Чудотворная церковь с. Молькеево Старо-Тябердинская волость Цивильский уезд Казанская губерния.
Кладбища Молькеево с. (Мэлки, Кырбаш) Старо-Тябердинская волость Цивильский уезд Казанская губерния.
Село в Кайбицком районе, на р. Урюм, в 31 км к юго-западу от с. Большие Кайбицы.
На 2002 г. - 609 жителей (татары).
Полеводство, молочное скотоводство.
Средняя школа, дом культуры, библиотека.
Основано в 17 в. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 в. в Молькеево функционировали Чудотворная церковь, школа Министерства народного просвещения, школа грамоты; 2 крупообдирки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1011,5 дес.
До 1920 г. село входило в Старо-Тябердинскую волость Цивильского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в Чувашской автономной области. С 1921 г. в составе Буинского, с 1922 г. - Свияжского кантонов Татарской АССР. С 14.02.1927 г. в Ульянковском, с 01.08.1927 г. в Кайбицком, с 19.02.1944 г. в Подберезинском, с 17.05.1956 г. в Кайбицком, с 01.02.1963 г. в Буинском, с 04.03.1964 г. в Апастовском, с 19.04.1991 г. в Кайбицком районах.
Число жителей: в 1859 г. - 353, в 1897 г. - 656, в 1908 г. - 789, в 1920 г. - 889, в 1926 г. - 870, в 1938 г. - 1015, в 1949 г. - 641, в 1958 г. - 599, в 1970 г. - 873, в 1979 г. - 817, в 1989 г. - 648 чел.
Село - административный центр Молькеевского сельского поселения. В состав поселения входят: село Молькеево, деревня Полевая Буа, деревня Баймурзино, село Старая Буа.
Известные люди сельского поселения:
Волков Александр Иванович - начальник управления документационного обеспечения и контроля Президента РТ.
Бичарина Елена Исмагиловна – народная артистка Татарстана.
Александр Михайлович Малов - журналист, писатель.
Сочинение слушателя 1 курса Казанского кряшенского педагогического техникума Василия Петрова «Моя деревня (с. Молькеево Старотябердинской вол. Цивильского у. ЧАО) (1921 г.)
В Каз губернии, Цивильском уезде, в Старо-Тебярдиновской волости, на границе Тетюшского уезда, находятся исключительно 5 кряшенских деревень: дер. Хозесаново, с. Тябердино, дер. Суринское, дер. Старые Курбаши и с. Молькеево, в котором живу и я. Еще в Тетюшском уезде находятся 4 кряшенские деревни и одна мусульманская деревня – дер. Чутеево (если по-татарски — Мишәр). В с. Молькеево, в котором живу и я, живут исключительно кряшены. Эта деревня находится на притоке реки Кубня - на Урюме. В версте от нашего села находится красивый небольшой лес, и около леса есть овраг, который по-кряшенски называют Иске йорт. По словам стариков, видно, что прежде здесь жили предки с. Молькеева, но когда им стало жить трудно, то есть когда высох ручеек, они переселились около реки Урюм. Рядом с этим оврагом, около леса, находится место, которое называется Чуаш капкасы, то есть чувашские ворота. По словам стариков видно, когда предки с. Молькеево кряшены жили в овраге (Иске йорт), к ним хотели переселиться чуваши, предки д. Ишинска*, но наши предки-кряшены не пускали их. Они пошли обратно на север и поселились около речки (Инеш елгасы), которая в настоящее время находится у дер. Ишинска. На западе от нашего села находится старое кладбище, которое в настоящее время называется Татар мазары — Татарское кладбище. В полуверсте от этого кладбища находится возвышенное место (Өч түбә – место). На востоке от нашего села находится большая гора (Печмән тау), а рядом с ним сосна, где преңде было место кормана.
Крестьяне нашего села главным образом занимаются земледелием, пчеловодством и другими. Крестьяне празднуют все православыне праздники и отчасти вспоминают языческие праздники – Яңгыр боткасы. Прежде чем варить, говорят на сходке, а дальше начинают собирать с каждого дома крупу, масло, молоко, соль и другие . Кашу обыкновенно варят в поле около реки или около родника. Когда каша бывает готова, три старика молятся по-своему, раздают кашу. Кашу частью едят около котла и половину берут домой. Этот корман — прошение от Бога дождя. Еще другие праздники — Питрау боткасы, Сабан боткасы и др.
В кратких чертах обрисовал местность и жителей нашей деревни.
Источник: НА ЧГИГН. Отд. I. Фонд Н.В. Никольского. Ед. хр. 309. Л. 5-8.
*Так в тексте. Имеется в виду дер. Новое Ишино.
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/etnografichsekaya-mozaika/moya-derevnya-molkeevo