Год основания:
Упоминается (ссылка на источник информации):
Административно-территориальное деление Союза ССР на 1 января 1926 г.
Административно-политическое строение Советского Союза 1927 г.
Административно-территориальное деление Союза ССР и список важнейших населенных пунктов 1929 г.
Реестр зарегистрированных в АГКГН географических названий населённых пунктов.
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО)
Татарская энциклопедия: В 6 т. / Гл. ред. М.Х. Хасанов, отв. ред. Г.С. Сабирзянов. – Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2005. – Т. 2: Г–Й. – 656 с.
GPS-координаты: 55°10 50°48
История наименования и принадлежности:
Принадлежал (помещик):
Состоял в приходе:
Ближайшие приходы:
Православная
Мусульманская
Архивы:
Из дела о неповиновении властям крестьян с. Изгар Чистопольского уезда.
Село в Чистопольском районе, в верховье р. М. Черемшан, в 28 км к юго-востоку от г. Чистополь.
На 2002 г. - 236 жителей (русские).
Полеводство, молочное скотоводство.
Неполная средняя школа, клуб, библиотека.
Основано в 18 в. В дореволюционных источниках известно также под названием Никитино, Городище, Рождественское. До реформы 1861 г. жители относились к категории помещичьих крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, плотничным промыслом. В начале 20 в. в Изгары функционировали Рождественская церковь, земские больница и школа, 1 паровая и 6 ветряных мельниц, 5 кузниц, красильное заведение, лавки - казённая винная, 2 пивных, 8 мелочных, базар по пятницам. В этот период земельный надел сельской общины составлял 2764 дес.
До 1920 г. село являлось центром Изгарской волости Чистопольского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Чистопольского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Чистопольском, с 10.02.1935 г. в Кзыл-Армейском, с 23.05.1958 г. в Чистопольском районах.
Число жителей: в 1782 г. - 585 душ мужского пола, в 1859 г. - 1383, в 1897 г. - 2047, в 1908 г. - 2053, в 1920 г. - 2351, в 1926 г. - 1948, в 1938 г. - 1516, в 1949 г. - 944, в 1958 г. - 803, в 1970 г. - 645, в 1979 г. - 334, в 1989 г. - 211 чел.
На обширной площади несколько каменных и старых деревянных зданий. Около них растут толстые тополя и березы. За околицей в сторону Чистополя видна аллея столетних лип и много кустов бузины, акации и одичалой вишни. Все говорит о том, что село это старинное.
Проходит время … Трудно поверить, что на месте этих заросших бурьяном пустырей, развороченными дорогами и непролазной грязью было, когда – то, добротное цветущее село – центр Изгарской волости с роскошной барской усадьбой, сверкающими куполами церкви, мельницами, ремеслами, торговлей, просторными зелеными улицами, на которых водились хороводы, на тройках с бубенцами катались в Масленицу. Разносольем и пирогами встречали здесь праздники, растили хлеб и детей своих, поколение за поколением сохраняли вековые устои, веру, надежду, любовь.
Как бы там ни было, это русское село со звучным названием имеет богатую многовековую историю.
В 17 веке, т.е с возникновением в 1654 году «Закамской черты» сюда, на заросшую бурьяном и кустарником плодородную землю поселились русские земледельцы и основали у верховья реки свои поселения. Они занимались хлебопашеством, скотоводством, бортничеством и охотой.
В 18 веке на черноземные земли вторглись помещики – крепостники (Кречетников, Чудинов, Еремеев), царские чиновники, духовенство. Помещики отняли у крестьян всю лучшую землю, луга, леса, а самих крестьян превратили в крепостных. Представители духовенства в сговоре с помещиком превратили приусадебный поселок, состоявший из дворовых людей в село и назвали его Рождествено. Постепенно село росло. Сюда в распоряжение помещиков, чиновники правительства Екатерины второй сгоняли беглых крестьян, а потом к селу подселились крестьяне из подгорелой деревни, которая находилась у верховья реки и была сожжена беглецами дотла. От тлеющего пожара долго пахло в воздухе гарью, и крестьян этой подгорелой деревни в селе Рождествено прозвали «пришельцами из гари», «Изгарцами».
В дальнейшем вошло в обычай, и село стали называть Изгары – Рождествено, а позднее просто – Изгары.
Богата история села, особенно история борьбы изгарских крестьян за свое освобождение от помещичьего гнета. В имении Изгарского помещика крестьяне обязаны были три, а иногда пять дней в неделю работать бесплатно. Они деревянной сохой обрабатывали помещичью землю, сеяли, пололи, убирали хлеб, косили луга, пасли скот. Дворовые женщины и девушки пряли пряжу, а мальчики- подростки ходили гонщиками в лес, когда барская семья охотилась на дичь. Власть помещика распространялась и на личную жизнь крепостного. Он имел право их продавать и покупать, обменивать на любой предмет, даже на собаку, проигрывать в карты. Самоуправству помещиков не было предела.
Помещик Кречетников перед смертью обещал свободу изгарским крестьянам, но не оформил это официально. После смерти Кречетникова, его наследник двоюродный брат Шапелев отказался выполнить волю умершего и изгарское имение передал лакею Крашникову (у Шепелева не было детей).
Крестьяне решили протестовать на незаконные действия Шепелева и послали своих доверенных во главе с молодым крепостным Максимом Агеевым за письменным подтверждением к помещице, которая была жива и находилась в другом имении. Максим Агеев доставил в барский дом пакет от помещицы, новый помещик Крашников разорвал его на клочки и приказал старосте высечь доверенных розгами. Максим, как организатор получил 15 розг. На другой день крестьяне собрались на большой сход – это было в 1849 году. Крестьяне потребовали освобождения арестованных. Попытка разогнать сходку не удалась. Тогда в село в качестве понятых пригнали до 600 человек из соседних селений, преимущественно государственных крестьян (татар, чуваш, русских) и предложили им усмирить непокорных. Начальство рассчитывало использовать национальную рознь и тем ослабить классовый характер борьбы, но вышло наоборот. Понятые «делали потворство» жителям села Изгары, и присоединились к ним. И только под угрозой применения оружия крестьяне смирились. Несмотря на справедливость требований крестьян 44 человека были отданы под суд. Он закончился только в 1854 году, наказанием большинства зачинщиков.
Весть об отмене крепостного права жители Изгар узнали летом 1861 года. Староста Остафьев, подкупленный помещиком, 3 месяца скрывал царский «Манифест», крестьяне сильно волновались, отказывались работать на помещика, избили старосту Остафьева и прогнали его из села. Под давлением крепостных, помещик объявил свободу крестьянам, наделяя их землей, но землю отдали самую плохую и с большим выкупом. А за собой оставил только лучшую землю, но и все местные угодья, даже обширную площадь в центре села, хотел открыть там базар.
Положение крестьян после реформы 1861 года не улучшилось. Труд крестьян был тяжелым. Вот что рассказал Сергей Тюкин: «Мой отец был крепостным, всю свою жизнь работал на барина. После смерти отца я остался сиротой, работал с рассвета до темна».
Крестьянские хозяйства приходили в упадок. Заметно было проникновение в село капиталистических элементов. В Изгарах появились разные торговые лавочки, содержатели кабаков, арендаторы земли, кулаки, которые жили за счет эксплуатации беднейших крестьян.
В конце 19 века в селе Изгары была открыта земская школа. Кроме того, распространение эпидемии холеры вынудило помещика открыть при участке небольшую больницу, которая в последствии была превращена в Земскую больницу. Все эти мероприятия были прогрессивными явлениями для села, хотя в школе учились дети богатых крестьян, а в больнице лечились одни дворяне.
В село стали приезжать из городов разные пропагандисты из числа демократической интеллигенции и студентов, которые призывали изгарских крестьян отнять у помещика всю землю, с ее лесными угодьями, а его прогнать с усадьбы. Под влиянием революционной пропаганды в 1905 году крестьяне села Изгары организовали выступление против помещика и волостного начальства. Они начали для своего хозяйства рубить лес, пахать помещичью землю и решительно потребовали от представителей власти полной свободы. Организаторами этого движения были приезжие из города Чистополя учитель Филипп Якимов и его брат Иван Якимов (житель села Изгары). Только в селе был сильно заметен назревший погром в имении помещика Жернова. Много крестьян было наказано, а один из организаторов Иван Якимов был увезен в Чистополь и посажен в «Зонберов дом» под надзор полиции.
Правильный путь борьбы крестьянам показали только представители партии большевиков. Чистопольский РКП (б) послал в село Изгары своих лучших представителей: Гуськова, Мартюшина, Якимова для проведения политической и организаторской работы среди крестьян.
Главную роль в революционной пропаганде в селе Изгары сыграл участник Тащевский и солдаты, вернувшиеся с фронта. Они рассказывали крестьянам об антинародном характере войны, в которую втянуло Россию царское правительство, о свержении этого ненавистного правительства и призывали крестьян на борьбу с помещиками и кулацкими элементами на селе.
Староста Чувашского Чебоксарского общества назначил на улице Кочерга специальный «съезжий дом». К воротным столбам этого дома установили длинный шест, на вершине которого висел большой круг, свитый из соломы. Этот круг был виден издалека и указывал официальное место, где решались все вопросы, касающиеся крестьян. «Круг страха» - называли его в народе.
И все же, боясь дальнейшего усиления крестьянских волнений, здешние крупные помещики, распродав свои имения по частям, уехали в центр России.
В результате Изгарской волости накануне реформы 1861 года осталось 12 помещичьих владений, имевших две трети всей пашни, им же принадлежало около 75 луговых и около 90 лесных угодий.
Время «эпохальных» пятилеток, разорительных реформ, различных социальных экспериментов пережило многострадальное село после революции, насильно разорвавшей связь поколений. Из 800 дворов в нем не осталось и восьмидесяти.
Губительная чехарда пошла и во время разъединения и объединения хозяйств. Без всякого расчета, учета интересов сельчан на базе одного села было организовано три колхоза, из которых выжил только один – имени Кирова. В конце 50-х годов он непомерно разросся и был переименован в совхоз «Алга», что привело к быстрому исчезновению около десятка малых деревень. Но начало настоящей трагедии для села положил 1972 год, когда его лишили статуса центральной усадьбы, переведенной в Тат. Ялтань. Изгары стали угасать на глазах, исчезли целые улицы, а население разъезжалось по городам и весям.
Печальная история и земской больницы. Добротное, оригинальное здание бывшей земской, а потом участковой больницы, расположенной на живописной окраине села, по праву считается историко-архитектурным памятником РТ. Но, к сожалению, оно сегодня брошено на произвол судьбы и может навсегда исчезнуть. А ведь этому зданию уже больше 100 лет. Инициатором ее строительства был знаменитый земский врач Д. Авдеев. Здесь практиковали известные хирурги В. Беляшевич, в настоящее время работающий в Америке, В. Александров, М. Маркова, Д. Григорьев и многие другие. Многое связано с этой больницей и у изгарца, профессора медицины И. Клюшкина.
Да, удивительная по своей красоте природа окружает село. Речка Изгарка, хлебная нива, березовые рощи опоясывают его со всех сторон. Только вот беда – нет хозяина.
Источник https://edu.tatar.ru/upload/images/files/История села Изгары.doc
Список населённых мест Российской империи по сведениям 1859–1873 годов
|
№Название населённых местПоложениеРасстояние от уездного городаРасстояние от становой квартирыЧисло дворовЖителей мужского полаЖителей женского полаЦеркви, учебные заведения и другие объекты
|
Казанская губерния, Чистопольский уезд
|
3230Изгар (Никитино Городище, Рождественское), с. вл.при рч. Изгарке.3037210727788Церковь православная 1. Базар по воскресеньям.
|
Сведения о помещичьих имениях 1860 года |
Название имений№ВладелецКрепостных крестьян мужского полаДворовых мужского полаДворов или отдельных усадебМужчинЖенщин
|
Казанская губерния, Чистопольский уезд
|
С. Изгар17Дм. Мих. Прокопович-Антонский105—50
|
С. Изгар30Никол. Ив. Шепелев52339166
|
Волости и важнейшие селения Европейской России 1886 года |
Список важнейших селений
|
Казанская губерния, Чистопольский уезд, Изгарская волость
|
1485. Изгар, село бывшее владельческое, при речке Изгарке, дворов 341, жителей 1675, волостное правление (уездный город в 30 верстах), церковь православная, часовня, школ Показать все
|
Волости и гмины 1890 года |
Местонахождение волостного правления№СтанКрестьянской земли десятинСеленийКрестьянских дворовМужчинЖенщинОбоего полаНе крестьянских дворов
|
Казанская губерния, Чистопольский уезд, Изгарская волость
|
село Изгары153122561191686574556691141427
|
Список населённых мест Казанской губернии (1910–1914) |
Название волостей и селенийНародностьЧисло душ обоего пола к 1907 году
|
Чистопольский уезд, Изгарская волость
|
с. Изгары, Изгарскойрусские2301
|
Татарская энциклопедия |
Название на татарском языкеНазвание на русском языкеИсточник
|
ИзгарИзгарыТатарская энциклопедия: В 6 т. / Гл. ред. М.Х. Хасанов, отв. ред. Г.С. Сабирзянов. – Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2005. – Т. 2: Г–Й. – 656 с.
|
Государственный каталог географических названий России (АГКГН) |
Регистрационный номерНазвание географического объектаТип объектаШиротаДолготаНоменклатура листа карты масштаба 1:100 000
|
Республика Татарстан, Чистопольский район
|
142999Изгарысело 55°10 50°48 N-39-030
|
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) |
Код ОКТМОНаименовани еТип населенного пунктаПояснение
|
Республика Татарстан (Татарстан), Чистопольский муниципальный район, Татарско-Елтанское сельское поселение
|
92659474106с Изгары село
|