Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Она пошла бы на любые хлопоты, лишь бы избежать хлопот. Уилла Катер.

Мусульманское кладбище Бишбалта в Кировском районе г. Казани.

Назад

 

     

    Мусульманское кладбище у самой кромки Волги в Кировском районе города давно не работает, но продолжает привлекать внимание. О нем почти ничего не известно, что позволяет некоторым историкам утверждать, что кладбище относится чуть ли не к XIV веку, хотя более взвешенные версии датируют его серединой XIX века. Кладбище прежде всего примечательно нарочитой заброшенностью: разбитые могильные камни с арабской вязью, непроходимые заросли американского клена. При посещении помните: на кладбище отсутствует планировочная структура, поэтому, скорее всего, вы будете ходить по могилам — побольше почтения и лучше без фотосессий.

    У татарской общественности сложилось мнение, что кладбище на улице Брюсова в Адмиралтейской слободе является кладбищем древнейшего на территории современной Казани селения Бишбалта (оно существовало еще во времена Волжской Булгарии). Мы сначала тоже так полагали. Но изучение источников и литературы показало, что кладбище в слободе возникло в 1840-е годы. Хоронили там татар, которые работали на пороховом заводе, предприятиях в Адмиралтейской слободе и торговой пристани неподалеку. Самое раннее сохранившиеся захоронение на кладбище датируется концом XIX — началом XX века, самое позднее — 1930-ми годами. Возможно, более старая часть кладбища оказалась затоплена водами Куйбышевского водохранилища. Но ни в одном источнике литературы, вышедшей до затопления, фактов о расположении там древних камней мне не встретилось. Поэтому я не исключаю возможности, что на самом деле то, самое древнее, кладбище в Бишбалте располагалось в районе самого поселения Бишбалта, в конце Адмиралтейской слободы — через дорогу от «Петрушкиного двора», ближе к Волге. Помочь это выяснить могут только подводные археологические исследования.

    https://inde.io/article/7919-rodina-smert-zachem-idti-na-kazanskie-kladbischa-i-chto-tam-smotret?ysclid=leiryk93rz204005671


     

    Сохранившимся и малоизученным остается древнее кладбище в Кировском районе Казани, расположенное по улице Брюсова, на территории поселения Бишбалта (дословный перевод: «Пять топоров»), в Адмиралтейской слободе города. По разным сведениям, появление этого кладбище относят к эпохе Казанского ханства (называется даже дата первого захоронения – 1321 год, т.е. времена еще эпохи Золотой Орды).

    Сама Адмиралтейская слобода появилась в 1718 году с образованием Казанского адмиралтейства, где стали активно использовать труд татар-лашманов (государственных крестьян, используемых в кораблестроительстве и лесорубном деле).

    В XIX веке кладбище отмечается на картах Казани. В первой половине ХХ века кладбище было действующим, на нем велись захоронения. Однако в 1957 году после строительства Куйбышевского водохранилища большая часть кладбища оказалась под водой. Нетронутой осталась лишь малая часть некрополя. Захоронения после этого уже на его территории не велись.

    К сожалению, в течение долгих лет оно оставалось в большом запустении, здесь практически повсюду видны следы вандализма, большая часть надмогильных плит разрушена, повсюду видны их осколки, на которых есть эпитафии, которые можно прочесть. Единственный сохранившийся и хорошо читаемый надмогильный камень принадлежит шейху Билалетдину Габитову (1841-1918), который был имамом в Адмиралтейской слободе.

    Надмогильный камень, принадлежавший шейху Билалетдину Габитову (1841-1918)

    Начиная с 2007 года Центр исламской культуры «Иман» г. Казани как общественная организация стал поднимать вопрос о необходимости мемориализации этого исторического кладбища. В те годы происходила масштабная застройка побережья реки Волги со стороны Адмиралтейской слободы. Центр исламской культуры «Иман» обратился к мэру города, Президенту Татарстана и руководству муниципального унитарного предприятия «Ритуал», в ведомстве которого находятся все захоронения. Письма были отправлены под подписью первого председателя Центра исламской культуры «Иман» ныне покойного Валиуллы хазрата Якупова (1963-2012).

    На кладбище было проведено совещание, на котором присутствовали представители МУП «Ритуал» и председатель научно-экспертного совета Центра исламской культуры «Иман» Наиль хазрат Гарипов (автор этих строк). По итогам встречи стороны договорились рассмотреть вопрос более детально и принять по вопросу сохранения решение. На кладбище Центр исламской культуры «Иман» в том же году организовал уборку территории. Корреспонденты телеканала ТНВ во главе с Ильзирой Сибирцевой впервые осветили этот вопрос. Проблема сохранения кладбища получила широкий общественный резонанс.

