Мечеть (вторая) с. Азеево Каргалинская волость Чистопольский уезд Казанская губерния.
Мечеть (первая) с. Азеево Каргалинская волость Чистопольский уезд Казанская губерния.
Мечеть (первая) с. Азеево Каргалинская волость Чистопольский уезд Казанская губерния.
Мечеть (вторая) с. Азеево Каргалинская волость Чистопольский уезд Казанская губерния.
Село в Новошешминском районе, на автомобильной дороге Казань-Оренбург, в 20 км к северу-западу от с. Новошешминск.
На 2000 г. — 450 жителей (татары).
Полеводство, молочное скотоводство.
Средняя школа, дом культуры, библиотека. Мечеть.
Основано в 17 в. В дореволюционных источниках известна также под названием Белый Яр, Белая Гора. В 18 — 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. К 1859 г. в селе Азеево имелась мечеть. В начале 20 в. здесь функционировали 2 мечети, 2 мектеба, водяная мельница, кузница, 4 бакалейные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 4192 дес.
До 1920 г. село входило в Каргалинскую волость Чистопольского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Чистопольского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Чистопольском, с 10.02.1935 г. в Кзыл-Армейском, с 23.05.1958 г. в Новошешминском, с 01.02.1963 г. в Чистопольском, с 26.04.1983 г. в Новошешминском районах.
Число жителей: в 1782 г. — 183 души мужского пола, в 1859 г. — 1113, в 1897 г. — 1682, в 1908 г. — 1926, в 1920 г. — 2150, в 1926 г. — 1165, в 1938 г. — 962, в 1949 г. — 675, в 1958 г. — 528, в 1970 г. — 589, в 1979 г. — 461, в 1989 г. — 406 чел.
Татарское село Акъяр - так любовно именуют свою малую родину жители села - в официальных документах называется Азеевым. До революции село называли Белый Яр. Этимология Акьяр понятна: село раскинулось на берегу речушки Челна, который из-за песка кажется белым.
Село расположилось на Оренбургской трассе, в 35 км от города Чистополя. Оно широко раскинулось по обеим сторонам речки Челны.
У второго названия есть целая история. Местная легенда гласит, что еще в XVII веке облюбовал это место князь Азин, проходивший мимо со своими служивыми людьми. В памяти народа осталось упоминание о дрессированных медведях, которые были у князи и сыграли немалую роль в его судьбе. Когда князь Азин поехал свататься в соседнее селение Исэнберле, которое находилось в 2 км от села, прежний ухажер девушки вместе с друзьями убил иноземца и труп его спрятал в подполье. Так и не нашли бы следы Азина, если бы не его медведи. Те нашли тело хозяина. Родственники князя в отместку убивают всех жителей Исэнберле - в память о погибшем князе назвали село Азеево.
Азеевцы занимаются земледелием и животноводством, они известны своей крестьянской хваткой, хозяйской смекалкой. Кажется, нет такой силы, которая вырвала с корнем сельские династии и традиции, которые веками складывались в Акъяре.
В 1919 году одними из первых в округе акъяровцы основали первый сельсовет, избрав председателем односельчанина Гатауллу, которого через несколько месяцев сменил Закир Абдуллин. В голод 1921 года большая часть села мигрировала на Украину, в Казахстан, чтобы уже весной 1922 года вновь вернуться на родину. Тогда советская власть обеспечила скромным пайком и семенами для весеннего сева.
В 1929 году быт создан первый колхоз. В 1930 году в коллективном хозяйстве состояло 11 полноценных хозяйств, а к весне 1931 года - 28.
В сентябре 1929 года арестовали 70-летнего Мубаракшу Бадыгина, он быт муллой в селе Средние Тиганы соседнего Алексеевского района. Через два месяца, 4 ноября его расстреляли в Казани за то, что не советовал односельчанам оставлять без присмотра свой скот и ссыпать в общий амбар все зерно.
Летом 2011 года быт произведен капитальный ремонт в мечети. В ремонте спонсорскую помощь оказали жители и выходцы из села. Около десяти лет имам-хатыйбом является уважаемый житель села Гайфуллин Галимзян Мотыгуллович. Еженедельно по пятницам совершается пятничная молитва. Так же два раза в год с участием всех жителей и гостей совершается всеобщая молитва на праздники Курбам-байрам и Ураза-байрам.
Война
Под Москвой и Санкт-Петербургом, под Смоленском и Белгородом, на Украине и в Беларуси, в Польше и Германии можно встретить братские могилы с именами погибших азеевцев. В книге Памяти Республики Татарстан увековечены имена 32 не вернувшихся с фронта сельчан. Семерым посчастливилось выжить во врежеском плену. А Бадри Садретдинов и Самит Шайдуллин были в легионе «Идель-Урал», бойцы которого, несмотря на уговоры гитлеровцев, не предали родину. Повернув доверенное им фашистами оружие против самих же оккупантов, легионеры спасли не только свою честь, но и честь всего народа Татарстана.
Сегодня в селе проживает 419 человек. Старше 55 лет - 99 человек. Большое количество долгожителей свидетельствует о хорошей экологической ситуации в районе и большой роли пенсионного обеспечения бывших колхозников.
Жители села необыкновенно трудолюбивые люди - подавляющее большинство содержит по 3-4 коровы и откармливает бычков.
Директор Азеевской начальной школы - детского сада Фархаев Фоат Сагирович занимается пчеловодством.
источник: novosheshminsk.tatarstan.ru