Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.

Изгары с. (Изгар, Рождествено, Никитино, Городище, Рождественское) Изгарская волость Чистопольский уезд Казанская губерния.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Респ Татарстан, Чистопольский р-н, село Изгары

Рождественская церковь Изгары с. (Изгар, Рождествено) ? волость Чистопольский уезд Казанская губерния.

Кладбища Изгары с. (Изгар, Рождествено, Никитино, Городище, Рождественское) ? волость Чистопольский уезд Казанская губерния.



Год основания: 

Упоминается (ссылка на источник информации):

GPS-координаты: 55°10 50°48

История наименования и принадлежности:

  • с. (Изгар, Рождествено) ? волость Чистопольский уезд Казанская губерния.
  • Респ Татарстан, Чистопольский р-н, село Изгары 

Принадлежал (помещик):

  •  

Состоял в приходе:

Ближайшие приходы:

Православная

Мусульманская

Архивы:

  •  

 

Из дела о неповиновении властям крестьян с. Изгар Чистопольского уезда.

Село в Чистопольском районе, в верховье р. М. Черемшан, в 28 км к юго-востоку от г. Чистополь. 

     На 2002 г. - 236 жителей (русские). 
     Полеводство, молочное скотоводство. 
     Неполная средняя школа, клуб, библиотека. 
     Основано в 18 в. В дореволюционных источниках известно также под названием Никитино, Городище, Рождественское. До реформы 1861 г. жители относились к категории помещичьих крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, плотничным промыслом. В начале 20 в. в Изгары функционировали Рождественская церковь, земские больница и школа, 1 паровая и 6 ветряных мельниц, 5 кузниц, красильное заведение, лавки - казённая винная, 2 пивных, 8 мелочных, базар по пятницам. В этот период земельный надел сельской общины составлял 2764 дес. 
     До 1920 г. село являлось центром Изгарской волости Чистопольского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Чистопольского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Чистопольском, с 10.02.1935 г. в Кзыл-Армейском, с 23.05.1958 г. в Чистопольском районах. 
     Число жителей: в 1782 г. - 585 душ мужского пола, в 1859 г. - 1383, в 1897 г. - 2047, в 1908 г. - 2053, в 1920 г. - 2351, в 1926 г. - 1948, в 1938 г. - 1516, в 1949 г. - 944, в 1958 г. - 803, в 1970 г. - 645, в 1979 г. - 334, в 1989 г. - 211 чел.


 

На обширной площади несколько каменных и старых деревянных зданий. Около них растут толстые тополя и березы. За околицей в сторону Чистополя видна аллея столетних лип и много кустов бузины, акации и одичалой вишни. Все говорит о том, что село это старинное.

Проходит время … Трудно поверить, что на месте этих заросших бурьяном пустырей, развороченными дорогами и непролазной грязью было, когда – то, добротное цветущее село – центр Изгарской волости с роскошной барской усадьбой, сверкающими куполами церкви, мельницами, ремеслами, торговлей, просторными зелеными улицами, на которых водились хороводы, на тройках с бубенцами катались в Масленицу. Разносольем и пирогами встречали здесь праздники, растили хлеб и детей своих, поколение за поколением сохраняли вековые устои, веру, надежду, любовь.

Как бы там ни было, это русское село со звучным названием имеет богатую многовековую историю.

В 17 веке, т.е с возникновением в 1654 году «Закамской черты» сюда, на заросшую бурьяном и кустарником плодородную землю поселились русские земледельцы и основали у верховья реки свои поселения. Они занимались хлебопашеством, скотоводством, бортничеством и охотой.

В 18 веке на черноземные земли вторглись помещики – крепостники (Кречетников, Чудинов, Еремеев), царские чиновники, духовенство. Помещики отняли у крестьян всю лучшую землю, луга, леса, а самих крестьян превратили в крепостных. Представители духовенства в сговоре с помещиком превратили приусадебный поселок, состоявший из дворовых людей в село и назвали его Рождествено. Постепенно село росло. Сюда в распоряжение помещиков, чиновники правительства Екатерины второй сгоняли беглых крестьян, а потом к селу подселились крестьяне из подгорелой деревни, которая находилась у верховья реки и была сожжена беглецами дотла. От тлеющего пожара долго пахло в воздухе гарью, и крестьян этой подгорелой деревни в селе Рождествено прозвали «пришельцами из гари», «Изгарцами».

В дальнейшем вошло в обычай, и село стали называть Изгары – Рождествено, а позднее просто – Изгары.