    С этого времени ежегодно Центр исламской культуры «Иман» проводит субботник на территории кладбища, приглашаются все заинтересованные лица. В этом благородном деле принимают участие студенты Российского исламского университета, активисты Всемирного форума татарской молодежи, прихожане Закабанной мечети г. Казани во главе с имамом Сейджагфаром хазратом Лутфуллином и просто неравнодушные люди.

    Историческое кладбище в Адмиралтейской слободе появилось, скорее всего, во времена Казанского ханства . Адмиралтейская слобода как Бишбалта упоминается в разных исторических источниках времён Казанского ханства . Например, в «Казанском летописце» о Бишбалте сказано как о пригороде Казани . Также князь Андрей Курбский (1528-1583), описывая Казань середины XVI века, упомянул о Бишбалте . Название «Бишбалта» («Пять топоров»), по мнению некоторых исследователей, связано с деятельностью живших в этой слободе плотников. Однако есть предположение, что название связано с персидским корнем «город», «пригород» .

    Дело в том, что Бишбалта находилась на дороге, ведущей на запад. Это было стратегическое поселение, которое, скорее всего, было сформировано в целях обороны Казани. Например, Зилантова гора и связанные с ней легенды, больше были направлены на запугивание пришлых завоевателей.

    Если рассмотреть Зилантову гору с точки зрения военной стратегии, то с нее можно было прекрасно контролировать русло реки Казанки по которой в то время шли корабли к собственно городу и его крепости. В 1918 году Зилантову гору использовали как высоту для обороны города белогвардейцы полковника Владимира Каппеля от наступавших частей Красной армии. На высоте стоял артиллерийский пункт, из-за которого были расстреляны все насельники Зилантова монастыря.

    Бишбалта постепенно росла и развивалась. Здесь селились лесорубы и мастера корабельных дел. В булгарские времена Бишбалта была местным центром судостроения. Здесь строились самые разнообразные суда. Для перевозки сыпучих грузов, таких, как соль или зерно, использовались большие грузовые корабли – насады. Средние по размеру суда – учаны – перевозили товары, имеющие наибольшую ценность: меха, текстильные изделия. Их же использовали и для перевозки воинов. По маловодным рекам плавали ладьи, которые использовались для доставки товаров в труднодоступные населенные пункты.

    Все вышеперечисленные типы кораблей применялись также для охраны торговых речных караванов, плывших из Каспийского моря по Волге и дальше по Каме, Оке и прочим рекам. Охрана города нужна была для защиты от тогдашних речных пиратов (ушкуйников), многие из которых промышляли в те времена на Волге. В период расцвета Казанского ханства Волгу во всех направлениях бороздило большое количество кораблей. Кораблестроение и судоходство быстро развивалось. Некоторые из казанских судов были способны даже ломать тонкий лед своим массивным корпусом.

    В XVIII веке это поселение приобрело свое стратегическое значение. Именно здесь строят Адмиралтейство для строительства кораблей. Первый российский император Петр I не мог не обратить своего пристального внимания на уже сложившиеся традиции казанского судоходства. В 1710 году на казанской верфи были построены пять кораблей, которые пополнили Балтийскую эскадру, а затем еще восемь, ставшие частью Азовского флота. В 1718 году в Бишбалте царь учредил второе в стране адмиралтейство (первое находилось в Санкт-Петербурге).

    Так началась история Адмиралтейской слободы Казани. За время существования адмиралтейства в 1718-1829 гг. тут было построено около 400 кораблей.

    Такова история древнего поселения Бишбалта. В наше время это название исчезло из казанской топонимики. Улица, называвшаяся некогда Бишбалтинской, переименована в Большую. О былых временах напоминает только недавно возведенная в Адмиралтейской слободе мечеть (ул. Клары Цеткин, 14), которую назвали «Бишбалта» – в честь древнего поселения.

    Однако надо помнить, что в Адмиралтейской слободе было до революции две мечети. Обе находились на современной улице Большой. Одна из них – вторая мечеть была ближе к современной Кировской дамбе, которая сегодня соединяет две реки – Казанку и Волгу.

    Развитие Бишбалты безусловно влияло и на расширение мусульманского кладбища. Скорее оно появилось во время зарождения города Казани и слободы. Кладбище со временем разрослось, об этом свидетельствует карты города Казани в XIX – первой половины ХХ века.

    Мусульманский некрополь Казани: описание и проблемы сохранения.


      Яндекс.Метрика
      © 2015-2024 pomnirod.ru
      Кольцо генеалогических сайтов