Кладбища д. Бахта Муслюмкинская волость Чистопольский уезд Казанская губерния.
Церковь д. Бахта Муслюмкинская волость Чистопольский уезд Казанская губерния.
Село в Чистопольском районе, в верховье р. Б. Бахта, в 22 км к югу от г. Чистополь.
На 2000 г. — 293 жителя (татары). Полеводство, молочное скотоводство. Начальная школа, клуб.
Основано не позднее 1724 г. В дореволюционных источниках известна также под названием Степная Кондрата, Баганы. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 в. в селе Бахта функционировали школа Братства св. Гурия, 4 мельницы, 2 крупообдирки, 2 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1102 дес.
До 1920 г. село входило в Муслюмкинскую волость Чистопольского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Чистопольского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Чистопольском районе.
Число жителей: в 1782 г. — 78 душ мужского пола, в 1859 г. — 596, в 1897 г. — 656, в 1908 г. — 759, в 1920 г. — 977, в 1926 г. — 990, в 1938 г. — 769, в 1949 г. — 662, в 1958 г. — 598, в 1970 г. — 538, в 1979 г. — 415, в 1989 г. — 273 чел.
Почти шестьсот лет назад возникло село Бахта. Известно и первое её название-Хозыр-ата. С 1917 года деревня переименована в Бахту- по имени речушки, протекающей рядом
Почти шестьсот лет назад возникло село Бахта. Известно и первое её название-Хозыр-ата. Поначалу здесь было всего четырнадцать крестьянских хозяйств, состоявших из семей, невесть откуда прибывших сюда во время «великой замятни» в Золотой Орде, в Закамье стало неспокойно от набегов кочевников. Кем были эти люди, облюбовавшие в краю мелких речушек эти плодородные угодья, остается только догадываться. В те времена мирные оратаи скитались по наполненным дичью лесам Волги и Камы, выжигая делянки и отстраивая избы. В общины охотно принимали единоверцов или соплеменников, ибо и земли тогда хватало, да и легче многолюдному селу было тогда выжить.
В год воцарения первого из Романовых Хозыр-ата упоминается в списке государевых селений- в 1612-м году в селе насчитывалось уже 85 дворов. А называться она тогда стала Степной Кондратой, а после просто - Вершиной Речки.
В 1874 году в деревне открылась первая церковно-приходская школа во главе с образованным преподавателем-священником. Ибо население постоянно росло, к 1905 году для школы было построено отдельное здание. Спустя шесть лет была построена и новая большая церковь, просуществовавшая, однако, лишь двадцать четыре года.
С 1917 года деревня переименована в Бахту - по имени речушки, протекающей рядом.
У кряшен очень хорошо сохранились обряды и обычаи, верования, народные игры, обрядовая поэзия и фольклор, тесно связанные с древними представлениями, обрядами, верованиями. Некоторые свадебные, поминальные и хороводные песни бытуют и сегодня. Видимо, народная песня составляла неотделимую часть того или иного обряда. Большинство древних обрядов в настоящее время не соблюдается. Сведения о них почерпнуты из рассказов кряшен старшего поколения.
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/etnografichsekaya-mozaika/ischezayushchaya-kryashenskaya-derevnya-atiaz
В селе Бахта нет ни одной семьи, которая так или иначе не оставила бы след в истории кряшен Чистопольского края
Вся история сегодняшнего села Бахта (ранее населенное место именовалось как Хозыр Ата, Баганы, Вершина речки Бахта, Степная Кондрата) состоит из истории отдельных семей и родов. В селе Бахта нет ни одной семьи, которая так или иначе не оставила бы след в истории кряшен Чистопольского края. Бахтинцы помнят о тех земляках, которые активно участвовали в жизни нашего края, оставляя незабываемые страницы в памяти кряшен и истории села. Среди таких значится и семья Минкиных. Сегодня, ввиду утраты, а в отдельных случаях и уничтожения значительной части архивных материалов, воссоздать всю историю села и отдельно взятой семьи не представляется возможным. Наш долг – сохранить хотя бы известные нам страницы истории рода, а значит и страницы из истории кряшен края.
Именно такую цель в 1970 – 80 -х годах преследовали братья Михаил и Анатолий в беседе со своим отцом Минкиным Степаном Михайловичем (1908-1982) и с родственником Минкиным Александром Андреевичем. Братья по рассказам и в исповедной записи за 1865 год составили краткое описание о роде Минкиных. Отдельной строкой были отмечены интересные факты по истории деревень Степная Кондрата, Верхняя Кондрата, Ишалькино, Кряшенная Елтань, Наратлы, Актау (Белая Гора), о поселениях имени Калинина и Красный Октябрь в составе Бахтинского сельского совета. Конечно, основная часть рассказа была посвящена по истории продолжателей рода Минкиных. Материалы беседы были обобщены в виде древо родословия. В марте и апреле 1983 года были внесены дополнения и исправления.
