Кладбища д. Кубассы Старо-Иванаевская волость Чистопольский уезд Казанская губерния.
Никольская церковь д. Кубассы Старо-Иванаевская волость Чистопольский уезд Казанская губерния.
Село в Чистопольском районе, на берегу Куйбышевского водохранилища, в 19 км к западу от г. Чистополь.
На 2002 г. - 603 жителя (русские). Полеводство, молочное скотоводство. Средняя школа, дом культуры, библиотека.
Известно с 1710 г. В дореволюционных источниках упоминается также как Сергеевское. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян, были приписаны к Вознесенскому железоделательному заводу. Занимались земледелием, разведением скота, портняжным и шапочным промыслами. В начале 20 в. в Кубассы функционировали Никольская церковь, земская школа (открыта в 1866 г.), 3 ветряные мельницы, крупообдирка, 1 казённая винная и 2 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 4020 дес.
До 1920 г. село входило в Старо-Иванаевскую волость Чистопольского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Чистопольского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Чистопольском районе.
Число жителей: в 1782 г. - 219 душ мужского пола, в 1859 г. - 860, в 1897 г. - 1308, в 1908 г. - 1764, в 1920 г. - 1777, в 1926 г. - 1854, в 1938 г. - 1270, в 1949 г. - 977, в 1958 г. - 838, в 1970 г. - 548, в 1979 г. - 543, в 1989 г. - 509 чел.
* * *
Село Кубассы - административный центр сельсовета. Кубасское сельское поселение включает в себя пять населенных пунктов: село Кубассы, деревню Березовка, село Старое Иванаево, деревню Байтеряково и деревню Утяково.
С октября 2004 года образованы 2 хозяйства - ООО «Родник» и ООО «Закамье-Агро»
Как и для всех крестьян, во все времена не было легким житие-бытие и для кубассцев. Но с какой любовью к родному краю, его истории рассказывают старожилы, будто на всем свете нет лучше и краше их села. Не случайно, что они первыми создали свой музей, по крупице собрав исторические документы, фотографии и т.д. Главный исторический документ в музее записан со слов Ф. Сидорова, жившего в селе в 18 веке.
Интересна история возникновения Кубасс, чем–то похожая на начало авантюрного пиратского романа. Основали его беглые крестьяне с уральских демидовских заводов, к которым было приписано не мало сел на Каме. К ним прибились беглые из других мест. Местные жители не стесняясь, и даже с гордостью говорят о том, что их предками были разбойники, прятавшиеся в здешних лесах. Пираты, к которым нередко примыкали всякого рода нищие, смело грабили проходившие по Каме суда, тем и жили. Но люди есть люди и пиратам, заимевшим жен и детей, захотелось праведного существования. Тогда они расчистили от леса место на живописном берегу Камы и построили поселок, назвали довольно мирно – Сергиевское. Потому-что именно в день Святого Сергия Радонежского была построена местная церковь 8 октября. День святого Сергия Радонежского на все времена стал здесь престольным праздником. Но это название не прижилось, все именовали селение Кубассами - по имени пиратского вожака Кубассова, который одним из первых поселился в этих местах. Кубасской стали называть и изрытую оврагами речушку, прежде звавшуюся Отваркой.
Уточним, что все эти сведения записаны в 1869 году, когда сам автор уже был в преклонном возрасте и тогда же поведал о том, что его отец и дед жили в Кубассах. Далее он сообщает, что Кубассы - село вольное, а деревня Березовка, расположенная через овраг, барское. Там жили три барина, которые боялись кубассцев и не селились с ними.
Кубассцы отличались не только вольным, независимым характером, но и высоким мастерством, талантом, одевая, обувая как своих жителей так и из соседних сел. В музее до сих пор храниться ручной ткацкий станок и расшитые белоснежные полотенца. Льняные рубашки, которые сейчас вновь входят в моду и трудно поверить, что им уже более века. Далеко за пределами губернии славились искусстно выделанная кожа, шелковые, отделанные золотой нитью, пояса, которые раньше носили мужчины, женщины и дети. Заказы на такие пояса поступали даже из Нижнего Новгорода, куда возили их на Всероссийскую ярмарку. Как говориться не было износу и валенкам, сработанным местными мастерами, также торговавшими ими по всему Закамью.
Особым секретом владели они и по поиску питьевой воды, рытья колодцев, во многих деревнях добыв живительную влагу. Тысячи домов построили в округе и отменные плотники.
Далеко не радужным, даже трагичным был период коллективизации. Крепкие, зажиточные хозяйства были раскулачены, в небытие канули конфискованные у них ветряные, паровые мельницы, маслобойки, крупоружки. Насильно выгребали у крестьян последний хлеб, забирали коров, лошадей, инвентарь, плач стоял на улицах села Кубассы. А бедный люд, объединившись в первый колхоз «Доброволец» стал просто голодать. Это был 1929 год. «Работали за трудовые палочки» - пишет один из первых его председателей Д. Крашенинников, позднее поднявший и укрепивший это хозяйство.
Только дела пошли в гору, грянула война. Как и жители других сел, кубассцы встали на защиту Родины, очень многие полегли на поле боя, память о них навсегда останется в наших сердцах. Те кто вернулись живыми помогали поднимать колхоз, трудились на полях, в животноводстве. Создавали семьи, растили детей.
В настоящее время на территории Кубасского сельского поселения не осталось ни одного ветерана, у некоторых остались жены и дети, которые будут вместе с нами чтить память своих отцов и матерей.
Декоративно-прикладное искусство
На человека оказывает большое влияние то, в какой местности он проживает. В каждом селе есть свои обычаи, свои устои. Жители села осмысливают историю культуры по своему. Для них история родного края представляет величайшую ценность. История села Кубассы подлинная сокровищница народной художественной культуры прошлого. Ткачество - древнейшее традиционное ремесло жителей села и окружающих деревень.
История ткачества и вышивки, как и других видов народного искусства и художественных ремесел нашей области до сих пор мало изучена. В Древней Руси обыкновенное и художественное ткачество было известно издавна. Древние русские ткани XI-XIII вв. археологи находили в разных областях. Русский ткацкий станок с вертикальным расположение основы появился примерно 5-6 тысяч лет до н.э. Его изобретение было одним из важнейших достижений человека на первой ступени его развития.
Высокого уровня достигло искусство узорного ткачества. На примитивных ткацких станках кубасские мастерицы вырабатывали гладкие полотна и прекрасные по своим художественным достоинствам рисунчатые ткани. Часть узорных изделий украшала одежду, другая крестьянский интерьер. Материалом служили льняные нити. Зачастую к льняной добавляли и шерстяную нить.
В последнее время многие произведения декоративно прикладного искусства утратили свою первичную бытовую функцию, но приобрели еще большую художественную, эстетическую значимость.