Кладбища Старое Чурилино д. (Никольское). Арская волость Казанского уезда Казанской губернии.
Село в Арском районе, на автомобильной дороге Казань–Пермь, в 12 км к юго-западу от г. Арск.
На 2008 г. - 712 жителя (по переписи 2002 г., татар - 69%, русских - 28%).
Полеводство, мясомолочное скотоводство.
Средняя школа, дом культуры, библиотека. Мечеть, церковь.
Основано в период Казанского ханства. В дореволюционных источниках известно также как Никольское. В 18 - 1-й половине 19 вв. часть жителей относилась к категории помещичьих, другая - государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, пчеловодством, шерстобитным, столярным и кузнечным промыслами. В начале 20 в. в селе Старое Чурилино функционировали Казанско-Богородицкая церковь (была построена в 1830 г., памятник архитектуры), земская школа (открыта в 1870 г.), почтовая станция, 2 кузницы, 3 постоялых двора, пивная, 3 бакалейные лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 3213,8 десятин.
До 1920 г. село входило в Арскую волость Казанского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Арского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Арском районе.
Число жителей: в 1782 г. - 479 душ мужского пола, в 1859 г. - 920, в 1897 г. - 1039, в 1908 г. - 976, в 1920 г. - 1000, в 1926 г. - 1172, в 1938 г. - 1102, в 1949 г. - 897, в 1958 г. - 789, в 1970 г. - 499, в 1979 г. - 598, в 1989 г. - 599, в 2002 г. - 677 чел.
В селе имеется Церковь Казанской иконы Божией Матери.(на фото)
Как оказалось, в Татарстане можно найти не только красивые места, но и загадочные, порой даже мистически страшные.
Одно из них находится совсем рядом с Казанью – всего в 50 км. Если поехать в сторону Арска, то вы обязательно попадете в село Старое Чурилино. И тут уж точно заметете церковь Казанской иконы Божией Матери.
Приезжий вряд ли подумает, что белокаменный храм таит в себе страшную тайну, которая, кстати, до сих пор не раскрыта.
В предвкушении встречи с загадкой века я подошел к храму. На пороге меня встретила Лидия, она помогает в церкви. Женщина согласилась быть моим проводником.
— Я уже больше не боюсь, даже одна сюда захожу, — сказала женщина и предупредила, — Знайте, будет очень холодно, и не смотрите, что на улице жара.
Речь шла о подвале храма. На улице было примерно +30, вовсю палило солнце. Но деревянная дверь за мной закрылась и до того как я добрался до ступенек меня стало всего колотить и это еще я не спустился вниз. Нервы, наивно подумал ваш покорный слуга.
С каждой ступенькой я опускался все ниже и ниже. Вот я уже фактически под землей. Стало реально холодно и я, уже не стесняясь Лидии, не сдерживал дрожь, тут уже не до геройства.
О том, что ты взрослый мужчина можно было забыть, когда на тебя в подвале церкви начинают пристально смотреть пустые глазницы человеческих черепов.
Не один или два, а сразу несколько десятков. Зарывшиеся по челюсть в груду костей они словно безмолвно злились на того, кто нарушил их покой. Да это же настоящее массовое захоронение!
То еще зрелище. Забегая вперед, скажу, что после всего этого я кое-как добрался до дома. Человек я не суеверный, но объяснить такую резко нахлынувшую слабость простым утомлением вряд ли можно. После этой поездки я свалился в постель пониженной температурой 35.2 почти на сутки. Несколько дней к ряду я не мог нормально спать из-за постоянных кошмаров.
Но вернемся в подвал церкви. Точное количество ни Лидия, ни другие сторожилы назвать не могут. Предположительно под храмом находится останки 78 человек.
Чтобы найти ответы пришлось подняться на поверхность. Где продолжился разговор с моим проводником в тот страшный мир. Лидия рассказала, что эту находку сделали в середине лихих 90-х. Тогда в Старое Чурилино прибыл батюшка с монахами.
Им негде было жить, вот и решили приспособить под кельи церковный подвал. Тот в то время был сильно завален землей, поэтому помолясь монахи приступили к тяжелой работе.
Постепенно подвал очищался и тут такое. На полу человеческие кости. Он бы полностью устлан черепами.
Еще до вашего покорного слуги в Старое Чурилино приезжали археологи. Осмотрев груду останков, они заявили, что черепа и кости принадлежат молодым парням в возрасте 16-20 лет. Возможно, это были пленные солдаты, выдвинули версию ученые.
Но более точно можно будет сказать только после археологической экспертизы, которая, кстати, состоится осенью этого года. Потом когда эта часть тайны будет раскрыта, то останки чинно похоронят на территории храма.
Который, как оказалось, просто окутан событиями, связанными со смертью, в том числе и трагической. Так в 30-е годы церковь в селе закрыли, а местного священника Василия Пантелеева расстреляли.
После чего храм использовался под хозяйственные нужды. А вдруг за это время его подвалом кто-то воспользовался, чтобы скрыть следы преступления, а именно гибель десятков молодых ребят?