Церковь. Действует.
Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль: Эклектика
Год постройки: Между 1865 и 1882.
Адрес: Республика Татарстан, город Арск, улица Большая, д. 13.
Координаты: 56.09143, 49.881441
Проезд: Из Казани через поселок Дербышки и Высокую Гору по автодороге на Арск. При подъезде к Арску, после проезда по путепроводу над железной дорогой, повернуть направо на первом перекрестке, ехать примерно 3,5 км по указателям в сторону центра Арска. На большом трехстороннем перекрестке с улицей Советской повернуть направо, в сторону Советской площади. Примерно через 900 метров Храм будет справа у дороги.
Источник: http://sobory.ru/article/?object=20981
Однопрестольный каменный храм построен в 1865-1882 гг. на месте старой деревянной церкви, стоявшей с 1768 года. Храм средних размеров, в стиле эклектики с элементами руссковизантийского стиля. Композиционно-пространственная структура церкви строится на компактном и симметричном соединении крупных и грузных объемов храма, трапезной и колокольни на единой оси. Храм построен на средства прихожан, наибольшие взносы сделали арские купцы Михаил Быстров, Никита Степанович Капралов, Моисей Варламович Степанов, Пелагея Максимовна Чумакова. С 1993 года храм вновь действует.
С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП.
Однопрестольная теплая каменная церковь построена в 1866-1882 гг. за место старой деревянной церкви (прежний храм находился за стенами Арской крепости, за рвом). Деревянный теплый храм без колокольни с приделом во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца по левую сторону от алтаря был выстроен вне крепости в 1768 году на средства прихожан. По преданию жителей Арска, это была самая древняя церковь в городе (на 1865 год). Это подтверждал и антиминс, помеченный 1760 годом. Сам же антиминс в 1788 г. описывается так: «Антиминс холщовый тверд, под ним литон (илитон) канаватый, а на поле приписано: «вместо холщовых взяты шелковые в 1795 году», для обеих церквей». Придел святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца был устроен и освящен не ранее 1778 года. Сама церковь и ее придел очень малы; в приделе с царскими вратами было всего 12 икон. Ограда церкви — 12 сажень в длину и 9 сажень в ширину. Церковь была теплой из-за малых окон и близстоящих берез и с небогатой утварью. В 1823 году при перестройке Покровской церкви придел был упразднен по причине тесноты. В том же году церковь была обкрадена: помимо других ценностей, была украдена икона святителя Николая в серебряной ризе с позолотой, которая была пожертвована помещиком Николаем Федоровичем Тарбеевым. После образования в 1860 г. Арско-Покровской слободы крестьянами, выселившимися из Арска, а также ветхим состоянием старой Покровской церкви возникла потребность в строительстве нового храма, но уже в камне.
Предыстория переселения и строительства нового каменного храма такова: исстари мещане и крестьяне в Арске жили дружно и мирно, но в 1850-1860 гг. новые приписные жители из других городов внесли раскол в отношения между крестьянами и мещанами. Неудовольствие обеих сторон дошло до того, что крестьяне были вынуждены выбраться из города на свою собственную землю за городскую черту, так как с них хотели брать плату за городскую землю. Крестьяне хотели построить на своей земле новый каменный храм, но уже вносили пожертвования на постройку каменной Богоявленской церкви. Было решено внесенные пожертвования изъять и пустить на строительство нового каменного Покровского храма. Также, крестьяне хотели изъять 120.000 штук кирпича, ранее пожертвованного на постройку, половину церковного имущества Богоявленской церкви и колокол. Епархиальное ведомство им в этом отказало, а мещане не давали согласие на образование прихода. Тогда крестьяне стали просить епархиальное начальство, чтобы им позволили образовать приход, т.к. за городской чертой проживало 362 души. Дело о дозволении арским крестьянам построить новую церковь тянулось с 1861 по 1865 гг., т.к. у крестьян не было средств на постройку храма и обеспечение причта. 19 июля 1864 г. крестьянами Покровской слободы заштатного г. Арска было подано ходатайство на имя Его Высокопреосвященства архиепископа Казанского и Свияжского Афанасия на разбор старой деревянной церкви и получение храмозданной грамоты для нового каменного храма. Разрешение на постройку каменной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы с образованием прихода из 362 душ по ходатайству управляющего казанской палатой государственных имуществ дано архиепископом Казанским и Свияжским Афанасием 15 апреля 1865 г. В 1865 г. была выдана храмозданная грамота на постройку новой каменной церкви в Покровской слободе г. Арска. Старая Покровская церковь была разобрана летом 1866 г. по указу Казанской Духовной Консистории от 18 мая 1866 г. Из-за недостатка средств строительство нового храма шло почти на протяжении 16 лет — с 1866 по 1882 гг. Для сбора средств на сооружение каменного храма в 1874 г. была выдана сборная книга. Руководили строительством попеременно крестьяне Василий Мартынович Плотников, Трофим Барышев, крестьянский староста Киприян Мартынович Плотников (владелец солодовенного завода в Арске). Железо для крыши было подарено елабужским купцом Иваном Ивановичем Стахеевым, а колокола весом в 61 пуд — арским крестьянином, проживающим в г. Троицк Михаилом Яковлевичем Быстровым. Основными средствами для строительства служили пожертвования прихожан, заметные взносы среди которых сделали арские купцы Михаил Яковлевич Быстров, Никита Степанович Капралов, Моисей Варламович Степанов (поморец), Пелагея Максимовна Чумакова. Личные средства жертвовал, и крестьянский староста Киприян Мартынович Плотников и стал первым церковным старостой нового храма на протяжении 1888 — 1897 гг.
По указу святейшего синода от 13.01.1892 г. за № 444 в Арско-Покровской слободе Казанского уезда при Покровской церкви был образован самостоятельный приход содержанием в год: священнику — 160 руб., псаломщику — 53 руб.
8 сентября 1893 г. храм посетил архиепископ Казанский и Свияжский Владимир.
Невозможно обойти вниманием замечательную фресковую живопись, которая сохранилась с 1895 г., когда храм расписывал казанский иконописец Порфирий Ковалинский. Вполне возможно в этих работах принимал участие подмастерье Ковалинского Степан Дмитриевич Нефедов (позднее известен как Степан Эрьзя). Хочется отметить, что в данном храме фресковая живопись сохранилась в большей части чем в любом другом храме Арского района (единственный ближайший конкурент — храм в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Старое Чурилино). До наших дней полностью дошли фрески парусов храма и фресковая живопись на стенах храма, в небольшой трапезной части храма фрески не сохранились. На парусах храма: над иконостасом на светло-голубом фоне в окружении десяти херувимов в облаках изображен сюжет с Новозаветной Троицей иконографического типа «Отечество» (Бог — Отец в светло-розовом облачении, восседающий на престоле с распростертыми руками, нимб треугольной формы; на коленях Бога — Отца Спас Эммануил, скрестивший пальцы на приподнятой правой руке, в левой — раскрытый свиток со словом «логос»; над Спасом Эммануилом изображен летящий голубь — символ Святого Духа); слева от иконостаса на светло — синем фоне с тремя херувимами — апостол Матфей с Ангелом (символ мессианского посланничества в мир Сына Божия и символ совершенной чистоты и безгрешности Спасителя), Архангел Рафаил, ведущий левой рукой праведного Товию, пророк Самуил, апостол и евангелист Лука с лежащим у его ног крылатым тельцом (символ жертвенности, искупительного служения Спасителя); справа от иконостаса на светло-голубом фоне с тремя херувимами: апостол и евангелист Иоанн Богослов с сидящим у его ног орлом (символ Спасителя как победившего смерть и вознесшегося к Богу-Отцу), Архангел Гавриил, Архангел Уриил, апостол Марк с лежащим крылатым львом у его ног (символ могущества и царственного достоинства Христа); на парусе против иконостаса на светло-голубом фоне с тремя херувимами: святой отрок Мисаил, Архангел Михаил, держащий в правой руке огненный меч, а в левой — щит, Архангел Иегудиил.
На стенах храма, под парусами, размещены 5 сюжетов в отдельных рамках: на северной — Покров Пресвятой Богородицы, Успение Пресвятой Богородицы; на южной — Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня; на западной — Тайная вечеря. Паруса и стены храма разделяет стилизованный фриз. Под сводом, объединяющим трапезную и основную части храма размещено изображение Божией Матери с младенцем в медальоне.
Современный иконостас трехъярусный, выкрашен голубой краской с позолоченными резными деталями. Царские врата двустворчатые, створки орнаментированы позолоченными виноградными лозами.
Полы в храме дощатые, сохранившиеся со времени постройки храма.
