Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Для милого дружка и серёжка из ушка.

Церковь Богоявления Господня г. Арск.

Назад

Казанская и Татарстанская епархия / Пестречинское благочиние

Церковь. Не действует.   
ПрестолыБогоявления Господня, Илии Пророка 
Архитектурные стили:Эклектика, Псевдорусский стиль, Кирпичный стиль 
Год постройки: Между 1869 и 1873.
Архитектор: К. А. Тон
Адрес: Республика Татарстан, г. Арск, ул. Почтовая, д. 9

Координаты:56.085966, 49.870174 

Проезд: Из Казани через поселок Дербышки и Высокую Гору по автодороге на Арск. При подъезде к Арску, после проезда по путепроводу над железной дорогой, повернуть направо на первом перекрестке, ехать примерно 3,5 км по указателям в сторону центра Арска. На большом трехстороннем перекрестке повернуть направо, в сторону Советской площади, и через 100 метров еще раз направо, в первую улицу. Бывшая церковь будет через 100 метров справа, во дворе "Водоканала".

Источник: http://sobory.ru/article/?object=20981


Архитектурное описание. Центральный двухэтажный квадратный в плане объем с примыкающими к нему трехгранной апсидой под граненой конхой с двумя небольшими приделами по обеим сторонам и одноэтажной прямоугольной в плане трапезной под двускатной кровлей. Оформление декора фасадов выполнено с использованием приемов и форм провинциального ампира, с элементами эклектики. Барабаны, главы храма и колокольня не сохранились.
Из каталога-справочника. Р.А. Айнутдинов, Е.В. Липаков, Р.Р. Хайрутдинов «Республика Татарстан: Памятники истории и культуры». г.Казань, Издательство «Эйдос», 1993 г.

Двухпрестольный каменный храм был построен был построен в 1869-1873 гг. (приход существовал с 50-х гг. XVI в). Придел был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Храм сохранился в сильно перестроенном виде. Церковь построена частично на средства епархии (Арск был заштатным городом и ему было положено иметь каменный храм), но в основном на деньги, собранные прихожанами. В храме находилась особо почитаемая икона Святого Великомученика Пантелеймона, привезенная в Арск еще в первые годы после завоевания Казани Иваном Грозным. В 1814-1843 гг. здесь служил священник Антон Ульянов, в 1868-1888 г. — Николай Александрович Любимов (переведен в Александровскую больницу г.Казани), в 1894 г. храм расписывал Степан Дмитриевич Эрьзя (Нефедов), впоследствии всемирно известный скульптор.
Из книги: Е.В. Липаков, Е.В. Афонина, Е.Б. Долгов, Г.И. Середа, И.В. Якимов. «Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI -начала ХХ веков). — Казань. Издательство «Фест», 1998 г.

Престолы: главный — в честь Богоявления Господня, второй — в честь Ильи Пророка, третий — в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Наличный состав причта по данным на 1904 г.: священник Владимир Александрович Смелов (с 1904 г.), псаломщик в сане диакона Иван Иванович Чернов (с 1900 г.). Приход (на 1904 г.) составляет 134 двора, в числе прихожан: 341 м., 423 ж. Содержание причта: священнику — 160 руб. в год, псаломщику — 40 руб. в год, от города на содержание храма — 270 руб. в год.
Три раза церковь посещал Высокопреосвященнейший архиепископ Казанский и Свияжский Антоний — в августе 1870, 1873 и 1876 гг. Также храм посещали викариями епископы Алексий (Молчанов) и Алексий (Дородницын), а 7-8 сентября 1893 г. архиепископ Казанский и Свияжский Владимир.
О состоянии храма на конец XIX в. отмечалось, что все довольно благоприлично, кроме икон; нет излишеств, особой роскоши, но нет и бедности: почти на всех иконах, стоявших внизу, были венцы, цаты и серебряные оклады, ризы с жемчугом и камнями. Одна икона по описи оценена в 400 руб., другая – в 159 руб., третья — в 120 руб. Имелись также и древние иконы, без особых надписей — Казанской Божией Матери, Владимирской Божией Матери, святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. На иконе Казанской Божией Матери риза бархатная, с серебрёным венцом с позолотой, расшита жемчугом и бисером, на венце имелись драгоценные камни. Алтарь в тёплом приделе отделяется только иконостасом, а в главном — каменной стеной к которой прикреплён иконостас главного алтаря. Алтарь храма трёхчастный, разделённый стенами, в которых три двери. В этих отделениях алтаря помещаются ризница и библиотека. Хора нет. Облачений священнослужителей было много, до 9 пар, недешевые. Напрестольные ризы по 90 и 130 руб., один орарь — по 85 руб. Некоторые подризники, стихари были из китайки и выбойки с кумачом и холщовой подкладкой. 232 предмета по описи были оценены в сумме в 4020 руб.
Наружный вид: храм равносторонний, окна в два яруса с решетками, куполов на церкви пять, все глухие. Кресты железные, выкрашены желтой краской, а на колокольне — золочённый. Кровля железная, на главном храме четырёхскатная, на приделах — двухскатная. Внутренняя площадь храма 160 кв. сажень. Входных дверей три, церковь соединена с двухъярусной колокольней.
Чудотворных или явленных икон нет. Особую ценность для прихожан представляла икона святого мученика Христофора. В храме также находилась особо почитаемая икона святого великомученика Пантелеймона, привезенная в Арск во 2 половине XVI в. Небольшая церковная библиотека, домов для причта и земли – нет.
С первых лет существования деревянной Богоявленской церкви среди прихожан были: арские стрельцы с сотником и пятидесятником, дети боярские, белопашенные конные казаки, арские служилые полоненники, новоприборные полоненники Ремина, служилые посадские люди, старожилы и служилые татары. По указу государя Алексея Михайловича в 1649 г. были переведены в конные казаки 50 человек на Симбирскую черту в небольшой острог Юшанск. В 1780 г. в Арске проживают лишь мещане и пахотные солдаты.