Огромный вклад в восстановление памяти сельчан внес Минкин Александр Андреевич, проживший в родной деревне в период с 1891 по 1974 год. Участник Первой Мировой войны владел уникальной памятью, часами мог рассказать о судьбе своего рода. Александр Андреевич имел детское прозвище – «Наника», в селе его помнят как «Наника» бабай. Возможно, это были первые разборчивые слова ребенка, а после освобождения из германского военного плена в Первую Мировую войну получил другое прозвище - Камерад. Рассказ Александра Андреевича начался так: после окончания войны (1812 года), ориентировочно в 1814-1815 гг. в трудолюбивой семье старокряшен, родился крепкий мальчик, нарекли его именем Василий.
Александру Андреевичу и Степану Михайловичу полную информацию о матери и отца Василия установить не удалось. По преданию, как рассказывал знаток истории села Г. Е. Трутнев, отца Василия звали Минай или Миней. Возможно, именно от Василия сына Миная (Минея) в деревне Степная Кондрата зарождается род кряшенской семьи по фамилии Минкин. Семья Василия была многодетной, только из числа мужчин было 6 человек. В тот период по числу мужского пола семья могла получить право на владение земельным наделом. Возможно, по этой причине информация о дочерях семьи Василия отсутствует. Нам известно, что метрические записи в сельских поселениях начали вести только после открытия в деревнях православных храмов. Так, в 1834г. – Покровское (Актау); 1860г. - Мордовская Багана (Красное Болото); 1872г. - Верхняя Кондрата начали действовать церкви. Именно к этим приходам были прикреплены жители Степной Кондраты.
Церковь зародила у молодежи села желание получить образование и познать мир. К 80 годам 19-го столетия в деревне Степная Кондрата в числе 10 открытых инородческих школ в Чистопольском уезде, открывается одноклассная школа Братство Святого Гурия с четырехлетним обучением. Ко времени отмены крепостного права в Казанской губернии в деревне проживало четыре поколения Минкиных, состоящие из нескольких многодетных семей. В числе первых учеников школы были мальчики из третьего поколения семьи Минкиных. Мальчиков тянуло к знаниям. Минкины с целью изучения русского языка напросились в царскую военную службу, на флоте служил Яков, в пехоте Михаил, Николай, Иван, Семен. Михаил и Семен погибли в Первой Мировой войне, а 11 человек из рода Минкиных не вернулись из Великой Отечественной войны. Особое стремление к знаниям проявили дети четвертого поколения рода Андрей, Василий, Савелий, Егор и Сергей. Братья Минкины к 1983 году насчитали известных им из рода Минкиных более 200 человек. Наиболее известным выходцам из села Бахта относятся.
Минкин Тихон Савельевич родился 1898 году, был четвертым ребенком в семье. В семье Савелия Минкина росли 3 сына и 3 дочери. Все дети получили начальное образование в деревенской школе. Старший в семье Сергей уехал из деревни, оказался среди участников революционного движения в городе Казани, по непроверенной версии он призвал к себе младшего брата Тихона, который в последующем поступил в Казанскую духовную семинарию. Позже Тихон с похвальной грамотой успешно окончил Казанский ветеринарный институт. Перед Тихоном Савельевичем открывается путь в науку, там же в родном институте оканчивает аспирантуру и успешно зачищает диссертацию на степень кандидата ветеринарных наук, через некоторое время его назначают на должность доцента оперативной хирургии. В начале 1930-х годов, когда в стране развертывалась коллективизация, советская власть, предвидя необходимости возрастания спроса на ветеринарную помощь, решила на базе сельскохозяйственного техникума образовать в Вятской области зооветеринарный институт. В 1932 году в городе Вятка (Киров) создается кафедра оперативной хирургии. В 1933 году, на заведование этой кафедры из Казанского ветеринарного института в Вятку направляют доцента Минкина Тихона Савельевича, который одновременно был назначен руководителем ветеринарной клиники института. Доцент Минкин Тихон Савельевич проработал в институте с 1933 года по 1937 год. Тихон Савельевич организовал эффективную работу ветеринарной клиники, по его просьбе был переведен на постоянную работу в Казанский ветеринарный институт. 15 декабря 1950 года Постановлением Совета Министров СССР в Семипалатинске был организован зооветеринарный институт, а местом его размещения выбрали здание бывшей женской гимназии. Открытие института состоялось 1 сентября 1952 года. Институт имел два факультета — зоотехнический и ветеринарный. Для их подготовки было организовано девять кафедр, оснащенных по тем временам современным оборудованием. В становлении института принимали участие многие преподаватели, прибывшие из Алма-Атинского, Казанского, Омского, Воронежского и Ленинградского зоотехническо-ветеринарных вузов. Среди ученых Казанского ветеринарного института был профессор Минкин Тихон Савельевич. В хозяйствах республики было создано шесть племенных коневодческих ферм, которые стали экспериментальной базой института для разведения перспективной породы животных. Институт проработал до декабря 1986 года, когда случился сильный пожар, последствия которого не устранены по настоящее время и здание стало разрушаться. Позже доктор ветеринарных наук Т.С. Минкин занял должность профессора Казахского зооветеринарного института в городе Алма-Ата.
Минкин Тихон Савельевич на общем фото во 2 ряду, второй слева
Минкина Вера Егоровна. Единственная в Чистопольском районе народная артистка России. Вера Минкина родилась 9 сентября 1918 года в деревне Бахта Чистопольского уезда Казанской губернии. В семье Минкина Егора росли 4 девочки, старшая из них Вера и младшая Анна стали актрисами, обе в 90-х 20-го столетия годах приняли ислам. Анна наречена как Наҗия. Все четверо девочки окончили Бахтинскую начальную школу, Вера по окончании 7-летней школы решила получить образование в городе. К тому времени в Казани обосновались несколько семей из рода Минкиных. Так молоденькая милая на внешность девчонка в лыковых лаптях оказалась в среде молодой татарской творческой интеллигенции. После окончания в 1939 году Татарского театрального техникума была принята в труппу Республиканского передвижного театра. Более полувека, с 1952 по 2004 год, жизнь актрисы была неразрывно связана с Татарским государственным академическим театром имени Г. Камала. Самобытность дарования, тонкое понимание женской натуры, личные человеческие качества позволили ей создать десятки ярких сценических образов. Скончалась 20.09.2011г. Вера Егоровна похоронена на территории татарского кладбища г. Казани.
Герасимова (в девичестве Минкина) Роза Григорьевна. Приходится двоюродной сестрой Вере Егоровне. Родилась в 1938 году. В животноводческую отрасль Роза пришла в 1955 году сразу после окончания 8 класса. Ей тогда еще не было и 16 лет, стала работать дояркой в колхозе имени Кирова Чистопольского района. В трудовой записи у Розы всего одна деятельность - о приеме на работу дояркой и руководство молочным комплексом колхоза «Ударник». Через много лет работы на МТФ (молочно-товарной ферме) Розу Григорьевну назначают руководить фермой. Это только на бумаге выглядит просто. А какой труд кроется за этими цифрами. Изо дня в день, из года в год без выходных, без праздничных дней четыре утра вставать. Успеть на утреннюю дойку. Подоить, накормить, напоить коров, вычистить под ними - процесс бесконечный. Доярки домой возвращаются, когда на небе зажигаются звезды. Только человек, умеющий работать честно, с детства привыкший к этому тяжелому труду, может работать так, как получилось у Розы Григорьевны. Сегодня часто можно услышать рассуждения об использовании современной техники, новых технологий? Но, как и прежде, главное на любом сельскохозяйственном предприятии - это люди. Производство держится на них, познавших тяжесть крестьянского труда с малых лет и вкладывающих всю душу в работу. Герасимова Роза Григорьевна неоднократно была отмечена многочисленными дипломами, грамотами, благодарностями. Не раз избирается депутатом сельского и районного совета народных депутатов, принимает активное участие в общественной жизни села, воспитала троих детей. Твердый волевой характер, трудолюбие, отзывчивость не раз помогали ей найти правильный выбор и в работе, и в жизни. Секретов успеха у нее никаких нет. Она считала, что если человек работает, то должен работать с полной отдачей, подходить к делу со всей душой. А дело, которое выполняешь, нужно любить, если всего этого не будет - не будет и достижений.
Герасимов Иван Сергеевич, г. Чистополь
Әгәр игътибар иткән булсагыз, “Туганайлар” газетасының шушы 2022 елда басылып чыккан беренче саныннан “Җанга җакын җамагатым” дигән яңа рубрика башлап җибәрдек.
Бу яңа рубрика аша, газета укучыларыбыз, сезне тирә-яктагыларга үрнәк булган тату гаиләләр тормышы белән таныштырып барырбыз. Әлбәттә, сездән дә хатлар көтәбез – үзегез белгән бәхетле, тигез гаиләләр турында редакциягә язып җибәрегез.
