Кладбища д. Хотня Арский район Республики Татарстан.
Часовня Петра и Павла с. Хотня Арский район Республики Татарстан.
Церковь Петра и Павла д. Хотня Арский район Республики Татарстан.
Год основания:
Упоминается (ссылка на источник информации):
Государственный каталог географических названий России (АГКГН)
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО)
История наименования и принадлежности:
с. Аркадия Ново-Кишитская волость Казанского уезда Казанской губернии.
с. Урус-Баклауш Ново-Кишитская волость Казанского уезда Казанской губернии.
с. Петропавловское Ново-Кишитская волость Казанского уезда Казанской губернии.
Урус-Баклауш Ново-Кишитская волость Казанского уезда Казанской губернии.
с. Хотня Арский район Республики Татарстан.
Принадлежал (помещик):
Состоял в приходе:
Архивы:
Хотня — село в Арском районе Татарстана. Входит в состав Ташкичинского сельского поселения.Находится в северо-западной части Татарстана на расстоянии приблизительно 24 км по прямой на север от районного центра города Арск у речки Хотня.
Упоминалось также как Петропавловское, Урус-Баклауш, Аркадия. Основано в начале XIX века помещиком Петром Алексеевичем Перцовым (1778—1830), переселившимся сюда после 1815 года вместе с супругой Марией Ивановной, урождённой Веневитиновой (1784—1863) из Воронежской губернии. Согласно их внуку Петру Николаевичу, дед купил лесной участок, разработал его под имение, а крестьян перевёз сюда из других своих имений.
В 1830 году Перцов выстроил в своём имении Петропавловскую церковь (архитектор П. Г. Пятницкий; освящена 2 февраля 1830 года). В том же году он скончался у своей старшей дочери Анны (в замужестве Вишняковой) в селе Тогашево и был похоронен в семейном склепе при этом храме. Там же поздне была захоронены его жена и сыновья Платон (1804—1873), оставшийся холостяком и занимавшийся в имении хозяйством и Николай (1816—1882). Всего же в семье было восемь сыновей и пять дочерей. В 1854 году здесь состоялась свадьбы Николая и Анны Демитнер. Десять лет спустя Николай, живший в Петербурге и потерпевший неудачу в своих деловых предприятиях, переехал с семьёй в Казань. Он занялся делами в Хотне и завёл здесь винокуренный завод. Это предприятие, как и попытка добычи селитры, также закончилось неудачей. Николай передал дела по имению Платону, а сам сделался местным мировым посредником, а затем мировым судьёй.
Кроме винокуренного, в Хотне работал также кирпичный заводы, действовали школа и больница.
Постоянных жителей было: в 1859—348, в 1897—541, в 1908—485, в 1920—545, в 1926—728, в 1938—504, в 1949—261, в 1958—377, в 1970—283, в 1979 — 96, в 1989 — 37, 11 в 2002 году (русские 73 %, татары 27 %), 11 в 2010.
Список населённых мест Российской империи по сведениям 1859–1873 годов
|
№Название населённых местПоложениеРасстояние от уездного городаРасстояние от становой квартирыЧисло дворовЖителей мужского полаЖителей женского полаЦеркви, учебные заведения и другие объекты
|
Казанская губерния, Казанский уезд
|
206Хотня (Петропавловское, Баклауш), с. вл.при рч. Баклаушке.852545212232Церковь православная 1. Базары по вторникам. Завод винокуренный.
|
Волости и важнейшие селения Европейской России 1886 года |
Список важнейших селений
|
Казанская губерния, Казанский уезд, Ново-Кишитская волость
|
228. Хотня (Беклауш, Петропавловское), село бывшее владельческое, при речке Хотнинке, дворов 43, жителей 374, церковь православная, лавка, базар по вторникам, винокуренны Показать все
|
Список населённых мест Казанской губернии (1910–1914) |
Название волостей и селенийНародностьЧисло душ обоего пола к 1907 году
|
Казанский уезд, Ново-Кишитская волость
|
с. Петропавловское, Ново-Кишитск.см. Хотня.
|
с. Хотня, Ново-Кишитскойрусские510
|
Татарская энциклопедия |
Название на татарском языке Название на русском языке Источник
|
Хәтнә Хотня Татарская энциклопедия: В 6 т. / Гл. ред. М.Х. Хасанов, отв. ред. Г.С. Сабирзянов. – Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2014. – Т. 6: У–Я. – 720 с.
|
Государственный каталог географических названий России (АГКГН) |
Регистрационный номер Название географического объекта Тип объекта Широта Долгота Номенклатура листа карты масштаба 1:100 000
|
Республика Татарстан, Арский район
|
381457Хотнясело56°19sanitized_by_modx& #3949°54sanitized_by_modx& #39O-39-136
|
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) |
Код ОКТМО Наименование Тип населенного пункта Пояснение
|
Республика Татарстан (Татарстан), Арский муниципальный район, Ташкичинское сельское поселение
|
92612480121с Хотнясело
|
Село в Арском районе, на реке Хотня, в 27 км к северу от города Арск. На 2010 год - 11 жителей (русские, татары).
Основано в начале 19 века помещиком П.А. Перцевым. В дореволюционных источниках упоминается также как Петропавловское, Урус-Баклауш, Аркадия. До реформы 1861 года жители относились к категории помещичьих крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, пчеловодством, тканием холста. В начале 20 века здесь функционировали Петропавловская церковь (построена в 1830 году - памятник архитектуры), земские школа (открыта в 1870 году) и больница, винокуренный и кирпичный заводы, 3 мелочные лавки, базар по вторникам. В этот период земельный надел сельской общины составлял 535,6 десятины.
До 1920 года село входило в Ново-Кишитскую волость Казанского уезда Казанской губернии. С 1920 года в составе Арского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 года в Арском, с 10.02.1935 года в Кзыл-Юлском, с 18.07.1956 года в Тукаевском, с 01.02.1963 года в Арском районах. Число жителей: в 1859 году - 348, в 1897 году - 541, в 1908 году - 485, в 1920 году - 545, в 1926 году - 728, в 1938 году - 504, в 1949 году - 261, в 1958 году - 377, в 1970 году - 283, в 1979 году - 96, в 1989 году - 37, в 2002 году - 11 человек.
В селе имеется Церковь Петра и Павла. (на фото) и часовня Петра и Павла.
В 18 - начале 19 века в целях распространения православия государство стало раздавать русским помещикам земли в Арском крае. Сюда в 1801 году прибыл Петр Алексеевич Перцов – из Воронежских дворян, поручик в отставке. Из Казанской губернии Чистопольского уезда из городка Савин сюда переселили крестьян.
1830 году Перцов построил каменную Петропавловскую церковь, которая была копией Николького храма во Французском городе Ницце. Здесь же была и 3-х ярусная часовня. Рядом с церковью находится и усыпальница Перцовых.
В библиотеке Казанского университета (ныне ПФУ) сохранилось около 70-ти научных и литературных трудов династии Перцовых.
Происхождение названия Хотня местные крестьяне объяснили так: якобы во времена крепостного права местные помещики здесь жили очень весело. Здесь всегда слышался смех – хохотня, отсюда и осталось это название. Но в действительности это название напоминает другое – Атня – в Заказанье были деревни Большая и Малая Атня. Речка Хотня тоже имеет непосредственное отношение к деревне. Встречается и названия деревни Татарский Буклавуч.
В 1871 году здесь открывается школа (по инициативе священника Сосунцова). В 1879 году эта школа при помощи Перцовых передается под покровительство земства. Школа из земства каждый год получала 319 рублей 20 копеек (для сравнения, например, тогда корова стоила не более 9 - 10 рублей). Жители деревни собирали 31 рубль 60 копеек. В 1885 году здесь преподавали 2 священника и 2 светских учителя. Здесь обучались 20 мальчиков и 7 девочек. После 1861 г, кроме освобожденных крестьян, здесь проживало 15 мещан.
В 30 домашних хозяйствах здесь ткали полотно, половицы (чыпта сугу) всего товара на сумму 90 рублей. Кто-то держал 25 пчелосемей и имели 100 рублевый доход.
Во второй половине 19 века Перцовы держали в Хотне спиртовой завод, для него же производили солод, варили пиво. Здесь же действовала водяная мельница. В начале 20 века здесь работал кирпичный завод и земская больница.
Увы, к началу 21 века деревня оказалось на грани исчезновения. Силами предпринимателя Ванила Аскарова здесь ставится задача возрождения деревни. Всем нам известна минеральная вода, которая здесь добывается. Эта вода была известна местному населению испокон веков. Татарское население считало это воду, родник святым. И сюда приходили люди за исцелением. Скорее всего, здесь же было древнее татарское кладбище Буклавуча. Есть и такая легенда. Перцовы, не желая прихода сюда большого количества людей, однажды спрятали родник. Но вскоре их семью постигла болезнь, тогда помещик задумал, что если семья исцелится, то он вновь откроет родник. Так оно и произошло. Перцовы исцелились, а люди вновь потянулись к святому источнику.
Источник: http://shkolaput.ru/kakns