В приход Богоявленской церкви до 18 века входили деревни: Тюбяк, Чекурча, Хайван, Бужи (до построения храма в с. Чурилино), Казанбаш (до построения храма в с. Александровке), и православные из татарских сел: Верезей, Мурмы, Курсы, Метесков, Калачей, Турналей, Кутюка, Толчишмы, Берёзовки и Менгера. С 1821 г. упоминается д.Урмат, Пашкова (с 1889 г.).
Причт по книге митрополита Тихона за 1706 г. был одноштатный: «поп Иван Иванов, диакон Иван Михайлов, дьячек Григорий, пономарь Алексий Иванов и просфорница Елена Ивановна». Позднее, со строительством второй церкви — Покровской в 1768 г., было 2 священника, 2 диакона, 2 дьячка и 2 пономаря. За время существования духовного правления был назначен протопоп. Поименный список причта Богоявленской церкви следующий: священники: Иван Иванов (ок. 1706), Михаил Григорьев (до 1731), Даниил Яковлев (1731 — ?), Иосиф Васильев (1775 — ?), Протопоп Максим Григорьев (1786-1797), Иродион Дмитриев (1780-1798), Симеон Родионов (1799-1813, в 1813 году за проступки отречен от сей церкви), Антон Ульянов (1814-1843), Матвей Политов (1841-1842), Сергей Спиридонович Милонов (1841), Иоанн Васильевич Тихомиров (1841-1854), Павел Петрович Соколов (1853 — 1868), Василий Никифорович Ядрин (1868-1869), Николай Александрович Любимов (1869-1887, в 1888 переведён в Александровскую больницу г. Казани, где и скончался), Николай А. Львов (1887-1903), Владимир Александрович Смелов (1904-после 1918; из благочинных Чистопольского уезда Казанской губернии);
диаконы: Иван Михайлов (ок. 1706), Семен Родионов (до 1797 — ок. 1800), Михаил Гаврилов (до 1800 — ок. 1804), Иоанн Андреев (ок. 1802), Василий Лукин (ок. 1802), Антон Ульянов (ок. 1806-1814), Василий Степанов Ошняков (1814-1816, в 1814 переведён из учеников Казанской духовной академии 3-го российского класса, участвовал в ополчении в 1812 г., из с. Ошняк, из семьи духовенства), Алексей Семенович Топорнин (1817-1845), Алексей Семенов (1841), Алексей Политов (1843), с 1843 по 1887 гг. диакон в составе притча отсутствовал, Алексей Сперанский (1887-1898), Дмитрий Троянский (1898-1900), Иван Чернов (1900 — после 1918);
дьячки: Иоанн Андреев (до 1800 — ок. 1802), Тихон (1804-1805), Каллистрат Алексеев (ок. 1806 — до 1813, переведён диаконом в Казанскую Крестовоздвиженскую церковь), Ипполит Иванов (1815-1820, переведён в 1815 году из села Арино Царевококшайского уезда церкви Рождества Христова), Матвей Красиков (1822-1823), Павел Тимофеев (1823-1831), Николай Михайлович Богословский (1831-1835), Василий Тихомиров (1835 — до 1838), Афанасией Спасский (1840), Иван Препетов (1841-1842), Павел Павлинов (1842-1844), Лука Павлов Павлинов (1844-1847), Антон Федорович Алянский (1847-1876);
пономари: Матвей Кремков (1823-1829), Егор Александрович Гумилевский (1841-1842), Иван Холмогорцев (1842 — 1844), Димитрий Васильевич Левашов (1844-1864), Петр Левашов (1865-1871), Петр Александров (1871-1872);
псаломщики: Антон Федорович Алянский (1876-1878), Алексей Сперанский (1878-1887), Иван Чернов (1886-1889, с 1889 г. псаломщик в сане диакона).
В 1914 гг. на средства Арского городского общественного управления были отремонтированы церковные дома и церковные печи. Также отметились в эти два года благотворители храма, которые пожертвовали определенные денежные суммы на нужды храма: Алексей Сокунов (на посеребрение ризы иконы Владимирской Божией Матери, стеклянный футляр и подсвечник к ней — всего 70 руб.), Александр Соковников (на приобретение ризы на икону преподобного Серафима Саровского — 45 руб.), Александр Гурьянов (на посеребрение ризы иконы святого благоверного князя Александра Невского — 20 руб.), Анастасия Грушицина (облачения для священников и диаконов — 175 руб., и серебренное позолоченное кадило — 31 руб. 16 коп.), Степан Фадеев (приобретение ризы для иконы великомученика Георгия Победоносца — 16 руб.).
Храм был закрыт в конце 1920-ых — начале 1930-ых гг., барабаны и купола храма вместе с колокольней были разобраны. Храм использовался как склад горюче — смазочных материалов.
Архитектурное описание храма. Храмовые объемы расположены по общепринятой симметрично-осевой схеме. Центральный двухэтажный квадратный объем прорезан прямоугольными окнами с лучковыми перемычками на обоих уровнях, имеющими простые наличники. К центральному объему примыкает трёхгранная апсида, с тремя окнами, под граненой конхой, оформленная карнизом, угловыми лопатками (по граням) и большими прямоугольными нишами. Апсида с двумя небольшими приделами по обеим сторонам. Фасады храма, трапезной и апсиды имеют простеночные и угловые пилястры. Трапезная просторная — на четыре прямоугольных окна под двускатной кровлей, с востока имеет два самостоятельных входа. С северного и южного фасадов — арочные входы с архивольтом и перспективным порталом с равным шагом. Колокольня двухъярусная, из двух равновеликих четвериков, отделенных карнизом с сухариками. В первом ярусе организован главный вход: портал, фасады колокольни, как и в других объемах, имеют членение плоскостей в виде прямоугольных неглубоких ниш в толще стены. Пять глав храма и завершение колокольни не сохранились. Памятник культовой архитектуры в стиле ранней эклектики, соединяющей в себе элементы провинциального ампира, “кирпичного стиля” и псевдорусской архитектуры.
До недавнего времени внутри храма можно было увидеть замечательную фресковую живопись работы Степана Дмитриевича Нефедова (позднее известен как Степан Эрьзя), расписывавший храм в 1894 г., но в 2000-ых гг. внутренние стены храма были окрашены краской и ныне живопись безвозвратно утрачена. При входе в храм сохранилась цветная плитка.
Сегодня часть храма, где размещался алтарь, используется под контору жилищно-коммунального хозяйства, а другая часть храма временно пустует.
Источник: А.Д. Тумаков «Арск. Новые подробности, факты и открытия»

Свою историю Богоявленская церковь ведет со второй половины XVI века, когда в Арске был образован приход. Согласно преданию, церковь являлась первой в уезде, после покорения Казанского ханства. Первый деревянный храм простоял до 1700 года, когда он сгорел в результате большого пожара, а уже в 1706 г. в книге митрополита Тихона упоминается церковь Богоявления Господня. Второй деревянный храм выстроили на новом месте в 40 саженях на северо-востоке от прежнего, а на месте старого храма во 2 половине XIX века соорудили пожарные сараи. Из его истории известно, что в 1731 году в церкви Богоявления Господня митрополитом Казанским Сильвестром в сан иерея был посвящён диакон дворцового села Чепчугов (Чепчуги) Даниил Яковлев. Простоял деревянный храм до 1748 года, когда на его месте возвели новую деревянную (уже третью) Богоявленскую церковь — более обширную, чем прежняя.
В описи 1788 года значится: «Холодная, деревянная, довольно большая Богоявленская церковь». Деревянная церковь перестраивалась в 1796 году на средства помещика Николая Федоровича Тарбеева. По описи 1788 года церковь называется «соборною» и таковой считалась с 1786 по 1797 гг. и находилась на том самом месте, где ныне стоит каменный храм. В 1838 году в ночь с 24 на 25 апреля церковь была ограблена. Было похищено денег 354 рубля и два напрестольных серебряных креста, священнические сосуды с приборами, всего около 5 фунтов серебра. Известен деревянный храм тем, что здесь служили литургию архиепископ Казанский и Свияжский Владимир (Ужинский) в сентябре 1846 года и архиепископ Казанский и Свияжский Афанасий (Соколов) 12 сентября 1858 года.
Летом 1849 года в страшном пожаре выгорела большую часть города. Для поддержки пострадавших от пожара горожан была собрана определенная сумма. Оставшуюся от неё часть, в размере 81 руб. 30 коп., начальник губернии предписал бургомистру Торгаеву направить на украшение храма. Все средства были переданы священнику Тихомирову.
20 марта 1862 года был утвержден архиепископом Казанским и Свияжским Афанасием проект нового, уже четвертого храма из камня. Для возведения храма был взят проект №13 из альбома 1838 г. «Церкви, сочиненныя архитектором Его Императорского Величества профессором архитектуры Имп. Академии художеств и членом разных иностранных академий Константином Тоном». На проект была затрачена сумма, которая собиралась храмом с 1850-ых гг. Строительство велось до 1873 г. До сооружения в 1864 г. теплого Покровского придела нового храма все службы совершались в старой деревянной церкви, которая после завершения строительства была разобрана. На месте бывшего главного престола разобранного храма поставили каменную часовню.
Первоначально 1 октября 1864 г. благочинным, священником М.Я. Политовым был сооружен и освящен придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Указом Казанской духовной консистории от 28 января 1868 г. за № 380 свое архипастырское благословение на сооружение храма дал Высокопреосвященный Антоний, архиепископ Казанский и Свияжский.
30 марта 1867 г. при арской Богоявленской церкви было учреждено церковное попечительство в следующем составе: председатель арский мещанин Леонтий Гурьянов; члены: купец Осип Васильевич Верин (выбыл впоследствии из Арского общества), титулярный советник Илья Михайлович Назонов (впоследствии выбыл в г. Мамадыши), арский мещанин Евгений Максимович Налимов, крестьянин Степан Иванович Кислов, арские мещане Савелий Яковлевич Савин, Козьма Никифорович Сочнев, Иван Яковлевич Колесников, Степан Иванович Сокунов, Еврасий Прокофьевич Горшенев (умер в 1867 г.) и Петр Васильевич Колесников. Согласно общественному приговору, было вынесено следующее: «1867 года марта 30 дня мы ниже подписавшиеся Казанской губернии Арское городское общество, 2/3 домохозяев, выслушав отношение священнослужителей арской Богоявленской церкви, присланное за подписью Арского городского общественного управления от 28 марта 1867 года за № 93, относительно объявления положения о приходских попечительствах при православных церквях, вследствие чего определили: с общего согласия избрать на три года из среды своей членов в приходское попечительство, которое бы управляло делами постройки в городе Арске новой каменной церкви, а именно: в председатели, арского мещанина Леонтия Гурьянова, членами: купца Осипа Васильевича Верина, коллежского асессора и титулярного советника Илью Михайловича Назонова, мещанина Евгения Максимовича Налимова, крестьянина Степана Ивановича Кислова, мещан Савелия Яковлевича Савина, Козьму Никифоровича Сочнева, Ивана Яковлевича Колесникова, Степана Ивановича Сокунова, Гервасия Прокофьевича Горшенева и Петра Васильевича Колесникова, которые, как нам известно, поведения хорошего, под судом и следствием не находились и в настоящее время не состоят, возложенную на них обязанность могут осуществить».
Источник: А.Д. Тумаков «Арск. Новые подробности, факты и открытия»

… Приговор сей утвержден подписями 36 прихожан; при его составлении находился городской староста Иван Трофимов. 31 марта 1867 года данный приговор был подан в Арское городское общественное управление и записан в книгу подлинников под № 3»
Также, согласно постановлению членов Арского приходского попечительства, было решено:
1. Хлопоты по достройке в Арске новой каменной колокольни (половина ее уже была построена) Богоявленской церкви, взамен старого, ветхого деревянного храма возложить на председателя Леонтия Гурьянова.
2. Письменную часть по делам попечительства возложить на члена Евгения Максимовича Налимова.
3. Вместо настоящего большого колокола в 41 пуд приобрести новый в сто (100) пудов, так как настоящий колокол служит причиной того, что не бывает слышно благовеста, в двунадесятые праздники — не только в приходской деревне Пашкова (деревня находилась на расстоянии в 4 версты), но и в самом Арске, особенно в ветреную погоду. Согласие городского общества было получено. На новый колокол поступило пожертвований в сумме 386 руб. 67 коп.
4. Для нужд прихода открыть подписку на сбор добровольных пожертвований.
Среди тех, кто внес пожертвования, были: коллежский асессор Илья Михайлович Назонов в сумме 10 рублей; Степан Иванович Кислов в сумме 5 рублей; Евгений Максимович Налимов в сумме 5 рублей; председатель Леонтий Гурьянов 6 рублей; Савелий Яковлевич Савин 1 рубль; Иван Яковлевич Колесников в сумме 1 рубль; Петр Васильевич Колесников в сумме 5 рублей; церковный староста Василий Федоров в сумме 2 рубля; приходской священник Павел Соколов в сумме 5 рублей; Степан Иванович Сокунов в сумме 2 рубля; Козьма Никифорович Сочнев в сумме 2 рубля; Петр Васильевич Бармин в сумме 5 рублей; Иваном Яковлевичем в сумме 5 рублей; пожертвованы через Осипа Васильевича Верина в сумме 86 рублей; пожертвованы через арскую мещанскую дочь девицу Пелагею Максимовну Носову в сумме 13 рублей; собранных по подписке через попечителя Леонтия Гурьянова в сумме 77 рублей; от неизвестного в сумме 5 рублей; средства, собранные по подписке арскими жителями по подписке в сумме 56 рублей 50 копеек; Пашковским крестьянином Онисимовым в сумме 25 копеек; собранных в Арске по базарам арским мещанином Степаном Тимофеевым 65 рублей 92 копейки.
Жертвовали на постройку храма следующие лица: помещик, поручик Николай Федорович Тарбеев; помещик деревни Бужи (Бужа) Иосиф Андреевич Чертов; бывший бургомистр Иван Семенов; арская мещанская вдова Пелагея Герасимовна; бывший церковный староста, дворянин, коллежский секретарь Василий Алексеевич Попов; крестьянин д. Горки Лаишевского уезда Федор Федорович Елин. Особо стоит упомянуть арского мещанина Спиридона Семеновича Носова, который в 1860-1873 гг. собирал по епархии и на Нижегородской ярмарке средства и внес на строительство церкви 3190 руб. 50 коп.
На 19 июня 1867 г. общая сумма собранных пожертвований составляла: наличные кошельковые суммы церкви — 392 руб 57 коп., средства, поступившие с 30 марта 1867 г. в попечительство — 132 руб. 15 коп.
Выбывший член арского попечительства Илья Михайлович Назонов пожертвовал для арской церкви священническую ризу, епитрахиль, пояс, поручи из черного полубархата, шелковую занавес для царских врат, шнур, семисвечник за престол и 70 рублей серебром. Выбывший из Арского общества купец Осип Васильевич Верин каждый год для арской церкви жертвовал 60 рублей серебром, приношения (свечи, ладан и др.). Особое участие в строительстве храма принимали простые прихожане. Они доставляли кирпич и известь, помогали в строительстве.
В 1872 году вокруг церкви была сооружена каменная ограда с железными воротами, которая обошлась в 480 рублей.
Храм и колокольня вчерне строились до 1867 года, а окончательно холодный Богоявленский храм был освящен 2 октября 1873 г. Обошлось строительство в 28000 рублей, из них 15000 рублей церковных денег и денег, полученных от продажи леса двух разобранных храмов; 9186 рублей пожертвованы благотворителями; через священника, храмоздателя, бургомистра поступило пожертвований на сумму 1354 руб. 70 коп., остальные 17439 руб. 30 коп. получены от Арского мещанского общества (включая стоимость материалов — 300000 шт. кирпича). Бутовый камень и известь добывали в нескольких шагах от церкви, в овраге у подножия деревянной башни Арской крепости. С каждого мещанина было принято не менее 20 рублей, активное участие принимали и арские крестьяне. Они собирали деньги на церковь по епархии, на арском базаре и пожертвовали кирпичный сарай, после продажи которого было получено 206 руб. 40 коп. и набито много кирпича для нужд церкви.
В августе 1876 года попечительство приобрело на Нижегородской ярмарке у слободского купца Бакулева колокол в 145 пудов и 33 фута по 15 рублей за пуд (в сумме 2040 р.). Всего же колоколов было 10: первый «Большой» — 145 п., 33 ф.; второй — 41 п., 21 ф.; третий — 21 п. 27 ф. с изображением на них храмовых икон: Богоявления Господня, Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца; четвертый — 10 п., 26 ф.; пятый — 4 п., 3,5 ф.; шестой — 2 п., 6 ф.; седьмой — 25 ф.; восьмой — 20 ф.; девятый 19,5 ф.; десятый — 19 ф. (п. и ф. — меры веса).
Источник: А.Д. Тумаков «Арск. Новые подробности, факты и открытия»

https://ruskontur.com/arsk-czerkov-bogoyavleniya-gospodnya/

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов