Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Ищите Бога в собственном сердце, ибо вы не найдете Его больше нигде. (арабская)

Старое Тябердино с. Старо-Тябердинская волость Цивильский уезд Казанская губерния.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

респ Татарстан, Кайбицкий р-н, село Старое Тябердино

Петропавловская церковь с. Старое Тябердино Старо-Тябердинская волость Цивильский уезд Казанская губерния.

Кладбища Старое Тябердино с. Старо-Тябердинская волость Цивильский уезд Казанская губерния.



Село в Кайбицком районе, на р. Урюм, в 36 км к юго-западу от с. Б. Кайбицы. 
     На 2008 г. - 535 жителей (татары). 
     Полеводство, молочное скотоводство. 
     Средняя школа, дом культуры, библиотека. 
     Известно с 1646 г. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В начале 20 в. в селе Старое Тябердино функционировали Петропавловская церковь, 2 школы грамоты, 2 мельницы, 4 крупообдирки, кузница, 2 мелочные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1663,6 десятин. 
     До 1920 г. село входило в Старо-Тябердинскую волость Цивильского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Чувашской автономной области, с 1921 г. - Буинского, с 1921–22 гг. - Свияжского кантонов Татарской АССР. С 14.02.1927 г. в Ульянковском, с 01.08.1927 г. в Кайбицком, с 19.02.1944 г. в Подберезинском, с 17.05.1956 г. в Кайбицком, с 01.02.1963 г. в Буинском, с 04.03.1964 г. в Апастовском, с 19.04.1991 г. в Кайбицком районах. 
     Число жителей: в 1721 г. - 116, в в 1747 г. - 127, в 1782 г. - 143 души мужского пола, в 1859 г. - 693, в 1897 г. - 1337, в 1908 г. - 1573, в 1920 г. - 1605, в 1926 г. - 1393, в 1938 г. - 1379, в 1949 г. - 1229, в 1958 г. - 1150, в 1970 г. - 1035, в 1979 г. - 916, в 1989 г. - 700, в 2002 г. - 620 чел. 
     Село - административный центр Старотябердинского сельского поселения. В состав поселения входят: село Старое Тябердино, село Янсуринское, деревня Камылово. 
     Образование - Старотябердинская средняя школа. 
     

Известные люди сельского поселения: 
     Лидия Алексеевна Ахматова – народная артистка Татарстана. 
     Микусев Иван Егорович, Микусев Юрий Егорович, Микусев Артем Иванович - профессора. 
     Кузьмин Михаил Кузьмич - Герой Советского Союза (1915-1945 гг.)     
 
Родились в селе Старое Тябердино:
Ананьев Петр Константинович

Село несколько раз меняло свое расположение. Первоначальное место сохранилось под названием «Иски йорт»

По легенде основателями села были булгарские чуваши. Название села произошло от имени мурзы Тангребирде (Тангре – бог, бирде – дал), который владел этими землями. В русском языке его имя видоизменилось в «Тябердино». У мурзы Тангребирде было два сына. Старшего он поселил на реке Кубня, там он образовал деревню Большое Тябердино (местные называют его еще Базарлы Тэрбит, тут был большой рынок, проводились ярмарки). Младший сын остался с отцом в селе, которое называется сейчас Старое Тябердино.

На территории села есть старинное кладбище, где хоронили некрещеных чувашей. В нем похоронен потомок мурзы Тангребирде Карамыш. В селе встречаются потомки язычников, носящих имена Бикимер, Бикмят, Туктагол, Назар, Илморза, Туктар, Абдульхан. Встречаются женские имена Туктаби, Бялимя, Сялимя.

Село несколько раз меняло свое расположение. Первоначальное место сохранилось под названием «Иски йорт». Во времена весенних половодий, эти места
затопляло водой. Пожив 100 лет на этом месте, население решило переместиться на новое место «Тау башы». На нынешнем месте село стоит около трехсот лет.

В 1888 году в селе была построена Петропавловская церковь. Церковно-приходская школа была открыта в 1897 году. В ней обучались 68 мальчиков и одна девочка. Братская женская школа была учреждена в 1902 году. В ней обучалось 28 девочек. Старостою при церкви был крестьянин села Старое Тябердино Николай Трофимов. Учителем – житель деревни Янсуринское Сергей Минкин. Обучение велось на русском языке.

В 1936 году Петропавловскую церковь разрушили, на ее месте построили сельский клуб с избой-читальней.

На восточной окраине села есть кладбище, где хоронят крещеных жителей села.

Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/etnografichsekaya-mozaika/selo-s-neobychnoy-istoriey-kak-v-turminskom-poyavilos-prividenie

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

Кряшены-язычники села Старое Тябердино

В 2017 году в научном журнале «Кряшенское историческое обозрение» вышла статья об особенностях этнографии кряшен-язычников Кайбицкого района Татарстана. Её автор - Иван Севастьянов - аспирант Института этнологии и антропологии имени Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук. На основании полевых материалов, собранных им в 2005 - 2006 годах, он дает обзор некоторых сторон духовной культуры

«Некрещеные кряшены» с. Старое Тябердино - крайне малочисленная конфессиональная группа внутри молькеевских кряшен. Сами молькеевские кряшены являются своеобразной по своей истории и культуре локальной общностью, значительно отличающуюся от других этнографических групп кряшен Татарстана.

Как известно, молькеевские кряшены исторически относятся к числу «новокрещеных» (их предки приняли православие в XVIII столетии). Другая характерная черта молькеевских кряшен - близость к соседним чувашам-анатри. С ними их сближает традиционная материальная и духовная культура, смешанные браки, широко распространенное знание чувашского языка. Все эти культурно-исторические факторы оказали влияние на этнографический облик местных «кряшен-язычников».

В настоящее время точное число «некрещеных кряшен» неизвестно. Еще в 1920-е годы их число в Старом Тябердино составляло примерно 20 домохозяйств от общего числа жителей села. С 1934 года язычники жили только на улице Озерной. Небольшое число кряшен-язычников есть и в соседней деревне Камылово. Сами себя представители этой этнорелигиозной группы нередко называют «татарами», иногда «татарами-язычниками». Раньше, в XIХ веке, у них бытовало самоназвание «чуваши». В прошлом кряшены-язычники жили довольно замкнуто; браки, как правило, заключались с некрещеными чувашами, видимо, наиболее близкими к ним в культурном отношении. Сейчас подобные брачные предпочтения сошли на нет и остались лишь в воспоминаниях.

К настоящему времени традиционная культура «некрещеных кряшен» оказалась в значительной степени стерта благодаря влиянию окружающего, преимущественно православного, населения, и внешних факторов общей унификации и «глобализации». Наибольшему обезличиванию, ввиду влияния православного кряшенского окружения, подверглись внешние проявления религиозности. Так, язычники Старого Тябердина отмечают те же православные праздники, что и остальные местные жители. В домах «некрещеных», насколько мне удалось убедиться, зачастую имеются даже красные углы с рушниками, в соответствии с общей народно-православной традицией. Но иконы в красном углу отсутствовали - была лишь небольшая лампадка, стоящая на полочке за рушниками.

Христианское влияние сказалось и на некоторых «домашних» обрядах кряшен-язычников. Так, при рождении ребенка было принято выбирать для него особых «крестных» (хотя детей, разумеется, никто не крестил), которые по этому случаю пекли в печке специальный круглый творог, и хлеб, раздававшиеся потом всем присутствовавшим. Такой же круглый творог и хлеб раздавали на свадьбе и на похоронах человека. Выбор «крестных» был связан с имянаречением ребенка. В прошлом для детей выбирались языческие имена, например: Биккинэ, Ибусь, Ибульхан, Макадюк, Назир, Ширбяназ, Симэн (от тат. «деньги»).

К настоящему времени в памяти представителей среднего поколения «некрещеных кряшен» сохранились представления о похоронно-поминальных обрядах, соответствующих местной языческой традиции. Обряды подобного рода всегда отличаются наибольшей консервативностью и устойчивостью. Но даже здесь можно проследить влияние православной культуры. Так, если кто-то умирал, то в доме, где был покойник, зажигали три восковых свечи, которые устанавливали на особом месте у печки или же на печке. Свечи никогда не покупали в церкви, а делали сами из сот домашних пчел. Схожий обряд зажигания поминальных свечей известен и у марийцев.

Хоронить покойного старались в день его смерти, но только «после обеда», не раньше. В день похорон было принято топить баню, печь блины. Каждое из этих действ участники похорон должны были совершать только по трое. Всем, кто помогал на похоронах, раздавали подарки. В советские времена гроб с телом умершего выносили из дома под включенную магнитофонную запись с мелодией песни, которую почивший любил при жизни. Под эту музыку (нередко это были песни современной татарской эстрады) было принято провожать его в последний путь.

Хоронили покойников на языческом кладбище с. Старое Тябердино, где стоит древнее мусульманское надгробье с арабскими письменами. Покойного в могилу укладывали лицом на восток (это соблюдается и сейчас), что напоминает обычай северных чувашей, вирьялов. До установки постоянного надгробного памятника, на могиле ставили деревянный столб или доску с именем усопшего. С помощью ивовых колышков делали разметку по расстоянию между гробом, оградой и самим покойным. После похорон кто-либо из родственников покойного раздавал присутствовавшим по три нити, которые, придя домой, бросали в печь, или же ими можно было, согласно поверью, что-нибудь заштопать. Похожий обычай существовал и у соседних чувашей-анатри: каждому из помогавших на поминках хозяйка дома раздавала по три нити.

Поминки справляли на 3-й, 9-й, и 40-й день, затем справляли полгода, год, три года, что, в целом, соответствует обычаям большинства народов Среднего Поволжья. Наиболее широко справляли 40-й день. Поминки сорокового дня могли растягиваться на несколько суток. До наступления этой знаковой даты, представлявшей собой особый рубеж во всем цикле поминальных обрядов, в доме покойного на ночь оставляли гореть свет. На сорок дней было принято резать барана, мясо которого варили для угощения собравшихся. А шейные позвонки зарезанного барана кто-нибудь из родственников усопшего нес на кладбище и прятал где-нибудь около могилы. Делалось это втайне, чтобы позвоночная баранья кость не была найдена колдуньей, которая с помощью этой кости могла навести порчу. В чем заключался смысл этого действа с бараньим позвонком мне выяснить не удалось. На 40-й день также было принято идти на могилу покойного с подушкой. С этой же подушкой потом шли с кладбища назад; на ней покойного как бы несли домой. Дома подушку клали на лавку у стола рядом с остальными родственниками поминаемого, который словно бы снова на некоторое время занимал среди них свое привычное место. На стол подавали омлет и блины с медом. По окончании пиршества, всю еду несли на кладбище, снова провожая туда усопшего. Здесь поминальный обряд подходил к своему завершению.

У кряшен-язычников существовало некое смутное представление о сверхъестественной связи души человека с другими одушевленными существами, в частности, с домашними животными. Приведу здесь рассказ жительницы Старого Тябердина средних лет, из семьи «некрещеных кряшен»: «На день смерти моей матери наша кошка разбудила всех и выскочила из дому на какое-то время. Через 40 дней она снова стала прыгать по дому, потом выскочила наружу и вскоре умерла, лежа в хлеву около нашей коровы».

Верования, связанные с божествами природных стихий, обряды в честь домашних покровителей в настоящее время забылись. Образы этих божеств напоминают некоторые мифологические представления татар-мишарей. Языческо-кряшенские «бог земли» (җир алласы), «бог солнца» (кояш алласы), «бог воды» (су алласы), «бог неба» (күк алласы), отчасти соответствуют мишарским «хозяину земли» и «хозяину неба». Схожие божества, именовавшиеся «джер тейреси» (бог земли), «кюн тейриси» (бог солнца), существовали в доисламской системе верований балкарцев и карачаевцев. А собственно верховного бога кряшены-язычники называют Алла или Алла-бабай, что характерно и для местных православных кряшен. Вера в покровителя дома, которая в прежние времена была сильна у «некрещеных кряшен», очень схожа с мишарской верой в «йорт иясе». По воспоминаниям моих информантов, после прихода из гостей, переступив порог избы, всегда кланялись домовому (йорт иясе); также гостинцы сперва давали попробовать домовому. Сходство их отдельных верований с верованиями татар-мишарей, по-видимому, не случайно. Специалистами не исключается участие в формировании молькеевских кряшен мишарского компонента.

Информанты указывали на то, что рядом с селом есть священное место около небольшой речки, называющееся «кушләмәт» (от выражения «не кричи» или «не ругайся»). В случае засухи там устраивали моление о дожде с обливанием друг друга водой. В этом молении участвуют, в основном, пожилые женщины села.

В целом, к настоящему времени из всего комплекса языческих верований «некрещеных кряшен» хорошо сохранились только похоронно-поминальные обряды и связанные с ними представления. Представители этой малой конфессионально-этнографической группы под влиянием окружающего преимущественно православного окружения постепенно начинают склоняться к принятию христианства. А между тем, еще не так давно, в середине ХХ века, среди здешних язычников были люди, которые пытались активно препятствовать проникновению христианства и соответствующих ему религиозных атрибутов в свою среду. Вот что рассказала местная жительница среднего поколения из семьи «некрещеных»: «Тетка моя упорная была язычница. Моей матери, которая уже креститься успела, она нательный крестик топором помяла. А потом умерла, ударившись головой об это самое место во дворе, на котором она материн крестик топором рубить пыталась. И еще до смерти моего отца в доме даже иконы не было. А вот я сама креститься решила, потому, что все говорят теперь: ты вот кряшенка и некрещеная».

Особенности описанных здесь обрядов и некоторых верований демонстрируют тесные историко-этнографические связи «некрещеных кряшен» с другими народами Среднего Поволжья: чувашами, татарами, марийцами и собственно кряшенами. Некоторые мифологические представления сближают «некрещеных» с некоторыми тюркскими народами кыпчакской ветви (мишарями, балкарцами и карачаевцами). На их верованиях сильно сказалось влияние православия, а также, судя по всему, и ислама. Это заметно в общем тяготении их системы верований к монотеизму. Похожая картина наблюдается и в языческой религии чувашей.

Вопрос о происхождении кряшен-язычников, об их возможных этнических предках, отличается еще большей запутанностью и неясностью. В местных преданиях об истории села Старое Тябердино говорится, что первыми жителями здесь были «некрещеные чуваши». Между категориями «чуваши» и «язычники» в этом предании явно ставится знак равенства. Некоторыми исследователями отмечалось, что в районах татаро-чувашского пограничья Нагорной стороны волжского бассейна некоторые селения были местом смешения мусульман (татар) с чувашами, в результате которого мусульмане нередко «чернели» - переходили в язычество, становились чувашами. Таким образом, в пограничной зоне мусульмане назывались «татарами», а язычники являлись «чувашами». Возможно, то языческое кладбище с древним мусульманским надгробием у с. Старое Тябердино представляет собой своего рода памятник этноконфессиональным процессам такого рода. И сейчас у местных жителей из числа «некрещеных» бытуют предания о том, что кладбище в прежние времена было крупнее и там хоронили язычников «с окрестного урюма».

В отдельных семьях «некрещеных кряшен» сохранились родословные, насчитывающие до тридцати поколений предков. Основателями рода в одной из родословных являются люди с мусульманскими именами: Абдул и его потомок Халиль. Можно ли на этом основании делать вывод о мусульманской религиозной принадлежности прародителей языческо-кряшенских семейств? Данный вопрос остается спорным. Как отмечает Д. Месарош, мусульманские имена были нередки у чуваш-язычников. Мусульманские имена и фамилии часто встречаются у язычников-удмуртов Башкортостана, что связано с влиянием окружающего татаро-башкирского населения.

Что касается вопроса о современной этнической идентичности представителей рассматриваемой религиозной группы, можно констатировать смену прежней «чувашской» идентичности на татарскую или татарско-кряшенскую. Тем более процесс постепенной христианизации и большего исчезновения исконных религиозных представлений «некрещеных» последнее время набирает обороты.

Фото из личного архива Ивана Севастьянова.

Источник: Иван Севастьянов - аспирант Института этнологии и антропологии имени Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук
▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲
| Добавил: _ А.с. | 2022-02-16 20:28:42 | Отредактировано: 2022-02-16 20:28:59 |


Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов