Деревня в Арском районе, на р. Ия, в 13 км к северу от г. Арск.
На 2008 г. - 221 житель (татары).
Полеводство, молочное скотоводство.
Начальная школа, клуб.
Известна с 1678 г. как д. Иябаш. В дореволюционных источниках упоминается также как Старый Иябаш, Яваш. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, портняжно-шапочным промыслом, тканьём холста. В начале 20 в. здесь функционировали мечеть, ветряная мельница, крупообдирка, мелочная лавка. В этот период земельный надел сельской общины составлял 626,2 десятины.
До 1920 г. деревня входила в Ново-Кишитскую волость Казанского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Арского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Арском районе.
Число жителей: в 1782 г. - 60 душ мужского пола, в 1859 г. - 300, в 1897 г. - 487, в 1908 г. - 488, в 1920 г. - 467, в 1926 г. - 441, в 1938 г. - 406, в 1949 г. - 348, в 1958 г. - 289, в 1970 г. - 312, в 1979 г. - 270, в 1989 г. - 223, в 2002 г. - 232 чел.
В статье предпринята попытка освещения истории социально-экономического и культурного развития жителей деревни Старый Яваш современного Арского района РТ в дореволюционный период. Одной из особенностей истории этого населенного пункта является то, что все его жители были обращены в православие во второй половине XVIII в., но в 1870-х гг. полностью отпали в ислам
Деревня Старый Яваш (Иске Иябаш) современного Арского района РТ возникла в XVII в. Впервые в документах она упоминается под названием Иябаш в 1678 г. Свое имя получила от татарских слов Ия – речка, протекающая возле деревни, и баш – начало. Таким образом, буквально название этого населенного пункта можно перевести как начало р.Ия.
До 1920 г. дер. Старый Яваш входила в состав 2-го стана Ново-Кишитской волости Казанского уезда Казанской губернии. Находилась в 67 верстах от губернского г. Казани и в 15 верстах от заштатного г. Арск .
Старый Яваш расположен в районе, изобилующем большими оврагами, каждый из которых имеет свое название и связанное с ним предание. Одной из достопримечательностей селения является старое мусульманское кладбище. По данным известного татарского ученого-филолога М. Ахметзянова, на нем сохранилось несколько надмогильных памятников периода Казанского ханства. Один из них был датирован им 935 г. по хиджре (1528–1529 гг.) .
По данным 3-й государственной ревизии 1764 г., в дер. Старый Иябаш (Яваш) проживало 60 ревизских душ крещеных татар . В 1795 г. здесь насчитывалось уже 122 жителя (23 двора) . Положительная динамика численности староявашцев сохранялась и в XIX – начале ХХ вв. В 1816 г. в деревне насчитывалось 164 жителя (29 дворов) , в 1834 г. – 192 жителя (32 двора) , в 1858 г. – 299 жителя (35 дворов) . В 1876 г. – 303 жителя (57 дворов) , в 1878 г. – 332 жителя (62 двора) , 1885 г. – 356 жителей (62 двора) , в 1897 г. – 405 жителей , в 1906 г. – 473 жителя (84 двора) .
Староявашцы занимались преимущественно земледельческим трудом и скотоводством. Во владении местной сельской общины находилось 626,2 дес. земли. Из них 617,7 дес. считались удобными для выращивания хлеба, а 8,5 – неудобными. В конце 1850-х гг. средний душевой надел крестьян составлял 4,3 дес. удобной земли. К началу ХХ в. в связи с ростом народонаселения эта доля значительно сократилась. В 1906 г. она равнялась 2,5 дес. удобной земли . 8,9 дес. земли находились под усадьбами и огородами, 68,3 дес. относились к категории удобряемой пашни, 322,7 дес. земель не удобрялись. 25,5 дес. отводились под сенокосы, 5,8 дес. – под выгон скота. Пашня делилась на три поля (озимое, яровое и оставляемое под паром). Озимое поле отводилось под выращивание ржи, яровое – удобряемые земли засевались овсом (1/2 пашни) и полбой (1/2 пашни), неудобряемые земли – овсом (2/3 пашни) и гречихой (1/3 пашни) .
Старый Яваш вместе с соседними татарскими деревнями Новое Селище, Малые, Большие и Верхние Верези, Алич Тархан, Верхний и Нижний Азяк, по плану Генерального межевания, составляли одну общую государственную дачу. С севера эта дача граничила с землей государственных крестьян дер. Варангуш, Старый и Новый Кырлай, Алич-Тарханской корабельной рощей, с юга – с владениями поземельной общины дер. Кучки Верези, с запада – с дер. Наласы, Малые и Новые Аты, с корабельными рощами Алич-Тарханской и Шабирской, казенным лесом .
За пользование землей местные крестьяне платили высокие сборы и налоги. В 1880-х гг. местные крестьяне выплачивали в пользу казны: 351 руб. 78 коп. подушной подати, 365 руб. 26 коп. оброчной подати, 47 руб. 19 коп. государственного земельного налога, 21 руб. лесного налога. Кроме того, на них налагались общественные сборы: земский (137 руб. 28 коп.), мирской (60 руб. 06 коп.). Таким образом, общая налоговая нагрузка на поземельную общину составляла 982 руб. 57 коп. в год, на 1 душу м.п. – 5 руб. 75 коп.
По данным на 1867 г., во владении староявашцев находилось 39 лошадей, 12 жеребят, 48 коров, 19 телят, 226 овец и коз. 14 дворов считались безлошадными . По кадастровой оценке, проведенной в середине 1880-х гг., в среднем на одно крестьянское хозяйство приходилось 0,9 лошадей .
По наблюдениям современников, староявашцы жили весьма бедно. Заметное ухудшение условий жизни отмечается в пореформенный период, когда в ходе проведения аграрной реформы у татар-хлебопашцев произошло уменьшение земельных наделов и увеличение платежей за пользование государственной землей. В новых экономических условиях крестьяне были вынуждены активно осваивать новые сферы трудовой деятельности – отхожие промыслы и кустарные производства. Во второй половине XIX в. среди местных жителей растет количество лиц, надолго покидавших родную деревню для занятия отхожими промыслами. Многие мужчины из наиболее бедной прослойки деревни после окончания аграрного сезона нанимались разнорабочими в крупные промышленные и торговые центры региона.
Как и в других кряшенских деревнях Заказанья (Верхний и Нижний Азяк, Карадуван, Апазово), в Старых Явашах имелись мастера по пошиву татарской одежды. Для изготовления и реализации своей продукции староявашевские портные уезжали в Царевококшайский уезд, а также в Уфимскую и Оренбургскую губернии, в которых существовал высокий спрос на качественную и недорогую одежду татарского кроя. В основном местные портные изготовляли зимнюю одежду – шили шапки, тулупы и полушубки, занимались покупкой и обработкой овчин. В этом промысле в середине 1880-х гг. было занято 20 мужчин .
Местные жители занимались также изготовлением лыка и тканьем холста, использовавшихся для собственных нужд, а также для продажи на рынках и базарах Арска и Казани .
В 1880-х гг. в Старых Явашах появилась первая торговая лавка, специализировавшаяся на продаже бакалейных товаров . В начале ХХ в. действовали уже 2 мелочные лавки с общим торговым оборотом по 250 руб. в год, принадлежавшие Бибигайше Гиззатуллиной и Фазылзяну Хасанову . Кроме того, в это время для нужд крестьян в деревне были построены и действовали ветряная мельница и круподробилка .
Как отмечалось выше, дер. Старый Яваш была основана ясачными татарами. В статистических и учетно-фискальных документах второй половины XVIII в. здесь начинают фиксироваться крещеные татары. Смена конфессионального статуса местным населением была связана с деятельностью Новокрещенской конторы. Это административно-церковное учреждение, созданное имперским руководством в 1731 г., реализовывало в Среднем Поволжье курс на массовую христианизацию нерусских народов региона. К сожалению, не сохранились документы, которые давали бы однозначный ответ на вопрос, какие причины сподвигли староявашцев к принятию православия – откровенное принуждение, сложные жизненные обстоятельства или предоставляемые государством льготы за крещение. Бытующие в народе предания говорят, что этот шаг был связан с государственным насилием и принуждением и не имел никакого отношения к миссионерской и религиозно-просветительской деятельности церкви. В пользу этого свидетельствует и тот факт, что местные жители, несмотря на официальное принятие христианства, продолжали поддерживать тесные контакты с соплеменниками-мусульманами, тайно сохраняли исламские традиции и мусульманскую конфессиональную идентичность, что и позволило им впоследствии вновь вернуться в ислам.
Некоторая информация о времени и факте обращения местных жителей в христианство содержится в «Экстракте в Правительствующий сенат ис Казанской губернской канцелярии о татарских мечетях» (1740-е гг.). В этом документе написано следующее: «деревни Старом Ябаше мечеть сломана при пятнатцети дворах. Растоянием до Новоябашинской мечети в пяти верстах. Новокрещен вооной деревне не имеетца. От пригорода Арска в пятнатцети верстах. А скаскою той деревни жители показали: мечеть их построена в котором году – не упомнят» . Таким образом, до 1742 г. в Старых Явашах существовала мечеть, а ее жители исповедовали ислам. Разрушение мечети стало актом государственного насилия, направленного на устрашение татар, разрушение сложившихся у них институтов культурно-религиозной автономии.
С принятием православия староявашцы, как официальные члены православной конфессии, были интегрированы в сложившуюся к этому времени систему РПЦ. С этого времени они стали считаться прихожанами церкви с. Александровский (Тыннамас), находившегося в 3 верстах от Старого Яваша. Считаясь православными христианами, староявашцы должны были соблюдать предписания церкви, крестить своих детей, венчаться, хоронить покойников по христианскому обряду на православном кладбище. С этого времени все акты их гражданского состояния фиксировались православным духовенством в метрических книгах. Несмотря на жесткое законодательство в конфессиональной сфере, строгий контроль со стороны церковных органов и миссионеров, староявашцы внутренне не приняли христианство, сохранили приверженность исламу. Они продолжали тайно соблюдать предписания исламского вероучения, наряду с русскими православными имели татарские мусульманские имена.
Такое положение сохранялось вплоть до 1860-х гг., когда в Среднем Поволжье началось массовое движение крещеных татар за возвращение в ислам. Этот процесс затронул основную часть т. н. «новокрещеных» татар. В Заказанье движение приобрело не просто массовый, а всеобщий характер. К началу 1870-х гг. в Казанском уезде из всех крещено-татарских приходов, в которых до отпадения насчитывалось 2500 новокрещеных и старокрещеных татар, верным церкви остался лишь один приход (с. Апазово – прихожане окончательно отпали от православия в 1880-х гг.). Официальное прошение об отчислении их от православной церкви староявашцы вместе с жителями соседних крещено-татарских деревень Нижний и Верхний Азяк подали в 1871 г. . С этого времени они разорвали любые контакты с православной церковью.
Несмотря на то, что после отпадения государство не признало за староявашцами право считаться мусульманами, они твердо отстаивали свое решение. В последней трети XIX в. в Старом Яваше создаются мусульманские культурно-религиозные институты – «тайная» мечеть, приход и мусульманское кладбище. Тем не менее, молодое поколение отпавших, никогда не имевшее никаких контактов с церковью, номинально продолжало считаться частью православной конфессии.
Лишь в 1905 г. после объявления в стране «свободы совести», отпавшим было официально разрешено причисляться к мусульманским приходам и создавать свои махалли. Вскоре после объявления указа от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» староявашцы причисляются к мусульманскому приходу соседней татарской деревни Алич Тархан . 4 мая 1906 г. ими было составлено прошение о строительстве в Старом Яваше соборной мечети и образовании самостоятельной религиозной общины. Данная просьба вскоре была удовлетворена Казанским губернским правлением .
Соборная мечеть в дер. Старый Яваш была построена в 1907 г. на средства казанского купца и мецената Мухаметсадыка Галикеева . Первым ее имамом стал уроженец дер. Кара Куюк Казанского уезда Казанской губернии, крестьянин дер. Параньги Уржумского уезда Вятской губернии Мухаметсабир Шакирзянов (2.01.1880–?) . М.Шакирзянов был весьма образованным имамом. Кроме богословского образования он имел хорошую подготовку в области светских общегражданских предметов, владел русским языком, что позволило ему в 1907 г. закончить полный курс в Арском русско-татарском училище (свидетельство от 23 августа 1907 г. №74) . По инициативе молодого хазрата при мечети была открыта начальная татарская конфессиональная школа. В 1910 г. в этой школе основы мусульманского вероучения и татарской грамоты постигали 50 мальчиков и 21 девочка .
