Кладбища с. Старые Савруши Ново-Адамская волость Чистопольский уезд Казанская губерния.
Церковь (первая) с. Старые Савруши Ново-Адамская волость Чистопольский уезд Казанская губерния.
Село в Аксубаевском районе, на р. Саврушка, в 19 км к северо-западу от поселка городского типа Аксубаево.
На 2008 г. - 474 жителя (чуваши). Полеводство, молочное скотоводство. Средняя школа, дом культуры, библиотека.
Основано около 1700 г. В дореволюционных источниках упоминается также как Деревня По речке Савруши. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, мукомольным промыслом. В начале 20 в. здесь функционировали церковь, церковно-приходская школа (была открыта в 1890 г.), 5 мельниц, крупообдирка, 2 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1886 десятин.
До 1920 г. село входило в Ново-Адамскую волость Чистопольского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Чистопольского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Аксубаевском, с 01.02.1963 г. в Октябрьском, с 12.01.1965 г. в Аксубаевском районах.
Число жителей: в 1782 г. - 191 душа мужского пола, в 1859 г. - 216, в 1897 г. - 280, в 1908 г. - 389, в 1920 г. - 843, в 1926 г. - 653, в 1938 г. - 751, в 1949 г. - 540, в 1958 г. - 525, в 1970 г. - 730, в 1979 г. - 709, в 1989 г. - 511, в 2002 г. - 481 чел.
Старые Савруши — село в Аксубаевском районе Республики Татарстанa. Административный центр Саврушского сельского поселения
Село расположено в 19 км к северо-западу от районного центра — посёлка Аксубаево, в 170 км к юго-востоку от республиканского центра — города Казань. Рядом с селом проходит автодорога Нурлатский тракт (Чистополь-Аксубаево-Нурлат).
Посередине села протекает река Саврушка. Овражно-балочная сеть делает территорию села и его окрестностей достаточно живописной. Местами овраги переходят в балки и мелкие долины, по дну которых текут ручьи — притоки р. Саврушка. Наиболее крупные овраги окрестностей — Камышлывар, Дендвар, Чреклевар.
Образование устойчивого снежного покрова приходится на конец второй декады ноября и держится до конца марта. Заканчивается снеготаяние в апреле. Максимальная высота снежного покрова колеблется от 34 до 36 см. В начале осени и зимой происходит общее усиление скорости ветра.
Село относится к районам, где грозы наблюдаются только летом и число их относительно невелико. Продолжительность гроз невелика, наибольшая приходится на июль. Средняя продолжительность грозы составляет 2,0-2,5 часа. Грозы наблюдаются, преимущественно, в послеполуденное время.
Преобладание степных участков над лесными, наличие болот, река Саврушка обусловливает специфику животного мира.
Степную фауну представляют зайцы-русаки,суслики, полевые мыши. Из орнитофауны отмечены лесные виды: дрозды, дятлы, сороки, лесные голуби, куропатки, кукушки и другие. Среди обитателей полей выделены насекомоядные — землеройка,барсук,крот, встречается ласка.
Растительный покров села и его окрестностей представлен лесными, луговыми, болотными сообществами.
Первое упоминание о селе Старые Савруши относится к концу XVI века (20 мая 1595 года). Жители — чуваши, в языке и традиционной культуре наблюдаются общие для закамских чувашей черты, основанные на смешении элементов низовой и верховой традиций.
Жители до 1890-х гг. являлись государственными крестьянами, занимались земледелием, животноводством, мукомольным промыслом. Выходцами из села создано несколько селений в Оренбургской губернии и село Рысайкино Самарской губернии, посёлок Васильевка Казанской губернии.
В XIX — начале XX вв. село находилось в составе Ново-Адамской волости Чистопольского уезда Казанской губернии. Функционировала церковь, 20 октября 1890 г. была открыта школа грамоты священником Александром Корнетовым, помещалась в собственном здании, учителем состоял Ермолай Иванович Тимонов, 1891 г. — церковно-приходская школа. В начале XX века в селе работали 5 мельниц, 2 мелочные лавки, крупообдирка. Земельные угодья сельской общины составляли 1 886 десятин. В селе располагалась военная команда.
Согласно клировым ведомостям Христорождественской церкви село Савруши за 1875 год, 1895 год, 1900 год в деревне Старые Савруши, она же по речке Савруш (название так в документе) значится:
За 1875г военные составляли — 3 двора 33 души, крещенные из чуваш — 126 двора, 742 души.
За 1895г военные — 13 дворов, 117 душ; русские крестьяне — 2 двора, 9 душ; крещенные чуваши — 139 дворов, 732 души.
За 1900г военные — 19 дворов, 147душ; русские крестьяне — 1 двор, 8 душ: крещенные чуваши — 134 двора, 742 души.
(Национальный Архив Республики Татарстан: ф.4, оп.107, д.27, лл.1066-1074об).
В начале XX века 2 раза в год (весной и осенью) в селе проходили окружные ярмарки.
С 1920 г. село Старые Савруши входило в состав Чистопольского кантона ТАССР, с августа 1930 г. — в составе Аксубаевского района, с февраля 1963 г. — в составе Октябрьского района, с января 1965 г. — в составе Аксубаевского района.
Китайские племена из состава хуннов-гуннов (сувары и другие племена) к началу нашей эры, пройдя путь от Китая, стали хозяевами степных просторов от пустыни Гоби до сибирской тайги и от гор Гималайских до Карпат. Они были предками современных жителей села Старые Савруши, язык их был тюркский. В конце VI века группа булгар с предгорий Кавказа переселились в среднее Поволжье-Закамье. В начале VII века савары потянулись туда же. Они разместились южнее булгар на свободных землях по речке Черемшан. Эти народности объединились в булгарский союз племен и в конце IX века назвали свою страну Волжско-Камской Булгарией.
Один из родов племени савар, называемый «Саврушами» (основа слова «сав») появился в здешних краях. Людям этого рода приглянулась небольшая возвышенность, окаймленная с трёх сторон речками с высокими берегами, и они заселись на этом месте. Поселение назвали по имени рода: «Саврушами». Полноводную речку, протекающую по северной стороне возвышенности, назвали «Саврушкой», мелкую речку с восточной стороны назвали «Енти-вар», западной стороны — «Хамашла-вар». Территория эта называлась Закамской стороной Ногайской дороги (даруги) Казанского уезда (ныне южные районы Татарстана).
Место для размещения поселенцы выбрали в поймах рек на плодородных заливных лугах — приволье для ведения скотоводства и овощеводства. Крутые, высокие берега с севера, востока и запада — надёжная защита от неприятелей. Кругом простирается величественный покой и простор.
Эти поселения Саврушского края образовались в раннебулгарский период (VIII-IX вв.), когда суварские племена появились в бассейне реки Малый Черемшан. Подтверждением тому являются раскопки и обследования в 1964 году отрядом Р. Г. Фахрутдинова в составе татарской археологической экспедиции в этих краях, которые он описал в книге «Археологические памятники волжско-камской Булгарии и её территории» (г. Казань, 1975).
Экспедицией на территории деревни Старые Савруши обнаружены следующие объекты:
Селище раннебулгарского (до Х в.) периода, в 0,5 км к западу — юго-западу от современного места расположения деревни Старые Савруши, на левом берегу речки Саврушки, площадью 15 тыс. м².
Нагробный камень. Датированный 1349годом
Местонахождения керамик: на месте селища — в 0,5 км с северу-востоку от деревни Старые Савруши, на правом берегу речки Саврушки — в 0,4 км к западу от деревни Старые Савруши, на правом берегу речки Саврушки — в 2 км к северу от деревни Старые Савруши, на левом берегу речки Саврушки.
Надгробия на кладбище деревни Старые Савруши золотоордынского периода. Одно 70 х 60 х 30 см — читается три строчки, выполненные куфическим почерком, датируется 1349 годом. Второе 210 х 68 х 25 см — выполнено врезным некаллиграфическим почерком, в верхней части камня орнамент с солнечным знаком, по сторонам которого расположены два орнаментальных круга меньшего диаметра, датируется XIV веком.
До экспедиции Ф. Г. Фахрутдинова надгробных памятников было четыре, при строительстве дороги Нурлат — Чистополь два из четырёх, что были у деревни, перевезли Аксубаевский районный краеведческий музей. На сохранившейся половинке камня имеется такая надпись: «Суд Аллаха Всевышнего Великого, Якуба (его) сына … 1372 года». На целом памятнике выведено: «Суд Аллаха Великого Всевышнего Асунта дочери Ялань — место погребения. Смерть произошла — летоисчисление 750 рабы II месяца 15 дня. Да будет Милость Аллаха над ней милостынею обширную. Смерть — это дверь. И каждый человек войдет в неё и каждый человек выйдет». Эти переводы сделаны Ф. С. Хакимзяновым, кандидатом филологических наук, старшим научным сотрудником КИЯЛИ.
То, что среди саварских племен был род саврушей, доказывает тот факт, что в 1652-1657 гг. при строительстве Закамской оборонительной черты в Бугурусланском уезде Самарской губернии поселились люди на одном месте и своё поселение назвали Саврушской слободой. Речку, на которой они поселились, назвали Савруша. (Географически-статический словарь Российской империи — составитель В. П. Семенов. Санкт-Петербург. 1885 г. стр. 406).
Жители по национальности — чуваши, русские. До конца 1970-х годов для села были характерны многодетные семьи.
Возрастной состав населения села в 2011 году: всего 476 человек, из них моложе трудоспособного возраста — 110, до 1 года — 6, от 1-6 лет — 38, от 7-15 лет — 66, от 16-17 лет — 15, трудоспособного возраста — 378, старше трудоспособного возраста — 87, долгожительница-1
Численность жителей Старые Савруши по годам | |||||||||||||||||
1747 | 1762 | 1782 | 1795 | 1816 | 1857 | 1859 | 1897 | 1907 | 1920 | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
227 муж.пола | ↗285муж.пола | ↘191муж.пола | ↘124муж.пола | 572чел. | ↗681чел. | ↗707чел. | ↗921чел. | ↗1168чел. | ↘843чел. | ||||||||
1926 | 1938 | 1949 | 1958 | 1970 | 1979 | 1989 | 2002 | 2005 | 2011 | ||||||||
↘653чел. | ↗751чел. | ↘540чел. | ↘525чел. | ↗730чел. | ↘709чел. | ↘511чел. | ↘481чел. | ↘472чел. | ↗476чел. |
Жилые дома в деревне большинство кирпичные, остальные деревянные. Большинство деревянных дом облицованы различными облицовочными материалами. Дворы, как правило, имеют П-образную планировку, имеют деревянные или металлические ворота. Сады примыкают к фасаду жилых домов и огорожены заборами. Земельные участки жителей огорожены только по периметру села (внутри села между участками заборы, как правило, отсутствуют).
На Центральной улице в 1965 году установлен обелиск воинам, павшим односельчанам в Великой Отечественной войне.
Напротив обелиска на средства пожертвования сельчан строится часовня.
Жители села, в основном работают в ООО Аксубаевская Продкорпорация и Асфальтно-бетонном заводе. В селе функционируют находящегося в балансе ООО Аксубаевская Продкорпорация; — ферма КРС на 880-голов, зерноток, машинно-тракторный парк. Часть мужского населения работает вахтовым методом на стройках страны.
Жители села всегда занимались различными видами сельскохозяйственной деятельности. Традиционными видами деятельности также считаются хлебопечение, птицеводство, скотоводство, коневодство, рыболовство.
В частном приусадебном хозяйстве жители в основном заняты огородничеством, представленным такими культурами, как картофель, свёкла обыкновенная, свёкла кормовая, капуста, подсолнух, морковь, клубника, помидоры, огурцы, хрен, лук, чеснок, укроп, тыква, арбуз, дыня и другие виды. Садоводство развивается различными сортами яблони, крыжовника, малины, смородины, сливы, винограда, и др..
Скотоводство представлено выращиванием крупного рогатого скота (коровы), овец, коз. Выпас скота жителями села осуществляется поочередно — традиционно каждый двор дежурит ровно столько дней, сколько голов скота от двора представлено в стаде. Также разводят свиней и кроликов. Почти в каждом дворе — домашняя птица: гуси, утки, куры, индюки.
В каждом дворе — постройки для содержания скота и птицы, а также для хранения корма для скота (сено и солома) и дров, кладовые для хранения зерна (овёс, пшеница и рожь) и комбикорма.
Источниками водоснабжения являются колодцы.