Мечеть Апазово д. (Апаз, Рождественское). Балтасинская волость Казанского уезда Казанской губернии.
Село в Арском районе, на р. Шошма, в 38 км к северу от пгт Арск.
На 2000 г. — 631 жителей (татары).
Полеводство, молочное скотоводство.
Средняя школа, дом культуры, библиотека.
Известна с 1678 г. В дореволюционных источниках известна также под названием Рождественское. В 18 — 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, пчеловодством, кузнечным, мукомольным, плотничным, столярным и красильным промыслами. В 1720 г. в селе была построена Рождественская церковь. В 1867 г. открылись 2-классное училище Министества народного просвещения и школа Братства св. Гурия, в 1889 г. — женская школа грамотности. В начале 20 в. в населенном пункте функционировали водяная мельница, кузница, красильное заведение, 4 харчевни, винная, пивная и 9 мелочных лавок, по субботам проходил базар. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1892 дес.
С конца 19 в. насильственно крещённое население села Апазово стало возвращаться из православия в ислам. Вскоре после 1917 г. здесь была построена мечеть (памятник архитектуры).
До 1920 г. село входило в Балтасинскую волость Казанского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Арского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Тюнтерском, с 02.03.1932 г. в Балтасинском, с 10.02.1935 г. в Кзыл-Юлском, с 18.07.1956 г. в Тукаевском, с 01.02.1963 г. в Арском районах.
Число жителей: в 1782 г. — 190 душ мужского пола, в 1859 г. — 831, в 1897 г. — 1125, в 1908 г. — 1363, в 1920 г. — 1220, в 1926 г. — 1152, в 1938 г. — 898, в 1949 г. — 757, в 1958 г. — 803, в 1970 г. — 871, в 1979 г. — 711, в 1989 г. — 647 чел.
Родились в селе Апазово:
kray_predkov
Путешествие в #край_предков на 150 лет в прошлое ведет меня в сторону от Сибирского тракта через Карадуван, бывший этап ссылки в Сибирь, в село Апазово Казанского уезда. Каким оно было в 1885 г. известно из Справочника члена Казанского губернского статистического комитета И.А. Износкова.
Апазово, Рождественское. Село на речках Шошме и Серде, по левую сторону Сибирского почтового тракта. От города 92 версты, волостного правления – 12 верст. Время основания селения относится к царстованию Ивана Грозного.
Первый поселенец был крещенный татарин по имени Исак. Вскоре после него три семейства крещенных татар поселились в 1,5 верст от того места, где находится ныне село, и назвали этот поселок Яна-ауль, т.е. новый поселок. .
О названии самого села у старожилов сохранилось такое предание: с горы, с границы Вятской губернии, находящейся от села в двух весрстах, спускались два неизвестных путешественника из татар, которые увидали под горою два или три домика и выразили при этом удивление словами аб – аз (тат. как мало!), апаз (тат. самый малый). С того времени селение и стало называться Апаз, Апазово. По другому объяснению название села происходит от собственного имени Габбас, что в переводе с арабского значит «сердитый». По преданию церковь в селе Апазово построена во времена Ивана Грозного; в ней сохраняются указы от 1720 г. и напрестольное евангелие от 1722 г. .
В конце прошлого и начала нынешнего столетий в состав Апазовского прихода входил и Хотнинский Казанского уезда приход, входили селения крещеных татар и вотяков. В селе дворов – 136, жителей 50 мужского и 515 женского пола старокрещенных татар и составляют Апазовское сельское общество.
Живут посредственно. .
#генеалогия #родословная #родословнаякнига #генеалогическиеисследования #разбираяархивы #архивы #поискпредков #родословие #историясемьи #генеалог #казанскаягуберния #казанскийуезд
kray_predkov
Промышляют кузнечным, мукомольным, плотничным и столярным ремеслом, окраской и набивкой тканей, пчеловодством. В селе одно красильное заведение, 12 базарных лавок, харчевня и питейное заведение. Базар проходит по субботам. Надел земли 1610 десятин в даче «село Рождественское, Апазово тож». В 1867 г. в селе братством святителя Гурия открыта инородческая школа, преобразованное в 1873 г. одноклассное инородческое Министерства народного просвещения училище, имеющее собственное помещение. Число учащих в училище 1 законоучитель и 1 учитель, учащихся 28 мальчиков и 8 девочек. При училище устроен ремесленный класс. Попечителем школы состоит арский купец Н.Л. Гурьянов, делающий ежегодно в пользу ее пожертвования.
https://www.instagram.com/p/B-5_aTmpLd2/
Татарская деревня, победившая христианизацию
Село Апазово находится в Арском районе Татарстана. Сегодня там проживает 586 человек. В тоже время Апазово объединяет вокруг себя 6 деревень. Сейчас в деревне есть школа и действует мечеть.
Деревня Апазово сильно отличается от окружающих её деревень своей непростой судьбой. Дело в том, что Апазово — это самая северная точки Арского района. В средние века, после завоевания Казанского ханства Апазово из татаро-мусульманского селения превратилось в крещённое.
Местные татары скорее всего были вынуждены креститься после завоевания Иваном Грозным Арского княжества, некогда входившего в состав Казанского ханства. Бежать куда-либо от московских войск не было возможным. Жители Арского княжества держались за свою землю как могли.
Крестившись, татары решили воспользоваться своим новым положением. Они освобождались на несколько лет от уплаты налогов, им в собственность или в пользование выделялись земли.
В дореволюционных исторических источниках село Апазово известно как Рождественская. В 1720 году в деревне была построена Рождественская церковь, открыта школа Братства Святого Гурия.
—Вот у меня в седьмом поколении был потомок с русским именем Родион, — рассказывает имам-хатыйб мечети Апазово Наиль хазрат Мухамметзянов. Он за службу в армии Екатерины Великой был награждён саблей. По его словам, благодаря молитвам прежних поколений жителей Апазово, которые веками не оставляли молитву ко Всевышнему вернуть их в ислам, он сам в 60 лет стал работать в мечети.
— Помню, как в детстве наткнулась на документы, что мою бабушку звали Анной. Но её всегда называли красивым татарским именем Сарбиджамал. Помню, что моя бабушка всегда проводила мусульманские меджлисы у себя дома, держала Уразу, — говорит жительница деревни Махианвар Ахмадханова.
После первой русской революции 1905 года, в селе началось массовое возвращение в ислам. В 1917 года на деньги татарских меценатов была построена мечеть. Но дому Аллаха было суждено поработать чуть больше 10 лет. На смену православия в Апазово пришёл атеизм и бесчинства большевиков.
Отголоски христианизации татар в Апазово сохраняются и по сей день, но они уже несущественны. Не удивляйтесь, если окажитесь в этой деревни и встретите настоящих татар с мусульманским именем, но с русской фамилией. Апазовцы всё равно правоверные мусульмане и посещают местную мечеть.
Виды Апазово.