Источники и литература
1. История Арского края / сост. К. Низаметдинов, И. Халиуллин. – Казань: Татар. кн. изд-во, 1996 – 253 с.
2. Естественное приращение сельского населения Казанской губернии по приходам, с обозначением племенного его состава и отношений между полами. Н.Н. Вечеслав. Т.1. – Казань: Губернская тип., 1875 – 375 с.
3. Ислаев Ф., Галлям Р. Татарские мечети Казанского уезда середины XVIII в. // Гасырлар авазы = Эхо веков. – 2006 – №1.
4. Историко-статистическое описание церквей Казанской епархии. Вып.3. Казанский уезд. – Казань: Церковное историко-археологическое общество Казанской епархии, 1916 – 23 с.
5. Малов Е.А. Миссионерство среди мухамедан и крещеных татар. Дневник миссионера: сб. ст. – Казань, 1892 – 462 с.
6. Материалы для сравнительной оценки земельных угодий в уездах Казанской губернии. Вып.3. Уезд Казанский. – Казань: Тип. Г.М. Вечесла-
7. НА РТ. Ф.1. Оп.3. Д.10502.
8. НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д.7609.
9. НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д.7902.
10. НА РТ. Ф.2. Оп.2. Д.8464.
11. НА РТ. Ф.3. Оп.1. Д.2440.
12. НА РТ. Ф.3. Оп.2. Д.33.
13. НА РТ. Ф.119. Оп.1. Д.1310.
14. НА РТ. Ф.324. Оп.740. Д.37.
15. НА РТ. Ф.359. Оп.1. Д.90.
16. НА РТ. Ф.91. Оп.6а. Д.57.
17. НА РТ. Ф.91. Оп.6а. Д.104.
18. РГАДА. Ф.1355. Оп.1. Д.402.
19. Салихов Р., Хайрутдинова Р. Республика Татарстан: памятники истории и культуры татарского народа (конец XVIII – начало ХХ веков). – Казань: Фест, 1995 – 280 с.
20. Сборник материалов по истории Казанского края в XVIII в. Составил Д.А.Корсаков. – Казань: Типо-литография имп. ун-та, 1908 – 367 с.
21. Сведения о числе верст от селений и посадов до губернского, уездного и заштатных городов Казанской губернии. – Казань: В губернской типографии, 1876 – 232 с.
22. Список населенных мест Казанского уезда с кратким описанием. Составил И.А. Износков. – Казань: Тип. Губернского Правления, 1885 – 208 с.
23. Список населенных мест Казанской губернии. Вып.1. Уезд Казанский. Составил член и секретарь Казанского губернского статистического комитета Н.Н. Вечеслав. – Казань, 1878 – 269 с.
24. Список населенных мест по сведениям 1859 г. Вып. 14 Казанская губерния. Обработан А. Артемьевым. – Санкт-Петербург, 1866 – 237 с.
25. Список селений Казанской губернии. Вып.1. – Казань: Лито-типография И.Н. Харитонова, 1910 – 32 с.
26. Список селений Казанской губернии. Составлен К.П. Берстель. – Казань: Типо-литогр. Н.В. Ермолаевой, 1908 – 263 с.
27. Татарская энциклопедия. Т.5. Р-Т. – Казань: Институт татарской энциклопедии, 2010 – 734 с.
Источник: Багаутдинова Х.З. Страницы истории деревни Старый Яваш / Х.З.Багаутдинова // Кряшенское историческое обозрение: сб. ст.: вып.1. - Казань, 2017. - С. 90-96.
Подробнее: http://tuganaylar.ru/blog/blog/stranitsy-istorii-derevni-staryy-yavash-khzbagautdinova-institut-istorii-im-shmardzhani-an-rt