Иң бәхетле әниләрнең берсе Чистай районының Бахта авылында яши. Ул – алты бала анасы Алёна Чернышева. Ире Алексей белән аларның өч уллары һәм өч кызлары бар. Балаларының иң оң олысы Кирилл – 23 яшендә, Савелий – 15 яшьлек, Василисага – 13 яшь, Ксения –11 яшьлек, Матвейга – 7, ә төпчекләре Марианнага – 6 яшь.
Чернышевлар – халкыбызның элгәреләрдән сакланып килгән барлык йолаларын үтәп, гадәтләрен белеп, бәйрәмнәрне гөрләтеп үткәрәүче чын керәшен гаиләсе. Бу гаҗәп түгел, чөнки Алёна белән Алексей икесе дә Бахта авылында туып-үскәннәр. Тормыш уңайлыклары эзләп чит якларга, шәһәрләргә юл тоткан егетләр һәм кызлардан аермалы буларак, үз туган авылларында яшиләр. Булганның кадерен белеп, бер-берсен аңлап, санлашып гомер итәләр.
Балалар да кешелекле, эшчән һәм йола-гадәтләрне белүче чын керәшеннәр булып үсә бу гаиләдә. Ирле-хатынлы Чернышевлар Пасха, Рождество, Троица, Питрау кебек барлык керәшен бәйрәмнәрен дә йола-гадәтләр сакланган хәлдә билгеләп үтәргә тырышалар бит. Һәр бәйрәмнең үзенчәлегенә туры китереп, балалары әйтмешли, “өйдә төрле тәмлүшкәләр дә пешерелә”.
Оясында ни күрсә – очканында шул, дигән сүз бар халыкта. Әти-әнисенең керәшен гадәтләр, тәртибе буенча биргән тәрбияләренең нәтиҗәсе дә күз алдында. Уллары Кирилл – “Бәрәкәт” керәшен яшьләре хәрәкәте активисты һәм “Айбагыр” этнолагереның вожатые.
“Айбагыр”да ял итүче балалар аны, олылап һәм үз итеп,“Кирилл дәдәй” дип йөртәләр. Лагерьдагылар белән тиз арада уртак теле таба белүе исә күп балалы гаиләдә үсүеннән киләдер. Бу уңайдан, Кирилл үзе: “Лагерьдагы балаларны аңлавы, алар белән уртак тел табуы һәм тыңлатуы җиңел”, – ди.
Гаиләдә үз сеңелләре һәм энеләренә ныклы терәк, алар өчен тормышта үрнәк булган Кириллдан үз гаиләләре турында да сөйләттек. Әлбәттә, заманча блиц-сораштыру рәвешендә. Аның җавапларын сез дә укып карагыз әле.
– Кирилл, әти-әниегезгә ничек дәшәсез?
– Мама һәм папа, дибез.
– Алар кайда эшлиләр?
– Мама – өйдә генә, ә папа Чистай шәһәрендәге балалар бакчасының сак хезмәтендә, охранник булып эшли.
– Бертуганнарың мәктәптә укый, кечкенәсе бакчага йөридер, ә үзең кай якларда?
– Мин Яр Чаллы шәһәрендә яшим. “КамАЗ” ачык акционерлык җәмгыятенең фәнни-техник үзәгендә өченче категорияле инженер конструктор булып эшлим.
– Авылга еш кайтасыңмы?
– Мөмкинлек булган саен кайтырга тырышам.
– Гаиләдә иң олы баладан күпне өмет итәләр. Ул үзеннән кечерәк туганнары өчен җаваплы. Энеләрен, сеңелләрен карый. Сезнең гаиләдә ничек?
– Җаваплылык минем өскә дә төшә инде. Мама һәм папа үзләре генә барысына да өлгереп бетерә алмыйлар. Кайбер очракларда кечкенәләргә күз-колак булырга кирәк.
– Әти-әниегезгә булышасызмы?
– Әйе. Авылда мал-туар җитәрлек. Малайлар, күбесенчә, шул терлекне карарга ярдәм итәләр, ә кызлар өйдәге эштә булышалар.
– Энеләрең, сеңелләрең белән ачуланышкач, озак үпкәләшеп йөрисезме?
– Сүзгә килешәсең, әмма тиз онытыла. Үпкәләшүләр дә булгалый, ләкин без бик тиз дуслашабыз.
– Сез – алты бертуган. Кайсыгыз нәрсәгә сәләтле?
– Савелий музыка мәктәбен бетерде. Василиса һәм Ксения әле шунда укыйлар. Ксения, музыкадан тыш, рәсем мәктәбендә дә шөгыльләнәләр. Матвей “лего”дан төрле корылмалар ясарга ярата. Марианна да рәсемнәр ясый. Мин компьютерда төрле сызымнар, модельләр ясау белән мавыгам... Бертуганнарымның олыраклары “Карендәш” керәшен ансамбленә дә йөриләр.