Кладбища д. Крещёный Елтан Ново-Адамская волость Чистопольский уезд Казанская губерния.
Деревня в Чистопольском районе, на р. М. Черемшан, в 34 км к югу от г. Чистополь.
На 2002 г. - 11 жителей (татары).
Известна с 1710-11 гг. В дореволюционных источниках упоминается также под названием Починок по речке Наратле Илге. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 в. здесь функционировали школа Братства святителя Гурия (открыта в 1900 г.), 2 мельницы, кузница, мелочная лавка. В этот период земельный надел сельской общины составлял 585 дес.
До 1920 г. деревня входила в Ново-Адамскую волость Чистопольского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Чистопольского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Чистопольском, с 10.02.1935 г. в Кзыл-Армейском, с 23.05.1958 г. в Чистопольском районах.
Число жителей: в 1782 г. - 64 души мужского пола, в 1859 г. - 296, в 1897 г. - 517, в 1908 г. - 617, в 1920 г. - 678, в 1938 г. - 397, в 1949 г. - 350, в 1958 г. - 325, в 1970 г. - 249, в 1979 г. - 177, в 1989 г. - 58 чел.
Сочинение слушателя старшей подготовительной группы Кряшенского педагогического техникума Василия Ивановича Петрова о жителях дер. Крещеный Елтань Новоадамовской вол. Чистопольского кантона ТАССР от 17 сентября 1921 г.
Наше село находится на правом берегу Малого Черемшана. Местность, на которой находится наша деревня, очень красивая. Вдоль реки на левом берегу Черемшана находится небольшой лесок, а на правом берегу - луга. По рассказам стариков и старух, около нашей деревни находились большие леса, но за недостатком земли его вырубили и выкорчевали. Остатки от этих лесов сохранились и до сих пор: среди поля находятся 3 дикие яблони, 3 березы и 1 дуб и одна сосна. Этим деревьям приписывают всякие несбыточные рассказы. Так, например, говорят, что когда их начали рубить, то они снова зарастали. И когда срубили одиноко растущий дуб, то говорили, что невозможно подходить к месту этого дуба, так как на этом месте случались всякие несчастия.
В летнее время по ласточкам и по мошкам, а зимой, если кошка влезет на шесток, то говорят, что будет холодно, а если ляжет на пол, то говорят, что будет тепло.
Расстояние от почтовой станции пять верст. Среди нашей деревни находится овраг под именем Кара тавык елгасы (Овраг черной курицы). Другой овраг среди деревни называется Үрдәк елгасы (Овраг утки). И потом недалеко от деревни находится большой овраг под названием Нарат елгасы (Овраг сосны). А в поле она разделяется; одна называется Балавыз елгасы (Река воска), а другая наз Кечкенә елга (Маленький овраг). этими двумя оврагами находится как будто укрытое место, по обоим сторонам оврагов, а с третьей стороны находятся 2 рва, и между ними -возвышенность. Это место называется Место рода (Кала өсте).
Дома кряшен Крещеных Елтаней все построены по плану, только разница в том, что у богача дом пятистенный. А надворные постройки - смотря на хозяев. У богаты есть амбар, хлев для овец, конюшня и кругом повети (помещение под навесом в крестьянском дворе), а у бедных только повети, других построек не бывает. Сбруя у кряшен бывает всегда исправная. Зимой они ездят на санях, а летом - на телегах. У кряшен в избе находятся скамейки, в переднем углу находится стол, около дверей находится кровать. Украшения в избе у кряшен встречаются редко и то только в богатых домах. Географических карт на стенах не вывешивают, а вывешивают портреты родственников. Бедняки ягнят и телят держат в избе, большею частью после Масленицы до теплых дней. Кряшены моются в бане в неделю раз, а полы моют летом через каждый день, а зимою моют пол редко. Если человек здоровый и хорошо одевается, то его считают красивым. Зимой кряшены надевают шубу (тун), тулуп (толып) и азям. На голову надевают шапку малахай. У женщин точно такой же костюм, но у них разница в том, у них шубы немного иначе . Потом у них есть летняя одежда под названием камзул, казаки. Женщины особенное внимание обращают на головной убор. Они носят яка, чигәчә, мәләнчек, сүрәкә, а молодушки түгәрәк яулык. Праздничная одежда или для выхода в гости - употребляются цветные одежды. Пищу можно приготовить из всех злаков, мясо конины и гадов нельзя есть.
Источник: НА ЧТИТН. Отд. I. Фонд Н.В. Никольского. Ед. хр. 309. Л. 271-274.
Фото: соборы.ру