Год основания: упоминание о селе Кутлушкино относятся к второй половине XVII века
Упоминается (ссылка на источник информации):
Государственный каталог географических названий России (АГКГН)
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО)
История наименования и принадлежности:
Принадлежал (помещик):
Состоял в приходе:
Архивы:
Первое упоминание о селе Кутлушкино относятся к второй половине XVII века. Именно в это время происходит интенсивное освоения края, начало которому положено строительство Закамской укрепленной линии.
В переписной книге 1748 года указывается, что в селе проживали служилые татары, которые входили в сотню Салея Битмитова. Село в этот период называлась «Калеева Малая Бахта» и входило в Ногайскую дорогу Казанского уезда. По сведениям 1782 года население деревни «Калеева Малая Бахта», Кутлушкино при речке «Гауширма» состояло из 196 ревизионных душ и 16 крещенных татар. Деревня Кутлушкино входило в Чистопольский уезд Казанский губернии. В XX веке село Кутлушкино – крупный населенный пункт Чистопольского уезда. По данным 1895 года здесь проживало 1426 человек при 235 дворах. Основным занятием населения было сельское хозяйство. В конце XIX века в селе находилось 3 мечети, 2 круподирки, 7 ветрянных и 1 водяная мельница, 1 мелочная лавка.
Деревня Кутлушкино насчитывает 400-летнию историю существования. Современное название предположительно призошло от имени когда–то известного шаха Котлы–Шаех. До революции селение входило в Красноярскую волость Чистопольского уезда. Самое первое наименование деревни было Калей, основателем ее был некий генерал Морат бабай, у которого было 3 сыновей: один из них основал деревню Наратлы, другой деревню Муслюмкино. На сегодняшний день у названного рода насчитывается 9 колен - еще одно лишнее свидетельство многовековой истории Кутлушкино.
Село Кутлушкино - административный центр Кутлушкинского сельсовета. В селе имеются: ООО «Кутлушкино», музей-усадьба Г. Исхаки, средняя общеобразовательная школа, детский сад, сельский Дом культуры, филиал №17 сельской библиотеки, фельдшеро-акушерский пункт.
Наибольшего размаха движение по возвращению в ислам достигло в Чистопольском уезде и прилегающих к уезду местностях. Ответные меры властей сводились, в сущности, к одним только репрессивным мероприятиям. В начале 1840-х гг. «уклонились в магометанство» крещеные татары приходов сел Белая Гора, Красный Яр, Баран, Билярска, Савруш и Аксубаево, Седелькино. Среди отступивших из праволавия отмечены также крещеные татары деревень Татарский Толкиш, Верхняя Каменка, Старое и Новое Никиткино, слобода Георгиевская (Шама) и ряд других. К 1856 г. среди отпавших по Чистопольскому уезду числились деревни Подлесная Шентала, Большая Титана (?), Новое Узеево, Средние Челны, Вершина Киремети, Новое Демкино, Щербень, Карамышево, Нижняя Каменка, Новый Адам, Старый Адам, Акбулатово, Узеево (Белый Яр), Татарский Сарсаз, Толкиш, Служилая и Степная Шентала, Байтеряково, Нарат-Илга, Дюртюли, Кутлушкино, Татарская Багана, Аделыпино, Кульбаево Мураса, Старое и Новое Альметьево, Новое и Старое Ибрайкино (практически все деревни «мишарские»).
Источник: http://nailtimler.com/articles_page/tatars_nobility/tatars_nobility_17_in_islam.html