Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Добра была деревня, да слава худа.

Черебатырово с. (Чура Батыр) Старо-Альметевская волость Чистопольский уезд Казанская губерния.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Респ Татарстан, Нурлатский р-н, деревня Черебатырево

Кладбища д. Черебатырово Старо-Альметевская волость Чистопольский уезд Казанская губерния.

Церковь с. Черебатырово Старо-Альметевская волость Чистопольский уезд Казанская губерния.



Год основания: 

Упоминается (ссылка на источник информации):

  • Государственный каталог географических названий России (АГКГН)

  • Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО)

GPS-координаты:

  •  

История наименования и принадлежности:

  • д. Черебатырово Старо-Альметевская волость Чистопольский уезд Казанская губерния.
  • Респ Татарстан, Нурлатский р-н, деревня Черебатырево 

Принадлежал (помещик):

  •  

Состоял в приходе:

  •  

Архивы:

  •  

Деревня в Нурлатском районе, в верховье реки Гарей, в 69 км к северо-западу от города Нурлат. На 2010 год - 95 жителей (татары). Входит в Амзинское сельское поселение.

Полеводство, молочное скотоводство. Начальная школа, клуб.

Основана около 1680 года. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 века в деревне Черебатырово имелись 3 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1000 десятин.

Судя по некоторым преданиям, здесь прежде жили чуваши. Но вот пришел богатырь по имени Чура и разогнал чуваш, и тут поселились кряшены. Название села также происходит от имени этого богатыря — Чура батыр (рус. Богатырь Чура). Во время засухи жители села проводили некий обряд чүрмәчлекен. В то время, когда нет дождя, в один день после окончания утренних работ женщины и девочки поливали друг друга водой. И никто из походивших мимо не оставался сухим.

В 1893 году была построена церковь. По данным 1899 года существовал Черебатыревский приход, в селе находились мужская и женская школы Братства святителя Гурия, проживало 683 крещеных татар, которые занимались хлебопашеством. До 1920 года деревня входила в Старо-Альметевскую волость Чистопольского уезда Казанской губернии. С 1920 года в составе Чистопольского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 года в Билярском, с 01.02.1963 года в Октябрьском (Нурлатском) районах.

До 1920 года деревня входила в Старо-Альметевскую волость Чистопольского уезда Казанской губернии. С 1920 года в составе Чистопольского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 года в Билярском, с 01.02.1963 года в Октябрьском, с 10.12.1997 года в Нурлатском районах. Число жителей: в 1782 году - 51 душа мужского пола, в 1859 году - 384, в 1897 году - 703, в 1908 году - 778, в 1920 году - 889, в 1926 году - 622, в 1938 году - 506, в 1949 году - 448, в 1958 году - 360, в 1970 году - 333, в 1979 году - 256, в 1989 году - 131, в 2002 году - 100 человек.

На кряшенском деревня называется так: Чура батыр авылы. По некоторым преданиям, на этом месте прежде жили чуваши.

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

Сочинение слушателя 1 курса Казанского кряшенского педагогического техникума Николая Гаврилова «Моя деревня» от 14 июня 1921 г. (с. Черебатырево Староальметьевской вол. Чистопольского кантона ТАССР

Моя деревня находится в Старо-Альметьевской волости Чистопольского кантона Казанской губернии. Называется она село Черебатырево, а по-кряшенски - Чура батыр авылы. Судя по некоторым преданиям, здесь прежде жили чуваши. Но вот пришел богатырь по имени Чура и разогнал чуваш, и тут поселились кряшены. Название села также происходит от имени этого богатыря - Чура батыр. Что означает по-русски «Богатырь Чура».

Занимаются в нашем селе земледелием, овцеводством, пчеловодством, гонкой смолы и еще в свободное время летом гнут ободья. Земледелием и овцеводством занимаются все без исключения, а пчеловодством, гонкой смолы занимается меньшая часть деревни. Земли на каждую душу во всех полях вместе приходится около 30 саженей.

Одеваются так: надевают самотканые шаровары и рубашку, препоясываются и одевают лапти, а на голову надевают фуражку. А женщины одеваются в самотканые рубашки, фартук, а на голову вставляют что-то вроде утиного носа, но большей величины. Как назыв у нас мөгез.

Во время засухи такой обряд, называется чүрмәчлекен. В то время, когда нет дождя, в один день после окончания утренних работ женщины и девочки выходят и начинают поливать друг друга . Если кто-нибудь попадается им навстречу, то они их не пропускают, не окативши водой.

Примечание: я не мог больше писать, потому что мы недавно переселились из Мамадышского кантона и мне удалось пожить там всего несколько недель.

Источник: НА ЧГИТН. Отд. I. Фонд Н.В. Никольского. Ед. хр. 309. Л. 99-100.

Фото: colors.life, картина худоңника Дмитрия Левина

Источник: http://tuganaylar.ru/news/etnografichsekaya-mozaika/cherebatyrevo-osnoval-chura-batyr
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲
| Добавил: _ А.с. | 2022-02-01 21:22:49 | Отредактировано: 2022-02-01 21:24:47 |


    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов