины. Этой политикой самодержавие надеялась решить три задачи:
1. Несколько ослабить нужду крестьян в земле.
2. Выселить на окраины наиболее недовольную часть крестьянства и тем самым ослабить народное движение.
3. Переселенцев, наделяли земельными участками за счет местного населения, и эти правительство разжигало национальную вражду, тем самым отводило удар от себя.
Переселение проходило в очень тяжелых условиях. Дороги были плохие, поэтому многие нашли себе могилу, не доезжая до назначенного пункта. Большинство вернулись на прежние места жительства. Из этих переселенцев часть обосновалась в селе Егоркино. Вот почему до 30-х годов 20 века, в нашем селе 1/3 часть составляли русские.
Царское правительство и фонд для удовлетворения потребностей русского служилого класса духовенства описало все земельные массивы и участки, которые к моменту появления русских и царских писцов не были заняты постоянными поселениями чувашей, татар и других народов среднего Поволжья. Земли, отписанные в дворцовый фонд, но еще не отданные в поместья, отдавали крестьянам в оброк. Это второй вариант переселения. Царизм душил чувашей, как и других народов России. Но чуваши могли уже теперь развиваться рука об руку с великим русским народом. Это было прогрессивным явлением и важным этапом в развитии чувашского народа.
Занятие крестьян в далеком прошлом.
Быт и культура
Трудно приходилось нашим предкам обзавестись хозяйством на новом месте и осваивать новые земли. Больно было смотреть, как крестьянин обрабатывал почву под урожай при помощи деревянной сохи, с железным наконечником. Какая огромная сила и терпение требовалось от пахаря, чтобы разрыхлить почву при помощи этого орудия. Не случайно говорили крестьяне, что вечером руку с ложкой не поднесешь ко рту. После этого размельчали почву деревянной бороной, а затем семена на почву разбрасывали вручную из лукошка и при помощи бороны заделывали семена в почву. Сеяли рожь, ячмень, просо и овес. Такую же трудность представляла для крестьянина уборка и обмолот. На уборку выходили всей семьей. От темна до темна по 18-20 часов в сутки они гнули спины. Уборку производили при помощи серпа и косы, а молотили цепями и веяли лопатами на ветру. Для размола зерна употребляли ручные жернова.
Много пота проливал крестьянин, чтобы свести концы с концами, но нужда была самым лучшим другом крестьянина-бедняка. Частые суховеи, удобрения в почву не вносили, ибо крестьяне не были заинтересованы в этом, так как земли ежегодно перераспределялись перед весенним севом. Вовремя проводить сев не было сил, между полями тысяча межей - рассада сорняков. Отсюда и плохой урожай. Уже с половины зимы у многих семей истощались хлебные запасы. Они вынуждены были обращаться за помощью к кулакам - ростовщикам или помещику, чтобы дотянуть до нового урожая. А кулаки были "добрыми", никогда не отказывали в помощи крестьянам, но осенью верни ему один пуд два пуда. Для сохранения посевов зерновых культур от потрава скотом практиковались огораживания вокруг деревни изгородью (карта, укальча)
Из технических культур сеяли коноплю и лен. При чем конопля тогда являлась продовольственной культурой, семена конопли употреблялись беднотой для приготовления суррогата молока, колобков (кантар варри ч=м=ркки), заменяющих хлеб и получения растительного масла.
На втором месте после земледелия в сельском хозяйстве стало животноводство. Прежде всего, они старались обзавестись лошадьми. Кроме лошадей содержали коров, овец и домашнюю птицу.
Домашние ремесла: прядение и ткачество, портняжничество, плетение лаптей и т.д. Хозяйство крестьян носило натуральный характер.
Сразу же после присоединения среднего Поволжья к русскому государству, царское правительство проводит политику насаждения христианской религии. С этой целью в 1555 году было учреждено Казанское архиепископство. Способы проведения христианизации в среднем Поволжье были определены в (Наказной памяти), данной Иваном 1 и митрополитом Макадием архиепископу Гурию. В (Наказной памяти) рекомендовалось при крещении русского населения действовать осторожно, насилия избегать, всячески поощрять (ново-крещенных) вниманием к ним.
Вот почему ходок из Малой Аксумлинки за земельным планом в Казань стал Егор, а затем и его односельчане вынуждены были принять крестьянскую религию. Но, принимая новую религию население сохранило и старую религию языческую, о чем свидетельствуют такие обряды, как почитание (киремет, йерех) и т.д.
Хозяйственное состояние крестьянских дворов в значительной мере зависело от состава семьи. Состоятельные дворы отличались более высоким семейным составом. Чтобы располагать большим числом рабочих рук, родители стремились дольше держать своих дочерей дома. В то же время сыновей женили в раннем возрасте. Поэтому среди чувашей были браки разных возрастов. Овдовевшую жену старались не выпускать из семьи, ее выдавали замуж за родственника мужа. За невестку жених должен был давать ее родителям калым. В большинстве случаев давали деньгами: О чем свидетельствует чувашская песня (Варман айенче).
Когда в 17 и 18 вв., в наших краях появились беглые русские люди, прежде чем их принимать членами сельской общины, их пропускали в деревню между двумя кострами. Это еще раз свидетельствует сплетение языческой религии с христианской.
Чуваши нашего села очень любили музыку. Любимыми музыкальными инструментами были пузырь (шанар) и дуда (шахличи).
Любили наши предки песни. Хоровод у чуваш, древнейшая форма народного зрелища. Недаром на хоровод (Уяв), которую проводила молодежь ежегодно после весенних полевых работ до сенокоса, приезжал Тюрнясевский помещик Илья Федорович Аносов со своей супругой посмотреть (Уяв), получить удовольствие и наслаждение. А в конце хоровода он разбрасывал на землю конфеты, пряники. На лакомство тут же набрасывались дети и молодежь, все в пыли устраивали свалку, драку, пачкали лица и праздничные платья, а помещику - одно удовольствие. Но больше всего пели песни печальные, грустные, отражающие тяжелую жизнь крестьян. Обрядовые песни чуваш почти все имели аграрно-культовую основу.
Строго следовали по временным исполнениям первобытному сельскохозяйственному календарю: сурхур (совпадающий с моментом зимнего солнцеворота), серен или калым (обряд изгнания зимы и духов усопших), учук (обряд спрашивания тучного урожая) и т.д.
В засушливые времена люди часто обращались к священнику, чтобы он возглавил крестный ход в поле, чтобы просить у бога немножко дождя. Но священник не торопился с выходом, соглашался лишь тогда, когда спрятанная от посторонних глаз, стрелка барометра показывала на осадки. После чего крестьяне во главе со священником выходили за село и молились богу, чтобы он послал дождь. Не успев вернуться в село - дождь тут как тут.
Просвещение в нашем крае было распространено, крайне ограничено. В нашем селе до Октябрьской революции была земская начальная школа, где главными предметами были: закон божий, письмо, чтение, арифметика и пение. Обучались там очень немногие. В школе была палочная дисциплина. Обучались в основном кулацкие дети. До революции получил высшее образование один человек - сын кулака Исланпи Федотович. 90% населения было не грамотным.
Жили крестьяне в бревенчатых избах, покрытых соломой. На потолке имелось отверстие для выхода дыма, так как топили по черному, печи трубы не имели. По вечерам крестьянки работали при свечах. На семью имели одно общее полотенце, в избах копоть, грязь. Отсюда - глазная болезнь трахома среди чувашского народа была очень распространена. Больницы или медпункта в селе не было. Заболел член семьи, бегут к ворожее или знахарю. Они не лечили, а калечили людей. Сами способствовали распространению болезней.
Многие жители за всю свою жизнь ни разу не выезжал за пределы своего микрорайона. Отсюда культурная и хозяйственная отсталость жителей нашего села. Сохранился такой анекдот: Как-то одного жителя задержал лесник за незаконную вырубку леса. Крестьянин ему заявляет: Пиши акт, я не боюсь. Я везде побывал: и в Бутаевке, и в Тюрнясеве, и в Бурейке. Выходит, он прошел огни и воды.
Долгое время среди чувашского народа сохранились пережитки патриархальности. Главным хозяином в семье считался старейший мужчина. Существовала кража невест. Жены беспрекословно должны были повиноваться мужу.
Повседневной пищей населения была суп-салма, кисель (заквашенное тесто из овсяной муки). В уборочную страду - уйран (кислое молоко, разбавленное водой) и хлеб. Благородной пищей являлась пшенная каша.
Крестьяне нашего села кроме царского ясака должны были нести еще ряд феодальных повинностей. Они арендовали земли у Тюрнясевского помещика на правах отработки-барщины. К ним прибавилась церковная десятина, когда в нашем селе была построена церковь в 1907 году.
Для церкви крестьяне на своих подводах возили лесоматериал и камни их Челнов.Родился ребенок, умер близкий, женились молодые, люди опять несли подать в пользу церкви.
В 1908 году началось строительство железной дороги между Симбирском и Бугульмой. Сюда также наши крестьяне были мобилизованы со своими подводами.
В 1912-1914гг. в нашем селе построили земскую школу. В строительстве школы также участвовали крестьяне.
Вывозка хлеба из заготовительного пункта до города Чистополь, и ряд других многочисленных повинностей ложились на плечи крестьян.
В июле 1914 года разразилась первая мировая империалистическая война. Она подорвала хозяйство крестьян до крайнего предела. Основная масса мужского населения была мобилизована на войну. Упадок хозяйства годы войны нашло свое выражение в резком сокращении посевной площади, снижение урожайности. Эта война привела страну к экономической и политической катастрофе. Везде царили голод и нищета. Такова была истинная, но горькая правда жителей села Егоркино до Октябрьской революции.
Период Великой Октябрьской Социалистической революции
Великая Октябрьская Социалистическая революция, осуществленная в нашей стране пролетариатом в союзе с беднотой, под руководством Коммунистической партии навсегда положила конец всякой эксплуатации человека человеком и открыла новую эру в истории человечества - эру коммунизма.
В середине ноября в селе Егоркино на общем собрании населения узнали о победе революции в Петрограде и о свержении временного правительства. Выступившие ораторы выдвигали требование о передаче всей власти Советам рабоче-крестьянских депутатов.
Председателем Егоркинского Волостного исполкома был избран Алексеев Михаил Алексеевич, секретарем Михайлов Федор Михайлович, председателем сельского совета Терентьев Федор Терентьевич, председателем комитета бедноты Имуков Гавриил Александрович.
Молодой Советской Республике предстояли тяжелые испытания - внутренние и внешние враги объединялись и решили задушить первое в мире государство рабочих и крестьян. Началась иностранная военная интервенция и гражданская война. В мае 1918 года враги советской власти на средней Волге и Сибири организовали мятеж белочехов. Над страною нависла смертельная опасность.
Для защиты завоеваний Октября добровольно вступили в ряды Красной Армии наши односельчане: Михеев Егор Прокопьевич, Афанасьев Алексей, Матвеев Егор Матвеевич, Матвеев Емельян Матвеевич, Малофеев Александр Матвеевич, Федюков Иван.
В знаменитой Чапаевской 25 дивизии воевали: Трофимов Степан Андрианович, Михайлов Иван Михайлович, Никитин Василий Никитич, Имуков Федор, Михеев Григорий, Михайлов Тимофей Матвеевич, Сергеев Кузьма. Последние двое, будучи тяжело раненными, попали в плен к белогвардейцам и под Лбищенском зверски замучены.
Легендарной Чапаевской дивизии воевали более 200 чувашей и что интересно: из 300 артиллеристов, 265 человек чуваши. Бои были тяжелые. Наше село Егоркино несколько раз переходила из рук в руки. Летом 1919 года после тяжелых боев, части Красной Армии вынуждены были отступать по направлению к селу Мамыково. В селе остались 12 тяжелораненых красноармейцев. Когда ворвались в село белогвардейцы, они собрали всех жителей на ярмарочную площадь и при всех до смерти избили раненных, заявляя: Так будет со всеми, кто будет помогать большевикам. Похоронить замученных на общем кладбище не разрешили, и по этому они были похоронены за оградой кладбища.
В связи с иностранной интервенцией и гражданской войной в стране создавалось исключительно тяжелое продовольственное положение. В городах, на фабриках и заводах рабочие голодали. В то же время кулаки прятали хлеб и создавали продовольственное затруднение. По призыву Ленина в городах были созданы тысячи продовольственных отрядов из числа коммунистов и сознательных рабочих. Они были отправлены в деревни. Один из таких отрядов летом 1918 года из города Чистополя в количестве 12 человек, был направлен в наше село. Комиссаром продотряда был коммунист Полутягов Андрей Данилович, уроженец деревни Изгары Чистопольского района. В 60-х годах пионеры нашей школы вели переписку со школьниками Изгарской школы.
Члены отряда были вооружены, но ради гуманности винтовки оставили в здании Волисполкома, а сами вышли познакомиться с селом. Полутягов остался в исполкоме решать хлебный вопрос. Решили созвать общее собрание граждан, рассказать о трудном положении страны и попросить помощи у крестьян. Но кулаки повели себя иначе. Они по деревне пустили слух, якобы продотряд прибыл грабить всех крестьян, советовали прятать весь хлеб и оказывать решительное сопротивление. Некоторых стали спаивать. Сами в то время, пока активисты исполкома заседали, постепенно стягивали недовольных к зданию исполкома. Об угрозе заседавшие узнали слишком поздно. Полутягов на подводе с кучером Сидоровым Михаилом, жителем д. Караульная Гора, решил бежать. Однако скоро их путь был перерезан несколькими всадниками, вооруженными дубинами и чем попало. Полутягов решил прорваться в Илюткино, где стояли части Красной Армии, но это ему не удалось. На Ярмарочной площади Полутягов был избит до смерти. Труп Полутягова крестьяне увезли в деревню Изгары, на родину. Имея при себе револьвер, Полутягов не сделал ни одного выстрела. А остальные члены отряда, предупрежденные крестьянами об опасности, скрылись. Так верный сын коммунистической партии Советского народа, отдал свою жизнь за советскую власть.
Начало культурного строительства
Советская власть с первого же своего существования уделяло много средств развитию культуры, особенно в национальных окраинах. Кончилась гражданская война. Советское правительство получило возможность больше выделить средств на культурное строительство. В культурном развитии на селе большую роль играли клубы, избы-читальни и библиотеки. В марте 1919 года в селе Егоркино был открыт первый в волости клуб, названный народным домом. Здесь кроме зрительного зала, имелись читальный зал и библиотека. Первым заведующим народным домом был Молоставкин Андрей из Куйбышева, затем Шуркин из Чистополя. Эти товарищи, посланцы из города на помощь деревне в культурном строительстве, оказали большую помощь по подготовке национальных кадров по ликвидации неграмотности.
Последующие годы эту должность занимали Леваков Виктор из Средней Камышлы, а затем Кочкин Тимофей Степанович из села Егоркино. Активистами народного дома были: Петрова Агрепина, Давыдов Федор, Терентьева Елизавета, Наумов Гордей, Перепелкин Иван и многие другие. Часто стали показывать постановки и концерты. Любимыми пьесами были "Нарспи" и "Айдар". Широко развернулась работа по ликвидации безграмотности. Заведующим ликбеза был Филиппов М.М. Учителями были: Белов Тимофей Михайлович, Давыдов Федор Николаевич, Павлов Иван Сергеевич. Большую помощь оказывали по ликвидации неграмотности комсомольцы Кочкин Тимофей и Петрова Агрепина. Стала работать школа для незрячих, где учителем был Перепелкин Иван Михайлович.
1922 году был открыт первый детский сад в селе, которым заведовала Захарова Агрепина Павловна, а затем Маркова Степанида.
Серьезное внимание уделялось здравоохранению. В начале 1918 года в нашем селе впервые открывается фельдшерский пункт, который тогда являлся единственным медицинским учреждением на всю волость. Располагался он в небольшом, малоприспособленном для этого помещения и обслуживался одним фельдшером Култышевым Прокопием. Посещаемость фельдшерского пункта была очень большая, медикаментов не хватало. Конечно, единственный на всю волость медицинский пункт, обслуживаемый лишь одним фельдшером, далеко не удовлетворял потребности населения в медицинской помощи.
Поэтому волисполком вскоре начал ходатайствовать перед вышестоящими органами власти об открытии в селе Егоркино вместо фельдшерского пункта врачебного. Осенью 1927 года врачебный пункт в селе был открыт. Он обслуживался одним врачом Шубиной, одним фельдшером, одной акушеркой и одной санитаркой. Переход к развернутому строительству социализма по всему фронту, во весь рост выдвинул проблему всеобщей грамотности. В 1932 году открылась семилетняя школа - ШКМ. 1953 году была открыта средняя школа. ШКМ располагалась столярной мастерской, был заложен пришкольный участок. В 30 году школа имела 3 лошади, 4 свиноматки, кроликоферму, 8 га земли. Учащиеся обеспечивались одноразовым бесплатным горячим питанием.
В рассматриваемый период в волости проводилась большая атеистическая работа. Учителя регулярно читали доклады на естественнонаучные темы. В народном доме ставились анти религиозные постановки. Однако здесь нередко допускались и насильственные методы. Так, не смотря на возражения и просьбы со стороны многочисленных верующих, 1929 году Егоркинская церковь была закрыта. Более того, деревянное здание Егоркинской церкви было разобрано и увезено в районный центр Нурлат. Здесь из этих бревен был построен Дом пионеров. Молодежь крепко стало дружить со спортом
Коллективизация сельского хозяйства
После разгрома внутренней контрреволюции и иностранных интервентов социалистическая промышленность быстро пошла в гору, но сельское хозяйство развивалось очень медленно. Отставание сельского хозяйства стало тормозить дальнейшему развитию страны. Главная причина медленного развития сельского хозяйства заключалось в его раздробленности, отсталости.
В селе уменьшилась кулацкая эксплуатация, однако от нее страдала крестьянская беднота и малоимущие середняки. Они вынуждены были на тяжелых условиях брать у них в пользование лошадей, орудия труда. Сдавать часть своего надела. Многие бедные крестьяне батрачили в кулацких хозяйствах.
Выход был в укрупнении сельского хозяйства. 1929 в селе было создано кредитное общество из 35 дворов. Организатором, а затем председателем этого общества был Белов Евдоким Петрович. 1930 году образовался колхоз "Комбинат", туда входили жители села Егоркина и Средней Камышлы. Первым председателем этого колхоза был Краснов Артемий Тимофеевич. Имелись факты нарушения принципа добровольности вступления в колхоз. Поэтому после опубликования статьи ЦК ВКПб "Головокружение от успехов" многие крестьяне вышли из колхоза.
Грубое нарушение ленинских принципов осуществления коллективизации вызвало недовольства у крестьян. Этим воспользовалось кулачество, которое развернуло антисоветскую агитацию. Кулаки уговаривали крестьян вступивших в колхоз, резать скот, распродавать инвентарь и чем наносить ущерб сельскому хозяйству. Еще в начальный период кооперирования 1928 году кулаками был убит коммунист, председатель Егоркинской потребительской кооперации Перепелкин Игнатий Сергеевич. После этих событий колхоз "Комбинат" был распушен, и начали создаваться новые колхозы на добровольных началах. В том же году в селе Егоркино появились 3 колхоза: "Канаш", "Пролетарий" "Передовик". Организаторами колхозов были Магин Григорий, Корчуков Андрей, Белов Евдоким. В 1931 все эти колхозы объединились в один колхоз "Пролетарий". В 1931 году в колхозе организовали курсы по подготовке трактористов. Преподавателями были Попков и Степанов. Первыми трактористами были Ножкин Яков, Михеев Дмитрий, Ефремов Илья, Кадяшев Андрей, Терентьев Никифор, Терентьева Елизавета, Иванова Анастасия. С огромным нетерпением ожидали крестьяне первый колхозный урожай. Осенью 1930 года колхоз собрал высокий урожай, чем в единоличных хозяйствах, после чего остальные хозяйства двинулись в колхоз. За 5-6 лет было построено много общественно-хозяйственных помещений. До войны в колхозе было три автомашины и много других сельскохозяйственных машин.
Колхозники стали жить культурно и зажиточно. Стали приобретать швейные машины, велосипеды, забросили свои лапти. Осенью на трудодень стали выдавать по двенадцать, четырнадцать килограммов хлеба. Колхозный строй уничтожил классовое расслоение среди крестьян, ликвидировал нищету и бедность. Их материальное благополучие зависело от количества и качества их труда. Но мирный труд и счастливая жизнь советских людей был нарушен 22 июня 1941 года фашистской Германией.
С огромным патриотическим подъемом, с несокрушимой верой в победу над врагом поднялся Советский народ на Великую Отечественную войну. Наше село не испытывала взрывов вражеских бомб и снарядов в период Великой Отечественной войны, но на фронтах сражались 15 тысяч человек, уроженцев нашего района, более половины из них сложили головы на полях сражений. Редким дом, из которого не уходили на фронт наши сельчане. В редкий дом, в который бы не стучались похоронки. Наш народ пережил неслыханные тяготы и лишения, выдержал напряженный труд, голод, проявляя чудеса храбрости и мужества. Тяжелые испытания достались матерям, женам и детям в тылу. Они, заменив собой своих мужей, отцов и сыновей, трудились сверх своих сил, чтобы обеспечить свою родную армию всем необходимым для победы.
Великая Отечественная война
Самоотверженно сражались наши земляки с немецкими оккупантами. За героизм и мужество, проявленные на фронтах отечественной войны, они награждены орденами и медалями. Михеев Павел Егорович награжден тремя орденами славы.
Все дальше в глубь уходят грозные годы войны. Но время не властно предать их забвению, их невозможно вычеркнуть из народной памяти, из истории страны. Единицы остались из тех, кто ковал победу на фронтах и трудовом тылу Великой Отечественной войны.
Война явилась жестоким испытанием воли и духа советского народа. Неимоверно трудно пришлось нашему народу, но он выстоял в борьбе с вооруженными до зубов врагом, ибо это была Отечественная война, война за свободу Родины, за свой очаг, свою дальнейшую судьбу. Жизнями 27 миллионов своих сыновей и дочерей заплатил советский народ за свою независимость, право жить и дышать свободно. Много страданий и горя пришлось изведать ему на пути к Великой Победе, но всегда, в самых трудных, самых критических ситуациях войны непоколебима была вера в людей, в правоту и непобедимость нашего дела.
Уходят годы, меняются поколения людей, забываются события, в свое время казавшиеся значительными. Но не меркнет в памяти людей война, потрясшая человечество своим трагизмом, огромными разрушениями и унесшая десятки миллионов человеческих жизней. Навсегда останутся в памяти мужество, стойкость, героизм людей, сражавшихся за свою Отчизну. И мы гордимся тем, что в историю золотыми буквами вписаны имена и наших земляков - егоркинцев.
Из села Егоркино на фронт ушли 428 человек, остались на полях сражений 296 человек, вернулись 130 человек, в том числе девушек - комсомолок 6.
Послевоенное развитие села
Удивительно изменился послевоенный мир. Не узнаваемой стало и наше село. Огромных успехов в экономической, социальной и культурной сфере достигли наши земляки, особенно в послевоенные годы своего развития.
В 1959 году колхоз "Пролетарий" объединился с колхозом "Красная Гора" в один колхоз "Россия". Постепенно колхоз закупал сельхозмашины, строил сельскохозяйственные здания. Благоустраивалось и село. Так, в 1950 году в наше село впервые пришло электричество, благодаря местной электростанции. Электричество включали до 10 часов вечера, затем выключали до следующего вечера. Так продолжалось до середины 60-х годов, пока не подключились к Куйбышевской электростанции. В 1971 в нашем селе открывается ныне действующий клуб, с большим зрительным залом, малым залом, спортивным залом и библиотекой. В 1975 году состоялось открытие новой средней школы. Жизнь наших земляков улучшалось на глазах. В 1978 году было проведено центральное водоснабжение. Люди стали подводить воду в дома. Без внимания не остались и маленькие жители нашего села, в 1987 они вселились в новый благоустроенный детский сад. В 1988-89 годах заасфальтировали центральные улицы, и впустили в эксплуатацию новый большой мост через реку Аксумлинка. Благодаря усилиям руководства в 1991 году в наши дома приходит голубой огонь, а в 1994 году село было полностью газифицировано. Бурно развивалось и сельское хозяйство. Строили свинарники, коровники, механический ток, мастерские, приобретали сельхозмашины. В связи с изменениями в развитии экономики по всей стране, колхозный строй стремительно меняется. Так в 1990 году колхоз два разных хозяйства "Россия" и "им. Кузнецова". А через 6 лет объединились в один "им. Кузнецова".
1998 году в связи с реорганизацией хозяйств "им. Кузнецова" и "им. Мичурина" образовалась "Надежда".
2004 году в связи с реорганизацией агрофирмы "Надежда" образовалось ООО "им. Щербакова".
24.11.2004 в связи с реорганизацией ООО "им. Щербакова", образовалось ООО "им. Кузнецова".
С 1.06.2006 года в связи с реорганизацией ООО "им. Кузнецова" образовалось ООО "Агро-Развитие".
Село Егоркино - административный центр Егоркинского сельского поселения Нурлатского района Республики Татарстан.
Село Егоркино основано в год восхождения на царский престол первого царя из династии Романовых. Первоначальное название села Егоркино - деревня Аксумла, так как была основана на реке Малая Аксумла.
Первое упоминание деревни Егоркино содержится в "Ведомостях о наместничестве Казанском" составленном в 1742 году.
Село имеет богатое историческое прошлое.
С 1861 по 1930 годы Егоркино было центром одноименной волости. Координаты села 54 с.ш. 50 в.д. Село расположено в южной части Нурлатского района Республики Татарстан в среднем течении реки Аксумлинка. Максимальная высота территории 75-80 метров над уровнем моря. С севера на юг территория растянулась на 2 км., а с запада на восток 1,5 км. В с. Егоркино проживает 920 человек. Количество дворов 281. Село многонациональное. Как в одной семье живут чуваши - 90 %, русские - 6%, остальную часть населения составляют татары, башкиры, мордва. Возрастной состав населения: дети - 273, трудоспособное население и пенсионеры - 647 человек, из них 330 женщин и 317 мужчин. Село живёт и развивается, с каждым годом всё больше домов со всеми удобствами. Общая площадь жилищного фонда составляет 195 кв.метров. Село полностью газифицировано. Водоснабжение обеспечивают 3 артезианские башни, имеется искусственное водохранилище. По данным сельскохозяйственной переписи 2006 года в домохозяйствах села содержится 527 голов крупного рогатого скота, свиней - 618, 10810 голов домашней птицы. Главной гордостью села являются его люди. Орденом "Ленина" был награждён учитель математики Хубльдиков И.Ф., двое его сыновей - Заслуженные геологи РФ. Таким орденом была награждена свинарка Белова З.Я.. Двумя орденами "Трудового Красного Знамени" отмечен труд комбайнёра Михеева Г.А., ветерана Вов. Звания "Заслуженный работник сельского хозяйства ТАССР" удостоились: Мусин Н.С. - агроном колхоза, Саврандейкина Ю.Г.- заведующая СТФ, Терентьев Ю.В. - председатель колхоза. Село гордится Заслуженным художником РФ и ЧР Ефремовой Е.И., Заслуженным работником культуры РТ Ефремовой С.С. Село с богатыми культурными, спортивными традициями живёт и процветает. Имеется полная средняя школа, в ней обучаются 150 учеников, при школе действует ансамбль "Иволга". Дошкольное учреждение "Малыш" посещают 39 детей. На селе действуют двухэтажный Дом культуры на 360 посадочных мест. При СДК действует фольклорный ансамбль "Шулькеме", в спортивном зале занимается молодёжь. Имеется сельская библиотека с фондом 11176 экземпляров. В центре села имеется футбольное поле, баскетбольная и волейбольная площадка. В настоящее время Егоркино - центральная усадьба ООО "Агро-Развитие", его инвестором является ЗАО "Макойл". У села есть будущее, залогом этого является сегодняшнее Егоркино.