Разговоры о том, чтобы превратить самое старое действующее кладбище Казани в музей под открытым небом, ходят давно, но пока инициатива не получила развития и организованные регулярные экскурсии и прогулки с туристическими путеводителями все еще остаются мечтой. При этом на Арском есть что посмотреть — дореволюционные захоронения со скорбящими ангелами соседствуют с гранитными глыбами на могилах авторитетов из 1990-х, поэтому любопытствующих фланеров здесь едва ли не больше, чем родственников усопших. Но главное — здесь покоятся самые известные казанцы ХIХ−ХХ веков: автор неевклидовой геометрии, ректор Казанского университета Николай Лобачевский, архитектор Михаил Коринфский, купец и старообрядец Яков Шамов (тот самый, который дал средства на строительство Шамовской больницы), химик-органик Александр Арбузов, художник Николай Фешин, профессор Казанского университета Николай Катанов, знавший 114 языков. Но, пожалуй, самое популярное место на Арском — могила сына Иосифа Сталина Василия. Только могила с 2002 года пустая (тело было перезахоронено в Москве), но за надгробием до сих пор кто-то ухаживает. Пожалуй, это одна из самых главных загадок кладбища, если не считать дежурных баек о местных призраках.
По документам губернского архива, кладбище основано в 1766 году. На часовне в старообрядческой части написано, что первое захоронение было сделано на четыре года раньше, но оно не сохранилось. Исторически точно засвидетельствованы захоронения нападавших и оборонявшихся во время пугачевского штурма Казани в июле 1774 года. Статус городского кладбища Арское получило в 1835 году. После очередного городского пожара по просьбе жителей его обнесли белокаменной стеной: во-первых, коровы топтали могилы, во-вторых, город ширился и кладбище, которое ранее было за чертой города, теперь находилось в непосредственной близости от жилых домов.
Вероятно, старообрядческая часть кладбища самая древняя, потом возникла официально-православная. В XIX веке стали хоронить немцев на отдельном лютеранском участке и поляков на католическом, у сохранившегося до наших дней костела. Евреев сначала хоронили на самом краю оврага, который идет через все кладбище, позже этот участок укрепили деревьями, иначе могилы просто уносило в Казанку. Татары на кладбище тоже есть, но их хоронили по одному-единственному принципу — усопшие были атеистами и не желали проходить исламский обряд погребения, а на Ново-Татарском кладбище это было невозможно даже в советское время.
В 1930-е годы, по примеру московского Новодевичьего, на кладбище появляются аллеи для выдающихся деятелей. Таковыми стали главная первая и частично первая поперечная аллеи. Их еще неправильно называют университетской аллей и аллей врачей — неправильно потому, что там хватает и других великих людей. Место живописное: статуи ангелов, плакальщиц, часовни, склепы, интересные хозяйственные постройки прошлых веков и эпитафии, бьющие прямо в сердце. В конце первой поперечной аллеи покоится некая Зоя, умершая 45 лет от роду в советские времена. Ее родственники настрочили: «О путник, проходящий мимо, слезою не скверни мой прах. Сегодня дома я, а ты в гостях» — с намеком. Есть кенотафы, то есть могилы без трупа, — самая известная принадлежит генерал-майору авиации Василию Сталину. Есть в истории Арского и эпизоды злоупотребления властью: например, бывший митрополит Анастасий похоронил свою мать Дарью Меткину на участке церковнослужителей, хотя она таковой не была.
https://inde.io/article/7919-rodina-smert-zachem-idti-na-kazanskie-kladbischa-i-chto-tam-smotret?ysclid=leiryk93rz204005671