Храм в честь иконы Божией Матери Отрада и Утешение г. Зеленодольск .
Год основания:
Упоминается (ссылка на источник информации):
Государственный каталог географических названий России (АГКГН)
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО)
История наименования и принадлежности:
Принадлежал (помещик):
Состоял в приходе:
Архивы:
Зеленодольск — город (с 1932) в Российской Федерации, с 1958 года административный центр Зеленодольского района Республики Татарстан (до 1990 года Татарская АССР). Население 97,719 тыс. чел. (2008—2009). Город расположен на левом берегу Волги, в 38 км от Казани. Зеленодольский район граничит с Чувашской Республикой и Республикой Марий Эл.
Город является вторым по значимости субъектом Казанской агломерации, Столичного экономического района Татарстана и Казанско-Зеленодольского территориально-промышленного узла. Также с Зеленодольском очень тесно связан расположенный в 12 км западнее и 15 минутах езды город Волжск, несмотря на то, что тот находится в другом субъекте РФ — Марий Эл.
Зеленодольск не является городом с компактной территорией, некоторые его части достаточно удалены от центра и других, а местность между ними временами имеет непростой рельеф. Город пока не имеет широкого и удобного выхода к Волге, хотя формально тянется вдоль нее на 9 километров.
История
Город возник на месте марийского посёлка Порат, входящего в Большепаратскую сотню. В 1865 году упоминается, как село Кабачищи (по названию участка пахотной земли паратских крестьян «Кабачищенские поляны»). С 1897 года посёлок носил название Паратский затон (Паратск), а с 1928 года — рабочий посёлок Зелёный Дол. В 1932 преобразован в город Зеленодольск.
С древних времён на этом месте марийцы занимались судостроительными работами, а с конца XIX века затон стал местом зимовки и ремонта речных судов, что положило начало Зеленодольскому судостроительному заводу (ныне Зеленодольский завод им. Горького).
Сейчас начинает реализовываться крупнейший частно-государственный инвестиционный проект по созданию к 2025 г. в пределах агломерации на территории 3,64 тыс.га вдоль трассы М7 между Зеленодольском и Казанью нового города-спутника «Зеленый Дол» с расчётной численностью населения 100 (в дальнейшем — 157) тысяч человек, жилым фондом 4,1 млн кв.м, стоимостью сооружения 140 млрд. руб. с преимущественно малоэтажной, переходящей в многоэтажную застройкой от планируемого зеленодольского микрорайона «Волжская Венеция» на намывных полузаболоченных землях у Айши и далее через Ореховку, где уже осваивается зона индивидуального коттеджного строительства, в направлении до казанского посёлка Залесный, что делает возможным в будущем присоединение Зеленодольска к Казани.
Климат умеренно континентальный, схож с климатом Казани.
Численность населения города дважды достигала 100 тысяч человек, но город так и не закрепился в соответствующей категории т. н. крупных городов.
Экономика
Объём отгруженных товаров собственного производства и выполненных работ и услуг собственными силами по обрабатывающим производствам за 2011 год составил 17,09 млрд. рублей.
Транспорт
В черте города находится станция Горьковской железной дороги Зелёный Дол, которая является ключевой для транспортного обеспечения республики Марий Эл - от неё отходят электрифицированная ветка в Волжск и неэлектрифицированная ветка на Йошкар-Олу - Яранск. Также через станцию Зеленый Дол проходит железнодорожное сообщение Казань — Москва, Москва — Казань. Вблизи города проходит автомобильная дорога на Йошкар-Олу. Действует автодорожный (вблизи поселка Займище) и железнодорожный (Романовский) мосты через Волгу (Романовский мост), вблизи города — паромная автопереправа, которая до построения моста через Волгу (Займище) была основной трассой М7.
Городской транспорт представлен пятью автобусными маршрутами, охватывающими почти все части города, в том числе удалённые. При социализме в городе были широко распространены большие автобусы ЛиАЗ-677 и средние ЛАЗ-695. В постсоветское время Муниципальное автотранспортное предприятие города Зеленодольское ПАТП доходило до банкротства, а основную массу перевозок стали осуществлять частные предприниматели на маршрутных такси, представленных малыми автобусами ПАЗ и микроавтобусами Газель. С 2009 года город стали вновь обслуживать большие автобусы (НефАЗ) красной окраски от Казанского ПАТП-5, с 2010 года — также зелёной окраски от возрождаемого ЗПАТП.
С расположенного в центре города автовокзала отправляются пригородные и междугородние автобусы № 104 Зеленодольск-Казань, № 403 Зеленодольск-Волжск и другие, которые по пути следования в городе имеют промежуточные остановки.
Такси в городе представлены несколькими компаниями.
Музеи
Печатные издания
Религия
Раифский Богородицкий мужской монастырь. Собор Грузинской иконы Богоматери.
Зеленодольск — многонациональный и многоконфессиональный город. На территории Зеленодольского муниципального района имеется 63 религиозные организации, в том числе мусульманских — 40, православных — 17, нетрадиционных — 6. Фактически функционирует 58 организаций, в том числе мусульманских - 35, православных - 17, нетрадиционных — 6. Зарегистрировано 37 организаций, в том числе мусульманских - 20, православных - 16, других конфессий - 1.
Мусульманских - 39
Православных - 17
Других — 6
Мемориалы
К 60-летию Победы была проведена реконструкция Парка славы. Реконструирован мемориал, создан пантеон с именами погибших земляков, установлена боевая техника.
Бронекатер БКА-75 «Калюжный» (проект 1125), главный конструктор Ю. Ю. Бенуа (ЦКБ-32). Бронекатер заложен в 1942 году на добровольные пожертвования трудящихся, спущен на воду в конце 1942 года и 5 августа 1943 года включён в состав Каспийской военной флотилии. 13 апреля 1944 года приписан к Дунайской военной флотилии. Участвовал во Второй мировой войне 1939—1945 гг.: Ясско-Кишиневская 20-29 августа 1944 г., Будапештская 29 октября 1944 г. и Венская 16 марта — 15 апреля 1945 года наступательные операции. В 1967 году установлен в качестве памятника. Технические характеристики: водоизмещение 29,3 т; 22,6?3,5?0,5 м; мощность двигателей 2?850 л.с.; скорость 20 уз; автономность 250 миль; вооружение: 1 — 76,2-мм орудие в танковой башне, 3 — 12,7-мм пулемёта, 36 глубинных бомб; экипаж 13 чел.
Интересные факты
В период с 1929 по 1930 гг. в Татарии вводится новое административное деление. Вместо 12 кантонов и 125 волостей создается 45 районов. При этом Казань и Зеленодольск, были выделены в самостоятельные административные единицы.
Как результат сооружения плотин, Куйбышевской и других электростанций, участок Волги оказался в значительной степени изолированным от остальных участков реки и Каспийского моря. Это в свою очередь привело к исчезновению, на участке Зеленодолького района, таких проходных рыб как белуга, белорыбица, осётр, сельдь-черноспинка и других.
В октябре 2004 года Главнокомандующий ВМФ РФ на основании взаимных ходатайств командующего Балтийским флотом и главы администрации Зеленодольска подписал приказ о переименовании корабля МПК-99 в МПК «Зеленодольск».
Геральдическое описание герба Зеленодольского района гласит:
«В зеленом поле на лазоревой оконечности, обремененной серебряным поясом и тонко завершенной тем же металлом, золотая ладья с серебряным парусом, обремененным положенным в перевязь золотым кадуцеем, имеющим вместо жезла молот; все части кадуцея тонко окаймлены червленью».
В городе есть новый посёлок индивидуальной коттеджной застройки с интересным названием — Поле Чудес.
Мечеть, расположенная на пересечении улиц Мичурина-Волгоградской, была единственной разрешённой к постройке, во времена СССР, на территории ТАССР
Зеленодольск также является крупной железнодорожной веткой.
Города-побратимы и города-партнёры
Список городов-побратимов г. Зеленодольск. В скобках указан год подписания соглашения о сотрудничестве.
г. Дзержинск. (2011)
Список городов-партнёров г. Зеленодольск. В скобках указан год подписания соглашения о сотрудничестве.
г. Кронштадт. (1997)
г. Волжск. (2011)
Гари - село в составе г. Зеленодольск, в 3 км к северу от ж.д. ст. Зелёный Дол.
На 2002 г. - 1200 жителей (русские).
Овощеводство, машино-тракторная станция.
Неполная средняя школа, библиотека. Петропавловская церковь (построена в 1890-92 гг., памятник архитектуры).
Основано около 1820 г. выходцами из с. Верхние Вязовые. В 1830-х гг. здесь осели также несколько семей из с. Бишбатман. Первоначальное названием Зелёный Дол. Топоним Гари (Гарь) употреблялся в качестве второго названием села и окончательно закрепился за ним в 1930-х гг. после образования г. Зеленодольск. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, пчеловодством, плотничным промыслом, рубкой дров для продажи в Казани и Свияжске. В начале 20 в. в селе функционировали церковь, старообрядческая молельня, земская школа (открыта в 1882 г.), 2 крупообдирки, 5 ветряных мельниц, 12 мелочных лавок. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1730,1 дес.
До 1920 г. село входило в Ильинскую волость Казанского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Арского кантона Татарской АССР. С 14.02.1927 г. в Казанском сельском, с 04.08.1938 г. в Юдинском, с 16.07.1958 г. в Зеленодольском районах, с 02.08.1991 г. в административном подчинении Зеленодольского горсовета.
Число жителей: в 1859 г. - 589, в 1897 г. - 1057, в 1908 г. - 1170, в 1920 г. - 1835, в 1926 г. - 1306, в 1938 г. - 1399, в 1949 г. - 1000, в 1958 г. - 1523, в 1970 г. - 1775, в 1979 г. - 1643, в 1989 г. - 1292 чел.
Источник: Из Татарской энциклопедии
Информация по истории города Зеленодольска
Интересны вехи более чем трех-векового пути от крошечного зимовья при волжской переправе до собственно города с 205-летней историей, где размещены важные для Татарстана промышленные производства, живут интересные люди, щедро дарящие не только республике, но и всей России свои таланты.