Наличный состав причта на 1904 г.: священник Константин Федорович Катешов 29 лет (с 1898 г.), псаломщик Василий Александрович Покровский 31 год (с 1898 г.). Приход (на 1904 г.) составляет 142 двора, в числе прихожан 409 м., 443 ж. Содержание причта: священнику 300 руб. в год, псаломщику 100 руб. в год, имеется лугов 3 десятины, пахотной земли 33 десятины, дома, в которых живут священник и псаломщик — церковные. До 1889 г. Пашкова была приходской деревней, позднее стала приходской Богоявленской церкви г. Арска. С 1889 г. храм содержался за счет средств прихожан и попечительства. В 1894 г. вокруг храма была выстроена каменная ограда с железными решетками на средства Моисея Варламовича Степанова, П.С. и Н.С. Капраловых. За счёт средств, выделенных Никитой Степановичем Капраловым были приобретены железные ворота для ограды и железные решетки для ограды по обеим сторонам от ворот.
Поименный список причта Покровской церкви следующий: священники: Николай А. Архангельский (1888-1889), Михаил П. Иванов (1889-1890), П.О. Тюрлеминский (1890-1892), Н.М. Ивановский (1892), П.О. Тюрлеминский (1893-1898), Константин Фёдорович Катешов (1898 — 23.02.1906; окончил курс семинарии по 2 разряду, в сане священника с 1896 г., награждён набедренником в 1901 г., 23.02.1906 перемещён в с.Урахчу Лаишевского уезда на должность священника), Александр А. Миропольский (29.04.1906 — 04.11.1918; ранее служил в должности священника с. Владимирово Мамадышского уезда), Агафон Фомин Радзивилов (22.10.1918 — 01.02.1920, умер от тифа 24.03.1920 и погребён 26.03.1920 в церковной ограде у храма), Илларион Григорьев (21.04.1920 — после 1921); псаломщики: А.А. Дмитриев (1888-1889), В.Н. Яхонтов (1889-1890), Н.П. Ломоносов (1890-1897), М.А. Чистосердов (1897-1898; священник на должности псаломщика), Василий Александрович Покровский (1898 — после 1921).
Архитектурное описание храма. Композиционно-пространственная структура церкви строится на компактном и симметричном соединении крупных и грузных объемов храма, трапезной и колокольни на единой оси. Вся постройка на высоком ступенчатом цоколе. Широкий и высокий четверик центрального объема имеет два симметричных входа по оси юг — север. Апсида узкая, полукруглая, крыта конхой, по высоте ниже четверика храма и значительно выдвинута из объема. Имеет три симметрично расположенных окна. Трапезная тесная, маленькая, ниже центрального объема. Восточные углы закреплены огибающими плоскими пилястрами. Высокий, квадратный в плане четверик нижнего яруса колокольни утоплен в теле трапезной. Западный вход был через высокое деревянное крыльцо.
Храм средних размеров на высоком цоколе выстроен в стиле эклектики с элементами русско-византийского стиля. Церковь была закрыта в 1937 г., барабан и купол разрушены, колокольня разобрана, фрески занавесили темными тканями. Здание использовалось в первое время под склад, в период ВОВ в качестве морга, а в период с 1943-1945 гг. в зимнее время в качестве ледника для хранения тел умерших военнопленных (по воспоминаниям жителей высота складированных тел доходила до потолка храма). Позднее здание выполняло роль склада кинопленки, где их склеивали и проявляли. В 1993 году храм был возвращен верующим, восстановлена колокольня и ограда.
Источник: А.Д. Тумаков «Арск. Новые подробности, факты и открытия»
https://ruskontur.com/arsk-czerkov-pokrova-presvyatoj-bogorodiczy/
Однопрестольный каменный храм построен в 1865-1882 гг. на месте старой деревянной церкви, стоявшей с 1768 года. Это была вторая церковь в заштатном городе Арске - главный городской храм - Богоявленский, находится в центре города, а приход Покровской церкви составляла пригородная Покровская слобода. Храм построен на средства прихожан, наибольшие взносы сделали арские купцы Михаил Быстрое, Никита Степанович Капралов, Моисей Варламович Степанов, Пелагея Максимовна Чумакова. С 1993 года храм вновь действует. Средних размеров церковь в стиле эклектики с элементами руссковизантийского стиля.
Композиционнопространственная структура церкви строится на компактном и симметричном соединении крупных и грузных объемов храма, трапезной и колокольни на единой оси. Вся постройка на высоком ступенчатом цоколе. Широкий и высокий четверик центрального объема имеет два симметричных входа по оси юг-север (вся верхняя часть храма утрачена). Апсида узкая, полукруглая, крыта конхой, по высоте ниже четверика храма и значительно выдвинута из объема церкви. Имеет три симметрично расположенных окна. Трапезная тесная, маленькая, ниже центрального объема. Восточные углы закреплены огибающими плоскими пилястрами. Высокий квадратный в плане четверик нижнего яруса колокольни (другие ярусы утрачены) утоплен в объеме трапезной.
http://www.tatmitropolia.ru/temples/town/pokrovskajz/