Село в Новошешминском районе, на р. Шешма, в 11 км к северу от с. Новошешминск.
На 2008 г. - 550 жителей (русские).
Полеводство, мясомолочное скотоводство, овцеводство, свиноводство.
Средняя школа, дом культуры, библиотека.
Основано на рубеже 1730–40-х гг. В дореволюционных источниках упоминается также как Шешма. Первыми поселенцами были пахотные солдаты, позднее переведённые в разряд государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 в. в селе Архангельская Слобода функционировали Вознесенская церковь (построена в 1870–78 гг. на средства Д.И. Стахеева, памятник архитектуры), земская школа (была открыта в 1878 г. на базе школы Министерства государственного имущества, существовавшей с 1850 г.), фельдшерский пункт, водяная мельница, 2 пивные, 1 казённая винная и 9 мелочных лавок, базар по четвергам, ярмарка в день Вознесения Господня. В этот период земельный надел сельской общины составлял 645 саженей. В 1911 г. в селе была открыта земская школа для девочек.
До 1920 г. Архангельская Слобода входила в Ерыклинскую волость Чистопольского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Чистопольского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Новошешминском, с 01.02.1963 г. в Чистопольском, с 26.04.1983 г. в Новошешминском районах.
Число жителей: в 1795 г. - 304 души мужского пола, в 1859 г. - 1413, в 1897 г. - 2857, в 1908 г. - 2750, в 1910 г. - 3195, в 1920 г. - 3034, в 1926 г. - 2668, в 1938 г. - 1922, в 1949 г. - 1198, в 1958 г. - 1028, в 1970 г. - 960, в 1979 г. - 602, в 1989 г. - 483, в 2002 г. - 585 чел.
* * *
Слобода Архангельская… Ну «Слобода» - это понятно, а «Архангельская» - это в честь архистратига Михаила, который олицетворял воинскую победу и издавна почитался на Руси. Это указывает на то, что в селе жил вольный, военного племени, люд. До революции у слободы было второе название «Шешма» (по реке), но закрепилась «Архангельская».
Население слободы было свободным, не знало ни помещичьего самодурства, ни низкого холопства крепостных. Заселили верными людьми, отставными солдатами. Землей щедро наделили, освободили от налогов. Повелели лес рубить, дома строить. Рыбу ловили, зверя в лесах били, благо места слободские были щедры на дары природы. В самой Шешме и многочисленных озерах кроме рыбы – стаи водоплавающих птиц, в лугах – и ягоды, и пастбища для скота, в лесах – лисы, косули, зайцы, медведи, лоси. Разводили скот, сеяли овес, рожь, пшеницу, просо, горох. В кузнице работали, из льна–конопли полотна ткали. Вели в основном натуральное хозяйство.
«Сборник населенных мест Казанской губернии» 1866 года фиксирует, что, по данным 1862 года, в Архангельской Слободе числилось 706 душ мужского пола и 741 человек – женского, 1 церковь, училище, 12 лавок и питейных домов. Земли в использовании крестьян – 4357 десятин. В «Сборнике материалов по истории Казанского края», изданном в 1908 году, говориться, что «жители в ней поселенные отставные от воинской службы, ранее село входило в Казанский уезд, позднее – в Чистопольский уезд. Отставные от воинской службы состояли по управлению Канцелярии поселения отставных».
В 1910 году в селе насчитывалось 3195 человек. Село богатое, купеческое, домохозяйств было около 1000, из них порядка двух сотен жилых каменных домов. Славилась слобода на всю округу своими ярмарками, на которых 2 раза в год съезжались люди за сто верст по адресу - Казанская губерния, Чистопольский уезд, Ерыклинская волость, Слобода Архангельская…
Внизу, за рекой – жилой район Лебедка, говорят, что так назвали потому, что изначально там было много лебедей. А на горе – просто Слобода.
Осваивая территорию, вживаясь на новые места, переселенцы Архангельской давали местности названия. Порой лирические, иногда с долей народного юмора – заводь Куриная лапа, луга Гремячьи, овраги Сурки, Муравка, Колки, Осиновый бугор, Ракашевский лес (места, где рубили лес). Рядом с болотом – Пашенные. Родники - Святой, Архангельский. Озеро Кругля (наверное, за форму) и Штанное озеро.
В середине XIX века была построена деревянная церковь, которая работала до 1890 года. Затем была построена двухкупольная кирпичная церковь, которая работала до 1932 года. Кирпичная церковь была построена в 1870-1976 гг. на средства купца первой гильдии Стахеева Дмитрия Ивановича и прихожан. Строили всем миром, по всем законам церковного зодчества – раствор на яйцах и т.п. – на века. А деревянная церковь была передана в село Утяшкино, где просуществовала до 1935 года.
Колокола нового, «стахеевского», храма звонили, возвещали о церковных службах более полусотни лет. Вплоть до 1932 года – начала новой, бурной, трагической эры Архангельской Слободы. Как рушили активисты Советской власти Божий храм – до сих пор помнится в слободе, передается из уст в уста, от поколения к поколению: увозились в никуда бесценные священные книги. Плакали колокола, сброшенные на землю. Плакали слобожане, просили не губить, отдать на сохранение святыни – безрезультатно. Для того, чтобы достать самый большой, главный колокол, не поленились не ведавшие что творят молодые активисты проломить прочнейшую кладку вековой звонницы. Большой колокол рухнул, «по ушки» ушел в землю. Его прощальный колокольный стон слышен был во всей округе.
Вновь церковь была открыта 21 ноября 1995 года. Помогали всем миром. Несли с домов старинные иконы, лики святых, даже сбереженные каким-то чудом фрески внутри храмовой росписи. Сохранилась и древняя икона архангела Михаила, слободского покровителя. Нашлись малые колокола. О большом колоколе по сей день напоминает зияющая, как огромная рваная рана, пробоина под куполом четырехъярусной колокольни. Начиная с открытия церкви, и по сей день проводит службы отец Георгий.
Воспоминания председателя колхоза Белоглазова Е.А.:
«Начали восстанавливать храм. Это ещё до того, как на центральных телевизионных каналов началась трансляция сюжетов о первых лицах государства в церквах на праздничных литургиях.
Реставрационные работы в храме начались в 1994-м. Заложить символический первый камень обновляемый храм прибыли первые лица республики во главе с М.Ш. Шаймиевым, а также с архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий. Владыка удивился – думал, что всё разбито, а тут целый храм, да ещё с великолепной акустикой… Освятили церковь, провели первую службу.
Много горю принесли в слободу годы наступательной коллективизации. Очень многие в зажиточном купеческо-торговом, многоземельном селении соответствовали признакам «кулачества», вредного, чуждого новой власти класса. Сколько крепких семей были изгнаны, лишены крова, сколько народу спешно сорвалось с насиженных мест самостоятельно, упреждая неизбежный удар. «Ни за что ни про что»! Народная память хранит только часть имен тех, кто и сам на совесть работал – Кузьмы Барсукова, Николая Калмыкова, Егора Зыкова, Петра Чистякова, Василия Анохина, Степана Поварницына, Шатуновых. Никто, отбыв ссылку, не вернулся на родину. В купеческом доме бывшего владельца нескольких магазинов, парадного каретного выезда породистых рысаков, Михаила Маканова был устроен колхозный Дом Культуры…
На базе Слободы было образовано четыре колхоза (имени Горького, Фрунзе, Демьяна Бедного, Свободы). Затем оставили три, через несколько лет уже только два, просуществовавшие вплоть до 1955 года. В начале 1956 года на всё село был оставлен всего один колхоз, председателем избрали Александра Федоровича Бездова, которому удалось вывести хозяйство в «миллионеры», электрифицировать село, построить школу, детский сад, провести водопровод, ввести в строй ряд прочих хозяйственных объектов (мельница, пилорама, фермы, склады и т.д.).
Но не долго «музыка играла». Год 1961-й – очередное реформирование сельского хозяйства. Лес рубят – щепки летят. Укрупнение районов и колхозов, чехарда с «районной» припиской тружеников слободы, смена власти и так далее практически довели «миллионеров» «до ручки». В 1973 году и колхоз и Архангельский сельсовет были упразднены. Оставшиеся бригады через некоторое время присоединены к колхозу имени Калинина Утяшкинского сельсовета. Новые хозяева прибрали к рукам, вывезли из Архангельской всё ценное: лучшую технику, самый продуктивный скот, разобрали кирпичные здания. Оставили, как говорится, слобожан с «одним топорищем, и то без топора», породив новую эмиграционную волну потомков свободного служивого племени, особенно молодых.
«Новейшая» история Архангельской Слободы началась ровно двадцать лет тому назад. Именно тогда после восстановления Новошешминского района 25 января 1985 года был возрождён на базе слободы колхоз с историческим названием – имени Максима Горького. На должность главного «реаниматолога» был назначен Евгений Белоглазов, 27–летний парень, взваливший на себя неподъёмную ношу, успевший поработать главным зоотехником ОПХ «Красный Октябрь». Назначение произошло, как вспоминает Евгений Александрович, с подачи второго секретаря обкома партии, курировавшего сельскохозяйственный сектор. Примечательно, что население встретило новую реорганизацию и нового назначения – уроженца соседского села – с воодушевление.
Начинал Белоглазов практически с нечего – всё, что могло быть разрушено за годы безвременщины, уже было разрушенным. Ни мастерских, ни техники, ни семян. Всё правление колхоза – стол и пара стульев.
Но главная проблема – люди. К этому времени многие, те, кто смог уехать из слободы, по сути, умирающей деревне, уехали - в Нижнекамск, в Челны, в Казань.
Первый год нового хозяйства был тяжёлым. Корма были на исходе. Кое-как, уже после Сабантуя, закончили посевную. Первый урожай получили… аж 12 центнеров с гектара! Но лиха беда начала. Глаза бояться, а руки делают.
Естественно, профессионализм, образованности, опыт сельской жизни, личности качества помогли Белоглазову – первоочередными мерами стала создание трёх кормозаготовительных звеньев, строительство базы на 850 тонны удобрений. Благодаря инициативе механизаторов был смонтирован широкозахватный агрегат, что позволило втрое увеличить внесение аммиачной воды междурядья.
Кроме того, председатель сумел результативно задействовать имеющиеся в Татарстане механизмы поддержки агропромышленного сектора. Вписался в программу ликвидации ветхого жилья, интенсивного строил щитовые, блочные дома для сельчан – по принципу «столько, сколько надо, сколько заявлений будет», общим членом около пяти тысяч квадратных метров. Удалось заасфальтировать часть внутрислободских дорог. В рамках программы газификации села все дома были подключены к «голубому огню». Подвесной мост через Шешму соединил воедино два слободских района – Новопоселенную Лебёдку и Слободу.
Стала возвращаться на историческую родину молодёжь – пришлось даже делать пристрой к школе, начать строительство второго детского садика.
За последние два десятилетия колхозное хозяйство слободы сменило уже третье название - вчерашний СПК «Архангельский» стал крестьянско-фермерским хозяйством «ЛАД», а сегодня ООО «КФХ «Архангельский» во главе – тот же Е.А. Белоглазов. Новое в «ЛАДе» - форма имущественных отношений. Свои земляные паи – от 4 до 10 гектаров – архангельцы сдают в аренду КФХ, сохранившему структуру прежнего хозяйства, специалистов, да всё то же самое, что и раньше. Не «ушли» ни «под Красный Восток» либо прочего стороннего «инвестора», не распродали земли пришлым варяга.
В 2005 году Белоглазов выиграл тендер и получил приоритетное право на продажу выращиваемых владимирских тяжеловозов и коней породы русской рысистой (один из родоначальников «династии» конь Талисман уже умер своей смертью и похоронен напротив конюшни). Года два занялись «англичанами», их в конюшни уже пять.
Начали активно заниматься овцеводством. На рабочем столе председателем – семейство наград, среди которых – Большая золотая медаль - «Золотое руно» и аттестат 1 степени Всероссийской выставки, которая проходила в 2003 году на Ставрополье – за барана новой породы «удмуртская скороспелая». Работу над новой породой Белоглазов вёл совместно с учёными Ижевской ветеринарной академии – профессором Араевым, доцентом Ижковым. Шерсть нового барана достигает 24 сантиметров, вес - 150 килограммов (средний беспородный тянет на 60-70), он более предпочтителен «на шашлычки» с точки зрения гурманов - исследования в Московском институте питания показали особую формальную морфологию мышечной массы.
Архангельцы – обладатели свидетельства племрепродуктора по овцеводству, а осенью 2005 года года в Москве состоялась утверждение новой «удмуртско-архангельской» породы.
источник: novosheshminsk.tatarstan.ru