Богата история села, особенно история борьбы изгарских крестьян за свое освобождение от помещичьего гнета. В имении Изгарского помещика крестьяне обязаны были три, а иногда пять дней в неделю работать бесплатно. Они деревянной сохой обрабатывали помещичью землю, сеяли, пололи, убирали хлеб, косили луга, пасли скот. Дворовые женщины и девушки пряли пряжу, а мальчики- подростки ходили гонщиками в лес, когда барская семья охотилась на дичь. Власть помещика распространялась и на личную жизнь крепостного. Он имел право их продавать и покупать, обменивать на любой предмет, даже на собаку, проигрывать в карты. Самоуправству помещиков не было предела.

Помещик Кречетников перед смертью обещал свободу изгарским крестьянам, но не оформил это официально. После смерти Кречетникова, его наследник двоюродный брат Шапелев отказался выполнить волю умершего и изгарское имение передал лакею Крашникову (у Шепелева не было детей).

Крестьяне решили протестовать на незаконные действия Шепелева и послали своих доверенных во главе с молодым крепостным Максимом Агеевым за письменным подтверждением к помещице, которая была жива и находилась в другом имении. Максим Агеев доставил в барский дом пакет от помещицы, новый помещик Крашников разорвал его на клочки и приказал старосте высечь доверенных розгами. Максим, как организатор получил 15 розг. На другой день крестьяне собрались на большой сход – это было в 1849 году. Крестьяне потребовали освобождения арестованных. Попытка разогнать сходку не удалась. Тогда в село в качестве понятых пригнали до 600 человек из соседних селений, преимущественно государственных крестьян (татар, чуваш, русских) и предложили им усмирить непокорных. Начальство рассчитывало использовать национальную рознь и тем ослабить классовый характер борьбы, но вышло наоборот. Понятые «делали потворство» жителям села Изгары, и присоединились к ним. И только под угрозой применения оружия крестьяне смирились. Несмотря на справедливость требований крестьян 44 человека были отданы под суд. Он закончился только в 1854 году, наказанием большинства зачинщиков.

Весть об отмене крепостного права жители Изгар узнали летом 1861 года. Староста Остафьев, подкупленный помещиком, 3 месяца скрывал царский «Манифест», крестьяне сильно волновались, отказывались работать на помещика, избили старосту Остафьева и прогнали его из села. Под давлением крепостных, помещик объявил свободу крестьянам, наделяя их землей, но землю отдали самую плохую и с большим выкупом. А за собой оставил только лучшую землю, но и все местные угодья, даже обширную площадь в центре села, хотел открыть там базар.

Положение крестьян после реформы 1861 года не улучшилось. Труд крестьян был тяжелым. Вот что рассказал Сергей Тюкин: «Мой отец был крепостным, всю свою жизнь работал на барина. После смерти отца я остался сиротой, работал с рассвета до темна».

Крестьянские хозяйства приходили в упадок. Заметно было проникновение в село капиталистических элементов. В Изгарах появились разные торговые лавочки, содержатели кабаков, арендаторы земли, кулаки, которые жили за счет эксплуатации беднейших крестьян.

В конце 19 века в селе Изгары была открыта земская школа. Кроме того, распространение эпидемии холеры вынудило помещика открыть при участке небольшую больницу, которая в последствии была превращена в Земскую больницу. Все эти мероприятия были прогрессивными явлениями для села, хотя в школе учились дети богатых крестьян, а в больнице лечились одни дворяне.

В село стали приезжать из городов разные пропагандисты из числа демократической интеллигенции и студентов, которые призывали изгарских крестьян отнять у помещика всю землю, с ее лесными угодьями, а его прогнать с усадьбы. Под влиянием революционной пропаганды в 1905 году крестьяне села Изгары организовали выступление против помещика и волостного начальства. Они начали для своего хозяйства рубить лес, пахать помещичью землю и решительно потребовали от представителей власти полной свободы. Организаторами этого движения были приезжие из города Чистополя учитель Филипп Якимов и его брат Иван Якимов (житель села Изгары). Только в селе был сильно заметен назревший погром в имении помещика Жернова. Много крестьян было наказано, а один из организаторов Иван Якимов был увезен в Чистополь и посажен в «Зонберов дом» под надзор полиции.

Правильный путь борьбы крестьянам показали только представители партии большевиков. Чистопольский РКП (б) послал в село Изгары своих лучших представителей: Гуськова, Мартюшина, Якимова для проведения политической и организаторской работы среди крестьян.

Главную роль в революционной пропаганде в селе Изгары сыграл участник Тащевский и солдаты, вернувшиеся с фронта. Они рассказывали крестьянам об антинародном характере войны, в которую втянуло Россию царское правительство, о свержении этого ненавистного правительства и призывали крестьян на борьбу с помещиками и кулацкими элементами на селе.

Староста Чувашского Чебоксарского общества назначил на улице Кочерга специальный «съезжий дом». К воротным столбам этого дома установили длинный шест, на вершине которого висел большой круг, свитый из соломы. Этот круг был виден издалека и указывал официальное место, где решались все вопросы, касающиеся крестьян. «Круг страха» - называли его в народе.

И все же, боясь дальнейшего усиления крестьянских волнений, здешние крупные помещики, распродав свои имения по частям, уехали в центр России.

В результате Изгарской волости накануне реформы 1861 года осталось 12 помещичьих владений, имевших две трети всей пашни, им же принадлежало около 75 луговых и около 90 лесных угодий.

Время «эпохальных» пятилеток, разорительных реформ, различных социальных экспериментов пережило многострадальное село после революции, насильно разорвавшей связь поколений. Из 800 дворов в нем не осталось и восьмидесяти.

Губительная чехарда пошла и во время разъединения и объединения хозяйств. Без всякого расчета, учета интересов сельчан на базе одного села было организовано три колхоза, из которых выжил только один – имени Кирова. В конце 50-х годов он непомерно разросся и был переименован в совхоз «Алга», что привело к быстрому исчезновению около десятка малых деревень. Но начало настоящей трагедии для села положил 1972 год, когда его лишили статуса центральной усадьбы, переведенной в Тат. Ялтань. Изгары стали угасать на глазах, исчезли целые улицы, а население разъезжалось по городам и весям.

Печальная история и земской больницы. Добротное, оригинальное здание бывшей земской, а потом участковой больницы, расположенной на живописной окраине села, по праву считается историко-архитектурным памятником РТ. Но, к сожалению, оно сегодня брошено на произвол судьбы и может навсегда исчезнуть. А ведь этому зданию уже больше 100 лет. Инициатором ее строительства был знаменитый земский врач Д. Авдеев. Здесь практиковали известные хирурги В. Беляшевич, в настоящее время работающий в Америке, В. Александров, М. Маркова, Д. Григорьев и многие другие. Многое связано с этой больницей и у изгарца, профессора медицины И. Клюшкина.

Да, удивительная по своей красоте природа окружает село. Речка Изгарка, хлебная нива, березовые рощи опоясывают его со всех сторон. Только вот беда – нет хозяина.

Источник https://edu.tatar.ru/upload/images/files/История села Изгары.doc

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список населённых мест Российской империи по сведениям 1859–1873 годов
№Название населённых местПоложениеРасстояние от уездного городаРасстояние от становой квартирыЧисло дворовЖителей мужского полаЖителей женского полаЦеркви, учебные заведения и другие объекты
Казанская губерния, Чистопольский уезд
3230Изгар (Никитино Городище, Рождественское), с. вл.при рч. Изгарке.3037210727788Церковь православная 1. Базар по воскресеньям.
Сведения о помещичьих имениях 1860 года
Название имений№ВладелецКрепостных крестьян мужского полаДворовых мужского полаДворов или отдельных усадебМужчинЖенщин
Казанская губерния, Чистопольский уезд
С. Изгар17Дм. Мих. Прокопович-Антонский105—50
С. Изгар30Никол. Ив. Шепелев52339166
Волости и важнейшие селения Европейской России 1886 года
Список важнейших селений
Казанская губерния, Чистопольский уезд, Изгарская волость
1485. Изгар, село бывшее владельческое, при речке Изгарке, дворов 341, жителей 1675, волостное правление (уездный город в 30 верстах), церковь православная, часовня, школ Показать все
Волости и гмины 1890 года
Местонахождение волостного правления№СтанКрестьянской земли десятинСеленийКрестьянских дворовМужчинЖенщинОбоего полаНе крестьянских дворов
Казанская губерния, Чистопольский уезд, Изгарская волость
село Изгары153122561191686574556691141427
Список населённых мест Казанской губернии (1910–1914)
Название волостей и селенийНародностьЧисло душ обоего пола к 1907 году
Чистопольский уезд, Изгарская волость
с. Изгары, Изгарскойрусские2301
Татарская энциклопедия
Название на татарском языкеНазвание на русском языкеИсточник
 
ИзгарИзгарыТатарская энциклопедия: В 6 т. / Гл. ред. М.Х. Хасанов, отв. ред. Г.С. Сабирзянов. – Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2005. – Т. 2: Г–Й. – 656 с.
Государственный каталог географических названий России (АГКГН)
Регистрационный номерНазвание географического объектаТип объектаШиротаДолготаНоменклатура листа карты масштаба 1:100 000
Республика Татарстан, Чистопольский район
142999Изгарысело 55°10 50°48  N-39-030
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО)
Код ОКТМОНаименовани еТип населенного пунктаПояснение
Республика Татарстан (Татарстан), Чистопольский муниципальный район, Татарско-Елтанское сельское поселение
92659474106с Изгары село
 


Автор -
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов