Мечеть Простые Челны с. (Чаллы Башы) Каргалинская волость Чистопольский уезд Казанская губерния.
Кладбища Простые Челны с. (Чаллы Башы) Каргалинская волость Чистопольский уезд Казанская губерния.
Село в Новошешминском районе, в верховье р. Челна (левый приток р. Шешма), в 15 км к северо-западу от с. Новошешминск.
На 2002 г. - 591 житель (татары).
Полеводство, молочное скотоводство.
Средняя школа, дом культуры, библиотека. Мечеть.
Основано не позднее середины XVIII в. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале XX в. в селе функционировали 2 мечети, 3 ветряные мельницы, кузница, 10 бакалейных лавок. В этот период земельный надел сельской общины составлял 4348 дес.
До 1920 г. село входило в Каргалинскую волость Чистопольского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Чистопольского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Чистопольском, с 10.02.1935 г. в Кзыл-Армейском, с 23.05.1958 г. в Новошешминском, с 01.02.1963 г. в Чистопольском, с 26.04.1983 г. в Новошешминском районах.
Число жителей: в 1782 г. - 180 душ мужского пола, в 1859 г. - 1515, в 1897 г. - 2379, в 1908 г. - 2450, в 1920 г. - 2462, в 1926 г. - 2211, в 1938 г. - 1499, в 1949 г. - 840, в 1958 г. - 856, в 1970 г. - 1007, в 1979 г. - 768, в 1989 г. - 549 чел.
* * *
Деревня Простые Челны расположена на берегу реки с крутым склоном. Эта река называлась Челны. Челнами называли место, где начинался ручей. 300-340 лет назад в этих местах поселились первые люди. С этих пор деревня стала называться Простые Челны.
Население в 1897 году - 2391 человек, к 1911-1912 годам в деревне было около 560-600 хозяйств. Они занимались земледелием и животноводством. Было около 400 десятин земли и около 100 десятин леса. Народ жил очень бедно. Поэтому треть жителей села была вынуждена работать на купца Владимира.
В деревне было три мечети.
Голод 1921 года принёс в деревню большие беды, пожар уничтожил более 300 хозяйств. Крестьяне, оставшиеся без жилья, уехали на строительство «Комсомольска» и ДнепроГЭСа. Только в 1923 году деревня снова начала восстанавливаться. В 1927 году в деревне была построена первая школа. Для её строительства был перевезен большой барский дом, располагавшийся в деревне Изгар, находившейся в 20 километрах от деревни Простые Челны. Эта школа была второй по счёту среди волостных школ. Первые учителя работали в трудных условиях. Среди них: Мустафин Исхак, Мустафина Хадича, Мустафин Габдрахман, Вагапова Рокия, Урманчиева Мунира.
В 1929 году все мечети были уничтожены.
В 1930 году в деревне был образован колхоз «Алга», в него вошло 28 хозяйств. Его организаторами были Шарапов Гата, Хамматов Нурлыгата. Также был организован ещё один колхоз под названием «Диктатура пролетариата». Его организатором был Мухлисуллин Хабибулла. Впоследствии оба колхоза были объединены в один под названием «Алга», а председателем был назначен Шарапов Гата. В деревню Простые Челны в 1932 году были привезены первые тракторы «Путиловец» и «Интер». Первым на тракторе начал работать Сафин Сагит. Крестьяне видели преимущество коллективной жизни, поэтому не осталось не одного хозяйства, которое бы не вошло в колхоз.
Когда началась Великая Отечественная война, весь народ деревни поднялся на защиту отечества. Около 300 человек ушло на войну. Они героически сражались на полях сражений. 117 человек остались лежать на полях сражений.
После войны колхозы объединились, технику объединили в МТС и сельское хозяйство начало развиваться. В эти годы в деревне начал работать кирпичный завод. В 1950 году в деревне было 5 колёсных, 2 гусеничных трактора, 9 комбайнов, 6 машин. В 1962 году в деревне начала работать восьмилетняя школа.
В 1981 году в деревню Простые Челны был проведён газ. В 1991 году открылась новая мечеть.
Самая пожилая жительница деревни - Давлетшина Минниса Мотыгулловна, 01.07.1926 года рождения
Источник: novosheshminsk.tatarstan.ru
История этого села во многом близка с историей других татарских сел Новошешминского района. В ней, как в зеркале, отражается прошедшая эпоха. И неудивительно, что в этом облике каждый обнаружит схожие черты. А подробное описание лишь усилит это впечатление.
Населенный пункт в древности
История села Простые Челны по архивным документам начинается с 18 века. Первая информация о селе датируется 1771-1773 годами. В нем говорится что село называется “Челны”, живут всего 173 татар, 3 крещенных татар. В списках населенных мест Казанской губернии (Чистопольского уезда) по Оренбургскому почтовому тракту в 1858 году с. Простые Челны записано под номером 3296 при речке Челны, где проживают 777 мужчин и 792 женщины из государственных крестьян. В деревне было 245 дворов. Действовала мечеть, построенная в 1863 году. В книге «У Засечной черты» написано, что существующие на территории Новошешминского района татарские села были основаны во второй половине 17 и первой половине 18 веков выходцами из Нижегородского и Симбирских краев, отчасти из Казани.
Откуда пошло название
Село Простые Челны расположено у маловодной речушки в 40 км от Камы. Она называется Чаллы (Челны). Это название часто встречается в Татарстане. «Чаллы» (Чоллык) - так называется местность, где начинается речка, ключ. Первые поселенцы появились примерно 300-340 лет назад у этого ключа, начала речки (сейчас начало речки уже передвинулась от деревни на 1,5 км). Поэтому и деревня называется «Чаллы Башы».
Занятость, приходы и мэктебы
Население в основном занималось земледелием, животноводством, кустарным производством. В середине 18 века мишарские села Чистопольского уезда, в том числе и Простые Челны приписывают ккорабельным лесам, лежащие за Камой. Жители обязаны были отправляться в летнее время без лошади, а в зимнее время с лошадьми за Каму для работ в корабельных лесах. Их называли лашманами. От обязанности лашман освободились лишь в середине 19 века. До 18 века в татарских селениях при мечетях строились приходы, действовали мусульманские школы, но ими органы власти не интересовались, и они не регистрировались, числясь в писцовых книгах и ревизских сказках. В мэктебе не было предметов, а были только книги, причем к изучению приступали, не изучая специально арабского языка, поэтому язык и основы исламского богословия должны были усваиваться одновременно. Девочек учила жена муллы - абыстай. При этом существовал устойчивый предрассудок, что женщины не должны учиться писать. Мэктеб был аналогом общеобразовательной начальной школы. Более высокий уровень духовного образования получали в медресе, аналогичных средней или высшей школе. При всех недостатках старометодных мэктэбов и медресе, они объективно сыграли важную роль в сохранении языка татарского народа, формировании мусульманских духовно- нравственных основ личности.
Деревенская община
В документах за 1873 г. упоминается о сильном пожаре в деревне, 15 августа из 308 домов сгорело 32, выплачено вознаграждение 1266 рублей. В этом же году сгорело еще 10 домов (страховая сумма составила 552 руб.) В 1873 году в деревне работали 2 мечети. Ахуном Нуртдином Габдулшакуровым были назначены муллой первого прихода Салахутдин Абдулфаттахов, второго прихода Фатхутдин Фахрутдинов. Первый приход существовал со второй половины 18 века. Действовавшая в начале 20 века мечеть была построена в 1863 г. Земля находилась в пользовании деревенской общины. Всего было около 400 десятин земли и угодий и около 100 десятин леса. Существовал трехпольный севооборот. Через каждые 12 лет община делила землю между крестьянами. Существовал такой порядок:землей пользовались только мужчины. Одному мужскому полу доставалось земельный участок примерно 1,64 десятин. В селе были такие большие семьи, которые не имели, или имели совсем мало земли. На территории села помещиков не было. Однако у некоторых кулаков сосредоточилось большие участки земли. После земельной реформы Столыпина крестьянская община начинает распадаться. Богатые крестьяне начали выходить из общины и закреплять за собой большие участки земли. Разорившиеся крестьяне были вынуждены продавать свои участки богатым кулакам. Например, Булатов Гатаулла и Яруллин Лотфулла имели более 90 десятин земли. Началось сильное расслоение крестьян. Здравоохранение было еще в худшем состоянии. Ближайшая больница находилась в 25 км от деревни. В 1892 году Чистопольский уезд, в том числе и деревню Простые Челны охватывает эпидемия азиатской холеры. В это время деревня относилась к 6-му медицинскому участку. И эпидемия свирепствовала в 6-ом участке Старо-Шешминской и Ерыклинской волостей. С 11 по 18 сентября в деревне заболело 64 человека, из них умерло 28.